Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2001-12

Выпуск: 50 «Разорители» и «уничтожители»

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 270 «Београд», Югославия, 1939 г.
  • 271 Лидер «Дубровник», Югославия, 1932 г.
  • 272 «Гром», Польша, 1937 г.
  • 273 «Сплит», Югославия, 1958 г.
270. Эскадренный миноносец «Београд», Югославия, 1939 г.
270. Эскадренный миноносец «Београд», Югославия, 1939 г.

Строился во Франции фирмой «Ателье э Шантье де ла Луар».

Водоизмещение стандартное 1210 т, полное 1655 т.

Длина наибольшая 98 м, ширина 9,45 м, осадка 3,18 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 40000 л.с., скорость 38 узлов.

Вооружение:

четыре 120-мм орудия, четыре 40-мм зенитных автомата, два 15-мм пулемета, два трехтрубных 550-мм торпедных аппарата.

Всего построено три единицы:

«Београд», «Любляна» и «Загреб» (последние две - на верфи в Сплите, Югославия).

271. Лидер «Дубровник», Югославия, 1932 г.
271. Лидер «Дубровник», Югославия, 1932 г.

Строился в Англии фирмой «Ярроу».

Водоизмещение стандартное 1880 т, полное 2884 т.

Длина наибольшая 113,2 м, ширина 10,66 м, осадка 3,6 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 42000 л.с., скорость 37 узлов.

Вооружение:

четыре 140-мм орудия, две 83-мм зенитные пушки, шесть 40-мм зенитных автоматов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

272. Эскадренный миноносец «Гром», Польша, 1937 г.
272. Эскадренный миноносец «Гром», Польша, 1937 г.

Строился в Англии фирмой «Уайт».

Водоизмещение стандартное 2144 т, полное 3383 т.

Длина наибольшая 114 м, ширина 11,3 м, осадка 3,1 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 54000 л.с., скорость 39 узлов.

Вооружение:

семь 120-мм орудий, четыре 40-мм зенитных автомата, восемь 13,2-мм пулеметов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего построено две единицы:

«Гром» и «Блискавица».

273. Эскадренный миноносец «Сплит», Югославия, 1958 г.
273. Эскадренный миноносец «Сплит», Югославия, 1958 г.

Строился в Югославии на верфи в Сплите.

Водоизмещение стандартное 2400 т, полное 3000 т.

Длина наибольшая 114,8 м, ширина 11,1 м, осадка 3,8 м.

Мощность двухвальной паротурбинной установки 50000 л.с., скорость 38 узлов.

Вооружение:

четыре 127-мм орудия, двенадцать 40-мм зенитных автоматов, один пятитрубный 533-мм торпедный аппарат.

Построена одна единица.

Завершение Первой мировой войны и последовавшее затем Вашингтонское соглашение заметно изменили ситуацию в мировом кораблестроении. Мораторий на создание новых «капитальных» кораблей привел к тому, что в иерархии военных флотов место линкоров в какой-то мере заняли тяжелые крейсера, а место крейсеров - эсминцы. Этому способствовавал и объективный процесс эволюции класса торпедных кораблей. Эскадренные миноносцы и особенно лидеры к тому времени вполне доросли - и по размерам, и по кругу решаемых задач - до бронепалубных крейсеров двадцатилетней давности. И для многих стран «второго эшелона» именно эсминцы стали самыми большими и мощными боевыми единицами их флотов.

Разумеется, тактическое применение торпедных кораблей адмиралам второстепенных морских держав виделось иначе, нежели их коллегам из Великобритании или, скажем, США. О массированных атаках эскадр неприятеля не могло быть и речи. Эсминец рассматривался ими как универсальный артиллерийско-торпедный корабль, способный настичь и уничтожить более слабого противника и уйти от более сильного. Идея эта была отнюдь не нова, но для многих она по-прежнему выглядела привлекательной. И поэтому неудивительно, что наиболее мощными эскадренными миноносцами зачастую обладали страны, чьи флоты традиционно числились чуть ли не на последних местах...

В начале 20-х годов у английского слова destroyer появились еще два аналога, на сей раз славянских. Только что созданные независимые государства - Польша и Югославия (поначалу она официально именовалась Королевством сербов, хорватов и словенцев)- взялись за создание собственных военно-морских сил. Особое место в их составе должны были занять эсминцы. Последних поляки называли «уничтожителями» (niszczycieli), а югославы - «разорителями» (razaraci). Причем, несмотря на удаленность этих стран друг от друга и совершенно разные морские театры, их кораблестроительные программы причудливым образом переплелись, по крайней мере, в отношении эскадренных миноносцев.

Первым эсминцы для своего флота заказало правительство Польши. Не мудрствуя лукаво, поляки остановили свой выбор на французских кораблях типа «Бурраск» (см. «Моделист-конструктор» №3 за 2001 год): для своего времени эти «торпийеры» со 130-мм артиллерией выглядели чуть ли не крейсерами. В проект внесли лишь незначительные изменения - французские 37-мм зенитки заменили 40-мм шведскими «бофорсами», палубу оснастили минными рельсами. Но по некоторым мотивам (прежде всего, политическим) контракт заключили с малоизвестной верфью в Блэнвиле, не имевшей достаточного опыта в постройке кораблей данного класса. В результате сроки строительства сильно затянулись. Особенно не повезло головному эсминцу «Бужа» («Буря»): он вошел в строй почти через шесть лет после закладки - в августе 1932 года. Работы на однотипном «Вихере» («Вихре») удалось завершить вдвое быстрее, и он был принят флотом на два года раньше - в июле 1930-го.

Стремительный прогресс в развитии класса быстроходных кораблей-носителей торпедного оружия привел к тому, что спроектированные в начале 20-х «бурраски», претендовавшие на звание «суперэсминцев», через десять лет (то есть к моменту ввода в строй их польских «сородичей») уже выглядели вполне заурядными кораблями. Поэтому, предвидя такой исход, югославы пошли другим путем: они решили создать «разоритель» заведомо более мощный, чем любой из существовавших на тот момент его собратьев. Артиллерию для корабля предлагала поставить Чехословакия, считавшаяся важным политическим союзником Белграда. К тому же завод «Шкода» был давним партнером австро-венгерского флота - прародителя флота югославского.

В конкурсе на проектирование эсминца участвовало несколько английских и французских фирм, из которых в финал вышли британские «Уайт» и «Ярроу». В конце концов, югославы остановили свой выбор на последней, В августе 1929 года состоялось подписание контракта на постройку эсминца, получившего имя «Дубровник». Таким образом было положено начало традиции называть эскадренные миноносцы югославского флота в честь крупных городов; ранее подобные наименования полагались кораблям рангом не ниже крейсера.

Главная особенность «Дубровника» - необычайно мощная артиллерия. Этот корабль оказался первым и единственным эсминцем, вооруженным 140-мм «шкодовскими» пушками с длиной ствола в 56 калибров, способными стрелять снарядами массой 39,9 кг на дальность 23,4 км. В течение последующего десятилетия он нес самую крупнокалиберную артиллерию в своем классе - вплоть до появления немецких «церштёреров» со 150-мм пушками. Из-за этого, а также из-за своего статуса флагмана югославского флота «Дубровник» обычно называют лидером, хотя формально он числился «разарачем», то есть обычным эсминцем.

В целом специалисты оценивали «Дубровник» как весьма удачный корабль. Помимо мощной артиллерии он имел совершенную энергетическую установку, обеспечившую на испытаниях ход в 40,3 узла - на 3,3 узла больше, чем предусматривалось по проекту. Дальность плавания была поистине рекордной: 15-узловым ходом лидер мог пройти 7000 миль. Это достигалось за счет внушительной емкости топливных цистерн (590 т) и специального новшества - низкооборотной турбины экономического хода.

По количеству внедренных образцов передовой техники «Дубровник» представлял собой пример настоящего «интернационализма»: механизмы, торпедные аппараты и вспомогательное оборудование на нем были английскими, дальномеры и системы управления огнем - голландскими, средства связи - бельгийскими, артиллерия (в том числе и зенитная) - чешской. Любопытно, что по проекту лидер должен был нести и гидросамолет, но от его установки отказались уже в стадии постройки.

«Дубровник» произвел сильное впечатление на военно-морских специалистов разных стран. И когда польское правительство профинансировало постройку следующей пары эсминцев, их характеристики выбирались с оглядкой на югославский «разоритель». И тут подсуетилась британская фирма «Уайт», предложив полякам тот самый проект, от которого отказался Белград. После недолгих переговоров контракт на постройку эсминцев «Гром» и «Блискавица» («Гром» и «Молния») был подписан. Еще два корабля позже планировалось построить на верфи в Гдыне, но по финансовым причинам их закладка неоднократно откладывалась и в конце концов так и не состоялась.

По размерениям и водоизмещению «Гром» был самым большим эсминцем британской постройки 30-х годов - он превосходил и «Дубровник», и строившиеся позже корабли типа «Трайбл». Главная артиллерия польского «уничтожителя» - семь 120-мм пушек шведской фирмы «Бофорс», расположенных в четырех установках. Три из них были спаренными; носовую в целях недопущения перевеса корабля на нос пришлось сделать одноорудийной. Эти пушки с длиной ствола в 50 калибров могли стрелять 24-кг снарядами на дальность 19,5 км. В целом артиллерийская мощь «Грома» и «Блискавицы» примерно соответствовала «трайблам», но, в отличие от последних, «поляки» несли и полноценое торпедное вооружение. Да и скоростью они превосходили всех своих английских собратьев. Наконец, эти корабли отличались необычной для своего времени архитектурой, став первыми однотрубными эсминцами британской постройки.

Польские и югославские суперэсминцы при всех их достоинствах обладали одним важным недостатком - они были слишком дорогими и потому не могли быть многочисленными. Когда югославы поняли, что развернуть серийную постройку кораблей по чертежам «Дубровника» на своих верфях им не удастся, они приступили к поиску более дешевого проекта. Причем в качестве прототипа они выбрали... все тот же «Бурраск», который при своих скромных для 30-х годов характеристиках привлекал простотой, надежностью и невысокой стоимостью.

Головной эсминец новой серии, получивший имя «Београд», был заказан фирме «Ателье э Шантье де ла Луар» в Нанте; два других - «Любляна» и «Загреб» - строились по французской документации на верфи в Сплите. Проект этих кораблей представлял собой уменьшенный, но значительно усовершенствованный вариант «Бурраска». По сравнению с прототипом «Београд» обладал рядом принципиальных отличий. Во-первых, он, как и «Дубровник», имел типично английскую котлотурбинную установку, поставленную фирмой «Ярроу». Во-вторых, артиллерия эсминца опять-таки была чешского производства: 120-мм пушка фирмы «Шкода» с длиной ствола в 46 калибров могла стрелять 24-кг снарядами на максимальную дальность 20,8 км. Хотя она, конечно, была слабее, чем главный калибр «Дубровника», масса одной палубной установки составляла всего 9 т по сравнению с 15,6 т на лидере.

Торпедное вооружение «Београда» - типично французское, аналогичное установленному на «Бурраске». Любопытный, хотя и труднообъяснимый факт: и Югославия, и Польша не унифицировали калибр своих торпед и, имея к началу Второй мировой войны по четыре эсминца, располагали двумя типами самодвижущихся мин - 533-мм английскими и 550-мм французскими.

На ходовых испытаниях «Београд» показал ход в 39 узлов - на узел больше проектного. Напомним, что «Бурраск» (равно как и «Вихер» с «Бужей») мог развивать лишь 33 узла - в этом отношении замена энергетики на более современную пошла явно на пользу. Правда, запас топлива, по сравнению с «Дубровником», пришлось резко уменьшить (до 120 т), и дальность плавания составила лишь 1200 миль. Впрочем, для Адриатики такую величину посчитали приемлемой.

Буквально накануне войны, в июле 1939-го, на верфи в Сплите состоялась закладка последнего боевого корабля королевской Югославии. По проекту, разработанному совместно с французами, лидер «Сплит» представлял собой увеличенный «Дубровник» с пятью 140-мм орудиями, десятью 40-мм автоматами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Однако последовавшие события спутали все планы.

Нападение Германии застало командование польских ВМС врасплох. Уже на третий день войны «юнкерсы» потопили находившийся в Хеле «Вихер». Три оставшихся эсминца сумели уйти с Балтики в Англию и в дальнейшем действовали совместно с британским флотом. У берегов Норвегии 3 мая 1940 года погиб «Гром» - прямое попадание немецкой авиабомбы разломило корабль на две части. В том же месяце чуть было не разделила его участь и «Бужа», попав под авианалет в Кале. Правда, эсминец все же удалось спасти и отремонтировать, и он до конца войны участвовал в сопровождении атлантических конвоев. Еще более активно действовала «Блискавица». В декабре 1941 года ее перевооружили, установив четыре спаренных 102-мм универсальных артустановки и несколько «эрликонов»; позже на ней появились современные радары. «Блискавица» сражалась на всех европейских театрах - от Средиземного моря до Арктики. Во время высадки союзников в Нормандии она вместе с английскими кораблями участвовала в бою, завершившемся уничтожением германских эсминцев Z-32 и ZH-1.

После войны «Бужа» и «Блискавица» довольно долго стояли на приколе в Англии, но затем были возвращены Польше. Из них «Блискавица» сохраняется по сей день в качестве корабля-музея в Гдыне.

Судьба югославских эсминцев оказалась более печальной. Белграду недолго удавалось сохранять нейтралитет в войне. В начале 1940 года в стране разразился глубочайший политический кризис; вскоре Хорватия объявила о своей независимости. Германия, воспользовавшись расколом в обществе, вторглась в Сербию. Флот оказался между двух огней, не зная, какому из правительств следует подчиняться. В итоге почти все югославские корабли без боя были сданы итальянцам. Избежал позорной участи лишь эсминец «Загреб» - его взорвали в Которе офицеры собственного экипажа, отказавшись выполнять приказ о сдаче.

В итальянском флоте «Дубровник», «Београд» и «Любляна» получили новые имена - соответственно «Премуда», «Себенико» и «Любиана». Они были перевооружены и использовались преимущественно для охраны конвоев. В апреле 1943 года «Любиана» потерпела крушение у берегов Туниса. Два других корабля в том же году достались немцам. Новые хозяева вновь перевооружили их, переклассифицировали в миноносцы и переименовали в ТА-32 и ТА-43. Примечательно, что в роли ТА-32 бывший «Дубровник» в качестве главного калибра нес всего четыре 105-мм зенитки, что в какой-то степени оправдывало его новый статус миноносца. Перед капитуляцией Германии оба бывших «югослава» были затоплены экипажами.

Недостроенный лидер «Сплит» тоже попал в руки итальянцев, а затем - немцев. В конце войны его затопили, но, тем не менее, югославам удалось поднять свой корабль. В конце концов «Сплит» был достроен по совершенно иному проекту. Его артиллерийское вооружение состояло из четырех американских 127-мм универсальных орудий, американским было и радиолокационное оборудование. Все это делало «Сплит» весьма похожим на модернизированный в 50-е годы «Флетчер». Впрочем, к моменту своего вступления в строй (1958 год) «Сплит» безнадежно устарел и по техническим средствам, и по концепции, поэтому в течение своей недолгой службы в составе флота СФРЮ он использовался в роли учебного корабля.

В. Кофман