- 33 2000-10 ¦ Большие проблемы малых стран (эсминцы стран «второго эшелона»)
- 34 2000-11 ¦ Младшие братья эсминцев (миноносцы Англии и Италии 1900-1918 гг.)
- 35 2000-12 ¦ Баталии в прибрежных водах (миноносцы Германии и Австро-Вен. Первой)
- 36 2001-01 ¦ Самурай выбирает меч (японские Второй войны, ч.1)
- 37 2001-02 ¦ Экономичный консерватизм (английские Второй войны, ч.1)
- 38 2001-03 ¦ Французы рвутся в лидеры (французские Второй войны)
- 39 2001-04 ¦ Японская угроза американцам (японские Второй войны, ч.2)
- 43 2001-05 ¦ Накануне Пёрл-Харбора (американские Второй мировой войны, часть 1)
- 44 2001-06 ¦ «Ветры», «мореплаватели» и «солдаты» (итальянские Второй войны)
- 45 2001-07 ¦ Напрасные старания (германские Второй войны)
- 46 2001-08 ¦ Закат величия «владычицы морей» (английские Второй войны, ч.2)
- 47 2001-09 ¦ Лучшие в своем классе (американские Второй войны, ч.2)
- 48 2001-10 ¦ «Сталинская серия» (советские Второй войны, ч.1)
- 49 2001-11 ¦ Суперэсминцы «Большого флота» (советские Второй войны, ч.2)
- 50 2001-12 ¦ «Разорители» и «уничтожители» (Польши и Югославии)
- 51 2002-01 ¦ С оглядкой на «законодателей моды» (морских держав «второго эшелона»)
- 52 2002-02 ¦ Эскортные миноносцы
- 53 2002-03 ¦ Герои и антигерои Средиземноморья (миноносцы средиземноморских стран)
- 54 2002-04 ¦ Царство долгостроя (эсминцы и миноносцы скандинавских стран)
- 55 2002-05 ¦ Традиции и новации (первые послевоенные Англии, Франции, Италии и СССР)
- 56 2002-06 ¦ Учитывая боевой опыт (послевоенные США,ФРГ и Японии)
- 57 2002-07 ¦ Последние артиллерийские (последние «классические» эсминцы)
- 58 2002-08 ¦ Три жизни эсминцев (эсминцы против подводных лодок)
- 59 2002-09 ¦ Ракета сменяет торпеду (первые ракетные эсминцы Запада)
- 60 2002-10 ¦ «Перегнать, не догоняя» (ракетные эсминцы советского флота)
- 61 2002-11 ¦ Океанский эскорт (корабли океанского эскорта)
- 62 2002-12 ¦ «Длинная рука» эсминцев (эсминцы-вертолетоносцы)
- 63 2003-01 ¦ Ракетоносцы-Универсалы (эсминец «Дюран де ла Пенн», Италия)
- 64 2003-03 ¦ Новое поколение истребителей (эсминец «Современный», СССР)
- 65 2003-04 ¦ Корабли восточных «Драконов» (эсминец «Хатакадзе», Япония)
- 66 2003-05 ¦ Эсминцы XXI века (эсминец «Арли Берк», США)
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 2000-11
Выпуск: 34 Младшие братья эсминцев
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание
- Описание
- Описание
- Описание
- Служба
- 205 «TB-17», Англия, 1907 г.
- 206 № 109, Англия, 1902 г.
- 207 «Сирио», Италия, 1906 г.
- 208 «Пегасо», Италия, 1906 г.
- 209 «Орионе», Италия, 1907 г.
- 210 «Габбиано», Италия, 1907 г.
- 211 1PN, Италия, 1911 г.
205. Миноносец «TB-17», Англия, 1907 г.
Один из серии «прибрежных» эсминцев типа «Крикет»; строился фирмой «Денни».
Водоизмещение нормальное 259 т.
Длина наибольшая 54,9 м, ширина 5,5 м, осадка средняя 1,61 м.
Мощность трехвальной паротурбинной установки 4000 л.с., скорость 26 узлов.
Вооружение:
две 76-мм пушки, три 457-мм торпедных аппарата.
Всего в 1906-1909 годах построено 36 несколько различающихся между собой кораблей «TB-1»-«TB-36».
206. Миноносец № 109, Англия, 1902 г.
Один из серии «160-футовых» миноносцев; строился фирмой «Торникрофт».
Водоизмещение нормальное 180 т, полное 200 т.
Длина наибольшая 50,6 м, ширина 5,2 м, осадка средняя 1,68 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3050 л.с., скорость 25 узлов.
Вооружение:
три 47-мм пушки, три 457-мм торпедных аппарата.
Всего в 1900-1905 годах построено 13 несколько различающихся между собой кораблей № 98, 99, 107-117.
207. Миноносец «Сирио», Италия, 1906 г.
Строился в Германии фирмой «Шихау».
Водоизмещение полное 207 т.
Длина наибольшая 51,4 м, ширина 6 м, осадка средняя 1,7 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов.
Вооружение:
три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата.
Всего построено шесть кораблей:
«Сирио», «Саджиттарио», «Спика», «Скорпионе», «Серпенте», «Саффо».
208. Миноносец «Пегасо», Италия, 1906 г.
Строился в Италии фирмой «Паттисон».
Водоизмещение полное 200 т.
Длина наибольшая 50,4 м, ширина 5,3 м, осадка средняя 1,7 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов.
Вооружение:
три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1906-1909 годах построено 18 несколько различающихся между собой кораблей.
209. Миноносец «Орионе», Италия, 1907 г.
Строился в Италии фирмой «Одеро».
Водоизмещение полное 221 т.
Длина наибольшая 52,6 м, ширина 6 м, осадка средняя 1,5 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3000 л.с., скорость 25 узлов.
Вооружение:
три 47-мм пушки, три 450-мм торпедных аппарата.
Всего построено четыре корабля:
«Орионе», «Орса», «Олимпия», «Орфео».
210. Миноносец «Габбиано», Италия, 1907 г.
Строился в Италии на верфи в Специи.
Водоизмещение полное 174 т.
Длина наибольшая 49,6 м, ширина 5,9 м, осадка средняя 1,5 м.
Мощность двухзальной паросиловой установки 2200 л.с., скорость 22 узла.
Вооружение:
две 47-мм пушки, три 356-мм торпедных аппарата.
Построена одна единица.
211. Миноносец 1PN, Италия, 1911 г.
Строился в Италии фирмой «Паттисон».
Водоизмещение нормальное 120 т, полное 140 т.
Длина наибольшая 42,5 м, ширина 4,6 м, осадка средняя 1,47 м.
Мощность двухвальной паросиловой установки 3200 л.с., скорость 27 узлов.
Вооружение:
одна 57-мм пушка, два 450-мм торпедных аппарата.
Всего в 1911-1913 годах построено 38 кораблей;
в 1915-1918 годах - еще 33 по усовершенствованным проектам.
Создатели эсминцев первого поколения - дестройеров, или, по отечественной классификации, истребителей - исходили из того, что главным предназначением новых кораблей будет борьба с миноносцами. Однако последующий боевой опыт скорее опроверг, чем подтвердил этот постулат. Несколько стычек под Порт-Артуром стали, пожалуй, единственным примером, когда истребители использовались по своему прямому назначению, отражая атаки торпедных «москитов». В остальном же эсминцы показали себя куда более универсальными кораблями. Причем с «обязанностями», которые традиционно отводились малым миноносцам, они справлялись гораздо успешнее. Следовательно, с появлением дестройеров постройка стандартных «торпедоботов» просто теряла смысл. Таким образом, первые эсминцы стали еще и истребителями в ином смысле этого слова: они «истребили» целый класс кораблей - миноносцев.
Весьма показателен в этом отношении опыт «владычицы морей» - Великобритании. В последнем десятилетии XIX века англичане параллельно со строительством дестройеров продолжали заказывать небольшие серии «торпедоботов» меньшего размера. В 1892-1894 годах Королевский флот получил десять «140-футовых» миноносцев № 88-97, представлявших собой модификацию «колониального» корабля «Балучи». Их водоизмещение составляло 105-140 т, скорость - 23 узла, вооружение включало в себя три 457-мм торпедных аппарата и столько же 37-мм пушек.
После шестилетнего перерыва последовал новый заказ. В 1900-1905 годах со стапелей фирм «Торникрофт» и «Уайт» сошли на воду тринадцать «160-футовиков» (№ 98, 99, 107-117). Собственно говоря, они отличались от предшественников лишь увеличенными размерами (водоизмещение 200-219 т) и скоростью хода (25 узлов). Вооружение миноносцев осталось прежним, но вместо штевневого носового торпедного аппарата на них установили третий палубный. По компоновке и силуэту «160-футовые» корабли очень напоминали «ярроуский» «Випер», построенный ранее по заказу Австро-Венгрии.
Зато следующая (и последняя) серия британских миноносцев выглядела куда более оригинально. Появилась она с легкой руки адмирала Дж. Фишера, занявшего в 1904 году пост Первого морского лорда. Неутомимый Джекки быстро понял, что его любимчики - супердестройеры типа «Трайбл» - получаются слишком дорогими и капризными в эксплуатации и потому не могут строиться в массовом количестве. Тогда в качестве дополнения к ним решили заказать целую флотилию более дешевых «прибрежных» эсминцев типа «Крикет» («Сверчок»). Всего в 1906-1909 годах было построено 36 таких кораблей. Конструктивно, да и внешне, они повторяли своих «160-футовых» предшественников, однако отличались принципиально новой энергетикой. Паровые машины уступили место турбинам, угольные котлы - нефтяным. Подверглось усовершенствованию и вооружение: малокалиберные пушки заменили двумя более мощными трехдюймовками, а торпедные аппараты теперь располагались строго в диаметральной плоскости и имели возможность стрелять на оба борта.
По замыслу «прибрежные» эсминцы должны были действовать на небольшом удалении от баз, но выполнять те же функции, что и эсминцы обычные. Увы, это оказалось им не по силам. Чрезмерно облегченные «крикеты» обладали всем «букетом» недостатков, свойственных малым торпедным кораблям: неудовлетворительной мореходностью, слабостью конструкции корпуса, резким падением максимальной скорости хода при мало-мальски значительном волнении моря. Поэтому вскоре после вступления в строй их переклассифицировали в обычные миноносцы и одновременно заменили названия номерами «ТВ-1»-«ТВ-36». Больше подобных кораблей англичане не строили, отдав предпочтение полноценным эсминцам.
Примеру «владычицы морей» последовало большинство ведущих морских держав мира. Германия, США, Франция, Россия и Япония прекратили постройку миноносцев и сделали ставку на дестройеры. Из других стран-обладательниц более-менее солидных военных флотов традиционные «торпедоботы» продолжали заказывать лишь Италия и Австро-Венгрия. Впрочем, их позиция вполне понятна: потенциальный театр военных действий - Адриатическое море - представлял собой идеальную акваторию для использования малых торпедных кораблей.
После постройки первых собственных миноносцев «Кондоре» и «Пелликано» командование итальянского флота выдержало четырехлетнюю паузу: адмиралы, не очень довольные результатами испытаний торпедных судов национальной постройки, приглядывались к развитию кораблей данного класса за рубежом и не торопились выдавать очередные заказы собственным верфям. Наконец, в начале 1904 года штаб Реджа Марины сформулировал техническое задание для проектирования миноносцев новой серии. «Торпедоботы» (или, по-итальянски, «торпединьере») при водоизмещении в 200 т должны были иметь улучшенную мореходность, нести вооружение из трех палубных 450-мм торпедных аппаратов и развивать 25-узловую скорость в реальных боевых условиях. К конкурсу на лучший проект такого корабля решили допустить и иностранцев. Техническая комиссия рассмотрела представленные чертежи и признала лучшими разработки английской фирмы «Торникрофт» и немецкой «Шихау» - ведущих мировых производителей судов-носителей торпедного оружия.
Шесть «шихаусских» миноносцев типа «Сирио» строились в Германии по специальному проекту. В целом они оказались весьма удачными. Отличительная черта их конструкции - невысокий полубак, заметно улучшавший мореходность. В дальнейшем «Сирио» стал одним из прототипов немецких миноносцев семейства «А», о которых мы расскажем несколько позже.
Британский проект представлял собой слегка модифицированный вариант «160-футового» миноносца № 109. От размещения заказа в Англии итальянцы отказались, отдав предпочтение собственным верфям «Паттисон» и «Одеро»; у фирмы «Торникрофт» приобрели только чертежи. Головной «Пегасо» вступил в строй в 1906 году, а вся серия из 18 единиц была сдана флоту в течение четырех лет. Миноносцы этого типа активно участвовали в боевых действиях во время Первой мировой войны и заслужили высокую оценку плававших на них моряков.
На базе «Пегасо» фирма «Одеро» разработала «торпединьере» «Орионе», отличавшийся от прототипа немного увеличенными размерениями, формой корпуса и паровыми котлами типа «Блехинден». Четыре таких корабля вошли в строй в 1907 году. Увы, внесенные итальянцами изменения не пошли на пользу: миноносцы оказались менее мореходными, а их котлы - капризными и ненадежными. Через несколько лет эксплуатации ни один из четырех судов типа «Орионе» не мог развить ход более 20 узлов.
Но неудача с «Орионе» меркнет по сравнению с полным фиаско, которое потерпел следующий проект. В 1906 году конструкторское бюро государственной военно-морской верфи в Специи предложило построить серию миноносцев с использованием устаревших, но еще исправных механизмов и вооружения «шихаусских» кораблей постройки 1880-х годов, выводившихся из состава флота. Подразумевалось, что из двух старых миноносцев удастся сделать один новый, более крупный, вмещающий «начинку» своих предшественников. Командование флота купилось на кажущуюся дешевизну этого предложения и заказало корабль «Габбиано», который в случае успешных испытаний должен был стать головным в крупной серии миноносцев.
Нетрудно догадаться, что из данной затеи ничего не вышло: «Габбиано», оснащенный машинами со списанных миноносцев 110S и 111S (построенных еще в 1888 году!), оказался тихоходным, неэкономичным и ненадежным, а его вооружение вообще не выдерживало никакой критики. Старые 356-мм торпеды по своим возможностям настолько отстали от современного уровня, что использовать их в бою было просто бессмысленно. Разумеется, от дальнейшей такой утилизации первого поколения миноносцев отказались, и «Чайка» (так переводится итальянское слово Gabbiano) осталась в единственном числе.
Период поисков и экспериментов в области малых торпедных кораблей на Апеннинах завершился к 1909 году, когда фирма «Паттисон» предложила проект миноносца (впоследствии ему присвоили обозначение 1PN), полностью удовлетворившего адмиралов Реджа Марины. Этот небольшой кораблик по боевым возможностям уступал «Пегасо» и «Сирио», но оптимально отвечал критерию «стоимость - эффективность». Миноносцы этого типа строились несколькими сериями с 1910 по 1918 год; всего в строй вошла 71 единица, еще восемь, находившихся на стапелях к моменту окончания Первой мировой войны, остались недостроенными.
Главными особенностями конструкции кораблей типа 1PN стали нефтяные котлы и довольно мощные паровые машины, позволявшие развивать неплохую скорость хода - 27 узлов. Четыре миноносца серии - 31AS, 32AS, 740LT и 750LT - в порядке эксперимента оснастили паровыми турбинами мощностью по 3500 л.с., но из-за высокой стоимости механизмов при их недостаточной надежности широкого распространения этот почин не нашел. Также экспериментальным остался и миноносец 39RM, на котором была смонтирована комбинированная трехвальная энергетическая установка мощностью 2700 л.с., состоявшая из двух паровых машин и одной турбины.
Размеры номерных миноносцев последнего поколения от серии к серии увеличивались. Так, полное водоизмещение кораблей, начиная с 40PN, перевалило за 155 т, a последних (740LT и 750LT) достигло 195 т. Усиливалось и артиллерийское вооружение: с 1915 года на всех миноносцах устанавливали по одной, а затем и по две 76-мм пушки. Кроме того, в кормовой части появились рельсы для приема 8-10 мин заграждения.
Миноносцы семейства 1PN интенсивно использовались в боевых действиях на Адриатике; три из них погибли в 1915-1918 годах. Несмотря на внешне скромные характеристики, они оказались очень полезными и весьма универсальными кораблями. Примечательно, что итальянцы называют их лучшими своими миноносцами периода Первой мировой войны.
В. Кофман