- 01 1989-03 ¦ “Трудами русских инженеров...” (барказ для постановки мин)
- 02 1989-04 ¦ Мина - оружие и наступательное, (“Амур”)
- 03 1989-05 ¦ Русские минзаги в первой мировой войне (“Нарова”)
- 04 1989-06 ¦ Союзники принимают меры (“Балтимор”)
- 05 1989-07 ¦ “Корабли” и “лодки” Кайзера (“Дейчланд”)
- 06 1989-08 ¦ Носители противоминного оружия (“Минреп”)
- 07 1989-09 ¦ Тральщики союзников (к“Эскот”)
- 08 1989-10 ¦ “Линкоры” класса тральщиков (М-601)
- 09 1989-11 ¦ Быстрейшие из заградителей (“Мэнксмэн”)
- 10 1989-12 ¦ Жертвы тихоокеанских баталий (“Цугару”)
- 11 1990-01 ¦ От Моонзунда до Курил (“Марти”)
- 12 1990-02 ¦ Боевые “пахари” моря (“Владимир Полухин”)
- 13 1990-03 ¦ Родословная “Бенгальского тигра” ( тральщик типа YMS)
- 14 1990-04 ¦ Большие надежды малых флотов (“Амираль Мургеску”)
- 15 1990-05 ¦ Минзаги вступают в бой (“Гриф”)
- 16 1990-06 ¦ Корейский “сюрприз” (“Хэм”)
- 17 1990-07 ¦ Охотники за минами (“Эридан”)
- 18 1990-08 ¦ Корабли морских саперов (“Контр-адмирал Хорошкин”)
- 19 1990-09 ¦ Мины и противоминное оружие
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 06-1990
Выпуск: 16 Корейский “сюрприз”
- Схемы ТТХ
- Вступление
- США
- Англия
- Остальные страны НАТО
- “Хэм”, Англия, 1965 г.
- 60 “Тон”, Англия, 1952 г.
- 61 “Эджайл”, США, 1952 г.
- 62 “Блюберд”, США, 1953 г.
- 63 “Фальстер”, Дания, 1963 г.
- 64 “Альвсборг”, Швеция, 1971 г.
Малый тральщик Типа “Хэм”, Англия, 1965 г.
Водоизмещение стандартное 120 т, полное 160 т;
мощность дизелей 1100 л. с., скорость хода 14 узлов.
Длина наибольшая 32,0 м, ширина 6,4 м, среднее углубление 1,5 м.
Вооружен одним 40-мм или 20-мм автоматом.
Разработан фирмой “Сэмюэл Уайт”. Первые две серии смешанной конструкции, из дерева и алюминия, третья серия имела полностью деревянный корпус.
Всего в Англии построено 37 единиц, из которых 14 переданы в другие страны. Имели названия с одинаковым окончанием: “Арлингхэм”, “Даунхэм” и другие.
60. Тральщик типа “Тон”, Англия, 1952 г.
Водоизмещение стандартное 360 т, полное 425 т;
мощность двух дизелей “Нэпир Делтик” 3000 л. с., скорость хода 15 узлов.
Длина наибольшая 46,3 м, ширина 8,8 м, среднее углубление 2,5 м.
Вооружение:
один 40-мм и два 20-мм автомата.
Построено 118 единиц; 37 передано другим странам.
Имели названия преимущественно с одинаковым окончанием: “Комистон”, “Эпплтон” и другие.
61. Океанский тральщик типа “Эджайл”, США, 1952 г.
Водоизмещение стандартное 635 т, полное 735 т
мощность двух дизелей 1550 л. с., скорость хода 13 узлов.
Длина наибольшая 52,3 м, ширина 10,4 м, среднее углубление 4,0 м.
Вооружение: один 40-мм автомат.
Строились я трех сериях: 36 единиц типа «Эджайл"”, 53 типа “Эгрессив” и 4 корабля улучшенного типа “Дэш” с двумя дизелями вместо четырех.
В составе флота США осталось 58 единиц, остальные переданы различным странам.
62. Прибрежный тральщик типа “Блюберд”, США, 1953 г.
Водоизмещение стандартное 360 т, полное 400 т
мощность двух дизелей “Дженерал моторс” 1000 л. с., скорость хода 13 узлов.
Длина наибольшая 44,3 м, ширина 8,1 м, среднее углубление 2,1 м.
Вооружение: один 20-мм автомат.
Из 159 построенных в США осталось только 20 единиц, остальные переданы , 11 странам:
Ирану, Пакистану, Южной Корее, Тайваню, Греции, Турции, Саудовской Аравии, Индонезии, Сингапуру, Таиланду, Фиджи.
63. Минный заградитель “Фальстер”, Дания, 1963 г.
Водоизмещение стандартное 1800 т, полное 1900 т;
мощность двух дизелей “Дженерал моторе” 4800 4 с., скорость хода 17 узлов.
Длина наибольшая 77,0 м, ширина 12,5 м, среднее углубление 4,0 м.
Вооружение:
четыре 76-мм зенитки, 400 мин.
Построено 4 единицы для датского флота (“Фальстер”, “Фенен”, “Моэн”, “Шелланд”) и 1—для турецкого (“Нусрет”).
64. Минный заградитель “Альвсборг”, Швеция, 1971 г.
Водоизмещение стандартное 2500 т;
мощность одновальной двухдизельной установки 4200 л. с., скорость хода 17 узлов.
Длина наибольшая 92,4 м, ширина 14,7 м, среднее углубление 4,0 м.
Вооружение:
три 40-мм автомата, 1300 мин, вертолет.
Построено 2 единицы:
“Альвсборг” и “Висборг”.
В очень давние времена персидский царь Дарий приказал высечь море за то, что оно разбросало его флот, предназначенный для захвата греческих государств. Кто бы мог подумать, что у него найдутся последователи, да еще в нашем веке — в лице адмирала Смита, командовавшего военно-морскими силами США в Корее, и его начальника тральных сил капитана Споффорда! Правда, вместо примитивных розог были применены вполне современные авиабомбы с гидростатическими взрывателями, и экзекуцию проводили не бородатые персидские воины, а пять десятков самолетов с авианосцев “Филиппин Си” и “Лейте”. Но полезность мероприятия оказалась примерно одинаковой. Что же заставило американцев прибегнуть к столь сильным “мерам”?
Неприятности для десантного флота США, готовившегося к высадке в корейском порту Вонсан, начались 26 сентября 1950 года. Первым подорвался на минах новый эсминец “Браш”, полностью выйдя из строя и потеряв свыше 50 человек убитыми и ранеными. Четверо суток его тащили до ближайшего японского порта Сасебо, но как раз в тот день, когда “страдальца” поставили в док, у Вонсана взорвался другой эсминец — “Мэнсфилд”. Затем счет потерям начал расти с неимоверной быстротой: один за другим подрывались и гибли брошенные на расчистку заграждения американские и южнокорейские тральщики.
Тогда капитан Споффорд и предложил “выбомбить” корейские мины. Предполагалось, что 109 бомб весом почти по полтонны смогут расчистить полосу шириной 200 м и длиной 5 миль. Итог был весьма печальным: на следующий день после необычной операции в том же районе подорвались на минах и пошли ко дну сразу 2 американских тральщика. Положение янки стало просто критическим, и адмирал Смит вверг в панику руководство своим докладом, первая фраза которого гласила: “Американский флот утратил господство на море в корейских водах...”
Применение “метода Дария” было, конечно же, мерой вынужденной. После окончания второй мировой войны американцы уволили в резерв 99% личного состава своих минных сил, а вместо 550 тральщиков, имевшихся в 1945 году, к началу корейской войны могли активно действовать всего четыре. Кроме того, быстро выяснилось, что и они плохо подходят для борьбы с магнитными и гидростатическими минами. В результате в США начался очередной кораблестроительный бум.
Послевоенное поколение тральщиков заметно отличалось от кораблей более ранней постройки. Меньше внимания стало уделяться чисто боевым качествам: артиллерийское вооружение сократили до одного автомата, а главным достоинством теперь являлись специализированное тральное оборудование, гидролокаторы и минимальные собственные физические поля корабля — акустическое и магнитное.
Новые океанские тральщики США типа “Эджайл” были несколько меньше по размерам, чем их собратья военных времен. Главное отличие состояло в материалах: корпус строился из слоистого белого дуба, а оборудование — из бронзы и немагнитной нержавеющей стали. Для гарантии безопасности от подрыва на очень чувствительных магнитных минах устанавливалось автоматическое устройство, компенсировавшее поле корабля при изменении курса относительно меридиана. “Эджайл” мог обнаруживать мины не только “на ощупь”: впервые тральщик получил на вооружение специализированный гидролокатор UQS-1. Но, пожалуй, наиболее интересный вид его “оружия” должен находиться далеко за кормой. Одновременно с проектом самого корабля американцы разрабатывали буксируемое устройство ХМАР. Огромная сигара длиной 75 м и шириной 9 м имела углубление более 7 м и водоизмещение около 3100 т. Этот “прибор” создавал такое же гидравлическое давление, как и корабль в 20 000 т, а также полностью соответствовал ему по параметрам магнитного поля и акустического сигнала. Он был рассчитан на выживание после 50 взрывов мин в непосредственной близости от корпуса, для изготовления которого пришлось использовать сталь толщиной не менее 1 см. Предполагалось, что “Эджайлы” смогут буксировать сразу две таких “сигары”, однако прототип оказался неудачным, и работы над проектом ХМАР в 1955 году закончились.
Основными врагами нового океанского тральщика оказались огонь и... собственные двигатели. Проект разрабатывался под облегченный дизель фирмы “Паккард”, которая создала скорее автомобильный мотор — легкий, но слишком хрупкий и ненадежный для кораблей. Тем не менее ими оснастили почти все “Эджайлы”, за исключением последних четырех, которые получили улучшенные дизели фирмы “Дженерал моторе” вдвое меньшей мощности.
Пожары представляли большую опасность для деревянных тральщиков: не менее 6 из них сгорели, так и не пройдя модернизации, намеченной на середину 60-х годов. В ходе последней 19 кораблей получили новую ГЛС SQQ-14, установленную на раздвижной жесткой штанге, и лишились при этом своего единственного 40-мм орудия.
В соответствии со сложившейся традицией строительства своих противоминных сил американцы одновременно с большим тральщиком разработали и проект прибрежного — типа MSC (“Блюберд”). Он представлял собой несколько видоизмененный YMS и предназначался в основном для передачи странам НАТО по обширной программе военной помощи. Из примененных на “Блюбердах” новинок следует назвать винты с изменяемым шагом (для лучшей маневренности на минных полях) и... все те же неудачные дизели “Паккард”, против которых взбунтовались все союзники США. В конце концов на большинстве кораблей этого типа установили испытанные двигатели “Дженерал моторе”.
Несколькими годами позже США приняли решение создать новый проект для замены не слишком удачных MSC. В 1958 году появилось 14 тральщиков типа “Коув” (200 т, 12,5 узла) с двумя дизелями, но одновальной установкой. Увы, они также не удовлетворяли требованиям флота и в большинстве своем были розданы союзникам.
По опыту войны в Корее американцы убедились, насколько важно иметь средства для траления на мелководье. Для этой цели предназначались 2 серии катерных тральщиков — типа MSB и MSL. 42-тонный MSB имел длину 17,5 м и скорость 12 узлов. Для его генератора размагничивания применили легкую газовую турбину, но все равно катер вышел слишком тяжелым и трудно управляемым. Более удачным оказался меньший по размерам MSL, водоизмещением всего в 10 т, имевший деревянный корпус. Катера обоих типов строились крупной серией (более 100 единиц) вплоть до 60-х годов.
Вторая морская держава Запада — Великобритания — также довольно быстро убедилась в малой полезности своих стальных тральщиков военной постройки. Традиционные методы размагничивания кораблей мало помогали в защите от новых неконтактных мин с возросшей чувствительностью. Англичане тоже перешли к противоминным кораблям из немагнитных материалов, заложив в 50-х годах обширную серию прибрежных «Тонов". Их корпус состоял из алюминиевых шпангоутов с деревянной обшивкой. Небольшой, но мореходный новый тральщик понравился как традиционным британским “клиентам” — таким, как Австралия, Ирландия, ЮАР,— так и союзникам по НАТО: 34 французских “Сириуса” в точности повторяли своих собратьев с островов “туманного Альбиона”.
Меньший по размерам тральщик “Хэм”, созданный специально для траления мин на мелководье, также оказался весьма популярным. Фирма “Сэмюэл Уайт” разработала вполне мореходный кораблик — впрочем, слишком маленький для того, чтобы вместить современное электрическое и акустическое оборудование. Однако удачный проект нашел широкое применение во вспомогательных флотах многих стран благодаря своей дешевизне и универсальности.
Англия стала единственной из крупных морских держав, построившей после второй мировой войны специализированный минный заградитель. Он был закончен в 1967 году и получил вполне заслуженное название своего далекого предшественника — “Эбдиел”,— но предназначался для использования преимущественно в качестве учебного корабля. “Эбдиел” имел водоизмещение 1375 т, скорость хода 16 узлов и вооружение из одного 40-мм автомата и 44 мин.
Остальные страны НАТО, в том числе такие значительные морские державы, как Франция, на целые десятилетия отказались от собственных разработок в области противоминной обороны, полностью положившись на англо-американские проекты. Стандартными стали корабли типов «Эджайл", “Блюберд”, “Тон” и “Хэм”, как переданные, так и построенные на месте по готовым чертежам. Иногда позволялись небольшие “вольности”: например, в Голландии в 1959—1960 годах ввели в строй 16 прибрежных тральщиков типа “Ван-Стрелен”, по своим характеристикам практически полностью аналогичных английским “Хэмам”, хотя и разработанных собственными конструкторами. Итальянские же “Хэмы” (тип “Арагоста”) отличались от английских лишь тем, что вообще не несли вооружения. Своим путем пошли только скандинавские страны, имевшие богатые традиции в области минных сил. Они же оказались фактически единственными западными державами, продолжавшими после второй мировой войны постройку специальных минных заградителей, причем по весьма оригинальным проектам.
Норвегия в течение долгих лет обходилась четырьмя заградителями, переоборудованными из бывших десантных судов. В 1960 году “Вале” и “Видар” были переданы Турции, а “Варгезунд” и “Рейнозунд” исключены из списков флота. Замена им поспела только через 17 лет, когда вступили в строй новые “Видар” и “Вале”, построенные по специальному проекту. Эти небольшие (1150 т) корабли обладали великолепными для столь ограниченного водоизмещения характеристиками: скоростью в 15 узлов; вооружением из двух 40-мм автоматов с совершенной системой управления огнем; гидролокатором. Главное их оружие —400 мин — располагалось на трех минных палубах с автоматической промежуточной подачей. Более того, в случае необходимости на минзаги можно было установить шесть 324-мм торпедных аппаратов и 2 бомбосбрасывателя, превратив их в корабли ПЛО.
Южный сосед Норвегии — Дания — прошла очень похожий путь, начав после войны восстановление своего минного флота с переоборудованных американских десантных кораблей типа LSM, переданных в 1954 году и названных “Виндхунден” и “Бескиттерен”. В начале 60-х годов датчане построили по специальному “скандинавскому проекту НАТО” серию удачных минзагов типа “Фальстер”.
Самые же большие современные заградители появились в крупнейшей из Скандинавских стран — Швеции — в конце 60-х годов. Похожие и по идее, и по внешнему виду, минзаги типа “Альвсборг” и “Карлскрона” были задуманы как универсальные корабли. “Альвсборги” могли служить в качестве “домов отдыха” для команд подводных лодок, принимая экипажи сразу 5 субмарин. Кроме того, каждый из них в случае необходимости становился штабным кораблем и принимал командующего флотом и 154 человека из его “свиты”. “Карлскрона” имеет несколько иную специализацию. Он больше своих предшественников, но несет меньше вооружения и мин (два 57-мм и два 40-мм орудия, 105 мин), обладая при этом большей скоростью (20 узлов) и мощным электронным и акустическим оборудованием. Объемистые помещения позволяют ему с успехом служить в качестве главного учебного корабля шведского флота, преемника “Готланда” и “Альвснаббена”. Усиленный корпус делает минзаг пригодным для плавания во льдах, а современная электроника дает возможность развернуть сразу 2 информационно-командных пункта для управления дивизионами ракетных и артиллерийских катеров.
В. Кофман
Под редакцией адмирала Н. Н. Амелько