- 33 2000-10 ¦ Большие проблемы малых стран (эсминцы стран «второго эшелона»)
- 34 2000-11 ¦ Младшие братья эсминцев (миноносцы Англии и Италии 1900-1918 гг.)
- 35 2000-12 ¦ Баталии в прибрежных водах (миноносцы Германии и Австро-Вен. Первой)
- 36 2001-01 ¦ Самурай выбирает меч (японские Второй войны, ч.1)
- 37 2001-02 ¦ Экономичный консерватизм (английские Второй войны, ч.1)
- 38 2001-03 ¦ Французы рвутся в лидеры (французские Второй войны)
- 39 2001-04 ¦ Японская угроза американцам (японские Второй войны, ч.2)
- 43 2001-05 ¦ Накануне Пёрл-Харбора (американские Второй мировой войны, часть 1)
- 44 2001-06 ¦ «Ветры», «мореплаватели» и «солдаты» (итальянские Второй войны)
- 45 2001-07 ¦ Напрасные старания (германские Второй войны)
- 46 2001-08 ¦ Закат величия «владычицы морей» (английские Второй войны, ч.2)
- 47 2001-09 ¦ Лучшие в своем классе (американские Второй войны, ч.2)
- 48 2001-10 ¦ «Сталинская серия» (советские Второй войны, ч.1)
- 49 2001-11 ¦ Суперэсминцы «Большого флота» (советские Второй войны, ч.2)
- 50 2001-12 ¦ «Разорители» и «уничтожители» (Польши и Югославии)
- 51 2002-01 ¦ С оглядкой на «законодателей моды» (морских держав «второго эшелона»)
- 52 2002-02 ¦ Эскортные миноносцы
- 53 2002-03 ¦ Герои и антигерои Средиземноморья (миноносцы средиземноморских стран)
- 54 2002-04 ¦ Царство долгостроя (эсминцы и миноносцы скандинавских стран)
- 55 2002-05 ¦ Традиции и новации (первые послевоенные Англии, Франции, Италии и СССР)
- 56 2002-06 ¦ Учитывая боевой опыт (послевоенные США,ФРГ и Японии)
- 57 2002-07 ¦ Последние артиллерийские (последние «классические» эсминцы)
- 58 2002-08 ¦ Три жизни эсминцев (эсминцы против подводных лодок)
- 59 2002-09 ¦ Ракета сменяет торпеду (первые ракетные эсминцы Запада)
- 60 2002-10 ¦ «Перегнать, не догоняя» (ракетные эсминцы советского флота)
- 61 2002-11 ¦ Океанский эскорт (корабли океанского эскорта)
- 62 2002-12 ¦ «Длинная рука» эсминцев (эсминцы-вертолетоносцы)
- 63 2003-01 ¦ Ракетоносцы-Универсалы (эсминец «Дюран де ла Пенн», Италия)
- 64 2003-03 ¦ Новое поколение истребителей (эсминец «Современный», СССР)
- 65 2003-04 ¦ Корабли восточных «Драконов» (эсминец «Хатакадзе», Япония)
- 66 2003-05 ¦ Эсминцы XXI века (эсминец «Арли Берк», США)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2002-07
Выпуск: 57 Последние артиллерийские
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 301 «Спокойный» (проект 56), СССР, 1955 г.
- 302 «Фрисланд», Голландия, 1956 г.
- 303 «Халланд», Швеция, 1955 г.
- 304 «Неустрашимый» (проект 41), СССР, 1955 г.
- 305 «Окуэндо», Испания, I960 г.
301. Эскадренный миноносец «Спокойный» (проект 56), СССР, 1955 г.
Строился на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде.
Водоизмещение стандартное 2670 т, полное 3230 т.
Длина наибольшая 126 м, ширина 12,5 м, осадка 4,2 м.
Мощность двухвальной турбинной установки 72000 л.с., скорость 38 узлов.
Вооружение:
четыре 130-мм орудия, шестнадцать 45-мм зенитных автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов, два бомбосбрасывателя.
Всего в 1955-1957 годах построено 27 единиц:
«Спокойный», «Светлый», «Блестящий», «Спешный», «Бывалый», «Скромный», «Сведущий», «Веский», «Вызывающий», «Смышленый», «Скрытный», «Бесследный», «Вдохновенный», «Сознательный», «Справедливый», «Бурливый», «Возмущенный», «Благородный», «Несокрушимый», «Пламенный», «Находчивый», «Возбужденный», «Напористый», «Влиятельный», «Настойчивый», «Выдержанный» и «Бравый».
Все списаны в 1987-1992 годах.
302. Эскадренный миноносец «Фрисланд», Голландия, 1956 г.
Строился на верфи ВМФ в Амстердаме.
Водоизмещение стандартное 2500 т, полное 3070 т.
Длина наибольшая 116,0 м, ширина 11,7 м, осадка 5,2 м.
Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., проектная скорость 36 узлов.
Вооружение:
четыре 120-мм орудия, шесть 40-мм зенитных автоматов, два четырехствольных 375-мм реактивных бомбомета «Бофорс», два бомбосбрасывателя.
Всего в 1956-1958 годах построено восемь единиц:
«Фрисланд», «Гронинген», «Лимбург», «Оверийсел», «Дренте», «Утрехт», «Роттердам» и «Амстердам».
Шесть единиц проданы Перу в 1980 году, «Фрисланд» и «Оверийсел» сданы на слом в 1979-1982 годах.
303. Эскадренный миноносец «Халланд», Швеция, 1955 г.
Строился фирмой «Гетаверкен».
Водоизмещение стандартное 2630 т, полное 3400 т.
Длина наибольшая 116,0 м, ширина 12,6 м, осадка 4,6 м.
Мощность двухвальной турбинной установки 58000 л.с., скорость 35 узлов.
Вооружение:
одна пусковая установка для противокорабельной ракеты Rb-315 или Rb-08A, четыре 120-мм орудия, два 57-мм и шесть 40-мм зенитных автоматов, восемь 533-мм торпедных аппаратов, два четырехствольных 375-мм реактивных бомбомета «Бофорс».
Всего в 1955-1956 годах построено две единицы:
«Халланд» и «Смоланд».
304. Эскадренный миноносец «Неустрашимый» (проект 41), СССР, 1955 г.
Строился на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде.
Водоизмещение стандартное 3010 т, полное 3830 т.
Длина наибольшая 133,83 м, ширина 13,57 м, осадка 4,4 м.
Мощность двухвальной турбинной установки 100000 л.с., скорость 35,5 узла.
Вооружение:
четыре 130-мм орудия, шестнадцать 45-мм зенитных автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата, шесть бомбометов, два бомбосбрасывателя.
В 1974 году списан и сдан на слом.
305. Эскадренный миноносец «Окуэндо», Испания, I960 г.
Строился на верфи ВМФ в Ферроле.
Водоизмещение по проекту: стандартное 2050 т, полное 2770 т, после перестройки: стандартное 2580 т, полное 3000 т.
Длина наибольшая 116,5 м, ширина 11,1 м, осадка 3,6 м.
Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 39 узлов.
Вооружение:
четыре 120-мм орудия, шесть 40-мм зенитных автоматов, два реактивных бомбомета «Хеджехог», два сбрасывателя для противолодочных торпед.
Всего в 1951 году заложено три единицы:
«Окуэндо», «Рохер де Лаурия», «Маркес де ла Энсенада».
Два последних достроены по полностью измененному проекту.
«Окуэндо» списан в 1978 году, два других - в 1982 и 1988 годах соответственно.
Если американцы, а также их старые и новые союзники по окончании Второй мировой войны практически полностью переключили легкие силы своих флотов на решение задач эскорта и борьбы с подводными лодками, то перед советским флотом стояли совсем другие проблемы. С началом «холодной войны» Советский Союз, по сути дела, оказался в положении, в каком два десятилетия назад находилась Япония. С той лишь разницей, что индустриальная мощь нашей страны в конце 40-х годов была существенно большей, а политические и экономические интересы связаны с морскими проблемами куда меньше. Однако, поскольку Сталин собирался продолжать свою политику на оспаривание мирового господства США, развитие ВМС представлялось необходимым. А путь этого развития (при явном и неоспоримом начальном превосходстве Соединенных Штатов на море) оставался таким же, какой в свое время выбрали японцы: создание индивидуально более сильных боевых единиц флота, чем те, что строились на Западе. Причем делать это надлежало со свойственным нашему правительству размахом.
Пока же советские боевые корабли уступали потенциальному неприятелю практически во всех классах. Справедливо это и для эскадренных миноносцев. «Тридцатки-бис», представители самой большой в мире послевоенной серии эсминцев, не соответствовали современным требованиям и были слабее «гирингов» и «самнеров». Поэтому в середине 1947 года началась разработка принципиально нового проекта, который вобрал бы в себя военный опыт. Правда, этот опыт нашим кораблестроителям и морским теоретикам виделся совсем иначе, нежели американцам.
Проект 41, созданный под руководством выдающегося кораблестроителя В.А.Никитина, представлял собой типичный лидер в довоенном понимании, но включал немало принципиальных новаций. Впервые в отечественном флоте он имел гладкопалубный корпус с минимумом надстроек. Уменьшилось число иллюминаторов: теперь удобство обитания окончательно приносилось в жертву противоатомной защите. Энергетическая установка использовала пар высокого давления, позволяла экономить значительный вес и обещала быть весьма экономичной. Но главным новшеством стало вооружение. Две двухорудийные 130-мм башенные установки были полностью стабилизированными и универсальными, причем в каждой башне устанавливался собственный радиолокационный дальномер. Помимо локальных средств, имелась мощная система управления огнем, включавшая стабилизированный командно-дальномерный пост, оборудованный как артиллерийским локатором «Якорь-М», так и четырехметровым дальномером. Зенитная артиллерия, первоначально состоявшая из спаренных 45-мм автоматов, уже после постройки заметно усилилась в результате замены на четырехорудийные установки того же калибра, по компоновке напоминавшие знаменитые немецкие «фирлинги». Прежними остались лишь торпедные аппараты и традиционные минные рельсы. Помимо всего прочего, «Неустрашимый» (такое название получил головной корабль серии, в которой предполагалось иметь ни много ни мало 110 единиц!) можно назвать одним из наиболее красивых кораблей в истории кораблестроения.
Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя, причем даже не одной. Главным разочарованием стали ходовые качества: до проектной скорости не хватало почти трех узлов, а дальность оказалась меньше на 10 процентов. Переборщили и со стабилизацией артиллерии. Башни вышли очень большими, а орудия в них пришлось установить на едином лафете, что снижало общую надежность и уменьшало точность стрельбы. Кроме того, размеры эсминца показались слишком большими для того, чтобы выдержать в те тяжелые годы строительство целой сотни таких «бойцов», в принципе способных с успехом сражаться с любым из американских дестройеров военной постройки.
Как уже не раз случалось в нашей стране, из одной крайности бросились в другую. Последовало распоряжение: уже начатые единицы разобрать, и место 41-го проекта занял 56-й (тип «Спокойный»). Он отвечал практически той же концепции, но имел уменьшенное водоизмещение и большую скорость. При этом пострадали внешне не столь заметные, но очень важные характеристики: дальность уменьшилась почти в полтора раза, а автономность - в два. Для того, чтобы разместить все оборудование, пришлось вернуться к более развитым надстройкам. А через несколько лет выяснилось, что, по крайней мере, один недостаток отвергнутого «Неустрашимого» мог бы стать его большим достоинством. На эсминцах 56-го проекта явно не хватало места для обширных модернизаций, планировавшихся в 60-е годы. Впрочем, из-за стремительного морального устаревания и самих кораблей вошло в строй всего 27-вместо более чем сотни по первоначальному плану.
Трудно однозначно оценить последние советские артиллерийско-торпедные эсминцы. С одной стороны, впервые удалось построить по-настоящему океанские корабли с высокой мореходностью. На испытаниях при сильном волнении и ветре в восемь баллов один из «56-х» развил полный ход, тогда как сопровождавшая его «тридцатка-бис» не могла выжать и 15 узлов. «Неустрашимый» и «Спокойный» разительно отличались от своих предшественников по качеству зенитного вооружения, уровню энергетики, корабельной автоматики. Но, с другой стороны, американский «Ф.Шерман» оказался заметно более современным как по концепции, так и по техническим параметрам вооружения, механизмов и, в особенности, радиоэлектронного оборудования.
Частично отставание удалось преодолеть в ходе многочисленных модернизаций, начавшихся уже в 1958 году. На двенадцати эсминцах типа «Спокойный» сняли один из торпедных аппаратов и установили по паре реактивных противолодочных бомбометов РБУ-2500. Оставшийся аппарат мог теперь заряжаться как обычными, так и противолодочными торпедами. Еще более существенную переделку прошли девять эсминцев в 1964-1970 годах: с них сняли всю кормовую группу вооружения, установив зенитный ракетный комплекс «Волна» и два новейших для того времени спаренных 30-мм автомата, а также пару многоствольных реактивных бомбометов (проекты 56К и 56А). Так последние «артиллеристы» нашего флота стали первыми ракетоносцами.
На лидеров послевоенного мира - США и СССР - пытались равняться и второстепенные морские державы. Зачастую они двигались скорее советским, чем американским путем. В конце 40-х годов Голландия, только что избавившаяся от своих уже ставших обузой колониальных владений, вступила в НАТО и полностью пересмотрела свою морскую политику. Одним из наиболее важных элементов программы строительства нового флота стала постройка большой серии эсминцев. Их особенностью было полное отсутствие торпедных аппаратов - впервые в Европе. Гипотетическая задача охраны конвоев в Северном море от столь же гипотетических рейдов советских кораблей подвигла голландцев на установку очень сильного артиллерийского вооружения. Полностью автоматизированные 120-мм орудия шведской фирмы «Бофорс» могли выпускать по 45 снарядов на ствол в минуту как по морским, так и по воздушным целям и имели отличную систему управления огнем, сконструированную знаменитым «Филипсом». Для защиты от подводных лодок испытывались различные виды оружия английского и американского производства, но в конце концов предпочтение отдали также шведскому четырехствольному реактивному бомбомету.
А вот с механической установкой чуть не вышла промашка. В момент начала проектных работ в 1948 году из-за стесненных финансовых условий показалась удачной идея использовать турбины и котлы, заготовленные еще перед войной для эсминцев типа «Исаак Свирс». Однако по мере того, как разработки близились к воплощению, а водоизмещение новичков все росло и росло, возникла угроза, что скорость может ограничиться всего 30 с небольшими узлами. Инженеры сделали почти невозможное, и, благодаря отличным обводам, относительно маломощные для столь крупных кораблей турбины позволили развить на испытаниях 40 узлов - отличный результат для своего времени. Правда, стоит отметить, что голландцы возродили сомнительные традиции начала века, когда дестройеры испытывали облегченными - без вооружения и части другого оборудования.
В любом случае, механизмов со склада хватило только на четыре корабля. Поэтому для следующих восьми эскадренных миноносцев типа «Фрисланд» разработали новые турбины по образцу американского «Гиринга». В результате удалось достичь на испытаниях почти 43-х узлов, вплотную приблизившись к французским рекордсменам 30-х годов - лидерам типа «Ле Фантаск». В остальном вторая серия сохранила все черты своих предшественников; подросло лишь легкое зенитное вооружение.
В целом новые боевые единицы Нидерландского флота оказались весьма удачными. Они не только прослужили свыше четверти века, но и по завершении своей карьеры в отечестве составили заметную часть ВМС далекой латиноамериканской страны Перу. И в 80-х годах их мощные орудия привлекали внимание плотностью огня, в особенности на фоне явно недовооруженных артиллерией кораблей нового поколения. Эти пушки служат до сих пор и в родном флоте: снятые с «Гельдерланда», они были поставлены в качестве главного калибра на ракетные фрегаты типа «Тромп».
За годы службы голландские эсминцы подверглись лишь незначительным переделкам. Так, в 1960 году «Утрехт» получил восемь противолодочных торпедных аппаратов калибра 533 мм в неподвижных блоках по бортам. Однако он оставался единственным настоящим торпедоносцем среди своих 12 систершипов, да к тому же недолго. Адмиралы почему-то посчитали, что толку с надежных и испытанных торпед будет маловато, и их убрали уже через два года. Почти в то же самое время витали планы замены артиллерии на ракетное оружие, однако главный калибр все-таки уцелел.
Удачные 120-мм автоматы «Бофорса» послужили и в самой Швеции. Практически одновременно с Нидерландами правительство этой страны заказало два эскадренных миноносца, оставивших заметный след в истории кораблестроения. Шведы первыми рискнули разработать и установить на своем корабле оружие, в последующие годы полностью перевернувшее представления о войне на море - управляемую противокорабельную ракету. «Халланд» вообще отличался отменным набором вооружения. Помимо многочисленной полностью автоматизированной артиллерии он нес и «классику» - два четырехтрубных торпедных аппарата (на одном из них и устанавливалась пусковая установка). Противолодочное вооружение включало мощные «бофорсовские» бомбометы; кроме того, эсминец мог принимать мины, а на башнях по бокам располагались направляющие для осветительных ракет.
Следующая серия эсминцев вступила в строй уже без ударных ракет. Четыре корабля типа «Эстерготланд», построенные в 1958-1959 годах, продемонстрировали возможности дальнейшей оптимизации конструкции своих удачных предшественников. Водоизмещение уменьшилось до 2150 т. При этом удалось сохранить большую часть боевой мощи, убрав лишь 57-мм автоматы и заменив бомбометы «Бофорс» на более консервативный британский «Сквид». Интересно, что в 1963 году эти корабли все же стали ракетными - они получили на вооружение зенитный ракетный комплекс «Си Кэт» английского производства.
Однако не у всех малых флотов послевоенной Европы дела складывались столь же удачно, как у голландцев и шведов. Весьма поучителен пример Испании, которая сразу после окончания Второй мировой войны решила построить девять современных эскадренных миноносцев, вооруженных каждый восемью 105-мм универсальными орудиями в спаренных установках и семью торпедными аппаратами. Однако корабли еще не успели заложить, как проект подвергся полной переработке в соответствии с мировой «противолодочной» модой. Торпедные аппараты исчезли, их место заняли бомбосбрасыватели и пара «Хеджехогов», а калибр Орудий увеличили до 120-мм, сократив число артиллерийских установок до трех. Так родился «Окуэндо» - головной корабль многострадальной серии последних в мире «классических» эсминцев. Мало того, что по недоброй испанской традиции его строили почти десять лет - на первых же испытаниях выяснилось, что остойчивость «Окуэндо» буквально балансирует на грани допустимой. Корабль отправили обратно на верфь, где нагрузили балластом и срезали часть надстроек. Результат: водоизмещение возросло на 500 с лишним тонн, а срок постройки достиг 12 лет. Более того, пришлось существенно ослабить вооружение, сняв пару 120-миллиметровок и все 20-мм автоматы. Неудивительно, что и два других уже спущенных на воду эсминца подвергли полной перестройке, увеличив длину на 3, а ширину на 2 м. «Рохер де Лаурия» и «Маркес де ла Энсенада» смело могут претендовать на незавидную роль рекордсменов долгостроя. Лишь спустя 16 лет после закладки первый из них вновь спустили на воду, а спустя еще два года он наконец вступил в строй. В окончательном варианте его вооружение состояло из шести уже безнадежно устаревших американских 127-мм орудий времен Второй мировой войны и такого же числа 320-мм противолодочных торпедных аппаратов, дополненных парой 533-мм труб также для противолодочных торпед. В общем, получился слегка модернизированный «А.Самнер» с уменьшенной до 28 узлов скоростью (из-за осложнений со столь же древними котлами). Неудивительно, что «Лаурия» прослужил всего 12 лет - в полтора раза меньше, чем он строился.
В целом же последние быстроходные корабли с преимущественно артиллерийским вооружением, по традиции все еще называвшиеся эсминцами (хотя некоторые из них не несли торпедного вооружения с самого начала, а другие лишались его при модернизациях), продемонстрировали резко возросшие возможности послевоенного кораблестроения. Вооруженные мощной автоматической артиллерией, обладающие хорошими мореходными качествами, высоким уровнем надежности и живучести, они представляли собой по-настоящему многоцелевые корабли, хотя и были очень быстро вытеснены со сцены своими преемниками из нового поколения. Но распространенное мнение, будто они не смогли бы в 60-е и 70-е годы составить в бою конкуренцию своим ракетным собратьям, это лишь предположение, а не доказанный факт.
В. Кофман