Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 06-1984

Выпуск: 11 Последние морские мониторы

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • Служба
  • «Эребус», Англия, 1916 г.
  • № 26 «Хамбер», Англия, 1913 г.
  • № 27 «Реглан», Англия, 1915 г.
  • № 28 М-15, Англия, 1915 г.
Океанский монитор «Эребус», Англия, 1916 г.
Океанский монитор «Эребус», Англия, 1916 г.

Последние и самые крупные из английских мониторов первой мировой войны, спущены на воду в 1916 году.

Водоизмещение 8000 т

мощность двухвинтовой установки с паровыми машинами тройного расширения 6—7 тыс. л. с., скорость хода 12—14 узлов.

Наибольшая длина 123 м, ширина 26,8, среднее углубление 3,35 м.

Бронирование:

палуба 25—102, траверсы 102, барбет 203, башня 330—279—115, боевая рубка 152 мм.

Вооружение:

2 381-мм орудия, 8 102-мм орудий.

Всего построено два — «Террор» и «Эребус», первый был потоплен немецкой авиацией у берегов Ливии в 1941 году, второй пошел на слон в 1946 году.

26. Монитор прибрежного действия «Хамбер», Англия,  1913 г.
26. Монитор прибрежного действия «Хамбер», Англия, 1913 г.

Мониторы «Джавари», «Мадейра», «Солимоэс» строились фирмой Виккерс по заказу бразильского правительства. Спущены на воду в 1913 году. В начале первой мировой войны были конфискованы английским правительством и вступили в строй британского флота под названиями «Хамбер», «Мерсей» и «Северн».

Водоизмещение 1260 т

мощность двухвинтовой установки с паровыми машинами тройного расширения 1450 л. с., скорость хода 12 узлов.

Наибольшая длина 78,5, ширина 15, среднее углубление 1,45 м.

Вооружение:

3 152-мм орудия и 2 119-мм гаубицы.

Проданы на слом в 1920—1921 годах.

27. Монитор прибрежного действия «Реглан», Англия,  1915 г.
27. Монитор прибрежного действия «Реглан», Англия, 1915 г.

Построены по проекту д'Эйнкорта за шесть месяцев в 1915 году.

Водоизмещение 6150 т

мощность двухвинтовой установки с паровыми машинами тройного расширения 2000 л. с., скорость хода 6—7 узлов.

Наибольшая длина 101, ширина 27,5, среднее углубление 3,05 м.

Бронирование:

палуба 37, траверсы 102, барбет 203, башня 254—179—102, боевая рубка 152 мм.

Вооружение:

2 356-мм орудия, 1 76-мм пушка.

Всего построено четыре:

«Аберкромби», «Хейвлок», «Реглан», «Робертс».

28. Малый монитор М-15, Англия, 1915 г.
28. Малый монитор М-15, Англия, 1915 г.

Первая серия, насчитывавшая 14 малых мониторов от М-15 до М-28, построена в 1915 году.

Водоизмещение 540 т

мощность двухвинтовой установки с паровой машиной тройного расширения 800 л. с., скорость хода 12 узлов.

Наибольшая длина 54, ширина 9,45, среднее углубление 1,83 м.

Вооружение:

1 234-мм орудие, 1 76-мм пушка.

У кораблей серии были отличия: на М-19, 20 и 23—28 устанавливались дизели, на М-24, 26, 27 было четыре винта, на М-23—28 вместо 234-мм орудия ставились 190-мм, 152-мм и 119-мм.

Быстроходный катер был замечен в 14.18 и чуть позже — гидросамолет. Оба шли прямо на английские корабли, находившиеся в 40 км от германского побережья. Эскадра стала отходить на запад, ведя сильный артиллерийский огонь. И все же стремительный катер прорвался сквозь строй миноносцев и, не снижая скорости, нацелился прямо в борт охраняемого ими монитора. В 14.23 огромный столб воды, пламени и дыма поднялся около английского корабля, а спустя несколько минут в кормовой его части грянул второй взрыв... Жертвой внезапной атаки стал новейший английский монитор прибрежного действия «Эребус» — представитель того класса кораблей, который считался безнадежно устаревшим еще за пятьдесят лет до начала войны и который тем не менее возродился в английском флоте, как только открылись боевые действия.

Истоки таинственного нападения следовало искать в морском министерстве Германии, куда вскоре после начала первой мировой войны обратились с заманчивым предложением школьный учитель из Нюрнберга Сименс, инженер-торпедист Гислер и несколько других специалистов. Их идея заключалась в использовании против вражеских кораблей быстроходных управляемых на расстоянии катеров, начиненных взрывчаткой. Изобретатели предлагали наводить такие катера с берегового поста по кабелю, разматывающемуся с установленной на борту вьюшки.

В сентябре 1915 года после первых опытов, подтвердивших жизнеспособность идеи, флот заказал 12 дистанционно управляемых катеров, которые при наведении с 30-метровой вышки должны были поражать цели на удалении до 25 км от берега.

Одновременно с проектированием этих катеров создавался гидросамолет с мощной радиостанцией, применение которой увеличивало дальность применения нового оружия до 50 км.

28 октября 1917 года в 13.20 от причала станции управления в Остенде отошел управляемый по кабелю катер FL-12. Через 25 минут управление взял на себя самолет, который к 14.18 вывел стремительную «мину» на группу английских кораблей.

Представляет интерес и вопрос о том, как в группу современных английских кораблей мог попасть устаревший монитор. Причина этого оказалась простой. После того как в августе 1914 года наступление на Париж было отбито, немецкие армии повернули на север и в октябре вышли на Фландрское побережье Бельгии. 16 октября французский маршал Жоффр попросил англичан оказать с моря поддержку бельгийским войскам, оборонявшимся на крайнем левом фланге Ипрского фронта союзников. И тут оказалось, что в составе британского флота, считавшегося сильнейшим в мире, нет кораблей, способных действовать против занятого врагом бельгийского побережья, окаймленного мелями и песчаными банками. Единственное, что смогло сделать адмиралтейство, — это конфисковать три легких монитора, построенных для Бразилии, и два корабля береговой обороны, предназначавшихся Норвегии. Первые три — мониторы «Хамбер» (26), «Мерсей» и «Северн» — водоизмещением по 1260 т, составили ядро небольшой эскадры, которая прибыла 18 октября 1914 года к Фландрскому побережью и своим огнем спасла Ньюпорт и шлюзы. Другие — «Глэттон» и «Горгон» — гораздо более крупные, при водоизмещении 5700 т были снабжены двумя машинами тройного расширения суммарной мощностью 4000 л. с. и развивали скорость до 13 узлов. Их вооружение состояло из двух 234-мм и шести 152-мм орудий, двух 76-мм зениток и пушек более мелкого калибра. Корпуса защищала 51-мм броневая палуба.

Дальнейшее развитие боевых действий во Фландрии, в Дарданеллах, Восточном Средиземноморье и в Адриатике потребовало множества мониторов, способных маневрировать в мелких прибрежных водах. Это побудило адмиралтейство приступить к планомерной серийной постройке кораблей этого класса, причем самым трудным оказалось вооружить их. Уже после начала войны удалось перекупить в США восемь 356-мм орудий, заказанных Грецией для строившегося а Германии линейного крейсера «Саламис». В ноябре 1914 года под них были заказаны четыре мореходных монитора с малой осадкой, которые были названы в честь английских генералов «Аберкромби», «Хейвлок», «Реглан» (27) и «Робертс».

Под 305-мм орудия, снятые со старых эскадренных броненосцев типа «Мажестик», предназначались восемь примерно таких же мониторов: «Граф Питерсборо», «Генерал Кроуфорд», «Генерал Вулф», «Лорд Клайв», «Принц Евгений», «Принц Руперт», «Сэр Джон Мур» и «Сэр Томас Пиктон». При водоизмещении 5900 т эти корабли были снабжены двумя паровыми машинами тройного расширения суммарной мощностью 2300—2500 л. с., сообщавшими им скорость до 6—8 узлов. Защита — броневая палуба толщиной 37 мм, вооружение — два 305-мм орудия, одно или четыре 152-мм орудия, 76-мм зенитки. В 1918 году на трех мониторах этого типа — «Генерал Вулф», «Лорд Клайв» и «Принц Евгений» — два 305-мм орудия заменили одним 456-мм орудием — три такие пушки были изготовлены для одного из знаменитых «белых слонов» адмирала Фишера (см. «М-К» № 2, 1980 и № 1, 1982). Еще позднее на «Лорде Клайве» одно 456-мм орудие было заменено экспериментальной трехорудийной башней калибра 381-мм.

Четырьмя 381-мм орудиями, снятыми с недостроенных линкоров типа «Ройал Соверен», вооружили два монитора с дизельными установками: «Маршал Ней» и «Маршал Сульт» водоизмещением 6670 т каждый. Четыре дизеля суммарной мощностью 1500 л. с. позволяли такому кораблю развивать скорость 5—7 узлов. Вооружение дополнялось также восемью 102-мм и несколькими 76-мм пушками. Защита состояла из броневой палубы толщиной 25—76мм. Дизели, снятые с гражданских судов и установленные на этих мониторах, работали плохо и часто выходили из строя, поэтому в конце концов с «Маршала Нея» пришлось снять тяжелые орудия и, заменив их шестью 152-мм пушками, превратить корабль в брандвахту для охраны рейда Доунс от набегов немецких миноносцев.

Последними и самыми совершенными из английских тяжелых мониторов, построенных в годы первой мировой войны, стали «Террор» и «Эребус». При таком же вооружении, как «Маршал Ней», они были крупнее и имели более совершенную и мощную силовую установку — две паровые машины тройного расширения мощностью 7000 л. с., позволявшие им развивать скорость хода до 12—14 узлов. Только эти два монитора могли действовать у вражеских берегов без поддержки вспомогательных судов: все остальные мониторы во время приливно-отливных течений и сильных ветров близ Фландрского побережья вынуждены были становиться на якорь, чтобы их не выбросило на берег. Была смонтирована на них и система подводной защиты, разработанная главным строителем британского флота д'Эйнкортом. Она состояла из двухкамерных бортовых булей, тянувшихся от носа до кормы, причем внешняя камера была заполнена воздухом, а внутренняя, примыкавшая непосредственно к корпусу корабля, — водой. Эффективность такой защиты не раз подтвердилась в боевых условиях. Так, «Эребус», пораженный управляемым катером с 230-кг зарядом прямо в середину борта, практически не получил серьезных повреждений корпуса. «Террор», в который 19 октября 1917 года попали три немецкие торпеды, самостоятельно дошел до базы и стал в док.

Здесь следует также упомянуть о 19 малых мониторах типа М, построенных в 1915 году. Первая серия состояла из четырнадцати кораблей от М-15 до М-28 (281, известных как «9,2-дюймовые мониторы»: при 540 т водоизмещения и мощности двигателей 600—800 л. с. они развивали скорость около 12 узлов и были вооружены одним 234-мм орудием и одной 76-мм зениткой. Вторая серия — «6-дюймовые мониторы» — состояла из пяти кораблей с меньшей мощностью машин (400 л. с.), более тихоходных (10 узлов) и с иным сооружением — два 152-мм орудия и одна 76 или 57-мм зенитка. Все корабли этого типа не были бронированы, только орудия на них прикрывались стальными щитами.

Таким образом, на протяжении полутора лет после начала мировой войны англичане построили сорок мониторов, на которые выпала большая боевая нагрузка. Так, после действий у Фландрского побережья осенью 1914 года «Мерсей» и «Северн» совершают переход в Восточную Африку и 11 июля 1915 года появляются в устье реки Руфиджи, где с октября 1914 года укрывался заблокированный англичанами немецкий рейдер «Кенигсберг». Пользуясь своей малой осадкой, мониторы вошли в реку и вступили в артиллерийскую дуэль с крейсером. Дуэль завершилась тем, что «Кенигсберг» загорелся и затонул.

Малые мониторы, лишенные как броневой, так и подводной защиты, понесли особенно крупные потери в ходе боевых действий. 13 мая 1916 года огнем турецких батарей у Смирны был потоплен М-30. Спустя полтора года погиб второй малый монитор. 11 ноября 1917 года М-15, М-29, М-31 и М-32 вместе с другими кораблями обстреливали турецкие укрепления в районе Газы, поддерживая наступление англичан на Иерусалим. Во время этих действий австрийская подводная лодка U-78 (это была немецкая UC-38, переведенная на Средиземное море и получившая австрийский номер) выстрелом торпеды пустила ка дно М-15. .20 января 1918 года на акваториях Греческого архипелага разыгрались события, в результате которых англичане потеряли еще два монитора. В этот день в 5 часов утра, когда было еще темно, немецкий линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау» выскользнули из Дарданелл и двинулись на соединение с австрийским флотом. Союзники, давно уже опасавшиеся такой возможности, сосредоточили в этом районе значительные сипы. В бухте Мудрое острова Лемнос находились два английских эскадренных броненосца, шесть крейсеров, двенадцать мониторов и несколько эсминцев. В Кефалонии должны были сосредоточиться семь французских дредноутов, а в Бриндизи — пять итальянских.

По всем расчетам, немецким крейсерам было невозможно избежать встречи с этими силами. Но получилось иначе. Выходя из пролива, «Гебен» и «Бреслау» мощным артиллерийским огнем отогнали находившиеся в дозоре эсминцы, быстро прошли к острову Имброс (Имроз) и, застав здесь врасплох два британских монитора «Реглан» и М-28, коротким артиллерийским налетом уничтожили их. После этого крейсера пошли на юг, но в 7 часов «Бреслау" попал на минное поле и, подорвавшись последовательно на пяти минах, затонул. «Гебен», попытавшийся после первых взрывов взять «Бреслау» на буксир, сам наткнулся на мину и получил тяжелые повреждения. Однако, несмотря на непрерывные бомбардировки с воздуха,. ему удалось вернуться в Дарданеллы своим ходом и приткнуться к отмели у мыса Нагара.

16 сентября 1918 года на мониторе «Глэттон» возник пожар, и экипаж, опасаясь внутреннего взрыва, затопил его в Дувре. Спустя месяц, 20 октября, у Остенде подорвался на мине и затонул М-21. Таким образом, из сорока английских мониторов до конца мировой войны затонули шесть. Еще два бесславно погибли в ходе интервенции против Советской России...

В феврале 1918 года Мурманский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, где окопались меньшевики и эсеры, получив директиву Троцкого «вы обязаны принять всякое содействие союзников», заключил «словесное соглашение о совместных действиях англичан, французов и русских по обороне Мурманского края» от немцев. И с этого момента страны Антанты начали военную интервенцию под видом помощи. 9 марта с английского крейсера «Глори» высадился десант в 200 штыков, потом в Мурманск стали подходить другие английские, французские и американские военные корабли.

В июле 1918 года, накопив достаточные силы, интервенты захватили ряд важных пунктов на побережье Кольского полуострова и нацелили новый удар на Архангельск. 2 августа здесь вспыхнул контрреволюционный мятеж, и красногвардейские отряды под натиском мятежников, поддерживаемых с моря Антантой, оставили город, уведя с собой почти весь речной флот Северной Двины. Захватив Архангельск, оккупанты создали на севере плацдарм для дальнейшего продвижения в глубь советской территории по двум направлениям: по железной дороге на Вологду и по Северной Двине на Котлас с целью соединиться с силами восточной контрреволюции. Для этой цели и понадобились англичанам малые мониторы.

Осенью 1918 года они сформировали на Северной Двине флотилию из четырех канонерских лодок II класса типа «Кокчафер» и двух малых мониторов М-23 и M-25. К началу кампании 1919 года из Англии пришли на Северную Двину еще три монитора— «Хамбер», М-33 и М-31. Учитывая это, В. И. Ленин приказал усилить наши сухопутные и речные сипы на севере. Зимой 1918/19 года Северо-Двинская флотилия была реорганизована, и ее основным ядром стал 1-й дивизией, состоявший из шести канонерских лодок, переоборудованных из речных колесных буксиров, и четырех плавучих батарей — бывших речных несамоходных барж.

Именно эти корабли в мае 1919 года отбили все попытки интервентов прорваться к Котласу. Но в июне — июле интервенты получили новые мониторы и броненосные канонерки из Англии, сбили нашу флотилию с позиций и продвинулись вверх по реке. Это побудило советское командование выделить флотилии 14 орудий для переоборудования в канонерки «Труд» и «Усть-Сысольск» еще двух буксиров и в плавучие батареи «Канск», «Венгрия» и «Бавария» еще трех барж. Однако провал интервенции был уже неминуем: части Красной Армии нанесли решительное поражение Колчаку, и в начале июля после освобождения города Глазова стало ясно, что угроза соединения сил северной и восточной контрреволюции для совместного удара на Москву отпала. Поняв, что интервенция провалилась, англичане стали снимать свои части с фронта и поспешно отступать на Архангельск.

Свой отход английская флотилия прикрывала постановкой большого количества мин, в том числе и магнитных. Во время этого поспешного бегства по Северной Двине 17 сентября 1919 года англичане посадили на мель у Чамовского переката мониторы М-25 и М-27 и поспешили взорвать их.

Остальные корабли флотилии ушли в Архангельск и больше не появлялись на Северной Двине вплоть до полного изгнания интервентов из этого города 21 февраля 1920 года.

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина