- 01 1971-01 ¦ «Первенец»
- 02 1971-10 ¦ «Петр Великий»
- 03 1971-11 ¦ «Синоп»
- 04 1971-12 ¦ «Наварин»
- 05 1972-01 ¦ «Петропавловск»
- 06 1972-02 ¦ «Маджестик»
- 07 1972-03 ¦ «Шлезвиг-Гольштейн»
- 08 1972-04 ¦ «Кирсардж»
- 09 1972-05 ¦ «Андрей Первозванный»
- 10 1972-06 ¦ «Куин Элизабет»
- 11 1972-07 ¦ «Севастополь»
- 12 1972-08 ¦ «Байерн»
- 13 1972-09 ¦ «Свободная Россия»
- 14 1972-10 ¦ «Мериленд»
- 15 1972-11 ¦ «Вэнгард»
- 16 1973-01 ¦ «Дюнкерк»
- 17 1973-02 ¦ «Тирпиц»
- 18 1973-03 ¦ «Алабама»
- 19 1973-04 ¦ «Ямато»
- 20 1973-05 ¦ «Марат»
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 11-1972
Выпуск 15 «Вэнгард»
- Схемы ТТХ
- Схемы ТТХ
- Описание
82. «Вэнгард» (Англия, 1944 г.)
80. «Нельсон» (Англия, 1925 г.)
81. «Кинг Джордж V» (Англия, 1939 г.)
В течение «дредноутского периода» (1905—1922) не появилось новинок столь радикальных, как в период отработки прототипа (1890—1905). Наиболее важным техническим усовершенствованием было введение различных типов передач — механизмов, призванных увязать «коня и трепетную лань»: малооборотный экономичный гребной винт и высокооборотную экономичную паровую турбину. Лучшие результаты показала разработанная английским изобретателем Парсонсом зубчатая передача. В этот же период появляются такие важные механизмы, как главные упорные подшипники Матчелла и Кингсбури, дизель-генераторы, электропривод вспомогательных механизмов, отрабатываются новые конденсаторы, принудительная (мазка, перегрев пара и пр.
Другая важная новинка — появление трехорудийных башен, применявшихся на русских, итальянских, американских и австрийских линкорах. Французы разрабатывали первую четырехорудийную башню. Качество толстой брони улучшилось мало, основное достижение — получение легкой незакаленной брони и брони для изготовления литых колпаков башен и рубок. К 1914 году была принята на вооружение 533-мм торпеда с дальностью действия 6—7 тыс. м. В связи с развитием авиации с 1912 года на линкорах начинают устанавливать зенитные орудия — от двух до восьми 75—100-мм пушек с углом возвышения 85—90°. Обычно они ставились без броневой защиты на спардеке или на башнях главного калибра. В 1922 году после подписания Вашингтонского договора суммарное водоизмещение линейных кораблей Англии ограничивалось 525 тыс. т. Такое же водоизмещение разрешалось США, Японии — 315 тыс. т, Италии и Франции — по 175 тыс. т. Причем водоизмещение линкора не должно было превосходить 35 тыс. т, а калибр главных орудий — 406 мм. Пока дипломаты вели переговоры на международных конференциях, морские специалисты подытожили боевой опыт первой мировой войны. Для линейных кораблей он свелся в основном к следующим положениям; совершенствование мин и торпед требует разработки систем подводной защиты; противоминные сети, неплохо защищая корабли на стоянке, в походе сильно снижают скорость, обрываются и наматываются на винты; увеличение дистанций артиллерийского боя требует увеличения углов возвышения орудий и утолщения палубной брони; во избежание заливания в свежую погоду, орудия среднего калибра необходимо устанавливать ,не ниже главной палубы; появление авиации требует установки специальных зенитных орудий и катапульт; торпедное оружие на линкорах устанавливать нецелесообразно; на линейных кораблях необходимы приспособления для буксировки. По странной иронии судьбы причиной самых важных усовершенствований в конструкции линкоров стали ограничения Вашингтонского договора, относящиеся к крейсерам. Положив, что водоизмещение этих кораблей не должно превышать 10 тыс. т, составители соглашения заставили кораблестроителей начать «поход за экономию веса». Новинки же, отработанные на крейсерах, тут же принимались на вооружение проектировщиками новых линкоров.
Конечно, все новинки не могли еще быть применены на английских «Нельсоне» (80) и «Роднее» — первых линкорах послевоенной постройки. Заложенные в декабре 1922 года, эти корабли строились в соответствии с Вашингтонским договором, поэтому их водоизмещение не должно было превышать 35 тыс. т. С вступлением их в строй четыре линкора типа «Кинг Джордж V» (81) должны были пойти на слом.
Перед Д'Эйнкортом, сменившим Уаттса на посту главного строителя английского флота, стояла нелегкая задача: разместить в водоизмещении 33 950 т девять орудий самого крупного в истории британского флота калибра — 406 мм и защитить их и пороховые погреба 356-мм броней. Д'Эйнкорт нашел необычное решение: все три трехорудийные башни он расположил в диаметральной плоскости в носовой части корпуса, причем средняя башня — возвышенная. За башнями — надстройка, настолько узкая, что угол обстрела возвышающейся башни — 330°. Таким образом, кормовая мертвая зона составила всего 30°. Силовая установка первых послевоенных линкоров не содержала особых новинок: две паровые турбины с одноступенчатой зубчатой передачей имели мощность 45 тыс. л. с. Параметры пара — 14 атм. и 280° С. Скорость хода — 23 узла. С первых дней второй мировой воины «Нельсон» и «Родней» несли нелегкую боевую службу. Они охраняли конвои, охотились за фашистскими надводными рейдерами в Северной Атлантике, воевали в Средиземном море, поддерживали своим огнем высадку десанта в Нормандии. В 1945 году «Нельсону» довелось повоевать с японцами, а «Родней» в 1941 году участвовал в потоплении крупнейшего германского линкора «Бисмарк». В этой знаменитой операции «Родней» действовал совместно с линкором «Кинг Джордж V», заложенным на 15 лет позже его. По внешнему виду новые линкоры отходили от традиционно английского силуэта и были похожи на современные им германские линкоры.
Самым несчастливым из пяти линкоров этого класса оказался «Принц Уэлльский», который, несмотря на новую систему противовоздушной защиты, был потоплен японской авиацией 27 декабря 1941 года. «Кинг Джордж V» и «Хоув» воевали в Северной Атлантике, на Средиземном море и на Дальнем Востоке. «Герцог Йоркский» участвовал в потоплении немецкого линкора «Шарнхорст» и совместно с «Энсоном» — в операциях против другого немецкого линкора — «Тирпиц». Все эти линкоры пошли на слом в 1958 году. А спустя два года пошел на слом и «Вэнгард» (82)—сто пятьдесят третий линкор Британии. Заложенный в 1941 году, линкор был достроен лишь в 1946 году и вошел в историю как крупнейший линейный корабль английского флота — 44 500 т — и как последний в мире корабль этого класса. Восемь 381-мм пушек размещалось в четырех двухорудийных линейно-возвышенных башнях так же, как на «Куин Элизабет» (59). Шестнадцать 133-мм пушек — в двухорудийных башнях. Зенитная артиллерия — пятьдесят восемь 40-мм «бофорсов». Толщина главного броневого пояса — 356 мм. Четыре турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 130 тыс. л. с. сообщали линкору скорость 29,5 узла. По свидетельству специалистов, аварийная система — лучшая из всех английских кораблей. Еще одна новинка — система кондиционирования воздуха, позволяющая экипажу с одинаковым успехом действовать и в Арктике, и в тропиках. Короче говоря, «Вэнгард» — единственный в мире линкор, при постройке которого был учтен боевой опыт второй мировой войны. Но, увы, опыт этой же войны убедительно показал: время линкоров истекло.