- 33 2000-10 ¦ Большие проблемы малых стран (эсминцы стран «второго эшелона»)
- 34 2000-11 ¦ Младшие братья эсминцев (миноносцы Англии и Италии 1900-1918 гг.)
- 35 2000-12 ¦ Баталии в прибрежных водах (миноносцы Германии и Австро-Вен. Первой)
- 36 2001-01 ¦ Самурай выбирает меч (японские Второй войны, ч.1)
- 37 2001-02 ¦ Экономичный консерватизм (английские Второй войны, ч.1)
- 38 2001-03 ¦ Французы рвутся в лидеры (французские Второй войны)
- 39 2001-04 ¦ Японская угроза американцам (японские Второй войны, ч.2)
- 43 2001-05 ¦ Накануне Пёрл-Харбора (американские Второй мировой войны, часть 1)
- 44 2001-06 ¦ «Ветры», «мореплаватели» и «солдаты» (итальянские Второй войны)
- 45 2001-07 ¦ Напрасные старания (германские Второй войны)
- 46 2001-08 ¦ Закат величия «владычицы морей» (английские Второй войны, ч.2)
- 47 2001-09 ¦ Лучшие в своем классе (американские Второй войны, ч.2)
- 48 2001-10 ¦ «Сталинская серия» (советские Второй войны, ч.1)
- 49 2001-11 ¦ Суперэсминцы «Большого флота» (советские Второй войны, ч.2)
- 50 2001-12 ¦ «Разорители» и «уничтожители» (Польши и Югославии)
- 51 2002-01 ¦ С оглядкой на «законодателей моды» (морских держав «второго эшелона»)
- 52 2002-02 ¦ Эскортные миноносцы
- 53 2002-03 ¦ Герои и антигерои Средиземноморья (миноносцы средиземноморских стран)
- 54 2002-04 ¦ Царство долгостроя (эсминцы и миноносцы скандинавских стран)
- 55 2002-05 ¦ Традиции и новации (первые послевоенные Англии, Франции, Италии и СССР)
- 56 2002-06 ¦ Учитывая боевой опыт (послевоенные США,ФРГ и Японии)
- 57 2002-07 ¦ Последние артиллерийские (последние «классические» эсминцы)
- 58 2002-08 ¦ Три жизни эсминцев (эсминцы против подводных лодок)
- 59 2002-09 ¦ Ракета сменяет торпеду (первые ракетные эсминцы Запада)
- 60 2002-10 ¦ «Перегнать, не догоняя» (ракетные эсминцы советского флота)
- 61 2002-11 ¦ Океанский эскорт (корабли океанского эскорта)
- 62 2002-12 ¦ «Длинная рука» эсминцев (эсминцы-вертолетоносцы)
- 63 2003-01 ¦ Ракетоносцы-Универсалы (эсминец «Дюран де ла Пенн», Италия)
- 64 2003-03 ¦ Новое поколение истребителей (эсминец «Современный», СССР)
- 65 2003-04 ¦ Корабли восточных «Драконов» (эсминец «Хатакадзе», Япония)
- 66 2003-05 ¦ Эсминцы XXI века (эсминец «Арли Берк», США)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2003-05
Выпуск: 66 Эсминцы XXI века
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 344 Эсминец «Арли Бёрк», США, 1991 г.
- 345 Ракетный крейсер «Тикондерога», США, 1983 г.
- 346 Эсминец «Конго», Япония, 1993 г.
- 347 Фрегат «Дльваро де Басан», Испания, 2002 г.
- 348 Эсминец «Дели», Индия, 1997 г.
- 349 Проектный вид эсминца DD-21 «Замволт».
344. Эсминец «Арли Бёрк», США, 1991 г.
Строился на верфи «Бэт Айрон Уоркс».
Водоизмещение полное 8315 т.
Длина по ватерлинии 142 м, ширина 18 м, осадка 6,31 м.
Мощность газотурбинной установки 105000 л.с., скорость 30 узлов.
Вооружение:
две УВП Мк-41 (90 ячеек: 28 КР «Томагавк», 46 ЗУР «Стандарт-2», 16 ПЛУР АСРОК), одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета.
Всего заказано 57 кораблей, к 2002 г. построено 34.
Водоизмещение последних эсминцев составляет 9238 т, число ячеек УВП доведено до 96.
345. Ракетный крейсер «Тикондерога», США, 1983 г.
Строился на верфи «Ингэлис».
Водоизмещение полное 9589 т.
Длина по ватерлинии 162,3 м, ширина 16,76 м, осадка 7,5 м.
Мощность газотурбинной установки 100000 л.с., скорость 30,5 узла.
Вооружение:
две универсальные ПУ для ЗУР «Стандарт-2», ПНР «Гарпун» и ПЛУР АСРОК, две 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, два вертолета.
Всего в 1983-1994 гг. построено 27 единиц, в том числе 22 - с УВП Мк-41 (122 ячейки);
их Водоизмещение составляет 9613 т.
346. Эсминец «Конго», Япония, 1993 г.
Строился на верфи «Мицубиси».
Водоизмещение полное 9485 т.
Длина наибольшая 161 м, ширина 21 м, осадка 6,2 м.
Мощность газотурбинной установки 100000 л.с., скорость 30 узлов.
Вооружение:
две УВП Мк-41 (90 ячеек: ЗУР «Стандарт-2» и ПЛУР АСРОК), восемь ПКР «Гарпун», одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет.
Всего в 1993-1998 гг. построено четыре единицы.
347. Фрегат «Дльваро де Басан», Испания, 2002 г.
Строился на верфи «Басан».
Водоизмещение полное 5802 т.
Длина наибольшая 146,7 м, ширина 17,5 м, осадка 4,8 м.
Мощность дизель-газотурбинной установки 58600 л.с., скорость 28,5 узла.
Вооружение:
одна УВП Мк-41 (48 ячеек: ЗУР «Стандарт-2» и «Си Спэрроу»), восемь ПКР «Гарпун», одна 127-мм АУ и одна 12-ствольная 20-мм АУ «Мерока», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолет.
Всего заказано четыре корабля.
348. Эсминец «Дели», Индия, 1997 г.
Строился на верфи «Мазагон Док» в Мумбае (Бомбее).
Водоизмещение полное 6700 т.
Длина наибольшая 163 м, ширина 17 м, осадка 6,4 м.
Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 64000 л.с., скорость 28 узлов.
Вооружение:
16 ПКР «Уран», две ПУ ЗРК «Ураган», одна 100-мм АУ, четыре шестиствольных 30-мм автомата АК-630, один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат ПЛО, два бомбомета РБУ-6000, два вертолета.
Всего в 1997-2002 гг. построено три единицы.
349. Проектный вид эсминца DD-21 «Замволт».
В начале 1980-х годов «холодная война» на море достигла своего апогея. Беспрецедентный рост советского ВМФ - и количественный, и качественный - внушал Западу вполне обоснованные опасения. СССР не без успеха оспаривал американское господство на океанских просторах - только в 1981-1983 годах в море вышли головные корабли сразу четырех новых серий: ракетные крейсера «Киров» и «Слава», эсминец «Современный», БПК «Удалой»... Советские противокорабельные ракеты по своим характеристикам - дальности действия, скорости, мощности боеголовки - далеко опережали лучшие западные образцы. Еще никогда в истории отечественный флот не был столь важным инструментом мировой политики, как в то время, отделенное от нас двумя десятилетиями. В значительной степени это была заслуга адмирала С.Г.Горшкова, почти 30 лет занимавшего пост главкома ВМФ. Именно он сумел убедить партийное руководство СССР в том, что без могучего военного флота наша страна не сможет соперничать с США и будет вечно обречена на «подчиненное» положение.
Следует признать, что ответ Запада на растущую «советскую угрозу» был продуманным и рациональным. Страны НАТО не стали состязаться с нами в создании мощных сверхзвуковых противокорабельных ракет, понимая, что в этом направлении Советский Союз ушел далеко вперед. Американцы, по-прежнему считая главной ударной силой надводного флота атомные авианосцы, сосредоточили усилия на поиске эффективных средств их защиты. Причем здесь они сделали ставку на самые передовые технологии - прежде всего, связанные с электронной и вычислительной техникой. И в итоге у них появились корабли, внешне мало отличавшиеся от своих предшественников, но в действительности являвшиеся представителями принципиально нового поколения.
В 1982 году на ходовые испытания вышел американский, ракетный крейсер «Тикондерога», представлявший собой модификацию эсминца типа «Спрюенс». Зная, что появление нового корабля в нейтральных водах всегда привлекает внимание противника по «холодной войне», американцы над вертолетным ангаром установили плакат с надписью: «Stand by Adm. Gorshkov: Aegis is at Sea!» - «Адмирал Горшков, будь начеку: «Иджис» в море!»
Весьма характерно, что главным козырем нового корабля стали не ракеты и даже не средства обнаружения целей, а так называемая «многофункциональная система оружия» (МФСО) «Иджис», формально являвшаяся всего лишь системой управления.
Сформулированный американцами тезис вкратце звучит примерно так: в современной войне победит не тот, у кого ракеты летят дальше, а тот, кто будет больше знать о противнике, кто быстрее среагирует и из всех возможных вариантов выберет оптимальный. Причем тенденция такова, что «боевое пространство», в котором корабль должен применять оружие, постепенно расширяется, а время на принятие поставленных боевых задач сокращается. Появившиеся в 1960-е годы боевые информационно-управляющие системы (БИУС) уже не удовлетворяли современным требованиям - предстояло вывести комплексное управление на качественно новый уровень.
Принципиальное отличие системы «Иджис» от старых БИУС состоит в том, что она объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами. Почти все функции боевого применения оружия выполняются с помощью компьютеров центрального вычислительного комплекса, причем, в соответствии с изменением тактической обстановки, система может перераспределять существующие мощности в зависимости от приоритетности задач. Так, при отражении массированного воздушного нападения МФСО «Иджис» может временно прекратить поиск новых целей, а все ресурсы РЛС направить на сопровождение уже обнаруженных. В том случае, как полагают, вероятность уничтожения приближающихся к кораблю самолетов или крылатых ракет заметно увеличивается.
Всего «Иджис» объединяет 24 подсистемы и компонента вооружения. Важнейшая из подсистем - вычислительный центр, насчитывающий более 20 мощных компьютеров и до 22 пультов с дисплеями отображения тактической обстановки. Еще одной подсистемой является многофункциональная РЛС AN/SPY-1 с фазированными антеннами, установленными на надстройках корабля - собственно, лишь они служат основным внешним признаком системы «Иджис». При благоприятных условиях они могут обнаруживать воздушные цели на дальности до 450 км.
На первых пяти кораблях типа «Тикондерога» размещались обычные двухбалочные универсальные установки для запуска противокорабельных ракет «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Но в 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска (УВП) ракет с ячейками-контейнерами. Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Тикондерога» - 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР АСРОК и 80 ЗУР «Стандарт-2» - всего 122 ракеты в двух модулях.
Общая стоимость серийной системы «Иджис» (без входящего в нее оружия) в ценах 1980-х годов составляла примерно 300 млн. долларов - около трети стоимости крейсера «Тикондерога»! Что ж, это одна из характерных черт нашего времени: электроника и вычислительная техника становятся самым дорогим компонентом в конструкции боевого корабля. И еще один любопытный факт: «Спрюенс» и «Тикондерога» и по размерам, и по составу вооружения, да и по внешнему виду почти идентичны, но один из них американцы отнесли к классу эсминцев, а другой - к классу крейсеров. То есть именно наличие системы «Иджис» стало основным аргументом в повышении статуса «Тикондероги» до следующего ранга.
Тем временем в военном кораблестроении назревала еще одна важная перемена. До адмиралов и конструкторов наконец-то дошло: все возрастающая дороговизна боевых кораблей плохо сочетается с их крайне низкой живучестью. Гибель в 1982 году английских эсминцев «Шеффилд» и «Ковентри» у Фолклендских островов и тяжелейшие повреждения американского фрегата «Старк» после попадания иракской ракеты в 1987 году заставили отказаться от дальнейшего использования пожароопасных алюминиевых сплавов. Когда-то именно эти сплавы позволили сделать быстроходные эсминцы и фрегаты высокобортными и мореходными, но теперь гораздо важнее было обеспечить живучесть корабля и надежно защитить важнейшие боевые посты и внутренние коммуникации.
Поэтому, приступая к созданию эсминца «Арли Бёрк», призванного стать головной единицей крупной серии, американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль должен обладать высокой живучестью и иметь МФСО «Иджис». Состав вооружения приняли таким же, как на «Тикондероге», лишь уменьшив общее число контейнеров-ячеек УВП со 122 до 90. Зато по конструкции эсминцы стали совсем иными. Алюминиевые сплавы сохранились только в конструкции кожухов дымовых труб. а корпус и все надстройки изготовлены исключительно из стали. Более того, для защиты особо важных постов и систем вновь появилось бронирование - 25-мм плиты общей массой около 70 т. Разумеется, все это увеличило «верхний» вес корабля, и, чтобы не уменьшать высоту борта, корпус пришлось сделать значительно шире, чем было принято раньше. По сравнению со «Спрюенсом», скорость немного уменьшилась, но сейчас это уже не так важно: в списке приоритетов быстроходность эсминца стоит далеко не на первом месте. Из прочих нововведений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива, усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудованы воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, систему управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.
Головной «Арли Бёрк» вступил в строй в 1991 году, но строительство серии продолжается по сей день. Предполагается, что всего в состав американских ВМС войдет 57 кораблей этого типа. Одному из дестройеров семейства довелось получить серьезные боевые повреждения. Двенадцатого октября 2000 года в стоявший на рейде порта Аден эсминец «Коул» врезался управляемый смертником катер, под завязку начиненный взрывчаткой. От сильнейшего взрыва в борту образовалась огромная пробоина, 17 человек экипажа погибли и 39 были ранены. Однако в целом живучесть корабля оказалась на высоте - «Коул» остался на плаву. Позже на судне для перевозки тяжеловесных грузов переправлен в США для ремонта. Через 14 месяцев он снова вошел в строй.
В 1993 году - через два года после постройки «Арли Бёрка» - система «Иджис» поступила на вооружение за пределами США. Головным кораблем, оснащенным ею, стал японский эсминец «Конго». По конструкции, вооружению и электронному оборудованию он почти в точности повторял «Арли Бёрк», но превосходил его по размерам. Кстати, с его вводом в строй грань, разделяющая крейсера и эсминцы, окончательно стерлась: по водоизмещению «Конго» догнал «Тикондерогу». То есть сегодня такие классы кораблей, как фрегаты, эсминцы и крейсера потеряли свои характерные черты и используются на выбор в соответствии со сложившимися в той или иной стране традициями.
Подтверждением этих слов может служить международный проект, известный как «Оризон» («Горизонт»). В преддверии объединения Европы Великобритания, Италия и Франция совместно взялись за пректирование нового многоцелевого корабля, причем в первых двух странах его именовали эсминцем, а в третьей - фрегатом. Правда, между участниками сложившегося консорциума возникли противоречия, и судьба этого проекта все еще весьма туманна. Поначалу к нему присматривалась и Испания, но затем она сделала ставку на собственную разработку. И в 2002 году в состав испанского флота вошел головной фрегат «Альваро де Басан» - первый европейский корабль, оснащенный системой «Иджис». По архитектуре он напоминает уменьшенный «Арли Бёрк» с одной УВП и единственной дымовой трубой. Впрочем, слово «уменьшенный» вовсе не свидетельствует о том, что корабль мал. Наоборот, при полном водоизмещении в 5800 т он среди всех фрегатов и эсминцев Западной Европы является чуть ли не крупнейшим, немного уступая, разве что, устаревшим французским кораблям типа «Дюкэн» и «Турвиль». Всего к 2005 году испанцы планируют иметь в строю четыре фрегата типа «Альваро де Басан».
Командование советского ВМФ, зачарованное непревзойденными ударными характеристиками нашего ракетного оружия, к сожалению, не сразу осознало отставание в области МФСО. К разработке аналога «Иджиса» - системы «Марс-Пассат» - в СССР приступили с опозданием, и к настоящему времени она установлена всего на двух кораблях - тяжелых авианесущих крейсерах «Адмирал Горшков» и «Адмирал Кузнецов». Причем до полностью боеспособного уровня довести ее, видимо, так и не удалось. Во всяком случае, на многострадальном «Варяге», отбуксированном недавно в Китай, от ее установки отказались уже на стадии строительства корабля.
Распад СССР в 1991 году фактически поставил крест на разработке нового многоцелевого корабля, призванного прийти на смену эсминцам типа «Современный» и БПК типа «Удалой». Если судить по предэскизному проекту, то этот корабль во многом должен был напоминать «Арли Бёрк» - иметь увеличенную ширину, локальное бронирование, МФСО с фазированными решетками антенн, два модуля УВП. Увы, надежды на воплощение этого проекта в металл сегодня можно считать нулевыми.
Правда, некоторые идеи отечественных корабелов реализовались в далекой Индии. В 1997 году на верфях этой страны при помощи российских специалистов был построен головной эсминец «Дели». По архитектуре он являлся развитием наших БПК типа «Удалой» и оснащался исключительно российским оружием. В целом это вполне современный корабль, хотя до уровня «Арли Берка» и «Конго» он явно не дотягивает.
А в США в 2002 году начались работы по созданию боевого корабля принципиально нового поколения, известного как DD-21 - «дестройер XXI века». В общем-то, эсминцем его назвать сложно - это будет чудовище длиной 210 м и водоизмещением 12 тыс. т, выполненное по технологии «стэлс» и абсолютно лишенное какой бы то ни было эстетики. Мачты и трубы не предусматриваются - вместо них будет лишь одна внушительная надстройка с фазированными антеннами РЛС на наклонных бортах. Кормовую часть займут ангар и ВПП. Корпус на всем протяжении будет иметь двойное дно и двойной борт; форштевень с обратным наклоном внешне напоминает таранный нос французских крейсеров конца XIX века. Предполагается, что вооружение будет состоять из многочисленных ракет в УВП и двух новейших 155-мм пушек, предназначенных для обстрела берега и способных выпускать 12 снарядов в минуту на дальность до 100 миль! Скорость эсминца-монстра составит 30 узлов, экипаж будет насчитывать всего 125 человек. Головной корабль планируется заложить в 2005-2006 годах, причем для него уже выбрано название «Замволт», в честь деятеля Морского департамента США.
Отнеся DD-21 к классу эсминцев, американцы наполнили слово «дестройер» новым смыслом: теперь это действительно «разрушитель», способный бороться и с морским, и с сухопутным противником. По сути, он вписывается в разработанную десяток лет назад концепцию «корабля-арсенала», и его одинаково обоснованно можно было назвать хоть крейсером, хоть линкором... Но ясно одно: с его вводом в строй облик мирового флота кардинально изменится, а деление надводных кораблей на многочисленные классы окончательно останется в прошлом.
В. Кофман