- 01 1989-03 ¦ “Трудами русских инженеров...” (барказ для постановки мин)
- 02 1989-04 ¦ Мина - оружие и наступательное, (“Амур”)
- 03 1989-05 ¦ Русские минзаги в первой мировой войне (“Нарова”)
- 04 1989-06 ¦ Союзники принимают меры (“Балтимор”)
- 05 1989-07 ¦ “Корабли” и “лодки” Кайзера (“Дейчланд”)
- 06 1989-08 ¦ Носители противоминного оружия (“Минреп”)
- 07 1989-09 ¦ Тральщики союзников (к“Эскот”)
- 08 1989-10 ¦ “Линкоры” класса тральщиков (М-601)
- 09 1989-11 ¦ Быстрейшие из заградителей (“Мэнксмэн”)
- 10 1989-12 ¦ Жертвы тихоокеанских баталий (“Цугару”)
- 11 1990-01 ¦ От Моонзунда до Курил (“Марти”)
- 12 1990-02 ¦ Боевые “пахари” моря (“Владимир Полухин”)
- 13 1990-03 ¦ Родословная “Бенгальского тигра” ( тральщик типа YMS)
- 14 1990-04 ¦ Большие надежды малых флотов (“Амираль Мургеску”)
- 15 1990-05 ¦ Минзаги вступают в бой (“Гриф”)
- 16 1990-06 ¦ Корейский “сюрприз” (“Хэм”)
- 17 1990-07 ¦ Охотники за минами (“Эридан”)
- 18 1990-08 ¦ Корабли морских саперов (“Контр-адмирал Хорошкин”)
- 19 1990-09 ¦ Мины и противоминное оружие
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 04-1990
Выпуск: 14 Большие надежды малых флотов
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Голландия
- Испания Греция Румыния Латвия Финляндия
- Тральщики
- “Амираль Мургеску”, Румыния, 1941 г.
- 51 “Ван-дер-Заан”, Голландия, 1938 г.
- 52 “Юпитер”, Испания, 1936 г.
- 53 “Тритон”, Испания, 1940 г.
- 54 “Иманта”, Латвия, 1926 г.
- 55 “Ян Ван Амстелъ”, Голландия, 1937 г.
Минный заградитель “Амираль Мургеску”, Румыния, 1941 г.
Водоизмещение стандартное 812 т
мощность дизельной установки фирмы Крупп 7100 лс, скорость хода 16 узлов.
длина 97 м,, ширина 9,1 м, среднее углубление 2,5 м.
Вооружение:
два 105-мм зенитных орудия, два 37-мм и четыре 20-мм авгомата, 135 мин.
Начаты постройкой два корабля этого типа:
“Амираль Мургеску" и “Чететеа Альба”, но закончен лишь первый. В августе 1944 года вошел в состав ВМФ СССР под названием “Дон”, впоследствии переоборудован в плавмастерскую. Сдан на слом а 1989 году.
51. Минный заградитель “Ван-дер-Заан”, Голландия, 1938 г.
Водоизмещение стандартное 1267 т
мощность двух паровых машин тройного расширения 2300 л. с., скорость хода 15,5 узла.
Длина наибольшая 75,2 м, ширина 11,2 м, среднее углубление 3,3 м.
Вооружение:
два 120-мм орудия, два спаренных 40-мм автомата, четыре 12,7-мм пулемета, гидросамолет, 92 мины.
52. Минный заградитель “Юпитер”, Испания, 1936 г.
Водоизмещение стандартное 2100 т, полное 2600 т
мощность турбинной установки 5000 л. с., скорость хода 18,5 узла.
Длина наибольшая 100 м, ширина 12,7 м, среднее углубление 3,5 м.
Вооружение:
четыре 120-мм орудия, две 75-мм зенитки, четыре 20-мм автомата, 2 бомбомета, 264 мины.
Всего построено 4 единицы.
Находились в составе испанского флота до 1970—1977 годов.
53. Канонерская лодка — минный заградитель “Тритон”, Испания, 1940 г.
Водоизмещение стандартное 1500 т, полное 1900 т
мощность турбинной установки 5000 л. с., скорость хода 19,5 узла.
Длина наибольшая 89 м, ширина 11,7 м, среднее углубление 3,1 м.
Вооружение:
четыре 102-мм орудия, четыре 37-мм автомата, четыре 13-мм пулемета, 2 бомбомета, 170 мин.
Всего построено 2 единицы:
“Эоло” и “Тритон”; вступили в строй в 1943 году.
54. Тральщик-заградитель “Иманта”, Латвия, 1926 г.
Водоизмещение стандартное 265 т, полное 310 т
мощность паровых машин 750 л. с., скорость хода 14 узлов.
Длина наибольшая 47 м, ширина 6,4 м, среднее углубление 1,8 м.
Вооружение:
одна 75-мм зенитка и четыре пулемета, мог принять до 30 мин.
Строился во Франции; всего введено в строй 2 корабля:
“Иманта” и “Виестурс”.
В 1940 году они вошли в состав советского флота, сохранив свои названия. “Иманта” погиб на мине 1 июля 1941 года.
55. Тральщик “Ян Ван Амстелъ”, Голландия, 1937 г.
Водоизмещение стандартное 450 т, полное 585 т
мощность дизелей 1690 л. с., скорость хода 15 узлов.
Длина наибольшая 56,7 м, ширина 7,8 м, среднее углубление 2,0 м.
Вооружение;
одно 75-мм орудие и четыре 12,7-мм пулемета.
Заказано 12 единиц, закончено постройкой 9.
Часть кораблей этой серии оказалась в голландской Ост-Индии. “Ван Амстель” погиб в бою с японскими эсминцами в марте 1942 года около о. Мадура, “Биттер” и “Дюбуа” затоплены командами в Сурабайе в том же месяце.
Прибытие иностранного военного корабля в порт южной Англии в мае 1940 года не было событием необычным. Фашистская Германия только что начала воевать всерьез против западных союзников; ее войска вторглись во Францию, Бельгию, Голландию, Скандинавские страны, и корабли этих государств поодиночке пробирались в единственное относительно безопасное убежище в Европе — на Британские острова. Поэтому и приход голландского минного заградителя “Ван-дер-Заан” вначале прошел незамеченным. Но уже через несколько дней на корабль началось самое настоящее паломничество. Его посещали британские специалисты по вооружению и чины Адмиралтейства — поодиночке и целыми комиссиями. Что же так заинтересовало руководство самого сильного флота в мире на скромном заградителе небольшой морской державы?
Дело в том, что англичанам уже пришлось испытать на себе угрозу, ставившую под сомнение их господство на море,— угрозу со стороны немецкой авиации, в особенности пикирующих бомбардировщиков. Для отражения воздушных атак требовалась мощная, скорострельная и точная зенитная установка, а таковой на английских кораблях не было. Положение казалось безвыходным.
Спасение прибыло на борту “Ван-дер-Заана” в виде спаренной зенитной установки 40-мм орудий “Бофорс” фирмы “Хаземайер”. Она удовлетворяла всем требованиям: была полностью автономной, с собственным вычислительным устройством и стабилизацией в трех плоскостях. Конструкторы Нидерландов опередили своих коллег из самых развитых стран на 10—15 лет. Англичане проявили благодарность весьма своеобразно, сняв с “Ван-дер-Заан” оба “Хаземайера” под предлогом трудности снабжения боеприпасами и установив вместо них свой устаревший четырехствольный “пом-пом”. Зато к середине войны на британских эсминцах появились аналогичные установки уже собственного производства.
Это лишь один пример тех удачных новинок и технических решений, что вводились на флотах морских стран “второго эшелона”, не столь могущественных, как мировые державы, но все же игравших существенную роль в морской политике. Типично и то, что новейшее вооружение устанавливалось на минзаге. Малые государства быстро поняли выгоду, которую можно было извлечь из минного оружия. При относительной дешевизне мины создавали угрозу любым кораблям возможного противника, уравнивая шансы сильнейших и слабейших.
Поэтому в большинстве малых стран Европы силы минной войны составляли важный элемент флота, а в ряде государств минзаги были и самыми крупными, и самыми современными кораблями.
Голландцы не сразу пришли к созданию столь удачного корабля, как “Ван-дер-Заан”. Первыми представителями национальных заградительных сил стали переоборудованные в 20-е годы канлодки “Дас” и “Тор”, построенные еще в 1875—1879 годах. Почтенный возраст не помешал некоторым из этих кораблей водоизмещением 210—280 т дожить до второй мировой войны и испытать типичную для жертв фашистской Германии судьбу — плен или гибель от рук собственного экипажа.
Запас старых канонерок в Голландии казался неисчерпаемым, вслед за малыми “Торами” переоборудованию подверглись более новые и крупные типа “Серданг” (780 т) и “Гидра” (600 т). Но вскоре голландцы поняли: чтобы держаться “на уровне”, необходимо строить специальные заградители. В 1929 и 1936 годах в Роттердаме были закончены близкие по своим характеристикам “Наутилус” и “Ян Ван Бракель” водоизмещением около 800 т. Они имели скорость 15 узлов и вооружение из двух 75-мм зениток, могли принимать 80 мин, а в мирное время служили в качестве кораблей охраны рыболовства. Им обоим удалось благополучно уйти в 1940 году в Англию, но “Наутилусу” не повезло: год спустя он погиб в случайном столкновении в устье реки Хамбер.
Спущенный на воду в 1938 году, “Ван-дер-Заан” оказался удачным и универсальным кораблем. Наличие полностью закрытой минной палубы при водоизмещении всего 1270 т делало честь голландским конструкторам. Минзаг предполагалось использовать также в качестве учебного корабля, чем и объясняется его довольно мощное и разнообразное вооружение, включавшее даже гидросамолет. После “фурора” в Британии он участвовал во многих операциях союзников и благополучно пережил войну.
Небольшие Нидерланды до войны были крупной колониальной державой. Несомненной “жемчужиной короны” являлась голландская Ост-Индия, ставшая впоследствии независимой Индонезией. “Страна тысячи островов” и не меньшего количества проливов представляла собой идеальное место для минной войны. Голландцы пошли по пути постройки заградителей и тральщиков непосредственно в колонии, на верфях Сурабайи и Танджунг-Приока — порта нынешней столицы Индонезии Джакарты. Дело развернулось, и в результате до начала войны в Ост-Индии построили больше кораблей минной войны, чем в метрополии!
Начало было скромным: спущенный на воду в 1922 году минзаг “Про Патриа” (600 т, 10 узлов, 80 мин) не отличался ни ходовыми, ни боевыми качествами. Но уже через 2 года в состав ост-индского флота вошел “Кракатау”, имевший при водоизмещении около 1000 т скорость 15,5 узла, хорошее зенитное вооружение (два 75-мм скорострельных орудия и автоматы) и бравший 150 мин. Оба первенца колониального кораблестроения были пущены ко дну японской авиацией в начале 1942 года.
Следующий заградитель — “Ригель” (1931 г.) имел то же вооружение при заметно большем водоизмещении (1630т), поскольку в мирное время служил в качестве губернаторской яхты. 2 марта 1942 года он был затоплен в узком фарватере военно-морской базы Танджунг-Приок, заблокировав вход японскому десанту. Два года спустя японцы подняли его, но ввести в бой так и не успели: в 1945 году минзаг-яхту возвратили голландцам, а в 1951-м ее купило правительство независимой Индонезии, переименовав в “Девакамбар”.
Очень похожим на “Ригель” были спущенные на воду в том же году “Принс Ван-Оранж” и “Гооден Леув”. Не обремененные помещениями для губернатора и его свиты, они имели водоизмещение в 1300 т при том же вооружении и скорости в 15 узлов.
Наконец уже непосредственно перед войной заложили два самых мощных минзага — “Рам” и “Регулус” (2400 т, дизельные двигатели, скорость 18 узлов и вооружение из трех 76-мм зениток и большого числа мин). “Рам” экстренно спустили на воду в декабре 1941 года. Недостроенный корабль не имел хода, и его отбуксировали из опасной Сурабайи,находившейся под ударами японской авиации, в порт Чилачап на южном побережье Явы. Но и этот “безопасный” порт не помог — через два месяца японские самолеты разбомбили “Рам”, а “Регулус” был захвачен на стапеле. Позже японцы переоборудовали их в канлодки “Нанчин” и “Нанкай”. И опять новых хозяев постигла неудача: бывший “Рам” так и не успели ввести в строй, а “Нанкай” потопила подводная лодка ровно через год после завершения работ.
Если голландские корабли минной воины довольно активно участвовали в боях и понесли немалые потери, то заградительные силы второго по величине из “малых флотов” Европы — испанского — формально не воевали. В действительности это было не совсем так: гражданская война 1936—1939 годов и послевоенная разруха задержали ввод в строй многих кораблей, в том числе минзагов, на несколько лет. В срок достроили только первую серию из четырех кораблей типа “Юпитер”. “Испанский вариант” также был выдающимся достижением: заградители размером чуть более 2000 т принимали 264 мины на закрытую минную палубу с лацпортами в транце кормы и дверками для загрузки мин в бортах. На корабле шириной менее 13 м удалось расположить 4 рельсовые дорожки для мин. Мощное артиллерийское вооружение оправдывало двухцелевое назначение—минзага и канлодки.
Руководству испанского флота очень понравились новые корабли, и проект получил дальнейшее развитие — с постепенным ослаблением “заградительной” мощи в пользу артиллерии и эскортных свойств. Спущенные в 1939—1940 годах “Эоло” и “Тритон” были несколько уменьшенными “Юпитерами”, но этого уменьшения оказалось достаточно для того, чтобы полностью закрытая минная палуба “не вписалась” в проект. Она была выполнена закрытой только в передней части, причем запас мин уменьшился до 170 штук. Машинная установка полностью повторяла примененную на “Юпитере”, и из-за меньших размеров корабля его скорость возросла до 19,5 узла. Спущенные на воду в 1944 году и достроенные лишь к началу 50-х годов восемь универсальных канлодок-минзагов типа “Писарро” хотя и сохранили механическую установку предыдущих, были уже типично артиллерийскими кораблями. Они несли всего 40 мин, и вполне понятно, что в 1958 году их переклассифицировали во фрегаты.
Остальные малые страны занимались средствами минной войны в меру своих экономических возможностей. Греция с 1906 по 1926 год ввела в строй четыре минных заградителя “Тенедос”, “Коргиалениос”, “Паралос” и “Плейяс”, на удивление одинаковые по характеристикам, хотя и отличавшиеся по возрасту на 20 лет. Они имели водоизмещение 400—520 т, скорость 13—14 узлов и принимали по 50 мин. Их постигла и одинаковая судьба: минзаги были потоплены немецкими “юнкерсами” в апреле 1941 года; немцы подняли все, кроме “Плейяса”, но впоследствии они вновь отправились на дно.
Румыния также планировала постройку четырех минзагов, но амбициозные замыслы пришлось умерить сначала до двух кораблей; закончен же был лишь один — “Амираль Мургеску”. В годы войны он использовался и как заградитель, и как конвоир, а с августа 1944 года вошел в состав ВМФ СССР.
Также в советском флоте оказались два интересных малых тральщика-заградителя “Иманта” и “Виестурс”, составлявших до этого минные силы Латвии. Очень похожими на них были два финских минзага “Руотинсальми” и “Риилахти”. Построенные на верфи “Крейтон” в Або (Турку) в 1938— 1941 годах, эти корабли значительно усилили флот переоборудованных финских заградителей — допотопных небольших пароходов “Балтик”, “Фрей”, “Посейдон” и “Суоми”, принимавших по 50—60 мин. Специальные корабли имели водоизмещение всего в 310 т, но брали по 100 мин каждый и развивали скорость в 15 узлов. “Риилахти” в августе 1943 года был потоплен подводной лодкой.
При довольно значительных заградительных силах малых флотов их тральщики выглядели гораздо более скромно. Так, в Голландии единственными кораблями спецпостройки являлись 12 единиц типа “Ван Амстель”, заказанных перед самой войной. Ничем, в общем, не примечательные корабли, они интересны разве тем, что из девяти построенных три носили название “Эвийк”. Первый “Эвийк” погиб на мине в сентябре 1939 года, и его имя получил один из находившихся на стапеле однотипных тральщиков. В 1944 году он также пошел ко дну от мины, но уже под германским флагом — четырьмя годами раньше его захватили фашисты вместе с “Ван-дер-Хулстом” и “Флорешем”. Упорные немцы подняли “Эвийк” и вновь ввели в состав своего флота, правда, тут уже закончилась война. Голландцы получили свои тральщики назад, но после пятилетнего пребывания в руках противника и возвращения с морского дна они не признали “своих”: бывший “Эвийк” был принят за “Ван-дер-Хулст”, который, в свою очередь, стал третьим “Эвийком”. Позже ошибка была обнаружена, но “неверные” названия сохранились.
В состав флота Финляндии входило два десятка совсем небольших, в основном 17—20-тонных катерных тральщиков, из которых выделялись разве что построенные в Дании специально для борьбы с магнитными минами два корабля типа “Калланпая” (52 т). Причем на минах погибла четверть всех финских тральных сил — пять единиц.
Фашистская Германия втянула в мировую “мясорубку” почти все страны Европы. Агрессорам не раз пришлось иметь дело и с минными силами небольших стран.
В. Кофман
Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько