- 01 1998-01 ¦ Лилипуты против великанов (паровые катера и миноноски с шестовыми минами)
- 02 1998-02 ¦ Носители “электрических скатов” (первые серийные миноноски)
- 03 1998-03 ¦ Патенты и эксперименты (необычные миноносцы)
- 04 1998-04 ¦ Каким быть миноносному судну?
- 05 1998-05 ¦ От 100 футов к 100 тоннам (миноноски становятся миноносцами)
- 06 1998-06 ¦ “Сигары” и “черепахи” (миноносцы 1880-х годов)
- 07 1998-07 ¦ Конкурент из Эльбинга (миноносцы фирмы “Шихау”)
- 08 1998-08 ¦ Уроки “молодой школы” (французские миноносцы)
- 09 1998-09 ¦ Минные крейсера
- 10 1998-10 ¦ Американские “экспонаты” (миноносцы Американского континента)
- 11 1998-11 ¦ “Скандинавский путь” (миноносцы Северной Европы)
- 12 1999-01 ¦ В поисках оптимального типа (последние русские миноносцы)
- 13 1999-02 ¦ Миноносцы: вариации на тему (миноносцы начала века)
- 14 1999-03 ¦ Самые малые из «москитов» (последние миноноски)
- 15 1999-04 ¦ Истребители миноносцев (первые английские эсминцы)
- 16 1999-05 ¦ Первые эскадренные миноносцы Франции
- 17 1999-06 ¦ Корабли «дивизионной» линии (первые немецкие эсминцы)
- 18 1999-07 ¦ Наследники «Сокола»
- 19 1999-08 ¦ Роковая торпеда с «Белого облака» (эскадренные Швеции и Японии)
- 20 1999-09 ¦ Несостоявшийся фурор «Фурора» (итальянские и испанские эскадренные)
- 21 1999-10 ¦ Заокеанские «мореходы» (первые эсминцы США)
- 22 1999-11 ¦ «Люкс» или «экономный класс»? (английские эсминцы начала XX века)
- 23 1999-12 ¦ Эсминцы на экспорт (корабли для флота второстепенных держав)
- 24 2000-01 ¦ «Добровольцы» (построенные на народные пожертвования, Россия)
- 25 2000-02 ¦ «Черная прислуга» адмирала Тирпица (германские Первой, ч.1)
- 26 2000-03 ¦ От «калек» адмирала Ланса до последних гигантов (германские Первой, ч.2)
- 27 2000-04 ¦ Буквы алфавита (английские эсминцы Первой мировой войны)
- 28 2000-05 ¦ Подкрепление с Дальнего Востока (французские и японские Первой)
- 29 2000-06 ¦ Знаменитые «Новики» (типа «Новик», Россия)
- 30 2000-07 ¦ Корабли-универсалы (Италии и Австро-Венгрии)
- 31 2000-08 ¦ Гладкопалубные сотки (американские Первой мировой войны)
- 32 2000-09 ¦ Лидеры (первые лидеры эсминцев)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 1998-10
Выпуск: 10 Американские «экспонаты»
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 80 «Фут», США, 1897 г.
- 81 «Портер», США, 1896 г.
- 82 «Дэвис», США, 1899 г.
- 83 «Блэкли», США, 1904 г.
80. Миноносец «Фут», США, 1897 г.
Строился фирмой «Коламбиан Айрон Уоркс».
Водоизмещение нормальное 142 т.
Длина наибольшая 48,8 м, ширина 4,91 м, осадка 1,52 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 2000 л.с., скорость на испытаниях 25 узлов.
Вооружение:
три торпедных аппарата, три 37-мм пушки.
Всего построено три единицы:
«Фут», «Роджерс» и «Уинслоу», вошедшие в строй в 1897—1898 гг.
Последний исключен из списков флота в 1911 г., а «Фут» и «Роджерс» прослужили до 1920 г. В 1918 г. они переименованы в миноносцы береговой обороны № 1 и № 2 соответственно.
81. Миноносец «Портер», США, 1896 г.
Строился фирмой «Герешоф».
Водоизмещение нормальное 165 т.
Длина наибольшая 55,5 м, ширина 5,41 м, осадка 1,48 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3200 л.с., скорость на испытаниях 27,5 узла.
Вооружение:
три торпедных аппарата, четыре 37-мм пушки.
Всего построено две единицы:
«Портер» и «Дюпон».
«Портер» исключен из списков флота в 1912 г. «Дюпон» в 1918 г. переименован в миноносец береговой обороны № 3, а в 1920 г. сдан на слом.
82. Миноносец «Дэвис», США, 1899 г.
Строился фирмой «Уолф энд Цвикер».
Водоизмещение нормальное 155 т.
Длина наибольшая 45,1 м, ширина 4,68 м, осадка 1,78 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 1750 л.с., скорость на испытаниях 23,3 узла.
Вооружение:
три торпедных аппарата, три 37-мм пушки.
Всего построено две единицы:
«Дэвис» и «Фокс».
Оба выведены в резерв в 1913—1914 гг. и сданы на слом после Первой мировой войны.
83. Миноносец «Блэкли», США, 1904 г.
Строился фирмой «Дж. Лоули».
Водоизмещение нормальное 196 т.
Длина наибольшая 53,35 м, ширина 5,18 м, осадка 1,8 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость на испытаниях 26 узлов.
Вооружение:
три палубных торпедных аппарата, три 37-мм пушки.
Всего построено две единицы:
«Блэкли» и «Де-Лонг».
Исключены из списков флота в 1920 г.
В 1898—1905 гг. разными фирмами построено еще 10 похожих кораблей:
3 типа «Бэгли», 2 типа «0'Брайен», 3 типа «Шабрик» и 2 типа «Тингей».
Завершение гражданской войны 1861 — 1864 годов ознаменовало собой начало нового этапа в истории Соединенных Штатов Америки. Самое крупное государство Нового Света сохранило свою целостность, быстро восстановило подорванную войной экономику и продолжило стремительное развитие. Как грибы после дождя росли заводы, плотины, мосты, железные дороги, фермы... И лишь один атрибут мощи страны находился в полном запустении — военно-морской флот. Огромное количество боевых и полубоевых судов как специальной постройки, так и переоборудованных оказалось абсолютно непригодным для ведения современной морской войны. Созданные для действий на реках низкобортные мониторы и вооруженные колесные пароходы просто нельзя было вывести в открытое море без риска потерять их во время первого же шторма.
Прошло два десятилетия, прежде чем США приступили к возрождению своего военно-морского флота. Им пришлось начинать практически с нуля, что и отразилось в распространенном названии «новый флот».
Неудивительно, что стране, фактически господствовавшей на огромном материке, отделенном от других ведущих государств мира тысячами миль океанских просторов, в последнюю очередь были нужны миноноски и миноносцы — крохотные суденышки, способные действовать лишь у побережья. Изобретательные американцы, широко применявшие шестовые мины в гражданской войне, потеряли интерес к новому оружию сразу же после ее окончания. Ни одна верфь не интересовалась постройкой торпедных судов, за исключением фирмы «Герешоф», создавшей несколько любопытных миноносок на экспорт. Практически незамеченным в США прошло появление «самодвижущейся мины» Уайтхеда — оружия, которому вскоре предстояло заметно изменить характер морской войны.
Только спустя пять лет после начала строительства «нового флота» в США появился первый миноносец, да и тот как бы незаконнорожденный. фирма «Герешоф» по собственной инициативе построила 30-тонный однотрубный миноносец с деревянным корпусом, развивший на испытаниях неплохую для тех времен (1887 год) скорость 18,2 узла. Морское министерство Соединенных Штатов купило кораблик, хотя он не нес никакого вооружения! В течение десяти лет «Стилетто», так был назван первый американский миноносец, использовали для различных испытаний, в том числе паровых котлов на нефтяном топливе.
Между тем наступили 1890-е годы — время бурного развития миноносцев в европейских странах. Детище Уайтхеда уже переболело «детскими болезнями» и постепенно становилось все более серьезным оружием. Казалось бы, Соединенным Штатам с их мощной экономикой стоило только закупить патент и развернуть собственное производство смертоносных торпед. Но следовавшие модной в те времена политике изоляционизма американские военно-морские деятели предпочли ориентироваться на собственные силы. Изобретатель Хоуэлл предложил проект совершенно оригинальной самодвижущейся мины. Вместо сложной и капризной керосиновой машины на ней устанавливался массивный маховик, который перед выстрелом раскручивался на корабле-носителе с помощью парового привода до большого числа оборотов. Заключенная во вращающемся маховике энергия должна была позволить торпеде пройти несколько сотен метров.
Однако, как это часто бывает, практика заметно расходилась с теорией. Во-первых, требовалось вовремя раскрутить маховик торпеды перед выстрелом, на что даже в идеальных условиях тратилось несколько минут. Нетрудно представить, как сложно было сделать это в условиях скоротечной минной атаки! Кроме того, сама раскрутка напрямую зависела от стабильности и безотказности работы парового привода, чего на деле не наблюдалось. Но, самое главное, хоуэлловский маховик просто не обладал достаточной энергией. Торпеда проходила небольшое расстояние и с явно недостаточной скоростью.
Все это выяснилось довольно быстро, но флот США продолжал цепляться за отечественную разработку в течение нескольких лет. Результат оказался весьма печальным: в 1890 году на американских кораблях не было ни одного действующего торпедного аппарата! Пришлось срочно наверстывать упущенное — закупать патент у Уайтхеда и внедрять новую технику. Все это предопределило отставание минных сил флота Соединенных Штатов на целый десяток лет.
Дело с носителями торпед обстояло заметно лучше, чем с самими торпедами. После экспериментального «Стилетто» моряки и конструкторы быстро усвоили, что океанской морской державе требуются большие миноносцы с солидным запасом топлива. Второй корабль этого класса в США — «Кэшинг», построенный в 1890 году все той же фирмой «Герешоф», имел водоизмещение 116 т, из которого почти треть приходилась на запас угля. Корабль имел два котла и две машины, развивал 23 узла, а его вооружение выглядело для тех времен очень солидно: три 57-мм орудия и три 457-мм торпедных аппарата, из которых один неподвижный носовой и два поворотных палубных.
После успешных испытаний, проводившихся в течение нескольких лет, «Кэшинг» стал прототипом для всех последующих американских миноносцев. Правда, появления в строю третьего представителя минных сил американским морякам пришлось ждать семь лет, в чем повинна главным образом фирма-судостроитель «Айрон Уоркс» из весьма далекой от моря Айовы. «Эриксон» строился с 1892 по 1897 год и был очень похож на «Кэшинг»; исключением стала артиллерия: 57-миллиметровки уступили место стандартным для миноносцев 37-мм скорострелкам.
В середине 90-х годов «разминка» в деле создания минных сил флота наконец завершилась. Между 1897 и 1900 годами в строй вошли 16 миноносцев, только один из которых был импортным. Заказанный знаменитой специализированной германской фирме «Шихау» 145-тонный «Сомерс» со своими 23 узлами стал далеко не самым удачным представителем американских носителей торпед, и моряки США больше не обращались к европейским державам за техникой, тем более что свои корабли выглядели очень неплохо. Почти все потомки «Кэшинга» имели солидное водоизмещение (от 140 до 200 т), заметная часть которого уходила на громадный запас угля. 142-тонный «фут» нес его 44 т, 168-тонный «Бэгли» — 47 т, но впереди всех в этом деле оказаля 165-тонный «Портер», бравший на борт 76 т топлива — 46 процентов от водоизмещения! Линия развития «национального» миноносца продолжилась в США и в начале XX века. Построенные в 1901 — 1904 годах 12 единиц также были крупными кораблями с хорошей мореходностью, большим запасом топлива, хотя и умеренной скоростью (24—26 узлов). Количественно вооружение оставалось неизменным: три или четыре 37-мм орудия и три 457-мм торпедных аппарата, но размещение последних, начиная со спущенных на воду в 1900 году «Блэкли» и «Де-Лонга», изменилось. Мало полезный для действия в открытом море носовой аппарат уступил место третьему палубному, обосновавшемуся в корме. Самыми крупными стали вошедшие в строй в 1905 году 220-тонные «Николсон» и «0'Брайен», а также 200-тонная тройка «Шабрик», «Стоктон» и «Торнтон», поступившая на флот тремя годами раньше. «Торнтон» стал своего рода рекордсменом, приняв на борт 96 т угля — почти половина веса готового к плаванию корабля приходилась на топливо!
От строительства малых миноносцев США отказались довольно быстро, разумно признав полную непригодность идей французской «молодой школы» для своей страны. Их представительство в американском флоте ограничилось 45-тонными «Тэлботом» и «Гуином», а также «Маккензи» и «Мак-Ки» водоизмещением 65 т, вошедшими в строй в 1898 году. И те и другие имели одновальную механическую установку и не могли развить ход более 20 узлов. Вооружение «малышей» состояло из одной 37-мил-лиметровки и двух поворотных торпедных аппаратов.
В отличие от европейских стран, в демократической Америке не нашлось место особому «законодателю мод» в деле создания торпедных сил, подобно «Шихау» в Германии, «Торникрофту» и «Ярроу» в Англии или «Ле Норману» во Франции. Миноносцы строили самые разные фирмы, одни с большим успехом, другие с меньшим. Поэтому весьма непросто определить, какой же именно американский корабль этого класса можно считать последним. Так, заложенный в конце 1898 года «0'Брайен» вошел в состав флота только в июле 1905-го. Его на несколько лет обогнали семь единиц, заложенные на год позже, и даже «Бэгли», «Бэрни» и «Биддл», закладка которых состоялась уже в XX веке, вошли в строй раньше. Именно они, построенные, кстати, весьма быстро — в течение года и восемь месяцев, стали последними представителями миноносцев, заказанных для флота Соединенных Штатов.
Совсем по-другому проходило развитие минных сил на Американском континенте к югу от «великого соседа». Странам Латинской Америки, не имевшим ничего похожего на мощную индустриальную базу США, приходилось довольствоваться закупками за рубежом, для чего требовалось все время «держать нос по ветру». Достаточно вспомнить изрядные зигзаги, которые выписывала линия развития миноносцев в конце XIX века, чтобы понять ту мозаику из типов и размеров, которая образовалась во флотах большинства «банановых» республик.
Следует сразу же сказать, что на первый взгляд дешевые торпедные силы оказались не по карману подавляющему большинству малых стран. Для поддержания боеспособности всего нескольких миноносцев требовались инструкторы по новому оружию, специальные базы и станции обслуживания. Поэтому только «большая троица» Южной Америки — Аргентина, Бразилия и Чили — могла позволить себе создать и содержать минные флоты, да и то очень небольшие по численности.
Старательно приглядывавшие друг за другом соперники повторяли ходы соседа буквально шаг в шаг. В начале 80-х годов прошлого века флоты Аргентины, Бразилии и Чили обогатились типичными миноносками и миноносцами ведущих британских производителей — «Торникрофта» и «Ярроу». Их размеры простирались от крохотных 5-тонных чилийских миноносок «Колоколо» и «Тукапеля», вооруженных, тем не менее, двумя торпедными аппаратами, до 40 — 50-тонных миноносцев фирмы «Ярроу» (четыре единицы типа «Ферре» в Аргентине и пять номерных в Бразилии). По заказу далеких республик строились минные суда и всех промежуточных размеров: 25-тонные и 35-тонные миноноски для Чили, 15-тонные — для Аргентины. В начале 1890-х годов к ним присоединились более солидные корабли. В их числе можно отметить шесть «аргентинцев» типа «Бухардо» (85 т, 24 узла, три 47-мм пушки и столько же 457-мм торпедных аппаратов) и тройку практически однотипных бразильских судов типа «Арагуари», имевших чуть большие размеры и скорость 25 узлов, но на одно орудие меньше. В точности такой же тройкой обзавелась и Чили (№ 7 — 9). Как можно видеть, страны Южной Америки получали далеко не худшие образцы носителей торпедного оружия.
В конце XIX века последовал новый рывок — сначала к крупным миноносцам, таким как чилийские «Хиат», «Виделья», «Мутилья», «Контрерас», «Родригес» и «Томпсон», (140 т, 27 узлов, три 47-мм орудия и три торпедных аппарата), а затем и к «истребителям». Построенные «Ярроу» для Аргентины три единицы типа «Корриентес» (245 т) несли стандартное «английское» вооружение из одного 76-мм и шести 57-мм орудий, а также трех торпедных аппаратов. Традиционный соперник Аргентины — Чили — обратился кус-лугам другой британской фирмы — «Лэйрд», которая в 1896 — 1901 годах поставила шесть 300-тонных эскадренных миноносцев типа «Капитан Орелла», развивших на испытаниях отличную скорость (около 30 узлов). «Чилийцы» имели на одно 57 мм орудие и на один торпедный аппарат меньше, чем их вероятные противники из Аргентины.
Вообще чилийский флот имеет весьма прочные «торпедные» традиции. Именно ему принадлежит честь первого успешного использования самодвижущейся мины против настоящего броненосца в 1891 году. Следует, правда, оговориться, что в качестве жертвы выступил собственный корабль «Бланке Энкалада», а «палачом» стала торпедная канонерская лодка «Альмиранте Линч».
И сам класс торпедных канлодок, и применение их против броненосцев получили заметное распространение во время гражданской войны в Южной Америке. 700-тонным чилийским «адмиралам» «Линчу», «Конделлу» и «Симпсону» противостояли аргентинские 520-тонные «Эспора» и «Розалес», а также 1000-тонная «Патриа». Все они, кроме «арм-стронговской» «Патрии», строились фирмой «Лэйрд». Не уступила соседям и Бразилия: построенный для нее заводом Армстронга в 1893 году 500-тонный «Густаво Сампайо» был немедленно пущен в дело и в октябре того же года потопил на рейде Рио-де-Жанейро взбунтовавшийся броненосец «Аквидабан». Вдохновленные бразильцы заказали еще три торпедные лодки вдвое большего водоизмещения, на сей раз — в Германии. «Тупи», «Тамайо» и «Тимбрия» отличались от прочих кораблей этого класса вполне приличной скоростью — до 23 узлов и мощной артиллерией из двух 105-мм и шести 57-мм орудий при устаревших 14-дюймовых торпедах.
Трудно даже перечислить все «экспонаты» той пестрой коллекции, которую являли собой минные силы латиноамериканских стран к началу нашего столетия. Можно лишь отметить, что многие из них, невзирая на свою сомнительную боевую ценность, находились в строю по 20 лет и более, а некоторые просуществовали даже до середины 30-х годов XX века.
В. Кофман