- 01 1971-01 ¦ «Первенец»
- 02 1971-10 ¦ «Петр Великий»
- 03 1971-11 ¦ «Синоп»
- 04 1971-12 ¦ «Наварин»
- 05 1972-01 ¦ «Петропавловск»
- 06 1972-02 ¦ «Маджестик»
- 07 1972-03 ¦ «Шлезвиг-Гольштейн»
- 08 1972-04 ¦ «Кирсардж»
- 09 1972-05 ¦ «Андрей Первозванный»
- 10 1972-06 ¦ «Куин Элизабет»
- 11 1972-07 ¦ «Севастополь»
- 12 1972-08 ¦ «Байерн»
- 13 1972-09 ¦ «Свободная Россия»
- 14 1972-10 ¦ «Мериленд»
- 15 1972-11 ¦ «Вэнгард»
- 16 1973-01 ¦ «Дюнкерк»
- 17 1973-02 ¦ «Тирпиц»
- 18 1973-03 ¦ «Алабама»
- 19 1973-04 ¦ «Ямато»
- 20 1973-05 ¦ «Марат»
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №10-1971
Выпуск 02 «Петр Великий»
- Схемы ТТХ
- Схемы ТТХ
- Описание
"Пётр Великий", Россия, 1876 г.
8. «Монитор», США, 1862 г.
9. «Кептен», Англия, 1869 г.
10. «Ураган», Россия, 1864 г.
11. «Адмирал Лазарев», Россия, 1867 г.
12. «Петр Великий», Россия, 1876 г.
13. «Инфлексибл», Англия, 1876 г.
14. «Дуилио», Италия, 1876 г.
«Нападение, делаемое на крепости и сильные береговые батареи только одним флотом, следует всегда считать не только отважным, но отчаянным пpeдприятием», - писал в начале прошлого века знаток артиллерии англичанин Говард Дуглас. И если гражданская война в Северной Америке изобиловала именно такими отважными до отчаянности нападениями на крепости и береговые батареи, то это стало возможным лишь благодаря изобретению мониторов. Прообразом их, давшим название всему классу, стал знаменитый «Монитор» (8), построенный Джоном Эриксоном в рекордно короткий срок к в марте 1862 года спасший от окончательного уничтожения «Мерримаком» корабли северян, укрывшиеся на Хемптонском рейде.
Характерным для этого класса кораблей была малая осадка; очень низкий борт - всего 60-90 см; размещение немногих, но самых тяжелых орудий во вращающихся башнях, позволяющих вести едва ли не круговой обстрел; полное отсутствие парусного вооружения; мощное бронирование всей надводной части - борта, палубы и башен. Все это дало основание Ч. Бойнтону - официальному историографу американского флота - утверждать: «Монитором обозначается новая эра в истории государств».
Европейские инженеры, однако, были в меньшем восторге от мониторов, чем американские. «Каждый корабль, долженствующий нести службу в открытом море, должен возвышаться над поверхностью воды, быть хорошо освещенным и вентилируемым и нести эффективное парусное вооружение, то есть фактически быть, насколько это возможно, прямой противоположностью «Монитору», - писал главный строитель английского флота Э. Рид в 1863 году.
Сопоставляя эти высказывания, нетрудно убедиться: в споре были правы обе стороны. Американцев, заинтересованных тогда в защите прибрежной зоны, мало волнуют мореходность и дальность плавании кораблей, им важнее мощность орудия, толщина брони, надежность машины. Англичане же, заинтересованные в кораблях для океанских плаваний, в первую очередь заботятся как раз о мореходности и дальности плавания.
Весьма способный английский морской офицер Кольз, который изобрел наиболее удачную конструкцию орудийной башни, еще в 1863 году предложил проект мореходного броненосца, совмещающего башни и низкий борт монитора с полным парусным вооружением фрегата. Чтобы башенные орудия могли вести огонь, не повреждая собственного рангоута, Кольз разработал трехногие мачты, освободившие артиллерийскую палубу от вант. В 1870 году печально знаменитый башенный рангоутный броненосец «Кептен» (9) вышел в очередной поход. Внезапно налетевший шквал в мгновение ока погубил это сооружение вместе с самим изобретателем и почти всей командой. Гибель «Кептена» дала основание Риду провести классические исследования по остойчивости судов, которые положили конец попыткам строить низкобортные броненосцы с парусным вооружением.
В 1865 году на заседании Русского технического общества адмирал А. Попов предложил идею брустверного монитора. У этих кораблей, как и у американских мониторов, был относительно низкий борт, но башни, люки, дымовые и вентиляционные трубы ограждались со всех сторон бронированным бруствером, который возвышался на несколько футов над поверхностью воды, избавляя пушечные порты, люки и трубы от неприятного и опасного соседства с морскими волнами.
В 1867 году проект А. Попова был одобрен, а в 1869 году приступили к постройке брустверного монитора, получившего впоследствии название «Петр Великий» (12). Но начать строительство такого корабля стало возможным лишь в результате осуществления чрезвычайно напряженной кораблестроительной программы 1860-х годов.
1863 год ознаменовался угрозой разрыва с западными державами, возымевшими намерение вмешаться в польский вопрос. Для защиты Кронштадта в дополнение к плавучим батареям «Первенец», «Не тронь меня» и «Кремль» были заложены 10 мониторов типа «Ураган» (10) и двухбашенная лодка «Смерч». Разбег, взятый в 1863 году, отразился и на программе 1864 года: две двухбашенные лодки «Чародейка» и «Русалка», два двухбашениых фрегата «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» и два трехбашенных фрегата «Адмирал Грейг» и «Адмирал Лазарев» (11).
В 1877 году отправился в Средиземное море броненосец «Петр Великий» (12), построенный на Галерном острове под руководством вице-адмирала А. Попова и корабельных инженеров Окунева и Леонтьева. За год до того английские специалисты, занимавшиеся определением боевых элементов наиболее сильных из существовавших тогда броненосцев, поставили «Петра Великого» на первое место, предпочтя его однотипным английским брустверным мониторам «Девастэйшн», «Тандерер» и «Дредноут», которые Рид спроектировал почти одновременно с Поповым. «Петр Великий» хорошо послужил русскому флоту. В 1904-1906 годах после капитального ремонта он был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль, а в 1917 году исключенный из списков флота, он использовался как блокшив до сдачи на слом в 1959 году.
В 1871 году на заседании комитета, расследовавшего причины гибели «Кептена», известные оружейники Армстронг и Витворт заявили, что готовы принять заказы на орудия, способные пробивать железную броню в 500-600 мм, и предлагали в связи с этим вообще отказаться от брони. Комитет не принял этой точки зрения и выдвинул требование: создать корабль с броней в 600 мм. Именно это требование и породило цитадельный броненосец «Инфлексибл» (13). «Представьте себе бронированную плавучую цитадель в 110 футов длиной и 75 шириной, возвышающуюся на 10 футов над водой и увенчанную двумя круглыми двухорудийными башнями, размещенными в углах цитадели по диагонали, - писал преемник Рида Барнаби, - уясните себе, что все эти орудия могут стрелять разом в нос, в корму и на оба борта, а попарно - в любую точку горизонта. Добавьте к нижней подводной части цитадели корпус корабля, оканчивающийся тараном в носу и двумя винтами и рулем в корме, - и вы получите боевую схему этого корабля».
Ушедший в отставку Рид подверг «Инфлексибл» резкой критике, что не помешало ему, однако, претендовать на авторство идеи цитадельного броненосца, когда он узнал, что итальянцы опередили англичан в разработке этого типа броненосцев, заложив «Дуилио» (14) и «Дандоло». О «Дуилио» говорили, что его наступательные качества превышают оборонительные. И действительно, неся броню в 355 мм, этот корабль был вооружен самыми мощными пушками того времени - четырьмя 450-мм нарезными орудиями Армстронга. Установив на «Дуилио» торпедные аппараты и ангар для быстроходного минного катера, который ночью мог тайно устремляться навстречу противнику, итальянцы, можно сказать, на лету перехватили у «Инфлексибла» славу самого мощного броненосца.
Герман Смирнов Под редакцией адмирала Н.Н.Амелько.