- 01 1971-01 ¦ «Первенец»
- 02 1971-10 ¦ «Петр Великий»
- 03 1971-11 ¦ «Синоп»
- 04 1971-12 ¦ «Наварин»
- 05 1972-01 ¦ «Петропавловск»
- 06 1972-02 ¦ «Маджестик»
- 07 1972-03 ¦ «Шлезвиг-Гольштейн»
- 08 1972-04 ¦ «Кирсардж»
- 09 1972-05 ¦ «Андрей Первозванный»
- 10 1972-06 ¦ «Куин Элизабет»
- 11 1972-07 ¦ «Севастополь»
- 12 1972-08 ¦ «Байерн»
- 13 1972-09 ¦ «Свободная Россия»
- 14 1972-10 ¦ «Мериленд»
- 15 1972-11 ¦ «Вэнгард»
- 16 1973-01 ¦ «Дюнкерк»
- 17 1973-02 ¦ «Тирпиц»
- 18 1973-03 ¦ «Алабама»
- 19 1973-04 ¦ «Ямато»
- 20 1973-05 ¦ «Марат»
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №12-1971
Выпуск 04 «Наварин»
- Схемы ТТХ
- Схемы ТТХ
- Описание
26. «Наварин» (Россия, 1891г.)
21. «Виктория» (Англия, 1887г.)
22. «Трафальгар» (Англия, 1887)
23. «Император Николай I» (Россия, 1889г.)
24. «Гангут» (Россия, 1890г.)
25. «Двенадцать Апостолов» (Россия, 1891г.)
27. «Бреннус» (Франция, 1891г.)
22 июня 1893 в результате неудачного маневра английской средиземноморской эскадры броненосец «Кемпердаун» врезался в носовую часть новейшего броненосца «Виктория» (21), на котором держал свой флаг командующий эскадрой вице-адмирал Тройон. Удар оказался роковым: сильнейший корабль британского флота начал медленно оседать на нос и вдруг при сравнительно малом еще крене внезапно перевернулся и пошел ко дну. Это случилось при мертвом штиле, на виду всей эскадры. Корабль затонул вместе с самим адмиралом и почти всем экипажем. Так по странной иронии судьбы от случайного таранного удара корабля своей же эскадры погибла «Виктория», ведущая свое происхождение от знаменитых броненосных таранов береговой обороны, которые строились в 1860-х годах специально для того, чтобы таранить стальными шпиронами вражеские суда...
Совершенствование пушек отчасти утихомирило таранный ажиотаж, но время от времени быстрота, с которой шли на дно случайно протараненные в мирное время корабли, становилась причиной вспыхивающего интереса к таранным кораблям. Одна из таких очередных вспышек и породила таранный броненосец «Конкверор», спущенный на воду в 1881 году. Вся кормовая часть «Конкверора», начиная от орудийной башни, представляла собой одну гигантскую надстройку, сливавшуюся с корпусом, — особенность, ставшая характерной для ряда кораблей тех лет. У «Конкверора» максимальная сила удара должна была быть направлена вперед, поэтому его 305-мм орудия главного калибра стрелять назад не могли. Вот почему именно о «Конквероре» вспомнили английские моряки, задавшись целью создать «идеальный броненосец», способный более или менее безнаказанно нанести смертельный удар любому вражескому кораблю. На мысль о таком броненосце их навел «Бенбоу» — последний броненосец класса «Адмирал» с его чудовищными 111-тонными 418-мм орудиями. Решив, что для того времени, «идеальный броненосец» должен не уступать «Бенбоу» по мощи артиллерии и превосходить его в бронировании, англичане пришли к выводу: увеличенный «Конкверор» с орудиями главного калибра, такими же, как на «Бенбоу», и значительно увеличенным числом 152-мм орудий в кормовой батарее окажется близок к желаемому идеалу. Именно такими увеличенными «Конкверорами» и были броненосцы «Виктория» и «Санспарейль». Эти корабли не только не стали «идеальными броненосцами», но даже не положили начала крупной серия броненосцев. Уже через несколько лет после их закладки среди специалистов распространилось мнение, что скорострельные орудия в начиненные мощной взрывчаткой снаряды смогут легко вывести из строя броненосцы класса «Адмирал» и «Виктория», разрушая их не защищенные броней носовую и кормовую оконечности. «Броня, броня и броня» — это требование моряков побудило кораблестроителей обратить пристальное внимание на брустверные броненосцы 1870-х годов. Результатом новых веяний в Англии стали броненосцы «Трафальгар» (22) и «Нил», ознаменовавшие собой возврат к идеям А. Попова и Э. Рида, заложенным в их броненосцы «Петр Великий» и «Девастейшн». Поясная броня толщиной 400—500 мм защищала ватерлинию «Трафальгара» почти на протяжении семи десятых длины корабля, нижний каземат из 450-мм брони защищал основание башен главного калибра, в верхнем 100-м каземате располагались шесть 120-мм противоминных скорострельных пушек.
«Этими-кораблями, — пишет советский историк флота профессор А. Шершов,— был установлен тип башенных броненосцев. Последующие броненосцы вплоть до появления дредноутов являлись тем или другим изменением или усовершенствованием этого основного типа как в английском, так и во флотах других стран, в том числе и в русском». Роль, которую в английском кораблестроении довелось сыграть «Трафальгару», в нашем флоте выпала на долю броненосца «Наварин»...
Пятнадцатилетний перерыв в строительстве мореходных броненосцев на Балтике, установившийся после спуска «Петра Великого», кончился в 1887 году, когда со стапелей Нового Адмиралтейства в Петербурге сошел на воду барбетный броненосец «Император Александр II», Поскольку считалось, что для Балтийского моря нужны броненосцы меньшего водоизмещения, чем для Черного, новый боевой корабль, будучи на две тысячи тонн легче «Чесмы», нес всего два 305-мм орудия в носовом барбете, четыре — 229-мм и восемь 152-мм — в угловых казематах. Спущенный через два года «Император Николай I» (23) отличался от предшественника тем, что его орудия размещались не в барбетной установке, а в башенной. В 1890 году по типу этих броненосцев был построен броненосец «Гангут» (24). Будучи на две тысячи тонн легче своих предшественников, этот корабль нес всего одно 305-мн орудие в носовой башне, четыре 229-мм и четыре 152-мм в угловых казематах. На Черном море первым башенным броненосцем стал спущенный в 1891 году в Николаеве корабль «Двенадцать апостолов» (25). При водоизмещении 8076 тонн он нес четыре 305-мм орудия в носовой и кормовой башнях, четыре — 152-мм в верхнем каземате и 18 125-мм скорострельных пушек. Главная ватерлиния защищалась 350-мм поясной броней, а нижний каземат, защищающий основания орудийных башен, состоял из 300-мм броневых листов.
Колебания в выборе типа броненосца в русском флоте прекратились с постройкой «Наварина» (26). Спущенный в Петербурге в 1891 году «Наварин» стал прототипом для русских броненосцев вплоть до русско-японской войны. Четкое разделение артиллерии, размещение ее, тип бронирования — все эти важнейшие элементы впервые были твердо установлены именно на «Наварине». Как раз в то время, когда в Петербурге строился этот корабль, на правительственной верфи в Лорьяне полным ходом шла постройка первого французского чисто башенного броненосца «Бреннус» (27).
Интересная особенность «Бреннуса» — размещение артиллерии. В его носовой башне размещено два 340-мм орудия, в кормовой — одно. Над 400-мм броневым поясом, защищающим всю ватерлинию, сразу за носовой башней возвышается каземат из 120-мм брони. В нем разделенные противоосколочными переборками размещаются шесть 160-мм скорострельных орудий. Еще четыре таких же орудия установлены во вращающихся башнях, возвышающихся над казематом по две с каждого борта. В результате из десяти орудий среднего калибра пять могут вести огонь на любой борт и четыре — в нос или в корму.
В начале 1890-х годов завершается первый период развития броненосного флота, период проб и ошибок, период поиска. С этого времени ведущие морские державы мира принимают за основу один прототип — башенный броненосец.