Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 02-1973

Выпуск 17 «Тирпиц»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
88. «Тирпиц» (Германия, 1940 г.)
88. «Тирпиц» (Германия, 1940 г.)
86. «Дойчланд» (Германия, 1931 г.)
86. «Дойчланд» (Германия, 1931 г.)
87. «Гнейзенау» (Германия, 1936 г.)

Утром 21 мая 1941 года командующий английским флотом адмирал Товей получил шифрованное сообщение: два крупных фашистских корабля идут через пролив Каттегат, держа курс на север. После полудня сообщение подтвердилось. Один из самолетов-разведчиков ухитрился сфотографировать эти корабли, отстаивающиеся в Гримстадфиорде в ожидании темноты. Расшифровка фотографий не оставляла сомнений: в районе Бергена приготовились к прыжку на английские коммуникации линкор «Бисмарк», крупнейший и мощнейший корабль в истории германского флота, вступивший в строй в августе 1940 года, и тяжелый крейсер «Принц Евгений». И когда два дня спустя немецкие корабли достигли северного входа в Датский пролив — широкое морское пространство, разделяющее Исландию и Гренландию, — они обнаружили в сумеречной мгле очертания тяжелого английского крейсера «Суффолк». Через час появился еще один крейсер, «Норфолк». Оба английских корабля шли параллельными курсами с немецкой эскадрой, оставаясь вне досягаемости ее орудий.

На рассвете 24 мая впервые заговорили 381-мм орудия «Бисмарка», обрушившего огонь на линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский», которые раньше всех подоспели к месту боя. Через одиннадцать минут на «Худе» раздается страшный взрыв: раскалывая корабль пополам, в воздух взлетает содержимое пороховых погребов, и в несколько минут перестает существовать чуть ли не крупнейший военный корабль мира. Сильно дымя, отворачивает от германских кораблей «Принц Уэльский», пораженный несколькими снарядами. Невредимые «Принц Евгений» и «Бисмарк», за которым тянется след жидкого топлива, вытекающего из поврежденных в бою цистерн, упорно продолжают идти на юг. Вечером 26 мая торпедоносец с авианосца «Арк Ройал» выводит из строя рулевое управление фашистского линкора. А в 10 часов утра «Бисмарк» делает последний выстрел. Наконец в 10 часов 47 минут, получив два последних торпедных попадания с крейсера «Дорсетшир», «Бисмарк» идет на дно вместе со всем экипажем, командиром и адмиралом Лютьенсом.

Лишь после этого англичане смогли подсчитать, во что им обошлось потопление немецкого линкора. Оказалось: в районе сражения им пришлось сосредоточить 48 боевых кораблей (от линкоров до подводных лодок) и больше 100 самолетов...

Составляя условия Версальского мира, союзники решили лишить немцев права строить корабли более сильные, чем тяжелые крейсера, вооружаемые обычно 203-мм орудиями. Поэтому одна из статей договора запрещала Германии строить корабли водоизмещением свыше 10 тыс. т. Но получилась удивительная вещь.

Проигравшая войну Германия не участвовала, естественно, в подписании Вашингтонского договора, по которому максимальный калибр крейсерных орудий не должен был превышать 203 мм. И эта юридическая лазейка позволила немцам создать так называемые «карманные линкоры» — корабли, которые при водоизмещении 10 тыс. т несли шесть 280-мм орудий.

Проектируя «Дойчланд» (86), немцы стремились создать необычный корабль. По мощи артиллерии он должен был превосходить те вражеские корабли, которые могли его догнать. А скорость хода у него должна была быть достаточной, чтобы удрать от противника, превосходящего его мощью орудий. Три «карманных линкора» — «Дойчланд» (впоследствии переименованный в «Лютцов»), «Адмирал граф Шпее» и «Адмирал Шеер» — стали первыми и единственными в истории линкорами, на которых в качестве главных двигателей были установлены восемь двухтактных дизелей двойного действия, по 7100л.с. каждый. На один вал работали четыре дизеля, соединенные с редуктором через гидравлические муфты. На полном ходу — 26 узлов — мощность установки достигала 54 тыс. л. с.

Борясь за экономию в весе, широко применяя электросварку, заменяя сталь алюминиевыми сплавами всюду, где только возможно, немцы создали корабли, которые при мощном вооружении — шесть 280-мм и восемь 150-мм орудий, 8 торпедных аппаратов и многочисленные зенитные установки — несли бронирование, лишь чуть-чуть превосходящее защиту тогдашних крейсеров такого же водоизмещения. Это дало право некоторым специалистам относить такие корабли к классу тяжелых крейсеров. Сами немцы придумали для них особое название, странно звучавшее в 30-х годах — броненосец. В широкой же публике за кораблями этого типа сохранилось название «карманные линкоры». Спустя три года после постройки «Дойчланда» фашистская Германия демонстративно отказалась выполнять Версальский договор. В дискуссии, развернувшейся вокруг вопроса о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника, верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. И в 1936 году на воду сходят новые немецкие линкоры — «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (87).

Апогеем доктрины адмирала Редера стали два последних и самых крупных в истории немецкого флота надводных корабля — линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц» (88). Эти гигантские корабли водоизмещением около 50 тыс. т. были вооружены восемью 381-мм, двенадцатью 150-мм, шестнадцатью 104-мм орудиями и множеством 20-мм зенитных пушек, Толщина главного броневого пояса — 320 мм. Боевая рубка защищена 355-мм броней, толщина броневой палубы — 146 мм. Толщина брони на башнях главного калибра — переменная: лобовая—356 мм, крыша—125 мм. Три турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 163 тыс. л. с. приводили а действие три винта, сообщавшие этим линкорам скорость до 30,9 узла. Дальность плавания этих кораблей, предназначенных специально для рейдерства, — 10 тыс. миль.

Внушительный вид новых линкоров настолько поразил воображение бесноватого фюрера, вообще склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линейного корабля водоизмещением около 140 тыс. т. Но ход войны перечеркнул планы адмирала Редера, а заодно положил конец и честолюбивым мечтаниям самого фюрера.

В 1939 году в устье Ла-Платы команда затопила «Адмирала графа Шпее», застигнутого английскими крейсерами, Спустя два года уничтожен «Бисмарк». В декабре 1943 года западнее норвежского побережья пошел на дно «Шарнхорст». Непрерывно выводимые из строя авиацией и подводными лодками, всю войну ремонтируются и бездействуют «Гнейзенау» и «Тирпиц». Весной 1945 года пущен на дно «Дойчланд»— «Лютцов», потоплен авиацией в Киле «Адмирал Шеер». Таков бесславный итог доктрины Редера с его ставкой на «карманные линкоры».