Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 02-1984

Выпуск: 07 “Капитан Пратт” и “Адмирал Грау”

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание Англия
  • Описание Россия
  • «Адмирал Лазарев», Россия, 1867 г.
  • № 15 «ГуаскаР», Перу — Чили, 1865 г.
  • № 16 «Люфти Джелиль», Турция, 1866 г.
  • № 17 «Ройал Соверен», Англия, 1864 г.
Трехбашенный фрегат «Адмирал  Лазарев», Россия, 1867 г.
Трехбашенный фрегат «Адмирал Лазарев», Россия, 1867 г.

Дальнейшим развитием линии отечественных броненосных лодок типа «Смерч», «Русалка» и «Чародейка» стали двухбашенные фрегаты «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» и трехбашенные фрегаты «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг». Если лодки предназначались для действий в шхерах, то фрегаты — для защиты рейдов и поддержки шхерного флота. «Адмирал Лазарев» заложен на Балтийском заводе в Петербурге и спущен на воду 9 сентября 1867 года, вступил в строй в 1869-м.

Водоизмещение: 3779 т

мощность паровой машины 2004 л. с., скорость хода 11 узлов.

Длина наибольшая 77,4 м, ширина 13,1, среднее углубление 5,4 м.

Бронирование:

бортовой пояс 76—114, башни 152 мм.

Вооружение:

первоначально 6 229-мм орудий, впоследствии замененных на 3 280-мм, 5 47-мм, 2 37-мм и 2 десантные пушки.

В 1892 году все три фрегата перечислены в броненосцы береговой обороны.

15. Монитор «ГуаскаР», Перу — Чили, 1865 г.
15. Монитор «ГуаскаР», Перу — Чили, 1865 г.

Строился в Англии по заказу правительства Перу.

Водоизмещение 2030 т

мощность паровой машины 1050 л. с., скорость хода 12 узлов.

Длина между перпендикулярами 58 м, ширина 11, среднее углубление 4,7 м.

Бронирование:

бортовой пояс 114 мм, башня 138, палуба 36 мм.

Вооружение:

2 254-мм орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 2-фунтовая пушка, 1 пулемет (картечница Р. Гатлинга).

16. Монитор «Люфти Джелиль», Турция, 1866 г.
16. Монитор «Люфти Джелиль», Турция, 1866 г.

Строился в Англии по заказу турецкого правительства.

Водоизмещение: 2500 т

мощность паровой машины примерно 1500 п. с., скорость хода 12 узлов.

Длина между перпендикулярами 69 м, ширина 9,8, среднее углубление 5,35 м.

Бронирование:

бортовой пояс 88, башня 127 мм.

Вооружение:

2 150-фунтовых орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 32-фунтовая пушка.

По заказу Турции построено два однотипных монитора: «Люфти Джелиль» и «Хивзи Рахман». Оба они участвовали в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, «Люфти Джелиль» затонул 29 апреля 1877 года на Дунае. В перестрелке с русскими береговыми батареями в него попали два снаряда, которые, пробив небронированную палубу, проникли внутрь монитора и вызвали сильнейший взрыв. «Хивзи Рахман» был сильно поврежден снарядом русской шхуны «Ворон» 28 сентября 1877 года.

17. Башенный броненосец «Ройал Соверен», Англия, 1864  г.
17. Башенный броненосец «Ройал Соверен», Англия, 1864 г.

Переделан в башенный броненосец из старого трехдечного парусно-парового линейного корабля.

Водоизмещение: 5079 т

мощность паровой машины 2463 л. с., скорость хода 11 узлов.

Длина между перпендикулярами 73,5 м, ширина 19, среднее углубление 7 м.

Бронирование:

бортовой пояс 114, башни 127 — 254 мм.

Вооружение:

5 229-мм орудий в 4 башнях.

В строю перуанского флота вот уже более ста лет всегда значится корабль с названием «Адмирал Грау». Столь же долго существуют чилийские корабли «Капитан Пратт». Согласно военно-морской традиции именно так увековечена память о двух известных участниках чилийско-перуанской войны. А началась она из-за спора между Чили и Боливией, не поделивших богатую селитрой провинцию на границе этих государств. Боливию поддержало Перу, в ответ чилийцы блокировали перуанский порт Икике.

В мае 1879 года командующий чилийской эскадрой адмирал Рибоделло получил сведения о появлении в море перуанских кораблей. Он тут же поспешил на перехват, оставив у Икике два тихоходных шлюпа — «Эсмеральду» и «Ковандонгу». Однако противники разошлись в тумане, и перуанская эскадра благополучно прибыла в порт Арику. Там-то и выяснилось, что в Икике осталось всего два чилийских корабля, и туда немедленно отрядили монитор «Гуаскар» и броненосную батарею «Индепенденция».

Командир «Эсмеральды» капитан Артуро Пратт обнаружил вражеские корабли на рассвете 21 мая. Понимая, что шлюпы обречены, Пратт тем не менее приказал изготовиться к бою — тарану, и пушкам решено было противопоставить особую тактику...

Еще до появления противника Пратт распространил в городе слухи, будто вокруг чилийских кораблей в изобилии набросаны мины. Когда это дошло до губернатора блокированного города, тот поспешил уведомить об этом капитана Грау. Расчет Пратта оправдался — опасение подорваться на мине сильно сковывало действия перуанского монитора. К тому же Пратт поставил «Эсмеральду» так близко к береговой черте, что ядра пушек «Гуаскара» неизбежно попадали бы в городские здания.

Перуанцы быстро нашли «противоядие» хитрости Пратта: по «Эсмеральде», стоявшей всего в 300 метрах от берега, открыла огонь полевая батарея. Ядра ее пушек сразу же вывели из строя два котла на шлюпе. «Эсмеральде» пришлось покинуть мелководье и двинуться навстречу монитору. В этот момент единственная из сорока бомб, выпущенных «Гуаскаром», пробила борт шлюпа и взорвалась в машинном отделении.

В 10.30 «Гуаскар» решил таранить «Эсмеральду», но удар оказался скользящим. Пратт скомандовал «На абордаж!» и перепрыгнул на монитор, однако приказ его не был услышан в грохоте боя, и он оказался на вражеском корабле один. Отказавшись сдаться в плен, он продолжав отчаянно сражаться: застрелил подбегавшего к нему перуанца, и в тот же миг пуля сразила его...

«Гуаскар» снова и снова таранил шлюп. Когда он ударил в третий раз, «Эсмеральда» пошла на дно. Что же касается «Ковандонги», то ей удалось не только уйти от преследования, но и заманить броненосную батарею на рифы, после чего перуанцам оставалось только сжечь свой новый могучий корабль.

А через полгода — 8 октября 1879 года — «Ковандонга», участвуя в операции по захвату перуанского монитора, вновь встретилась с «Гуаскаром», которым командовал все тот же Грау, однако уже в чине адмирала, полученном за потопление «Эсмеральды». Настигнутый двумя цитадапьными броненосцами «Бланио Энкалада» и «Альмиранте Корхен», «Гуаскар» через полтора часа губительной канонады захватили в плен. Адмирал Грау, руководивший боем, погиб, разорванный взрывом снаряда из орудия «Альмиранте Корхена». А исковерканный ядрами и бомбами «Гуаскар» был отбуксирован в Вальпараисо, отремонтирован и включен в состав чилийского флота. Этому кораблю за полтора десятилетия существования пришлось сражаться с «Шахом» и «Аметистом» (см. «М-К» № 4 за 1978 г.), «Эсмеральдой», «Альмиранте Кархеном» и «Бланке Энкаладой», а также участвовать в операциях чилийской междоусобной войны... Он стал, пожалуй, самым знаменитым из всех мониторов, построенных в Англии по заказам других стран.

Как уже говорилось в предыдущих выпусках «Морской коллекции», после знаменитого сражения на Гемптонском рейде во всем мире началось повальное увлечение мониторами. При этом малые государства предпочитали заказывать корабли в Англии. Вслед за Данией, для которой там построили монитор «Рольф Краке» (1863 г.), на британских верфях в 1865 году сооружается «Гуаскар» (15) для Перу, в 1866-м— «Люфти Джелиль» (16) и «Хивзи Рахман» для Турции, в 1868-м — «Аддер», «Хейлигерлее», «Тийгер» и «Крокодил» для Голландии (эта страна с 1869 года начала самостоятельно строить броненосцы и до 1878-го ввела еще 9 единиц).

В самой же Англии первыми мониторами, включенными в состав британского флота, оказались, как это ни парадоксально, корабли, построенные по заказу Конфедерации южных штатов. Южане не располагали развитым машиностроением и после сражения на Гемптонском рейде заказали три броненосца в Англии. Но до окончания гражданской войны в Америке сдан был лишь один — монитор «Стонвелл Джонсон», да и тот после войны был продан Японии, где получил название «Адзумакан». Два же других (в британском флоте «Скорпион» и «Уиверн») купило английское правительство.

В этих кораблях мало что осталось от идеи Эриксона, считавшего главным в мониторе малую высоту борта. Англичане делали ставку на принцип размещения артиллерии в башнях. И это понятно — прежде всего их беспокоили качества, необходимые для действий в открытом море. Заказ южан, пожелавших иметь корабли с мореходностью высокобортных крейсеров и науязвимостью мониторов, оживил давнюю, всеми отвергнутую идею капитана Кольза. Он предлагал проект океанского башенного броненосца с низким бортом и полным парусным вооружением. Правоту Кольза относительно выгодности башенного расположения артиллерии в полной мере подтвердил успех мониторов в США. И в 1862 году адмиралтейство поручает ему переоборудовать «Ройал Соверен» (17) — старый деревянный линейный корабль с паровой машиной — в башенный броненосец береговой обороны.

Кольз срезал две палубы корабля из трех, а оставшийся борт высотой 3 и обшил железной броней толщиной 114 мм. В четырех поворачиваемых вручную железных башнях собственной конструкции он установил пять 229-мм орудий — два в носовой и по одному в трех остальных. Сразу же за первой башней находилась высокая дымовая труба и боевая рубка, обшитая тонкой броней.

«Ройал Соверен» испытывался в 1864 году и показал неплохие результаты, хотя, по мнению Кольза, недостаточные для убедительной демонстрации его идей. Он добивается постройки железного башенного броненосца береговой обороны — «Принц Альберт». От своего предшественника этот корабль отличался тем, что в каждой из четырех его башен размещалось лишь по одному 229-мм орудию. При водоизмещении 3880 т и мощности силовой установки 2130 л. с. «Принц Альберт» развивал скорость 11,65 узла и имел осадку 6 м.

Этот успех Кольза оказался для него последним. Получив подтверждение правильности одной своей идеи — башенного броненосца, он решает проверить правильность другой — низкобортного броненосца с полным парусным вооружением и получает разрешение на постройку такого корабля. Им стал злосчастный «Кептен», который во время шквала перевернулся и унес на дно Бискайского залива весь экипаж и своего создателя.

Многочисленные выступления Кольза в печати пробудили интерес общественности к проблемам береговой обороны. Адмиралтейство утверждает специальный Комитет защиты берегов Великобритании, призванный рассматривать различные, даже самые экзотические, проекты. Некоторые из них реализовали и неизмеримое количество отвергли. В том числе, например, круглый корабль — шаровой сегмент с водометным движителем, направлявшим судно в любую сторону, известного кораблестроителя Дж. Элдера. Хотя комитет не принял этот проект, причем совершенно обоснованно, тем не менее десять лет спустя русского адмирала Попова не раз упрекали в том, что идею круглых броненосцев он позаимствовал у англичан. В действительности русский корабль ничего общего, кроме очертания в плане, не имел с проектом Элдера.

В конце 1860-х годов Попову поручили спроектировать броненосцы для защиты Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана и вооружить их орудиями, по мощности соизмеримыми с самыми крупными крепостными. Толщина бронирования предполагалась не меньшей, чем у современных иностранных броненосцев, а осадка не должна была превышать 4,3 м. Расчеты и анализ вариантов привели адмирала к единственному решению — цилиндрическому судну с 280—305-мм орудиями, 229—356-мм броневым поясом и 60 — 75-мм броневой палубой. Чтобы проверить ходовые качества столь необычного корабля, Попов строит круглую деревянную шлюпку диаметром 7,3 м с паровой машиной в 32 л. с. Не удовлетворившись удачными ее испытаниями, Попов проводит ряд экспериментов в опытовом бассейне Фруда в Англии: они дали необходимые для проектирования круглого корабля цифры.

Первые черноморские броненосцы-«поповки» «Новгород» и «Киев» (впоследствии — «Вице-адмирал Попов») заложили 17 декабря 1871 года в Николаеве. Они вступили в строй соответственно в 1874 и 1876 годах.

Появление этих кораблей не могло пройти незамеченным. В русской и мировой печати развернулись бурные дебаты относительно конструкции «поповок», выражались сомнения в их мореходности, реальном водоизмещении, устойчивости... Хотя спуск кораблей на воду прошел благополучно, окончательно разрешить все споры мог только боевой опыт.

Но русско-турецкая война 1877— 1878 годов не дала возможности провести такую проверку. Когда вражеская эскадра в июле 1877 года появилась перед Одессой, оба броненосца немедленно вышли на рейд... Однако турецкие корабли через три часа скрылись за горизонтом, и «поповнам» не довелось продемонстрировать мощь своих орудий и крепость брони. Но все же роль их оказалась огромной: турецкий флот так и не рискнул приблизиться к нашим берегам.

В 1971 году известный советский историк кораблестроения Н. Залесский объяснил недоверие к кораблям Попова тем, что руководители флота «стали забывать, что «поповки» не мореходные броненосцы, какими они никогда не были и быть не могли, а броненосцы береговой обороны с довольно ограниченной задачей служить, по существу, плавучими фортами...».

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина