Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 05-1990

Выпуск: 15 Минзаги вступают в бой

  • Схемы ТТХ
  • Норвегия
  • Дания Германия
  • Швеция
  • Польша
  • “Гриф”, Польша, 1936 г.
  • 56 “Олаф Триггвасон”, Норвегия, 1933 г.
  • 57 “Эльвснаббен”, Швеция, 1943 г.
  • 58 “Кибитц”, Германия, 1943 г.
  • 59 “Мева”, Польша, 1935 г.
Минный заградитель “Гриф”, Польша, 1936 г.
Минный заградитель “Гриф”, Польша, 1936 г.

Заложен в 1934 г. на верфи французской фирмы Огюстэи Норманн, спущен на воду в 1936 г., вступил в строй в 1938 г.

Водоизмещение стандартное 2210 т

мощность машин 6000 л. с., скорость хода 20 узлов.

Длина наибольшая 101,2 м, ширина 11,2 м, среднее углубление 1,6 м.

Вооружение:

шесть 120-мм и четыре 40-мм орудия (все фирмы “Бофорс”), от 100 до 600 французских мин типа SM-S.

После падения Хелы корпус корабля был поднят немцами, не затем затоплен ими на мелководье в Гданьском залива. После войны использовался как мишень для учебных стрельб.

56. Минный заградитель “Олаф Триггвасон”, Норвегия, 1933 г.
56. Минный заградитель “Олаф Триггвасон”, Норвегия, 1933 г.

Заложен в Хортене в 1931 г., вступил а строй в 1934 г.

Водоизмещение стандартное 1600 т, полное 1925 т

мощность двух турбин Лаваля 6000 л. с. и двух дизелей для экономического хода 1400 л. с., скорость хода 23 узла.

Длина наибольшая 97 м, ширина 11,5 м, среднее углубление 3,6 м.

Вооружение:

четыре 120-мм орудия, одна 76-мм и две 47-мм зенитки, два спаренных 457-мм торпедных аппарата, 250 мин.

57. Минный заградитель “Эльвснаббен”, Швеция, 1943 г.
57. Минный заградитель “Эльвснаббен”, Швеция, 1943 г.

Водоизмещение стандартное 4250 т

мощность одновальной дизельной установки 3000 л. с., скорость хода 14 узлов.

Длина наибольшая 102 м, ширина 13,6 м, среднее углубление 4,9 м.

Вооружение:

четыре 152-мм орудия, восемь 40-мм и шесть 20-мм автоматов, мины.

В 1972 г. оставлены только два 152-мм орудия; легкое зенитное вооружение заменено на два 57-мм автомата.

Исключен из списков флота в 1981 г.

58. Вспомогательный минный заградитель “Кибитц”, Германия, 1943 г.
58. Вспомогательный минный заградитель “Кибитц”, Германия, 1943 г.

Бывший итальянский вспомогательный крейсер “Рамб-III”. Построен в Генуе в 1938 г., в июле 1940 г. мобилизован, в сентябре 1943 г. захвачен немцами в Триесте и переоборудован в минзаг.

Водоизмещение стандартное 5182 т

мощность машин 7200 л. с., скорость хода 19,5 узла.

Длина наибольшая 123,6 м, ширина 15 м, среднее углубление 4,95 м.

Вооружение:

два 120-мм орудия, один 37-мм и пять 20-мм автоматов, 240 мин.

В ноябре 1944 г. потоплен в Фиуме американской авиацией. В 1950 г. поднят и введен в состав флота Югославии в качестве учебного корабля “Галеб”. До недавнего времени все еще находился в строю.

59. Тральщик “Мева”, Польша, 1935 г.
59. Тральщик “Мева”, Польша, 1935 г.

Водоизмещение стандартное 183 т

мощность дизельной установки 1040 л. с., скорость хода 17,5 узла.

Длина наибольшая 45 м, ширина 5,5 м, среднее углубление 1,5 м.

Вооружение:

одно 75-мм орудие, 2 пулемета, до 20 мин.

Всего в 1934—1938 гг. на верфях в Модлине и Гдыне построено 6 единиц.

Все они после героического сопротивления были потоплены или повреждены в сентябре 1939 г.; позже 4 из них использовались немцами, а по окончании войны возвращены Польше. Последние из оставшихся в строю исключены из списков флота а конце 60-х годов.

Ранним утром 8 мая 1940 года перегруженные войсками немецкие корабли медленно вползали в Осло-фьорд. Операция “Везерюбунг” приближалась к решающей стадии. Вскоре последовал приказ: “Разделиться в соответствии с планом”. Основные силы во главе с тяжелым крейсером “Блюхер” двинулись к узкости у Дробака, где немецкого флагмана ждали норвежские снаряды и торпеды, а “группа 5” в составе эсминцев “Альбатрос”, “Кондор” и малых тральщиков R-17 и R-21 повернула к военно-морской базе Хортен. По сведениям немецкого командования серьезного сопротивления здесь не ожидалось: в базе не было ни одного крупного корабля.

Головной “Альбатрос” направился в узкий канал, ведущий во внутреннюю гавань. И вдруг впереди замелькали вспышки выстрелов. Эсминец был тут же накрыт меткими залпами. Он попал в то тактическое положение, которое называют “охватом головы”,— по еще невидимому противнику могло стрелять только носовое орудие. Эсминец дал задний ход и, уже поврежденный, вышел из канала, развернулся бортом и вступил в артиллерийскую дуэль. Но норвежский минный заградитель “Олаф Триггвасон”, несмотря на полную внезапность нападения сумевший дать столь неожиданный для немцев отпор, продолжал поражать вражеского флагмана огнем своих 120-мм пушек. Немецкий эсминец быстро оседал в воду и вскоре затонул на мелководье.

Заградитель оказался единственным норвежским кораблем, давшим бой оккупантам и достигшим при этом успеха. Надо сказать, что он был вполне достойным противником не только для устаревшего корабля, каким являлся “Альбатрос”, но и для любого современного ему эсминца. “Триггвасон” был в определенном смысле уникальным боевым кораблем. Единственный среди специальных минзагов всех стран, он нес мощное артиллерийское вооружение и два спаренных торпедных аппарата. Приличная скорость, большой запас мин — и все это при водоизмещении эсминца! Неудивительно, что, захватив его на следующий день после яростных атак авиации и обстрела с берега, немцы немедленно включили трофей в состав своего флота. Сгоряча нацисты совершили явную оплошность, назвав “Триггвасон” именем того корабля, который он только что потопил,— “Альбатрос”. Нелепость подобного “увековечивания памяти” сразу же стала очевидной, и заградитель вскоре получил название потопленного в той же Норвежской операции “Бруммера”, став третьим кораблем с этим названием.

В конце войны лучший корабль норвежского довоенного флота, находившийся в Киле, был тяжело поврежден американскими самолетами и затоплен в доке.

Тяжелая судьба была уготована всем норвежским минным силам, которые, помимо прекрасного “Триггвасона”, включали 3 устаревших минзага: “Фрейя” (600 т), “Гломмен” и “Лауген” (по 330 т) — все постройки 1916 года, а также 7 антиков” — канонерских лодок типа “Гор” постройки 1874—1878 годов (250—290 т). Использовать это старье норвежцев побудил пример Голландии, нашедшей такое же применение своим допотопным канлодкам. Все они были захвачены немцами в первые дни апреля. Впрочем, канонерку “Уллер” постигла быстрая кара за бесчестье: в последний день мая она была атакована норвежским самолетом в Сонге-фьорде, который, увидев немецкий флаг, пустил ее ко дну. Захвачены немцами и включены в состав их флота были и оба норвежских тральщика специальной постройки “Отра” и “Раума” (370 т).

Вторая жертва “Везерских учений”, Дания, державшая в своих руках проливы Скагеррак и Каттегат — ключи к Балтике, имела еще больше оснований для создания мощного минно-заградительного флота, нежели Норвегия. Датчане обзавелись своими первыми минзагами еще в начале века, и к моменту немецкого вторжения в строю еще находились 185-тонные “Сикстус” и “Квинтус” и 630-тонный “Лоссен”, построенные до и во время первой мировой войны. В конце 30-х годов правительству в Копенгагене стало ясно, что Дании вряд ли удастся остаться вне грядущего мирового конфликта. Было принято решение об усилении флота; практически все заложенные новые корабли были так или иначе связаны с минной войной. В их число вошли минзаги “Лааланд” и “Лоуген” (350 т), не законченные постройкой, и больший по размерам “Линдормен” (615т, 14 узлов, два 75-мм и три 20-мм орудия, 150 мин), который был спущен на воду незадолго до немецкого вторжения. В 1938—1942 годах один за другим вступали в строй 6 тральщиков типа “Шобьернен”. Как и многие другие корабли этого класса в малых странах, они были весьма универсальными. При водоизмещении корабля 270 т одновинтовая турбинная установка позволяла ему развивать скорость до 18 узлов. Имея по два 75-мм орудия и два 20-мм автомата, тральщики могли брать и мины.

Датчанам принадлежит заслуга в разработке еще одного типа универсальных кораблей, формально названных миноносцами. Это были заказанные в 1939 году “Наяден” и “Нимфен”, имевшие проектное водоизмещение 800 т, длину 86 м, ширину 8,4 м и осадку 3,4 м. Две турбины общей мощностью 24 000 л. с. позволили бы им развить высокую скорость 35 узлов. Мощным для таких небольших кораблей было и вооружение; непонятно, что было главным его видом — то ли артиллерия (два 105-мм орудия и девять 40-мм и 20-мм автоматов), то ли торпеды (шесть 533-мм труб) или те 120 мин, которые могли выставить на пару столь боевые “Наяда” и “Нимфа”. В любом случае, если бы эти корабли были закончены в срок, то они могли бы стать первыми в ряду малых универсальных боевых единиц флота типа корветов сегодняшних дней. Однако из-за немецкой оккупации их постройка затянулась на долгие годы, и они вошли в строй только в 1947 году под новыми названиями “Виллемоэс” и “Витфельд” и с другим вооружением.

Все остальные датские минно-тральные силы постигла одинаковая и печальная судьба. Практически не сопротивлявшейся в 1940 году Дании немцы вначале предоставили некоторые послабления; в частности, на кораблях флота оставались прежние команды, хотя сами корабли были наглухо пришвартованы к пирсам Копенгагена. Но в августе 1943 года фашисты отбросили остатки лицемерия. Поступил приказ о захвате всех боевых судов. Датские моряки, “прозевавшие” свой флот в 1940 году, спустя три года сделали все, чтобы затопить все до единого минзаги, тральщики и старые боевые корабли. Впрочем, это не помешало немцам быстро поднять и ввести их в состав своего флота. После войны минные корабли были возвращены датчанам; только самые старые “Лоссен”, “Квинтус” и “Сикстус”, находившиеся в плачевном состоянии, были переданы ГДР и стали одними из первых кораблей ее молодого флота.

Пристрастие немцев к захваченным в оккупированных ими странах минзагам вполне объяснимо: помимо учебно-артиллерийских заградителей “Бруммер” и “Бремзе” (к тому же потопленных в начале войны), в Германии в 1939 году не было построено ни одного специализированного корабля минной войны. “Кригсмарине” пришлось пойти по уже известному пути переоборудования. До войны и в ходе ее минзагами стали свыше 40 пароходов различных размеров, в основном среднего водоизмещения (2—3 тыс. т). Среди них попадались такие любопытные экземпляры, как бывший французский пассажирский лайнер “Кот д'Азур”, имевший приличную скорость (23 узла), и вспомогательный крейсер неудачливого союзника — фашистской Италии — “Рамб-111”, ставший заградителем “Кибитц”. Большинство “эрзац-кораблей” могли принимать от 100 до 300 мин. Но всего этого набора мобилизованных пароходов было недостаточно, поэтому немцы столь внимательно присматривались к специализированным минзагам Скандинавских стран.

Самой крупной из них, Швеции, обладавшей к тому же одним из наиболее мощных “малых” флотов в Европе, удалось избежать участи своих соседей. Немцы готовились и здесь повторить “Везерские учения”, но уже не хватало сил, да и все средства были брошены на Восточный фронт и подводную войну... Однако шведский флот до самого падения фашистской Германии находился в постоянном напряжении, день ото дня ожидая вторжения. Минные силы по традиции составляли значительную его часть. Шведы пошли по пути, избранному большими флотами: все их эсминцы довоенного времени принимали по 20 мин, а новые большие “Эланд” и “Уппланд” могли брать по 60. Одновременно не были забыты и заградители специальной постройки. Они отличались уникальной долговечностью. Так, построенные в 1879—1904 годах маленькие прибрежные 100-тонные “Ми-13” — “Ми-19” прослужили до конца 50-х годов, причем рекордсменом стал “Ми-13”, сданный на слом в 75-летнем “возрасте”. Долго находился в строю и “Клас Флеминг” — первый специализированный минзаг средних размеров с явно выраженными качествами боевого корабля; в этот масс впоследствии вошли норвежский “Олаф Триггвасон”, голландский “Ван-дер-Заан”, польский “Гриф”— типичные “крейсера-заградители малых флотов”. Шведский первенец был основательно модернизирован в смутное время начала второй мировой войны. Значительно изменился силуэт корабля, но наибольший интерес представляла новая машинная установка:

патентованная система фирмы “Гетаверкен” состояла из дизелей, работавших в качестве своеобразных компрессоров и поставлявших горячий сжатый воздух для вращения валов. В перестроенном виде “Клас Флеминг” просуществовал еще 20 лет и был исключен из списков шведского флота только в 1960 году.

Шведы вообще были любителями оригинальных кораблей. Минный заградитель “Эльвснаббен”, спущенный на воду в 1943 году, безусловно, может быть отнесен к таковым: в корпусе типичного парома с одновинтовой дизельной установкой помещено почти крейсерское вооружение из новых 152-мм орудий. “Эльвснаббен” прославился числом модернизаций — он возвращался на верфь в 1951, 1961, 1966 и 1972 годах. Уже с 1953 года его использовали в основном в качестве учебного судна, а после 1959-го он окончательно сменил в этой роли еще одного “оригинала” 30-х годов — крейсер-гидроавиатранспорт “Готланд”.

Непосредственно в годы немецкой угрозы вступили в строй и 13 тральщиков типа “Архольма”. И здесь шведам удалось добиться хорошего сочетания боевых качеств: водоизмещение всего в 370 т позволило, однако, разместить два 105-мм зенитных орудия, 2 бомбомета и мины; 2 турбины Лаваля обеспечивали скорость в 17 узлов.

Еще за 9 месяцев до доблестного боя “Олафа Триггвасона” в сражение с фашистами вступил и другой отличный заградитель — польский “Гриф”. Построенный французской фирмой “Огюстэн Норман”, этот самый крупный корабль довоенного флота Польши должен был сочетать в себе свойства минного заградителя, учебного судна и государственной яхты президента Пилсудского. По мнению иностранных специалистов, стремление вместить слишком много вооружения и оборудования в корабль, едва превосходящий размерами эсминец, привело к слишком большой тесноте в машинных отделениях. Как и голландский “Ван-дер-Заан”, “Гриф” был одним из немногих судов, имевших к началу второй мировой войны на вооружении прекрасные спаренные 40-мм автоматы фирмы “Бофорс”, хотя и не в столь совершенной установке.

В первый же день войны, сразу после появления немецких самолетов-разведчиков над Гдыней, “Гриф” был быстро приведен в боевое состояние и вышел в море. В 17.30 фашистская авиация обнаружила и атаковала его. Корабль получил повреждения — не смертельные, но требовавшие ремонта. Минзаг ввели в плавучий док, расположив таким образом, чтобы он мог стрелять из своих 120-мм орудий. Ему вместе с эсминцем “Вихер” на следующий день удалось выдержать артиллерийскую дуэль с немецкими эсминцами “Зенкер” и “Маас” и даже повредить один из них, но против авиабомб неподвижные корабли оказались бессильными. С затонувшего корабля удалось снять 2 кормовых орудия и “Бофорсы”, которые усилили героический гарнизон Хелы. 120-мм и 40-мм орудийные установки “Грифа” в настоящее время занимают почетное место в польском военном музее в Гдыне.

В. Кофман

Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько