- 01 1983-08 ¦ Колыбель броненосного флота (“Стерлядь”)
- 02 1983-09 ¦ Боевое крещение брони (“Арроганте”)
- 03 1983-10 ¦ Триумф брони над снарядом (“Типпенканоэ”)
- 04 1983-11 ¦ Броненосцы для Миссисипи (“Кремль”)
- 05 1983-12 ¦ В поединках с океаном (“Новгород”)
- 06 1984-01 ¦ Броня, башни и тараны (“Смерч”, Россия, 1864 г.)
- 07 1984-02 ¦ “Капитан Пратт” и “Адмирал Грау” (“Адмирал Лазарев”)
- 08 1984-03 ¦ От мониторов к броненосцам береговой обороны (“Ивер Хвитфельд”)
- 09 1984-04 ¦ От канонерок - к броненосцам береговой обороны (“Веспе”)
- 10 1984-05 ¦ Жить ли мониторам в океане? (“Арканзас”)
- 11 1984-06 ¦ Последние морские мониторы (“Эребус”)
- 12 1984-07 ¦ Потомки канонерки “Рендел” (“Кореец”)
- 13 1984-08 ¦ Канонерки для “политики канонерок” (“ЗЕЛЭ”)
- 14 1984-09 ¦ Русские канонерки в бою (Ардаган”)
- 15 1984-10 ¦ Гибрид канонерки и монитора (“Адмирал Ушаков”)
- 16 1984-11 ¦ Скандинавские броненосцы (“Густав V”)
- 17 1984-12 ¦ Закат броненосцев береговой обороны (“Вяйнемяйнен”)
- 18 1985-01 ¦ Амурские мониторы («Ленин»)
- 19 1985-02 ¦ В боях на Волге и Каспии («Бакинский рабочий»)
- 20 1985-04 ¦ Неуловимый монитор («Ударный»)
- 21 1985-06 ¦ Мониторы Пинской флотилии («Хасан»)
- 22 1985-07 ¦ «Пэнэй», «Мито», «Циндао» и другие («Эльпидифор»)
- 23 1985-08 ¦ Секрет «канонерок для Китая» («Эфис»)
- 24 1985-09 ¦ Из канонерок - в шлюпы («Флауэр»)
- 25 1985-10 ¦ Канонерки в «москитном» флоте (монитор проекта № 161)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 02-1984
Выпуск: 07 “Капитан Пратт” и “Адмирал Грау”
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание Англия
- Описание Россия
- «Адмирал Лазарев», Россия, 1867 г.
- № 15 «ГуаскаР», Перу — Чили, 1865 г.
- № 16 «Люфти Джелиль», Турция, 1866 г.
- № 17 «Ройал Соверен», Англия, 1864 г.
Трехбашенный фрегат «Адмирал Лазарев», Россия, 1867 г.
Дальнейшим развитием линии отечественных броненосных лодок типа «Смерч», «Русалка» и «Чародейка» стали двухбашенные фрегаты «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» и трехбашенные фрегаты «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Грейг». Если лодки предназначались для действий в шхерах, то фрегаты — для защиты рейдов и поддержки шхерного флота. «Адмирал Лазарев» заложен на Балтийском заводе в Петербурге и спущен на воду 9 сентября 1867 года, вступил в строй в 1869-м.
Водоизмещение: 3779 т
мощность паровой машины 2004 л. с., скорость хода 11 узлов.
Длина наибольшая 77,4 м, ширина 13,1, среднее углубление 5,4 м.
Бронирование:
бортовой пояс 76—114, башни 152 мм.
Вооружение:
первоначально 6 229-мм орудий, впоследствии замененных на 3 280-мм, 5 47-мм, 2 37-мм и 2 десантные пушки.
В 1892 году все три фрегата перечислены в броненосцы береговой обороны.
15. Монитор «ГуаскаР», Перу — Чили, 1865 г.
Строился в Англии по заказу правительства Перу.
Водоизмещение 2030 т
мощность паровой машины 1050 л. с., скорость хода 12 узлов.
Длина между перпендикулярами 58 м, ширина 11, среднее углубление 4,7 м.
Бронирование:
бортовой пояс 114 мм, башня 138, палуба 36 мм.
Вооружение:
2 254-мм орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 2-фунтовая пушка, 1 пулемет (картечница Р. Гатлинга).
16. Монитор «Люфти Джелиль», Турция, 1866 г.
Строился в Англии по заказу турецкого правительства.
Водоизмещение: 2500 т
мощность паровой машины примерно 1500 п. с., скорость хода 12 узлов.
Длина между перпендикулярами 69 м, ширина 9,8, среднее углубление 5,35 м.
Бронирование:
бортовой пояс 88, башня 127 мм.
Вооружение:
2 150-фунтовых орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 32-фунтовая пушка.
По заказу Турции построено два однотипных монитора: «Люфти Джелиль» и «Хивзи Рахман». Оба они участвовали в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, «Люфти Джелиль» затонул 29 апреля 1877 года на Дунае. В перестрелке с русскими береговыми батареями в него попали два снаряда, которые, пробив небронированную палубу, проникли внутрь монитора и вызвали сильнейший взрыв. «Хивзи Рахман» был сильно поврежден снарядом русской шхуны «Ворон» 28 сентября 1877 года.
17. Башенный броненосец «Ройал Соверен», Англия, 1864 г.
Переделан в башенный броненосец из старого трехдечного парусно-парового линейного корабля.
Водоизмещение: 5079 т
мощность паровой машины 2463 л. с., скорость хода 11 узлов.
Длина между перпендикулярами 73,5 м, ширина 19, среднее углубление 7 м.
Бронирование:
бортовой пояс 114, башни 127 — 254 мм.
Вооружение:
5 229-мм орудий в 4 башнях.
В строю перуанского флота вот уже более ста лет всегда значится корабль с названием «Адмирал Грау». Столь же долго существуют чилийские корабли «Капитан Пратт». Согласно военно-морской традиции именно так увековечена память о двух известных участниках чилийско-перуанской войны. А началась она из-за спора между Чили и Боливией, не поделивших богатую селитрой провинцию на границе этих государств. Боливию поддержало Перу, в ответ чилийцы блокировали перуанский порт Икике.
В мае 1879 года командующий чилийской эскадрой адмирал Рибоделло получил сведения о появлении в море перуанских кораблей. Он тут же поспешил на перехват, оставив у Икике два тихоходных шлюпа — «Эсмеральду» и «Ковандонгу». Однако противники разошлись в тумане, и перуанская эскадра благополучно прибыла в порт Арику. Там-то и выяснилось, что в Икике осталось всего два чилийских корабля, и туда немедленно отрядили монитор «Гуаскар» и броненосную батарею «Индепенденция».
Командир «Эсмеральды» капитан Артуро Пратт обнаружил вражеские корабли на рассвете 21 мая. Понимая, что шлюпы обречены, Пратт тем не менее приказал изготовиться к бою — тарану, и пушкам решено было противопоставить особую тактику...
Еще до появления противника Пратт распространил в городе слухи, будто вокруг чилийских кораблей в изобилии набросаны мины. Когда это дошло до губернатора блокированного города, тот поспешил уведомить об этом капитана Грау. Расчет Пратта оправдался — опасение подорваться на мине сильно сковывало действия перуанского монитора. К тому же Пратт поставил «Эсмеральду» так близко к береговой черте, что ядра пушек «Гуаскара» неизбежно попадали бы в городские здания.
Перуанцы быстро нашли «противоядие» хитрости Пратта: по «Эсмеральде», стоявшей всего в 300 метрах от берега, открыла огонь полевая батарея. Ядра ее пушек сразу же вывели из строя два котла на шлюпе. «Эсмеральде» пришлось покинуть мелководье и двинуться навстречу монитору. В этот момент единственная из сорока бомб, выпущенных «Гуаскаром», пробила борт шлюпа и взорвалась в машинном отделении.
В 10.30 «Гуаскар» решил таранить «Эсмеральду», но удар оказался скользящим. Пратт скомандовал «На абордаж!» и перепрыгнул на монитор, однако приказ его не был услышан в грохоте боя, и он оказался на вражеском корабле один. Отказавшись сдаться в плен, он продолжав отчаянно сражаться: застрелил подбегавшего к нему перуанца, и в тот же миг пуля сразила его...
«Гуаскар» снова и снова таранил шлюп. Когда он ударил в третий раз, «Эсмеральда» пошла на дно. Что же касается «Ковандонги», то ей удалось не только уйти от преследования, но и заманить броненосную батарею на рифы, после чего перуанцам оставалось только сжечь свой новый могучий корабль.
А через полгода — 8 октября 1879 года — «Ковандонга», участвуя в операции по захвату перуанского монитора, вновь встретилась с «Гуаскаром», которым командовал все тот же Грау, однако уже в чине адмирала, полученном за потопление «Эсмеральды». Настигнутый двумя цитадапьными броненосцами «Бланио Энкалада» и «Альмиранте Корхен», «Гуаскар» через полтора часа губительной канонады захватили в плен. Адмирал Грау, руководивший боем, погиб, разорванный взрывом снаряда из орудия «Альмиранте Корхена». А исковерканный ядрами и бомбами «Гуаскар» был отбуксирован в Вальпараисо, отремонтирован и включен в состав чилийского флота. Этому кораблю за полтора десятилетия существования пришлось сражаться с «Шахом» и «Аметистом» (см. «М-К» № 4 за 1978 г.), «Эсмеральдой», «Альмиранте Кархеном» и «Бланке Энкаладой», а также участвовать в операциях чилийской междоусобной войны... Он стал, пожалуй, самым знаменитым из всех мониторов, построенных в Англии по заказам других стран.
Как уже говорилось в предыдущих выпусках «Морской коллекции», после знаменитого сражения на Гемптонском рейде во всем мире началось повальное увлечение мониторами. При этом малые государства предпочитали заказывать корабли в Англии. Вслед за Данией, для которой там построили монитор «Рольф Краке» (1863 г.), на британских верфях в 1865 году сооружается «Гуаскар» (15) для Перу, в 1866-м— «Люфти Джелиль» (16) и «Хивзи Рахман» для Турции, в 1868-м — «Аддер», «Хейлигерлее», «Тийгер» и «Крокодил» для Голландии (эта страна с 1869 года начала самостоятельно строить броненосцы и до 1878-го ввела еще 9 единиц).
В самой же Англии первыми мониторами, включенными в состав британского флота, оказались, как это ни парадоксально, корабли, построенные по заказу Конфедерации южных штатов. Южане не располагали развитым машиностроением и после сражения на Гемптонском рейде заказали три броненосца в Англии. Но до окончания гражданской войны в Америке сдан был лишь один — монитор «Стонвелл Джонсон», да и тот после войны был продан Японии, где получил название «Адзумакан». Два же других (в британском флоте «Скорпион» и «Уиверн») купило английское правительство.
В этих кораблях мало что осталось от идеи Эриксона, считавшего главным в мониторе малую высоту борта. Англичане делали ставку на принцип размещения артиллерии в башнях. И это понятно — прежде всего их беспокоили качества, необходимые для действий в открытом море. Заказ южан, пожелавших иметь корабли с мореходностью высокобортных крейсеров и науязвимостью мониторов, оживил давнюю, всеми отвергнутую идею капитана Кольза. Он предлагал проект океанского башенного броненосца с низким бортом и полным парусным вооружением. Правоту Кольза относительно выгодности башенного расположения артиллерии в полной мере подтвердил успех мониторов в США. И в 1862 году адмиралтейство поручает ему переоборудовать «Ройал Соверен» (17) — старый деревянный линейный корабль с паровой машиной — в башенный броненосец береговой обороны.
Кольз срезал две палубы корабля из трех, а оставшийся борт высотой 3 и обшил железной броней толщиной 114 мм. В четырех поворачиваемых вручную железных башнях собственной конструкции он установил пять 229-мм орудий — два в носовой и по одному в трех остальных. Сразу же за первой башней находилась высокая дымовая труба и боевая рубка, обшитая тонкой броней.
«Ройал Соверен» испытывался в 1864 году и показал неплохие результаты, хотя, по мнению Кольза, недостаточные для убедительной демонстрации его идей. Он добивается постройки железного башенного броненосца береговой обороны — «Принц Альберт». От своего предшественника этот корабль отличался тем, что в каждой из четырех его башен размещалось лишь по одному 229-мм орудию. При водоизмещении 3880 т и мощности силовой установки 2130 л. с. «Принц Альберт» развивал скорость 11,65 узла и имел осадку 6 м.
Этот успех Кольза оказался для него последним. Получив подтверждение правильности одной своей идеи — башенного броненосца, он решает проверить правильность другой — низкобортного броненосца с полным парусным вооружением и получает разрешение на постройку такого корабля. Им стал злосчастный «Кептен», который во время шквала перевернулся и унес на дно Бискайского залива весь экипаж и своего создателя.
Многочисленные выступления Кольза в печати пробудили интерес общественности к проблемам береговой обороны. Адмиралтейство утверждает специальный Комитет защиты берегов Великобритании, призванный рассматривать различные, даже самые экзотические, проекты. Некоторые из них реализовали и неизмеримое количество отвергли. В том числе, например, круглый корабль — шаровой сегмент с водометным движителем, направлявшим судно в любую сторону, известного кораблестроителя Дж. Элдера. Хотя комитет не принял этот проект, причем совершенно обоснованно, тем не менее десять лет спустя русского адмирала Попова не раз упрекали в том, что идею круглых броненосцев он позаимствовал у англичан. В действительности русский корабль ничего общего, кроме очертания в плане, не имел с проектом Элдера.
В конце 1860-х годов Попову поручили спроектировать броненосцы для защиты Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана и вооружить их орудиями, по мощности соизмеримыми с самыми крупными крепостными. Толщина бронирования предполагалась не меньшей, чем у современных иностранных броненосцев, а осадка не должна была превышать 4,3 м. Расчеты и анализ вариантов привели адмирала к единственному решению — цилиндрическому судну с 280—305-мм орудиями, 229—356-мм броневым поясом и 60 — 75-мм броневой палубой. Чтобы проверить ходовые качества столь необычного корабля, Попов строит круглую деревянную шлюпку диаметром 7,3 м с паровой машиной в 32 л. с. Не удовлетворившись удачными ее испытаниями, Попов проводит ряд экспериментов в опытовом бассейне Фруда в Англии: они дали необходимые для проектирования круглого корабля цифры.
Первые черноморские броненосцы-«поповки» «Новгород» и «Киев» (впоследствии — «Вице-адмирал Попов») заложили 17 декабря 1871 года в Николаеве. Они вступили в строй соответственно в 1874 и 1876 годах.
Появление этих кораблей не могло пройти незамеченным. В русской и мировой печати развернулись бурные дебаты относительно конструкции «поповок», выражались сомнения в их мореходности, реальном водоизмещении, устойчивости... Хотя спуск кораблей на воду прошел благополучно, окончательно разрешить все споры мог только боевой опыт.
Но русско-турецкая война 1877— 1878 годов не дала возможности провести такую проверку. Когда вражеская эскадра в июле 1877 года появилась перед Одессой, оба броненосца немедленно вышли на рейд... Однако турецкие корабли через три часа скрылись за горизонтом, и «поповнам» не довелось продемонстрировать мощь своих орудий и крепость брони. Но все же роль их оказалась огромной: турецкий флот так и не рискнул приблизиться к нашим берегам.
В 1971 году известный советский историк кораблестроения Н. Залесский объяснил недоверие к кораблям Попова тем, что руководители флота «стали забывать, что «поповки» не мореходные броненосцы, какими они никогда не были и быть не могли, а броненосцы береговой обороны с довольно ограниченной задачей служить, по существу, плавучими фортами...».
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина