- 01 1971-01 ¦ «Первенец»
- 02 1971-10 ¦ «Петр Великий»
- 03 1971-11 ¦ «Синоп»
- 04 1971-12 ¦ «Наварин»
- 05 1972-01 ¦ «Петропавловск»
- 06 1972-02 ¦ «Маджестик»
- 07 1972-03 ¦ «Шлезвиг-Гольштейн»
- 08 1972-04 ¦ «Кирсардж»
- 09 1972-05 ¦ «Андрей Первозванный»
- 10 1972-06 ¦ «Куин Элизабет»
- 11 1972-07 ¦ «Севастополь»
- 12 1972-08 ¦ «Байерн»
- 13 1972-09 ¦ «Свободная Россия»
- 14 1972-10 ¦ «Мериленд»
- 15 1972-11 ¦ «Вэнгард»
- 16 1973-01 ¦ «Дюнкерк»
- 17 1973-02 ¦ «Тирпиц»
- 18 1973-03 ¦ «Алабама»
- 19 1973-04 ¦ «Ямато»
- 20 1973-05 ¦ «Марат»
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 04-1972
Выпуск 08 «Кирсардж»
- Схемы ТТХ
- Схемы ТТХ
- Описание
47. «Кирсардж» (США, 1898г.)
45. «Эммануэле Филиберто» (Италия, 1897г.)
46. «Бенедетто Брин» (Италия, 1901г.)
48. «Витторио Эммануэле» (Италия, 1904г.)
49. «Коннектикут» (Сша, 1904г.)
...Три четверти часа длился бой. На всех итальянских броненосцах зияли широкие пробоины, а темные борта были испещрены следами английских снарядов. Кое-где уцелела труба у броненосца или остатки палубы. Итальянские корабли представляли собой жалкую бесформенную кучу изогнутых стальных балок, изрешеченных железных стен и покоробленных, как бумага, частей бортов — так описывает скрывающийся под псевдонимом Зеештерна морской историк сражение, в котором якобы встретились англичане и итальянцы.
Хорошо осведомленный о флотах своего времени, Зеештерн оговаривается, что так плачевно выглядели бы после боя итальянские корабли, построенные до 1894 года, — типа “Дуилио” (1876), “Италия” (1880), “Руджиеро ди Лаура” (1884), “Ре Умберто” (1888). Броневой пояс по ватерлинии на некоторых из этих кораблей отсутствовал вообще, на некоторых не превышал половины длины корпуса. Если же протяженность бортовой брони превышала половину длины, как это сделано на трех кораблях типа “Ре Умберто”, то толщина ее оказывалась чрезвычайно малой — всего 100 мм. Все это наряду с высокими для тех лет скоростями (до 21 узла) и большими, чем у линкоров других стран, дальностями плавания, давало морским специалистам основания считать эти корабли даже не броненосцами, а скорее крейсерами.
Первыми броненосцами, знаменующими собой отход от старых канонов, стали броненосцы типа “Эммануэле Филиберто”. Впервые, после увлечения 340—450-мм орудиями-монстрами, на них появляются в качестве орудий главного калибра четыре 254-мм пушки в барбетных установках. Средняя артиллерия представлена восемью 152-мм и 120-мм скорострельными орудиями. Пояс по ватерлинии — сплошной, из гарвеевской брони толщиной 100—250 мм. Барбеты и башни главной артиллерии покрыты броней в 150—240 мм. Бронирование средней артиллерии — 150-мм броня, толщина броневой палубы — 40—80 мм.
На броненосцах следующей серии — “Бенедетто Брин” и “Регина Маргарита” — за счет увеличения водоизмещения и облегчения бронирования калибры средней артиллерии увеличиваются — четыре 203-мм орудия и двенадцать 152-мм.
Наконец, на броненосцах типа “Витторио Эммануэле” количество 305-мм орудий доведено всего до двух, зато средняя артиллерия усиливается десятью 203-мм орудиями в пяти двухорудийных башнях.
Развитие американского военного флота на протяжении второго периода — прямая противоположность развитию флота итальянского. В одном из своих рассказов, написанных в 1887 году, английский писатель Оскар Уайльд вложил в уста привидения, живущего в старинном замке и беседующего с молодой американкой, такие слова: “Вряд ли мне понравится ваша Америка”. — “Наверное, потому, что там нет никаких развалин?” — иронически осведомилась девица. “Никаких развалин? — изумилось привидение. — А ваш флот?”
Действительно, трудно представить себе положение более жалкое, чем то, в котором прозябал американский флот в 1890 году: ни одного эскадренного броненосца; мониторы, некогда строившиеся за несколько месяцев, теперь сооружались в рекордно долгие сроки — до 20 лет и более. Отсутствие заводов, готовых поставлять дешевую броню, недостаток людей, желающих служить на флоте, и еще целый ряд причин мешали этой крупной стране поставить свой флот в один ряд с флотами ведущих держав.
Конечно, все это не случайно. Находясь в исключительных условиях, благодаря отдаленности от Европы, США долго не нуждались в военных кораблях. После лихорадочного строительства 179 военных кораблей в годы гражданской войны 1861—1864 годов мысль о необходимости увеличения флота снова отходит на второй план. Но к 1890 годам империалистические поползновения американского капитализма побудили некоторых политиков обеспокоиться строительством флота. Их деятельность решительно поддержал с приходом к власти Теодор Рузвельт. Заняв президентский пост, он немедленно обращается с посланием к конгрессу. “Дело увеличения флота должно идти вперед неустанно” — вот основной лейтмотив этого послания. Настойчивость Рузвельта восторжествовала. В 1893 году спускаются на воду три первых американских эскадренных броненосца типа “Индиана”. Спустя три года со стапелей сходит “Айова”. Эти броненосцы характеризуются тем, что их главная, а отчасти средняя артиллерия устанавливается в барбетах. Затем следует вторая группа броненосцев — три типа “Алабама” (1898) и три типа “Мэн” (1901). Крупная артиллерия этих кораблей — в башнях, средняя — в батареях и казематах. Параллельно закладываются два броненосца типа “Кирсардж” и пять типа “Вирджиния” с двухъярусными башнями. Наконец, в 1904—1906 годах сходят на воду шесть броненосцев типа “Коннектикут”, крупная и средняя артиллерия которых размещается в башнях.
В американском флоте в полной мере был использован опыт европейских флотов. Количество орудий главного калибра на всех без исключения кораблях принималось равным четырем, калибр — 305—330 мм. Башни главного калибра устанавливались в диаметральной плоскости. Поклонники крупных калибров в средней артиллерии, американцы наряду с общепринятыми 152-мм и 120-мм пушками ставят зачастую пушки 203-мм. Вообще, орудий среднего калибра на американских броненосцах больше, чем на соответствующих кораблях других флотов, и с годами увеличивается с 12 до 20.
С 1895 года на всех американских кораблях ставится гарвей-никелевая броня, потом крупповская. Броневой пояс по ватерлинии, сначала несплошной, постепенно удлиняется, начиная с “Алабамы”, и закрывает корпус от носа до кормы.
Любопытная особенность, характерная только для ряда американских броненосцев и не встречающаяся ни в каком другом флоте мира, — установка 330-мм орудий главного калибра и 203-мм орудий среднего калибра в двухъярусных башнях, скрепленных между собой наглухо. В обоснование этого решения приводилось немало доводов и соображений. Утверждали, например, что такое размещение устранит два комплекта приводных механизмов, броневые брустверы для защиты основания двух башен, даст экономию в 460 т металла, что улучшится обстрел, что для наводки четырех орудий в горизонтальной плоскости понадобится всего один человек, что двухъярусные башни — меньшая цель для противника и т. д. Но, несмотря на все эти достоинства, подобная схема размещения артиллерии не привилась в дальнейшем, хотя и сослужила броненосному флоту неплохую службу. Быть может, именно двухъярусные башни “Кирсарджа” привели кораблестроителей к схеме размещения орудий главного калибра, которая стала классической десять лет спустя...