- 01 1971-01 ¦ «Первенец»
- 02 1971-10 ¦ «Петр Великий»
- 03 1971-11 ¦ «Синоп»
- 04 1971-12 ¦ «Наварин»
- 05 1972-01 ¦ «Петропавловск»
- 06 1972-02 ¦ «Маджестик»
- 07 1972-03 ¦ «Шлезвиг-Гольштейн»
- 08 1972-04 ¦ «Кирсардж»
- 09 1972-05 ¦ «Андрей Первозванный»
- 10 1972-06 ¦ «Куин Элизабет»
- 11 1972-07 ¦ «Севастополь»
- 12 1972-08 ¦ «Байерн»
- 13 1972-09 ¦ «Свободная Россия»
- 14 1972-10 ¦ «Мериленд»
- 15 1972-11 ¦ «Вэнгард»
- 16 1973-01 ¦ «Дюнкерк»
- 17 1973-02 ¦ «Тирпиц»
- 18 1973-03 ¦ «Алабама»
- 19 1973-04 ¦ «Ямато»
- 20 1973-05 ¦ «Марат»
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 02-1973
Выпуск 17 «Тирпиц»
- Схемы ТТХ
- Схемы ТТХ
- Описание
88. «Тирпиц» (Германия, 1940 г.)
86. «Дойчланд» (Германия, 1931 г.)
87. «Гнейзенау» (Германия, 1936 г.)
Утром 21 мая 1941 года командующий английским флотом адмирал Товей получил шифрованное сообщение: два крупных фашистских корабля идут через пролив Каттегат, держа курс на север. После полудня сообщение подтвердилось. Один из самолетов-разведчиков ухитрился сфотографировать эти корабли, отстаивающиеся в Гримстадфиорде в ожидании темноты. Расшифровка фотографий не оставляла сомнений: в районе Бергена приготовились к прыжку на английские коммуникации линкор «Бисмарк», крупнейший и мощнейший корабль в истории германского флота, вступивший в строй в августе 1940 года, и тяжелый крейсер «Принц Евгений». И когда два дня спустя немецкие корабли достигли северного входа в Датский пролив — широкое морское пространство, разделяющее Исландию и Гренландию, — они обнаружили в сумеречной мгле очертания тяжелого английского крейсера «Суффолк». Через час появился еще один крейсер, «Норфолк». Оба английских корабля шли параллельными курсами с немецкой эскадрой, оставаясь вне досягаемости ее орудий.
На рассвете 24 мая впервые заговорили 381-мм орудия «Бисмарка», обрушившего огонь на линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский», которые раньше всех подоспели к месту боя. Через одиннадцать минут на «Худе» раздается страшный взрыв: раскалывая корабль пополам, в воздух взлетает содержимое пороховых погребов, и в несколько минут перестает существовать чуть ли не крупнейший военный корабль мира. Сильно дымя, отворачивает от германских кораблей «Принц Уэльский», пораженный несколькими снарядами. Невредимые «Принц Евгений» и «Бисмарк», за которым тянется след жидкого топлива, вытекающего из поврежденных в бою цистерн, упорно продолжают идти на юг. Вечером 26 мая торпедоносец с авианосца «Арк Ройал» выводит из строя рулевое управление фашистского линкора. А в 10 часов утра «Бисмарк» делает последний выстрел. Наконец в 10 часов 47 минут, получив два последних торпедных попадания с крейсера «Дорсетшир», «Бисмарк» идет на дно вместе со всем экипажем, командиром и адмиралом Лютьенсом.
Лишь после этого англичане смогли подсчитать, во что им обошлось потопление немецкого линкора. Оказалось: в районе сражения им пришлось сосредоточить 48 боевых кораблей (от линкоров до подводных лодок) и больше 100 самолетов...
Составляя условия Версальского мира, союзники решили лишить немцев права строить корабли более сильные, чем тяжелые крейсера, вооружаемые обычно 203-мм орудиями. Поэтому одна из статей договора запрещала Германии строить корабли водоизмещением свыше 10 тыс. т. Но получилась удивительная вещь.
Проигравшая войну Германия не участвовала, естественно, в подписании Вашингтонского договора, по которому максимальный калибр крейсерных орудий не должен был превышать 203 мм. И эта юридическая лазейка позволила немцам создать так называемые «карманные линкоры» — корабли, которые при водоизмещении 10 тыс. т несли шесть 280-мм орудий.
Проектируя «Дойчланд» (86), немцы стремились создать необычный корабль. По мощи артиллерии он должен был превосходить те вражеские корабли, которые могли его догнать. А скорость хода у него должна была быть достаточной, чтобы удрать от противника, превосходящего его мощью орудий. Три «карманных линкора» — «Дойчланд» (впоследствии переименованный в «Лютцов»), «Адмирал граф Шпее» и «Адмирал Шеер» — стали первыми и единственными в истории линкорами, на которых в качестве главных двигателей были установлены восемь двухтактных дизелей двойного действия, по 7100л.с. каждый. На один вал работали четыре дизеля, соединенные с редуктором через гидравлические муфты. На полном ходу — 26 узлов — мощность установки достигала 54 тыс. л. с.
Борясь за экономию в весе, широко применяя электросварку, заменяя сталь алюминиевыми сплавами всюду, где только возможно, немцы создали корабли, которые при мощном вооружении — шесть 280-мм и восемь 150-мм орудий, 8 торпедных аппаратов и многочисленные зенитные установки — несли бронирование, лишь чуть-чуть превосходящее защиту тогдашних крейсеров такого же водоизмещения. Это дало право некоторым специалистам относить такие корабли к классу тяжелых крейсеров. Сами немцы придумали для них особое название, странно звучавшее в 30-х годах — броненосец. В широкой же публике за кораблями этого типа сохранилось название «карманные линкоры». Спустя три года после постройки «Дойчланда» фашистская Германия демонстративно отказалась выполнять Версальский договор. В дискуссии, развернувшейся вокруг вопроса о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника, верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. И в 1936 году на воду сходят новые немецкие линкоры — «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (87).
Апогеем доктрины адмирала Редера стали два последних и самых крупных в истории немецкого флота надводных корабля — линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц» (88). Эти гигантские корабли водоизмещением около 50 тыс. т. были вооружены восемью 381-мм, двенадцатью 150-мм, шестнадцатью 104-мм орудиями и множеством 20-мм зенитных пушек, Толщина главного броневого пояса — 320 мм. Боевая рубка защищена 355-мм броней, толщина броневой палубы — 146 мм. Толщина брони на башнях главного калибра — переменная: лобовая—356 мм, крыша—125 мм. Три турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 163 тыс. л. с. приводили а действие три винта, сообщавшие этим линкорам скорость до 30,9 узла. Дальность плавания этих кораблей, предназначенных специально для рейдерства, — 10 тыс. миль.
Внушительный вид новых линкоров настолько поразил воображение бесноватого фюрера, вообще склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линейного корабля водоизмещением около 140 тыс. т. Но ход войны перечеркнул планы адмирала Редера, а заодно положил конец и честолюбивым мечтаниям самого фюрера.
В 1939 году в устье Ла-Платы команда затопила «Адмирала графа Шпее», застигнутого английскими крейсерами, Спустя два года уничтожен «Бисмарк». В декабре 1943 года западнее норвежского побережья пошел на дно «Шарнхорст». Непрерывно выводимые из строя авиацией и подводными лодками, всю войну ремонтируются и бездействуют «Гнейзенау» и «Тирпиц». Весной 1945 года пущен на дно «Дойчланд»— «Лютцов», потоплен авиацией в Киле «Адмирал Шеер». Таков бесславный итог доктрины Редера с его ставкой на «карманные линкоры».