Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2001-09

Выпуск: 47 Лучшие в своем классе

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Описание
  • Служба
  • 259 «Флетчер», США, 1942 г.
  • 260 «Аллен М.Самнер», США, 1944 г.
  • 261 «Гиринг», США, 1945 г.
259. Эскадренный миноносец «Флетчер», США, 1942 г.
259. Эскадренный миноносец «Флетчер», США, 1942 г.

Строился фирмой «Федерал Шипбилдинг Компани».

Водоизмещение стандартное 2350 т, полное 2960 т.

Длина наибольшая 114,73 м, ширина 12,07 м, осадка 4,21 м.

Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 38 узлов.

Вооружение:

пять 127-мм орудий, четыре 40-мм и четыре 20-мм автомата, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб.

Всего в 1942-1944 годах построено 183 единицы, из них 18 погибли в годы Второй мировой войны.

260. Эскадренный миноносец «Аллен М.Самнер», США, 1944 г.
260. Эскадренный миноносец «Аллен М.Самнер», США, 1944 г.

Строился фирмой «Федерал Шипбилдинг Компани».

Водоизмещение стандартное 2620 т, полное 3240 т.

Длина наибольшая 114,76 м, ширина 12,45 м, осадка 4,33 м.

Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла.

Вооружение:

шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб.

Всего в 1944-1946 годах построено 55 единиц, из них четыре погибли в годы Второй мировой войны.

Еще 12 единиц закончены как быстроходные минные заградители.

Они не имели торпедных аппаратов и могли принимать 80-100 мин.

261. Эскадренный миноносец «Гиринг», США, 1945 г.
261. Эскадренный миноносец «Гиринг», США, 1945 г.

Строился фирмой «Федерал Шипбилдинг Компани».

Водоизмещение стандартное 2640 т, полное 3510 т.

Длина наибольшая 119,03 м, ширина 12,45 м, осадка 4,37 м.

Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла.

Вооружение:

шесть 127-мм орудий, двенадцать 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов и два бомбосбрасывателя глубинных бомб.

Всего в 1945-1946 годах построено 97 единиц.

Из них 24 в самом конце войны перестроены в корабли дальнего радиолокационного дозора для обеспечения предполагавшегося десанта на Японские острова.

Атаки на эсминец «Хэдли», находившийся в радиолокационном дозоре у японского острова Окинава, где высаживалась американская морская пехота, начались рано утром. Самолеты налетали в одиночку и группами, сбрасывая бомбы и ведя огонь из бортового оружия. Некоторые из них, управляемые пилотами-смертниками, пытались таранить одинокий корабль. Американцы яростно сопротивлялись. Орудия и автоматы эсминца поливали противника сталью; к концу этого рокового дня моряки претендовали на двадцать сбитых самолетов! Но и «Хэдли» получил свое сполна: 250-кг бомба поразила его носовую часть, управляемая реактивная бомба «Бака» (по сути, небольшой самолет) попала в среднюю часть, а самолет-камикадзе врезался в корму. Такую «дозу» взрывчатки вряд ли смог бы выдержать и крейсер. На эсминце вышли из строя все орудия и механизмы, вода медленно заполняла корпус, однако корабль все же удалось спасти и отремонтировать. Так «Хэдли» подтвердил отличную репутацию американских эсминцев военной постройки, по праву считавшихся лучшими в своем классе.

В 1938 году командование флотом Соединенных Штатов стояло на распутье: ему предстояло выбрать тип эсминца для массового строительства к будущей войне, которая вот-вот могла разразиться. В качестве прототипа определили «Гливз», несший пять 127-мм орудий и два пятитрубных торпедных аппарата. Всего заложили 24 корабля этого типа, но все они вступили в строй уже после начала войны в Европе. И первый же боевой опыт ясно указывал на необходимость усиления зенитного вооружения, в особенности, увеличения числа автоматов, ставших основной надеждой торпедных кораблей при отражении атак авиации. И тут выяснилось, что совсем не маленький (1850 т) корабль «упакован» слишком плотно. Чтобы установить всего шесть - восемь 20-мм «эрликонов», пришлось сделать серьезную модернизацию - снять с него одну 127-мм пушку и торпедный аппарат.

И тут надо отдать должное предусмотрительности американских специалистов. Поскольку договорные ограничения водоизмещения торпедных кораблей уже не являлись барьером, возникал соблазн создать еще более сильно вооруженный и скоростной корабль. Требовалась определенная сила воли для того, чтобы не поддаться искушению и не увеличить число орудий и торпедных труб на эсминце, водоизмещение которого выросло более чем на 600 т. «Лишним» тоннам удалось найти гораздо более полезное применение. «Флетчер», ставший головным в самой большой в мире серии эскадренных миноносцев, имел очень прочный корпус, состоявший в районе турбин и котлов из листов броневой стали толщиной 19 мм. Легкое бронирование имела и палуба. Живучесть заметно повысилась и за счет выноса в нос и корму дополнительных дизель-генераторов, что позволяло бороться с огнем и водой даже в случае полного выхода из строя главных механизмов. В котельной установке использовались высокие параметры пара, причем, в отличие от многострадальных «немцев», корабельная энергетика получилась вполне надежной и неприхотливой. Более длинный и тщательно разделенный на отсеки корпус по расчетам давал один шанс из трех на выживание в случае попадания одной торпеды и один из десяти даже в случае попадания двух - прекрасный результат для эскадренного миноносца! Опыт войны на Тихом океане подтвердил эти прогнозы, несмотря на то, что японцы использовали 610-мм торпеды - «длинные копья», несшие вдвое больший заряд взрывчатки, чем предполагали американцы за год до начала военных действий.

Увеличенная площадь палубы давала возможность установить дополнительные зенитные автоматы, чем американцы не преминули воспользоваться. В ходе боевых действий ПВО «Флетчера» неоднократно усиливалось: сначала до шести 40-мм «бофорсов» и десяти 20-мм «эрликонов», затем добавили еще две спарки «бофорсов» и, наконец, все спаренные автоматы заменили четырехствольными, доведя общее число 40-мм стволов до 20. Правда, по последнему, так называемому «окончательному» варианту переоборудовали всего несколько единиц. Излишне говорить, что системы управления огнем как по надводным, так и по воздушным целям - «любимый конек» американских конструкторов - находились на высоте. С самого начала в состав оборудования включили поисковый и артиллерийский радиолокаторы. Сразу при проектировании предусматривался также боевой информационный пост, расположенный глубоко в корпусе. Теперь командир мог вести бой не с мостика, где его ослепляли залпы собственных орудий и заливали брызги от волн и всплесков вражеских снарядов, а из недр «мозгового центра».

Но даже столь совершенные корабли не вполне удовлетворяли американских адмиралов. В конце 1941 года, совсем незадолго до Пёрл-Харбора, началось проектирование нового эсминца «Аллен М.Самнер». Основной идеей являлась замена одиночных 127-мм установок на спаренные в трех настоящих башнях, что еще больше увеличивало свободную поверхность палубы. Разумеется, пустым место не осталось - его заняли два десятка автоматов, бомбометы и бомбосбрасыватели. Но в результате корабли оказались заметно перегруженными, и проект потребовалось изменять еще раз.

Быстрое и оригинальное решение состояло в том, что в середину корпуса вставили дополнительную 5-метровую секцию. Так родился последний военный проект эскадренного миноносца США, первоначально так и названный - «длиннокорпусный «Самнер». Впоследствии общеупотребительным стало обозначение типа по имени головного корабля - «Гиринг». На обеих шестиорудийных сериях сохранили ту же мощность энергетической установки, что и на «Флетчере», а потерю скорости в 1,5-2 узла посчитали вполне допустимой.

Поступление эсминцев новых серий в соединения, действовавшие на Тихом океане, очень быстро изменило соотношение сил в пользу американцев. Уже в конце 1942 года головной «Флетчер» в крайне позорном для флота США бою у мыса Тассафаронга оказался единственным, вовремя обнаружившим и атаковавшим неприятеля (правда, безрезультатно). А с начала следующего года большинство многочисленных стычек у берегов Соломоновых островов заканчивались уже не в пользу японцев - тут, в первую очередь, сказывались преимущества современного радиолокационного оборудования новых американских кораблей. В дальнейшем эсминцам отводилась все более важная роль: трудно представить, как бы удалось отбивать массированные атаки авиации, если бы в состав всех оперативных групп не входили десятки сильно вооруженных, быстроходных и трудноуязвимых дестройеров.

Между тем, на обширных просторах Атлантики разгорелась совершенно другая война. Здесь редко возникала угроза со стороны авиации, зато работы по конвоированию торговых судов, поиску подводных лодок и охранению боевых эскадр было предостаточно. Для решения этих задач «Флетчер» был слишком дорогим даже для самой богатой в мире державы. Но нужда в эскадренных миноносцах оставалась высокой, причем требования к их численности доминировали над мощью каждой единицы. Поэтому американцы одновременно с «флетчерами» продолжали строить проверенные и непритязательные корабли типа «Гливз». С них сняли одно из 127-мм орудий. Оставшихся четырех вполне хватало и для борьбы с подводными лодками, и для отражения авианалетов, и, в случае необходимости, для обстрела береговых или надводных целей. Сэкономленный вес пошел на усиление легкого зенитного и противолодочного вооружения. Впоследствии, при модернизациях, пожертвовали одним из торпедных аппаратов. Необходимость в таком изменении вооружения стала еще более очевидной, как только союзники приступили к десантным операциям в Европе, где им пришлось столкнуться почти с теми же проблемами, что и на Тихом океане. Воздействие немецкой авиации усилилось, а вот вероятность вступить в бой на море с сильным противником практически свелась к нулю. Ну а на экстренный случай должно было хватить и одного пятитрубного аппарата.

К 1945 году в войне с японцами обозначились новые проблемы. Когда действия камикадзе приобрели массовый характер, выяснилось, что предпочтителен более крупный калибр зенитного оружия самообороны. Против стремительно пикирующего самолета с пилотом-самоубийцей 20-мм автоматы оказались почти бесполезны, да и 40-мм имели явно недостаточную эффективную дальность. В итоге приняли решение перевооружить все корабли основных классов, в том числе эскадренные миноносцы, 76-мм автоматическими зенитками. В те времена трудно было отыскать в какой-нибудь другой стране мира торпедные корабли, которые смогли бы легко принять шесть 76-мм пушек без потери прочих качеств, однако американцам это удалось осуществить и на «флетчерах», и на «гирингах», и на «самнерах».

Подводя итоги, можно сказать, что конструкторам и кораблестроителям Соединенных Штатов удалось справиться с задачей создания торпедных сил гораздо лучше, чем четверть века назад, в годы Первой мировой войны. Постройка кораблей велась быстро и качественно; к началу генерального наступления на обоих океанах у американцев недостатка в эсминцах не ощущалось, хотя и на этот раз заметная часть боевых единиц флота вошла в строй только к завершению военных действий или уже после заключения мира. Сами проекты оказались настолько удачными, что допускали модернизацию и использование «флетчеров», «самнеров» и «гирингов» в течение многих послевоенных лет. Часть из них перекочевала во флоты наиболее доверенных союзников. Остававшиеся в ВМС США прошли обширную модернизацию по программам FRAM-1 и FRAM-2, превратившись в универсальные корабли 60-х и 70-х годов, пришедшие на смену «настоящим» эскадренным миноносцам.

В. Кофман