- 01 1971-01 ¦ «Первенец»
- 02 1971-10 ¦ «Петр Великий»
- 03 1971-11 ¦ «Синоп»
- 04 1971-12 ¦ «Наварин»
- 05 1972-01 ¦ «Петропавловск»
- 06 1972-02 ¦ «Маджестик»
- 07 1972-03 ¦ «Шлезвиг-Гольштейн»
- 08 1972-04 ¦ «Кирсардж»
- 09 1972-05 ¦ «Андрей Первозванный»
- 10 1972-06 ¦ «Куин Элизабет»
- 11 1972-07 ¦ «Севастополь»
- 12 1972-08 ¦ «Байерн»
- 13 1972-09 ¦ «Свободная Россия»
- 14 1972-10 ¦ «Мериленд»
- 15 1972-11 ¦ «Вэнгард»
- 16 1973-01 ¦ «Дюнкерк»
- 17 1973-02 ¦ «Тирпиц»
- 18 1973-03 ¦ «Алабама»
- 19 1973-04 ¦ «Ямато»
- 20 1973-05 ¦ «Марат»
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 10-1972
Выпуск 14 «Мериленд»
- Схемы ТТХ
- Схемы ТТХ
- Описание
79. «Мериленд» (США, 1920 г.)
75. «Мичиган» (США, 1908 г.)
76. «Делавэр» (США, 1909 г.)
77. «Оклахома» (США, 1914 г.)
78. «Пенсильвания» (США, 1915 г.)
«...Все произошло так быстро, что на кораблях не успели даже понять, в чем дело. На линкоре «Невада», например, оркестр продолжал играть, когда пулеметная очередь проносившегося над палубой самолета начала косить матросов, стоявших в строю перед подъемом флага. Но главные удары наносили: торпедоносцы и бомбардировщики. Первые крупный взрыв раздался на линкоре «Аризона»; через открытый люк бомба попала там в артиллерийский погреб. Корабль взорвался, оставив после себя только пятно горящего мазута. В течение десяти минут взрывы различной силы раздавались на линкорах «Оклахома», «Калифорния» и «Вест Виргиния», В последний попало несколько торпед. Вспыхнуло огромное пламя, и линкор быстро затонул». Так адмирал Н. Кузнецов описывает в своей книге «На флотах боевая тревога» сокрушительный удар, нанесенный японским флотом по Пирл-Харбору — главной базе американского тихоокеанского флота.
Превосходства над США в линейных кораблях Япония достигла 7 декабря 1941 года в результате 100-минутного налета на Пирл-Харбор. 353 самолета, которые поднялись С японских авианосцев, скрытно приблизившихся к Гавайским островам, оказались грозным противником для восьми американских линкоров, стоявших в гавани: четыре из них пошли на дно, а четыре получили тяжкие повреждения. Так неудачно началась вторая мировая война для американских дредноутов, построенных в 1910—1920 годах...
Слухи о постройке «Дредноута», взбудоражившие военно-морские круги всех великих держав, в США произвели впечатление разорвавшейся бомбы. Сравнивая качества «Мичигана» и «Саут Каролайны» — новейших броненосцев, заложенных на американских верфях, — с качествами только что вступившего в строй «Дредноута», обескураженные американцы снова и снова убеждались, что скрытные, коварные англичане увели у них, можно сказать, из-под носа славу постройки первого линейного корабля нового типа. За девять месяцев до закладки «Дредноута» конгресс США принял акт о постройке двух броненосцев типа «Мичиган». Но оперативность в строительстве американского флота была такова, что 17 декабря 1906 года, когда наконец заложили «Мичиган», «Дредноут» уже вступил в строй британского флота! На линкорах типе «Мичиган» впервые в мировой практике было применено линейно-возвышенное расположение башен главного калибра, ставшее впоследствии классическим. Как ни парадоксально, решающую роль в этом важном нововведении сыграли не конструкторы, а конгрессмены. Дав разрешение на постройку двух кораблей, водоизмещением не 18—20 тыс. т каждый, как требовали кораблестроители, а всего лишь 16 тыс. т, конгрессмены вынудили моряков и судостроителей уменьшить скорость полного хода до 18,5 узла и снизить число 305-мм орудий главного калибра до восьми. Недостаток в количестве пушек кораблестроители удачно компенсировали линейным расположением, а недостаток скорости — увеличением носового и кормового обстрела, для чего расположили башню над башней. Тем не менее спущенные в 1908 году и вступившие в строй в 1910-м «Мичиган» (75) и «Саут Каролайна» с их восемью 305-мм и двенадцатью 76-мм орудиями оказались кораблями с неоправданно заниженными боевыми характеристиками. По сравнению с предшествующими американскими броненосцами на них было ослаблено бронирование: толщина главного пояса — 229—280 мм, башен — 203—305 мм, боевой рубки — 305 мм. Две паровые машины позволяли развить лишь умеренную по сравнению с «Дредноутом» скорость — 18,5 узла против 21. Внутренние помещения были тесны и душны, а в целом корабль являл собой недостаточно устойчивую орудийную платформу.
Появление «Дредноута» в Англии заставило американских конгрессменов снять свои нелепые ограничения на водоизмещение вновь строящихся кораблей, и США включаются в лихорадочное строительство линейного флота. За «Мичиганом» и «Саут Каролайной» последовали «Норт Дакота» и «Делавэр» (76), водоизмещение и скорость которых доведены до дредноутского уровня — 20—21 тыс. т и 21 узел. Увеличенное водоизмещение позволило разместить на кораблях этого типа 10 305-мм орудий в 5 линейно-возвышенных башнях: двух в носовой части и трех — в кормовой. «Норт Дакота» был первым американским линкором с паротурбинной установкой. Вслед за этими двумя кораблями были спущены два линкора близкого к ним типа — «Юта» и «Флорида». За ними — «Арканзас» и «Вайоминг» (27 тыс. т), ставшие первыми и единственными в мире линкорами, несущими в диаметральной плоскости 12 305-мм орудий в шести линейно-возвышенных башнях. Со следующими кораблями — «Нью-Йорк» и «Техас», на которых планировалась установка 15 305-мм пушек в пяти трехорудийных башнях, приключилась заминка. Американские турбинные фирмы отказались поставлять турбины, соответствующие требованиям морского департамента. И чтобы проучить строптивых дельцов, флот решил вернуться к паровым машинам тройного расширения, а заодно перейти на более крупный калибр главной артиллерии, В результате флот пополнился двумя весьма экономичными кораблями, впервые в мировой практике вооруженными 10 356-мм орудиями в пяти двухорудийных башнях. Напуганные действиями морского департамента, турбинные фирмы пошли на попятную. И если на «Оклахоме» (77) — линкоре следующей серии — были еще установлены паровые машины тройного расширения, то на «Неваде» — втором линкоре серии — установлена первая в США паровая турбина Кертиса с зубчатой передачей. Так же, как и линкоры предыдущей серии, «Оклахома» и «Невада» несли 10 356-мм орудий, но размещены они были по-другому. В носу и в корме линейно-возвышенно было установлено по две башни: нижняя — трехорудийная и верхняя — двухорудийная. По сравнению с предыдущими линкорами на «Оклахоме» и «Неваде» усилено бронирование: толщина брони главного броневого пояса — 340 мм, трехорудийных башен — 228—456 мм, двухорудийных — 228—406 мм,
Увеличив водоизмещение «Оклахомы» с 27 500 до 31 400 т, конструкторы разработали проект линкоров «Пенсильвания» (78) и «Аризона», вооруженных 12 356-мм орудиями в четырех линейно-возвышенных трехорудийных башнях. За ними в течение 1917 года были спущены линкоры примерно такого же типа с разными силовыми установками: «Нью-Мексико» с турбоэлектрической установкой, «Айдахо» — турбозубчатой системы Парсонса и «Миссисипи» турбозубчатой системы Кертиса. Далее в 1919 году последовали примерно такие же «Калифорния» и «Теннесси» с турбоэлектрическими силовыми установками.
К моменту окончания первой мировой войны на стапелях США находилось 10 линкоров типа «Мериленд» (70). В основе своей сходные с «Калифорниен», корабли этой серии впервые в мировой практнье несли в четырех линейно-возвышенных двухоруднйных башнях 8 406-мм орудии. Для американских дредноутов первая мировая война началась почти на три года позднее, чем для остальных участников, — 6 апреля 1917 года. «Нью-Йорк», «Техас», «Вайоминг», «Флорида», «Делавэр» воевали бок о бок с английскими линкорами в составе Гранд Флнта. «Оклахома», «Невада» и «Юта» базировались на Ирландию. Остальные несли службу у берегов США. Перемирие, подписанное в ноябре 1918 года, положило конец осуществлению обширной программы строительства линкоров. Часть их не была достроена, часть пошла на слон, и в 1921 году развитие этого класса кораблей в США останавливается на 18 лет.