- 01 1989-03 ¦ “Трудами русских инженеров...” (барказ для постановки мин)
- 02 1989-04 ¦ Мина - оружие и наступательное, (“Амур”)
- 03 1989-05 ¦ Русские минзаги в первой мировой войне (“Нарова”)
- 04 1989-06 ¦ Союзники принимают меры (“Балтимор”)
- 05 1989-07 ¦ “Корабли” и “лодки” Кайзера (“Дейчланд”)
- 06 1989-08 ¦ Носители противоминного оружия (“Минреп”)
- 07 1989-09 ¦ Тральщики союзников (к“Эскот”)
- 08 1989-10 ¦ “Линкоры” класса тральщиков (М-601)
- 09 1989-11 ¦ Быстрейшие из заградителей (“Мэнксмэн”)
- 10 1989-12 ¦ Жертвы тихоокеанских баталий (“Цугару”)
- 11 1990-01 ¦ От Моонзунда до Курил (“Марти”)
- 12 1990-02 ¦ Боевые “пахари” моря (“Владимир Полухин”)
- 13 1990-03 ¦ Родословная “Бенгальского тигра” ( тральщик типа YMS)
- 14 1990-04 ¦ Большие надежды малых флотов (“Амираль Мургеску”)
- 15 1990-05 ¦ Минзаги вступают в бой (“Гриф”)
- 16 1990-06 ¦ Корейский “сюрприз” (“Хэм”)
- 17 1990-07 ¦ Охотники за минами (“Эридан”)
- 18 1990-08 ¦ Корабли морских саперов (“Контр-адмирал Хорошкин”)
- 19 1990-09 ¦ Мины и противоминное оружие
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 01-1990
Выпуск: 11 От Моонзунда до Курил
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Балтийский флот
- Черноморский и Северный
- Тихоокеанский флот
- “Марти”, СССР, 1936 г.
- 40 “Урал”, СССР, 1940 г.
- 41 “Заря”, СССР, 1941 г.
- 42 “Юшар”, СССР, 1941 г.
- 43 “Аргунь”, СССР, 1937 г.
Минный заградитель “Марти”, СССР, 1936 г.
Переоборудован в 1933—1936 годах из бывшей паровой яхты “Штандарт”, построенной в Дании в 1895 г.
Водоизмещение стандартное 5655 т, полное 6189 т
мощность паровых машин 11 426 л. с., скорость хода 14 узлов.
Длина наибольшая 122,3 м, ширина 15,39 м, среднее углубление 6,97 м.
Вооружение:
четыре 130-мм пушки, семь 76-мм и три 45-мм зенитки, 320 мин.
С 1948 г. корабль назывался “Ока”, в 50-е гг. переоборудован в плавказарму, а в 1961 г.— в плавучую мишень для испытания ракетного оружия. Сдан на слом в начале 60-х гг.
40. Минный заградитель “Урал”, СССР, 1940 г.
Переоборудован в 1939—1940 гг. из грузо-пассажирского судна “Феликс Дзержинский”, построенного в Ленинграде в 1928 г.
Водоизмещение полное 5560 т
мощность дизельной установки 2200 л. с., скорость хода 12 узлов.
Длина наибольшая 104 м, ширина 14,6 м, среднее углубление 5,8 м.
Вооружение:
четыре 100-мм пушки, четыре 45-мм зенитки, два 12,7-мм пулемета, 264 мины.
После войны корабль служил учебным судном вплоть до конца 50-х гг.
41. Малый минный заградитель “Заря”, СССР, 1941 г.
Переоборудован из одноименного пассажирского теплохода,построенного в Одессе в 1928 г.
Водоизмещение полное 353т
мощность дизеля 220 л. с., скорость хода 9 узлов.
Длина наибольшая 32,3 м, ширина 5,6 м, среднее углубление 2,6 м.
Вооружение:
два 45-мм орудия, два 12,7-мм пулемета, 10 мин.
Всего построено 2 единицы.
42. Минный заградитель “Юшар”, СССР, 1941 г.
Переоборудован из одноименного грузового судна, построенного в Англии в 1915 г. и первоначально называвшегося “Колгуев”.
Водоизмещение полное 2020 т
мощность паровой машины 848 л. с., скорость хода 11 узлов.
Длина наибольшая 75,5 м, ширина 10,7 м, среднее углубление 3,9 м.
Вооружение:
четыре 76-мм пушки, четыре 45-мм зенитки, 6 пулеметов, 200 мин.
В октябре 1945 г. корабль возвращен торговому флоту, в 1963 г. сдан на слом.
43. Минный заградитель “Аргунь”, СССР, 1937 г.
Переоборудован в 1936—1937 гг. из грузового судна “Амур”, построенного в Англии в 1923 г.
Водоизмещение полное 5400 т
мощность паровой машины 1550 л. с., скорость хода 11 узлов.
Длина наибольшая 97 м, ширина 13,7 м, среднее углубление 5,5 м.
Вооружение:
четыре 130-мм пушки, три 76-мм зенитки, четыре 37-мм автомата, 9 пулеметов, 370 мин.
В ночь на 23 июня 1941 года отряд кораблей в составе минных заградителей “Марти” и “Урал”, лидеров “Ленинград” и “Минск”, эсминцев “Яков Свердлов”, “Артем”, “Карл Маркс” и “Володарский” вышел в море и под прикрытием авиации устремился на запад. Цель задания ни у кого из моряков не вызывала сомнений — стоило лишь взглянуть на палубы, буквально забитые черными рогатыми шарами. И то, что первой боевой операцией Балтийского флота стала минная постановка, можно считать символичным: именно этот вид оружия с огромным размахом применялся здесь обеими воюющими сторонами в течение всей войны. “Суп с клецками” — так с долей мрачного юмора называли краснофлотцы нашпигованные минами воды Финского залива.
Основным средством морской обороны Ленинграда в Великую Отечественную, как и в годы первой мировой войны, являлась Центральная минно-артиллерийская позиция. Она включала в себя две линии — против надводных кораблей (два с половиной ряда мин и два ряда минных защитников) и противолодочную (один ряд мин в два яруса). Создание позиции заняло довольно много времени — 9 дней (главным образом из-за белых ночей, существенно затруднявших скрытность постановок). Объем заграждений — 3059 мин и 498 минных защитников — хотя и оказался меньше первоначально запланированного,тем не менее обеспечил надежную защиту Финского залива.
“Нельзя не отметить добрым словом тех, кто выполнял основные минные постановки — прежде всего экипажи минных заградителей “Марти” и “Урал” под командованием капитана 1-го ранга Н. И. Мещерского и капитана 2-го ранга И. Г. Карпова. Труд военных моряков этих кораблей был воистину самоотверженным и героическим” — так оценил действия балтийских минзагов командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц.
В соответствии с советской военной доктриной 30-х годов носителями минного оружия должны были быть самые разнообразные средства, включая авиацию и подводные лодки.
Широко привлекались и надводные корабли почти всех классов. Поэтому рельсами и минными скатами оснащались не только крейсера и эсминцы, но и малые сторожевые корабли и даже базовые тральщики. Специальным же минзагам отводилась лишь вспомогательная роль.
Следует отметить, что эти соображения подтвердились лишь частично. За годы войны авиация выставила всего 2,4 тыс. мин, подводные лодки (типов Л и К)—1,7 тыс. Это не так уж много, если учесть, что только за 1941 год нашими моряками было поставлено 31 826 мин, не считая минных защитников. И не менее половины всей работы выполнили минзаги.
Флот заградителей, доставшийся Советской России от старого режима, просуществовал недолго. Одни корабли были сданы на слом, другие переоборудованы в учебные, гидрографические и прочие вспомогательные суда. В итоге к 1930 году в составе Красного Флота числился лишь один минзаг — ветеран “25 октября” (бывший “Нарова”), проплававший более полувека и потерявший всякую боевую ценность. Поэтому, когда встал вопрос о немедленном оснащении флотов специализированными заградителями, наши кораблестроители пошли по самому быстрому пути — переоборудованию торговых и устаревших боевых судов.
Безусловно, самым необычным представителем рассматриваемого класса стал балтийский “Марти”, перестроенный из бывшей царской яхты “Штандарт”. “Заново рожденный” корабль получил мощное вооружение и современный внешний вид, и если бы не малая скорость, то его можно было бы причислить к крейсерам-заградителям. “Марти” активно использовался в годы Великой Отечественной: ставил мины, эвакуировал гарнизон базы Ханко, поддерживал огнем сухопутные части. За отличное выполнение заданий он 3 апреля 1942 года был удостоен гвардейского звания.
Вторым крупным заградителем Балтфлота стал “Урал” — бывший грузо-пвссажирский рефрижератор “Феликс Дзержинский”, один из шести теплоходов типа “Алексеи Рыков”. В начале войны он также участвовал во многих минно-заградительных операциях, в эвакуации гарнизона Ханко. С 1942 года “Урал” использовался как плавбаза, а после войны стал учебным судном.
Кроме того, в состав нашего флота в 1940 году вошли бывшие эстонские 600-тонные заградители “Ристна” и “Суроп”, однако в боевых операциях эти старинные колесные пароходы участвовали очень ограниченно.
Как уже говорилось, минное оружие на Балтике применялось очень активно. Причем нередко — в шхерах, на мелководных плесах, где крупные корабли осуществить постановку не могли из-за своей осадки. Тогда в импровизированные заградители временно оборудовались самые различные суда — например, гидрографическое судно “Норд”, шхуна “Хелена”, торпедные катера и “мошки” — малые охотники типа МО. Известен случай, когда мины ставились нашими моряками с... надувных резиновых лодок!
Эффективность советских заграждений оказалась весьма высокой. Так, 8 июля 1941 года в Финском заливе на наших минах подорвались и затонули сразу три немецких минзага— “Пройссен”, “Ганзештадт” и “Танненберг”. В сентябре там же затонул сильнейший корабль финского флота — броненосец “Ильмаринен”. Но наибольшие потери от мин понес вражеский транспортный флот — всего за годы войны пошли ко дну 66 судов фашистской Германии общим тоннажем 132,5 Tbic. т (брутто). Еще 8 транспортов получили тяжелые повреждения.
В отличие от Балтики на Черном море в планах советского военно-морского командования минным постановкам отводилась очень скромная роль. Впрочем, это неудивительно: у Черноморского флота практически не было серьезного надводного противника. Поэтому здесь долгое время минзагов не было вообще. Лишь в 1940 году в заградители переоборудовали два бывших грузовых судна — “Сызрань” (2810 т) и “Островский” (2625 т). В начале следующего года к ним прибавился переклассифицированный старый крейсер “Коминтерн”. Сразу после начала войны были мобилизованы и экстренно переделаны еще три совсем малых судна — однотипные “Заря” и “Лукомский”, а также 150-тонный “Дооб”. Но к моменту их включения в состав флота стало ясно, что минные заградители на Черном море больше не нужны. Поэтому корабли данного класса поработали по своей специальности только в течение первого месяца войны, а затем использовались преимущественно как транспорты.
Подобная ситуация сложилась и на Северном флоте. Там к началу войны находился лишь один заградитель — бывшее гидрографическое судно “Мурман” (1935 г., 3700 т, 13,4 узла, три 130-мм и четыре 76-мм орудия, 158 мин). В июле 1941 года мобилизации подверглись еще три древних парохода: “Канин”, “Сосновец” и “Юшар”. Два из них были построены еще в прошлом веке, а самым большим и современным (если только можно так сказать о судне дореволюционной постройки) считался “Юшар”. Он, кстати, дольше всех работал по своему основному назначению, выполняя минные постановки на больших глубинах в горле Белого моря еще в 1942 году, тогда как остальные заградители уже с осени 1941 года использовались исключительно в качестве транспортных судов.
Зато в планах ведения боевых действий на дальневосточном театре минному оружию отводилась исключительная роль. Советский Тихоокеанский флот (ТОФ) в 30-е годы находился в стадии становления и, разумеется, не мог противостоять японским эскадрам. И чуть ли не основным гарантом защищенности наших территориальных вод считались минные заграждения. В связи с этим к 1941 году в составе ТОФ числилось 10 минзагов (“Аргунь”, “Сергей Киров”, “Ворошиловск”, “Охотск”, “Астрахань”, “Аян”, “Теодор Нетте”, “Томск”, “Яна” и “Гижига”)—больше, чем на всех остальных флотах, вместе взятых. Правда, все они представляли собой преимущественно перестроенные сухогрузы. Самым большим и мощно вооруженным из них был “Аргунь”, а самым современным — бывшее гидрографическое судно “Охотск”, однотипное с североморским “Мурманом” (в ходе войны, в 1942 году, в состав ТОФ в качестве минзага вошел и третий “систершип” — “Океан”). В 1942—1943 годах было мобилизовано еще три десятка малых рыболовных судов и буксиров, но заградители из них получились никудышные, и их вскоре разоружили.
Во время войны с фашистской Германией тихоокеанские минзаги добросовестно трудились, создавая огромные оборонительные минные поля. Однако ход войны обернулся таким образом, что заграждения эти не понадобились, и тем минзагам, которым довелось принять участие в боевых действиях, пришлось выступать совсем не в своем амплуа...
15 августа 1945 года из Владивостока вышел 3-й эшелон десанта в Сейсин — три транспорта, минный заградитель “Аргунь”, тральщик типа AM и несколько катеров. Командующим эшелоном был назначен командир отдельного дивизиона минзагов капитан 3-го ранга В. И. Тулин.
Ранним утром следующего дня отряд приблизился к Сейсинскому порту. Корабли, опасаясь вражеских мин, двигались кильватерным строем, имея в голове тральщик с поставленными тралами. Правда, избежать подрыва не удалось — японцы на подходах выставили не только гальваноударные, но и неконтактные мины. Все три советских транспорта получили повреждения, но жертв среди личного состава не было, а корабли, несмотря на атаки вражеской авиации, подошли к берегу и начали высадку десанта.
Сейсин — важнейший порт Северной Кореи — японцы в период подготовки к агрессии против СССР предполагали использовать как одну из основных военно-морских баз. Поэтому город был опоясан сетью оборонительных сооружений с более чем сотней дотов, дзотов и батарей. Тогда, в августе 1945-го, Сейсин превратился в стратегический узел обороны. Осознавая это, японцы оказывали отчаянное сопротивление. С 12 августа, когда на берег высадились первые подразделения советских автоматчиков, в городе не утихали ожесточенные бои.
Залог успеха морского десанта, как правило, во многом зависит от огневой поддержки. Минзаг “Аргунь” в этом отношении был неоценим. Имея мощное вооружение из четырех 130-мм орудий, он по весу залпа в три с лишним раза превосходил находившийся в Сейсине флагманский эсминец “Войков”, несший четыре 102-миллиметровки. В 11.30, вскоре после развертывания корректировочного поста, “Аргунь” открыл огонь по позициям самураев. Те, видя беспомощность своих полевых пушек против советских дальнобойных морских орудий, подтянули к порту бронепоезд и включили его в артиллерийскую дуэль. (Пожалуй, это был единственный в истории бой минного заградителя с бронепоездом!) Советские моряки вышли победителями: разрушив снарядами железнодорожные пути, они загнали своего бронированного противника в ловушку, где его добили бомбами наши Пе-2.
При высадке десанта на Курильские острова пришлось вступить в бой и минзагу “Охотск”. Сильно вооруженный заградитель (три 130-мм и два 76-мм орудия) в единоборстве сразу с несколькими батареями, расположенными на островах Парамушир и Шумшу, получил три прямых попадания, но, поставив дымзавесу, мастерски вышел из зоны обстрела, а затем успешно уклонился от атаки японских торпедоносцев. За проявленный при выполнении боевых заданий героизм экипажу “Охотска” 26 августа 1945 года было присвоено гвардейское звание.
В. Кофман
Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько