- 01 1989-03 ¦ “Трудами русских инженеров...” (барказ для постановки мин)
- 02 1989-04 ¦ Мина - оружие и наступательное, (“Амур”)
- 03 1989-05 ¦ Русские минзаги в первой мировой войне (“Нарова”)
- 04 1989-06 ¦ Союзники принимают меры (“Балтимор”)
- 05 1989-07 ¦ “Корабли” и “лодки” Кайзера (“Дейчланд”)
- 06 1989-08 ¦ Носители противоминного оружия (“Минреп”)
- 07 1989-09 ¦ Тральщики союзников (к“Эскот”)
- 08 1989-10 ¦ “Линкоры” класса тральщиков (М-601)
- 09 1989-11 ¦ Быстрейшие из заградителей (“Мэнксмэн”)
- 10 1989-12 ¦ Жертвы тихоокеанских баталий (“Цугару”)
- 11 1990-01 ¦ От Моонзунда до Курил (“Марти”)
- 12 1990-02 ¦ Боевые “пахари” моря (“Владимир Полухин”)
- 13 1990-03 ¦ Родословная “Бенгальского тигра” ( тральщик типа YMS)
- 14 1990-04 ¦ Большие надежды малых флотов (“Амираль Мургеску”)
- 15 1990-05 ¦ Минзаги вступают в бой (“Гриф”)
- 16 1990-06 ¦ Корейский “сюрприз” (“Хэм”)
- 17 1990-07 ¦ Охотники за минами (“Эридан”)
- 18 1990-08 ¦ Корабли морских саперов (“Контр-адмирал Хорошкин”)
- 19 1990-09 ¦ Мины и противоминное оружие
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 08-1990
Выпуск: 18 Корабли морских саперов
- Схемы ТТХ
- Вступление
- СССР
- СССР
- Польша ГДР
- "Контр-Адмирал Хорошкин", СССР, 70-е гг.
- 69 "Сахалинский комсомолец", СССР, 50-е гг.
- 70 "Коломенский комсомолец", СССР, 70-е гг.
- 71. Рейдовый тральщик, СССР, 70-е гг.
- 72 "Орлик", Польша, 1964 г.
- 73 "Кондор", ГДР, 1968 г.
Морской тральщик "Контр-Адмирал Хорошкин", СССР, 70-е гг.
Водоизмещение полное 790 т
мощность дизелей 10 000 л. с., скорость хода 19 узлов.
Длина наибольшая 61 м, ширина 10 м, среднее углубление 3,5 м.
Вооружение:
четыре 30-мм и четыре 25-мм автомата, 2 РБУ, до 10 мин.
Обозначение НАТО: "Натя".
69. Морской тральщик "Сахалинский комсомолец", СССР, 50-е гг.
Водоизмещение полное 580 т
мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов.
Длина наибольшая 58 м, ширина 8,4 м, среднее углубление 2,1 м.
Вооружение:
четыре 37-мм автомата, восемь 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, до 16 мин.
Обозначение НАТО: Т-43.
70. Базовый тральщик "Коломенский комсомолец", СССР, 70-е гг.
Водоизмещение 450 т
мощность дизелей 2200 л. с., скорость хода 15 узлов.
Длина наибольшая 48 м, ширина 8,8 м, среднее углубление 2 м.
Вооружение: два 30-мм и два 25-мм автомата.
Обозначение НАТО: "Соня".
71. Рейдовый тральщик, СССР, 70-е гг.
Водоизмещение полное 90 т
мощность дизеля 850 л. с., скорость хода 11 узлов.
Длина наибольшая 26 м, ширина 6,1 м, среднее углубление 1,5 м.
Вооружение: два 25-мм автомата.
Обозначение НАТО: "Евгения".
72. Морской тральщик "Орлик", Польша, 1964 г.
Водоизмещение 500 т
скорость хода 16 узлов.
Длина наибольшая 58 м, ширина 7,5 м, среднее углубление 2,5 м.
Вооружение: шесть 25-мм автоматов.
Всего построено 12 единиц.
73. Базовый тральщик "Кондор", ГДР, 1968 г.
Водоизмещение полное 320 т
мощность дизелей 4000 л. с., скорость хода 21 узел.
Длина наибольшая 52 м, ширина 7,2 м, среднее углубление 2 м.
Вооружение: два 25-мм автомата.
Всего построено 62 единицы в двух немного различающихся сериях.
В то и говорить, тральщики в иерархии современных флотов занимают весьма скромное место. И служба на них для непосвященного человека кажется непрестижной. Зато среди моряков профессия "флотских саперов" всегда вызывала уважение. Еще бы, они-то знают, что тральщики — это единственные корабли ВМФ, которым в мирное время доводится выполнять не только учебные, но и боевые задачи, идти подчас на смертельный риск, не имея права на ошибку.
...Тральщик "Сахалинский комсомолец" находился в самом центре минного поля, когда его внезапно окружили четыре израильских катера. Они непрерывно пересекали курс советского корабля, имитируя столкновение и пытаясь оттеснить его на близлежащую коралловую отмель, но тральщик невозмутимо продолжал следовать боевым курсом. Ситуация обострилась до предела: на катерах расчехлили пулеметы, а один из них, резко сбавив ход, остановился прямо на пути следования тральщика. Расстояние между кораблями неуклонно сокращалось. Вот до борта израильского катера осталось десять метров, девять... Что же дальше — международный инцидент? Но тут нервы командира катера не выдержали, он резко дал полный ход и убрался восвояси. Очередной раунд "игры на нервах" выиграли советские моряки.
Этот эпизод был далеко не единственным в период, когда с июля по ноябрь 1974 года отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота оказывал помощь Арабской Республике Египет в уничтожении минных полей в Суэцком заливе. Советские тральщики успешно выполнили свою работу: на ходовой рубке "Сахалинского комсомольца" рядом с эмблемой отличного корабля появились три красные звезды — по числу уничтоженных им мин.
Опасность минной угрозы была полностью осознана руководством советского ВМФ еще в годы Великой Отечественной войны, и после ее окончания тральные силы продолжали развиваться достаточно быстрыми темпами. Советский противоминный флот уверенно выходил на первое место в мире, и в зарубежных военно-морских справочниках один за другим появлялись новые типы наших кораблей с весьма странными наименованиями...
Традиция называть корабли и самолеты неприятеля кличками, обычно женскими или мужскими именами, пришла в страны НАТО от американских морских летчиков, участвовавших в боях на Тихом океане. Действительно, система марок и названий японских самолетов была очень запутанной, и гораздо проще было выпалить в микрофон краткое "Бетти!" вместо "двухмоторный морской бомбардировщик типа "Ноль" фирмы "Мицубиси". После войны этот принцип был перенесен и на корабли "вероятного противника", поскольку чаще всего натовским специалистам были неизвестны ни номера проектов наших кораблей, ни их названия. На долю советских тральщиков достались, в частности, русские мужские и женские имена — во всяком случае, то, что казалось таковыми западным морским экспертам. Впрочем, первые две послевоенные серии советских тральщиков таких кличек получить еще не успели.
Корабли типа Т-43, постройка которых началась с конца 40-х годов, вобрали в себя лучшие черты как наших кораблей военного времени, так и немецких морских тральщиков, значительное число которых попало в Советский Союз в качестве трофеев. Удачная конструкция обеспечила им долгую жизнь не только в нашем флоте, но и в ВМС Алжира, Болгарии, Индонезии, Сирии, Китая и ряда других стран. Пришлось им побывать и в настоящих морских боях. Один из сирийских кораблей этого типа, "Хит-тине", в 1973 году погиб в бою с израильскими катерами у города Да-миетта.
За кораблями типа Т-43 последовали морские тральщики типа Т-58, строившиеся в конце 50-х — середине 60-х годов. Они оказались самыми крупными из советских тральщиков (по зарубежным данным, их полное водоизмещение достигало 900 т) и отличались высокой скоростью хода и мощным вооружением (четыре 57-мм автомата и реактивные бомбометы). Однако слишком большая масса стального корпуса и значительная осадка снижали их возможности в связи с резко возросшей чувствительностью современных неконтактных взрывателей мин. По данным западных экспертов, в конце 70-х годов большая часть этих кораблей была переоборудована в суда воздушного наблюдения с установкой на них зенитных ракет.
На последующих сериях были приняты все меры по снижению физических полей: размеры кораблей уменьшились, а их корпуса начали делать из немагнитных материалов. Первыми морскими тральщиками с корпусами из алюминиевых сплавов стали корабли, получившие натовскую кличку "Юрка". На их долю выпало немало работы в самых разных уголках земного шара...
Первый экзамен корабли этого типа сдали в 1972 году, когда правительство Республики Бангладеш обратилось за помощью к Советскому Союзу. Более двух лет — с апреля 1972-го по май 1974 года — отряд кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота трудился по очистке порта Читтагонг — главных морских ворот вновь образовавшейся республики — от мин и затонувших судов, оставшихся там после индо-пакистанской войны 1971 года. Экспедиция работала в очень сложных условиях: при высокой температуре, мутной воде и сильных течениях. Тем не менее фарватер длиной 30 миль и обширная акватория порта были успешно протралены. Действия наших кораблей получили высокую оценку в Бангладеш. В частности, министр коммуникаций этой страны отметил: "Советские моряки в самый критический момент не дали умереть республике с голоду — восстановили ворота жизни".
Следующим испытанием советских тральщиков стала работа в Суэцком заливе, когда с июля по ноябрь 1974 года группа советских кораблей прошла с тралами более 17000 миль, очистив 1250 км2 акватории. "Сахалинский комсомолец" и другие советские корабли показали не только хорошую боевую выучку, но и отменную живучесть. Один из тральщиков в результате взрыва донной мины у самого борта получил тяжелые повреждения; вода залила оба машинных отделения. Однако аварийные партии справились со столь тяжелыми последствиями, и корабль был спасен. Кстати, в этой операции участвовали и советские вертолеты противоминной обороны, базировавшиеся на крейсере "Ленинград".
Дальнейшим развитием советских морских тральщиков стала серия кораблей, получившая в НАТО неудобоваримое обозначение "Натя" (что оно должно обозначать, вряд ли знают сами западные специалисты). Они оказались способными не только тралить мины, но и противостоять угрозе с моря и воздуха, выполняя роль кораблей эскорта. Им пришлось сдавать экзамен в этой роли совсем недавно — в Персидском заливе.
Последняя боевая операция советских тральщиков по обеспечению безопасности судоходства в этом взрывоопасном районе затянулась надолго. В разное время там действовали "Контр-адмирал Хорошкин", "Курский комсомолец", "Снайпер","Зенитчик", "Турбинист" и ряд других кораблей.
В результате ирано-иракской войны с 1980 года в Персидском заливе сложилась очень сложная обстановка. Обе стороны активно использовали мины, ракеты, быстроходные катера, экипажи которых составляли одетые в белое смертники, готовые в любой момент пустить в ход оружие. Жертвами боевых действий стали несколько сотен кораблей разных стран. В их числе оказались и два советских торговых судна: в мае 1987 года "Маршал Чуйков" подорвался на мине, а "Иван Каротеев" получил повреждения от атаки скоростных катеров. В этих условиях корабли нашего флота были вынуждены конвоировать транспортные суда, проводя их за тралами и охраняя от нападения с моря и воздуха. В результате принятых мер ни одно из советских судов более не попало на мину и не подверглось атаке.
Менее бурные "биографии" имели небольшие по размерам базовые и рейдовые тральщики. Быстро выяснилось, что они приобретают все большее значение. Основной угрозой стали различные донные мины, которые могут выставляться лишь на небольших глубинах, а значит — вблизи от берега. Для их обнаружения и траления необходимы корабли с малой осадкой.
Первыми послевоенными базовыми тральщиками стали стальные корабли, получившие на Западе обозначение "Саша" и ставшие развитием знаменитых "стотонников". Этих 250-тонных кораблей с гладкопалубным корпусом было построено относительно немного, зато следующая серия (ласково названная в штабе НАТО "Ваня") оказалась очень многочисленной. Эти тральщики имели деревянный корпус и все отличительные особенности искателей мин. Они же, по западным данным, могут служить кораблями управления для радиоуправляемых рейдовых тральщиков, экипажи которых с началом боевого траления покидают свои суда.
Следующая большая серия современных тральщиков-искателей (за рубежом обозначаемых как тип "Соня") появилась, по западным данным, в начале 70-х годов. Водоизмещение по сравнению с "Ванями" резко возросло, а корпус изготавливался из композитных материалов на основе дерева и стеклопластика. Корабли этого типа служат во флотах Кубы, Болгарии, Сирии, Вьетнама.
Третья "ветвь", по которой пошло развитие наших послевоенных тральщиков, имеет свои исторические "корни" в катерных тральщиках времен Великой Отечественной войны. Это малые рейдовые корабли, имеющие водоизмещение менее 100 т. Начиная с середины 70-х годов западные справочники обогатились последовательно 50-тонными "Олями", 85-тонными "Илюшами" (которые могут, в частности, служить радиоуправляемыми тральщиками) и, наконец, современными искателями мин типа "Евгения". Эти удачные корабли с корпусами из стеклопластика имеют современное тральное оборудование, включая гидроакустическую станцию и телевизионную систему поиска.
Советские тральщики получили широкое распространение и в странах Варшавского Договора. Только Польша и ГДР строили корабли по своим собственным проектам. 12 польских тральщиков типа "Орлик" очень сильно напоминали несколько уменьшенные Т-43, но имели итальянские дизели фирмы ФИАТ. Немецкие корабли были более оригинальными, хотя и в них четко проглядывается их "прародитель" — германский тральщик типа М-40. После того как были построены первые 6 кораблей типа "Хабихт", выяснилась необходимость в более мощном радиолокационном оборудовании, и на следующих 6 единицах корпус был удлинен примерно на 7 м и введена мощная решетчатая мачта, на которой расположились антенны радаров. Серия из 10 тральщиков типа "Краке" явилась дальнейшим развитием "Хабихтов": новые корабли были на 150 т больше, имея ту же скорость и вооружение.
К началу 70-х годов все эти корабли устарели как физически, так и морально: требовались небольшие противоминные искатели с корпусами из немагнитных материалов. Большинство "Краке" и "Хабихтов" было выведено из состава флота ГДР или переклассифицировано во вспомогательные суда, а их место заняли базовые "Кондоры". Новые тральщики строились в двух сериях — как учебные и как боевые, несколько отличаясь водоизмещением и вооружением ("настоящие" тральщики имели на четыре 25-мм автомата больше).
В целом страны Варшавского Договора сегодня располагают мощными противоминными силами. Всего в составе их флотов, по данным зарубежной печати, около 600 тральщиков, из них более 420 — советские. Это примерно в 2,5 раза больше, чем у стран НАТО. Однако подобный дисбаланс Западу не угрожает: ведь тральщик — это корабль обороны, а не нападения. Корабль, роль которого в будущем должна возрасти еще больше.
Статья подготовлена по материалам иностранной печати. Технические данные советских кораблей . заимствованы из английского справочника "Джейн'с файтинг шипс"
В. Кофман, П. Боженко
Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько