- 01 1971-01 ¦ «Первенец»
- 02 1971-10 ¦ «Петр Великий»
- 03 1971-11 ¦ «Синоп»
- 04 1971-12 ¦ «Наварин»
- 05 1972-01 ¦ «Петропавловск»
- 06 1972-02 ¦ «Маджестик»
- 07 1972-03 ¦ «Шлезвиг-Гольштейн»
- 08 1972-04 ¦ «Кирсардж»
- 09 1972-05 ¦ «Андрей Первозванный»
- 10 1972-06 ¦ «Куин Элизабет»
- 11 1972-07 ¦ «Севастополь»
- 12 1972-08 ¦ «Байерн»
- 13 1972-09 ¦ «Свободная Россия»
- 14 1972-10 ¦ «Мериленд»
- 15 1972-11 ¦ «Вэнгард»
- 16 1973-01 ¦ «Дюнкерк»
- 17 1973-02 ¦ «Тирпиц»
- 18 1973-03 ¦ «Алабама»
- 19 1973-04 ¦ «Ямато»
- 20 1973-05 ¦ «Марат»
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №11-1971
Выпуск 03 «Синоп»
- Схемы ТТХ
- Схемы ТТХ
- Описание
20. «Синоп», Россия, 1887 г.
15. «Новгород», Россия, 1873 г.
16. «Захсен», Германия, 1877 г.
17. «Адмираль Дюпре», Франция, 1879 г.
18. «Бенбой», Англия, 1885 г.
19. «Италия», Италия, 1880 г.
На стрельбах 2 января 1879 года осколки 38-тонного орудия, разорвавшегося в башне английского броненосца «Тандерер», уложили на месте двух офицеров и восьмерых матросов. Забыв, что пушка уже заряжена, артиллеристы этого броненосца зарядили ее вторично и загубили свои жизни. Заряжайся их орудие с казны - такая трагедия была бы невозможна в принципе. В 1880-х годах англичане, вынужденные воспользоваться французским опытом, приступили к постройке броненосцев класса «Адмирал» с орудиями в барбетных башнях.
Этот тип артиллерийской установки французские кораблестроители начали отрабатывать еще в начале 1870-х годов. Барбет представляет собой открытый сверху броневой бруствер высотой около двух метров, внутри которого вращается платформа с установленным на ней орудием, причем его ствол возвышается над верхней гранью барбета. В таких башнях устанавливались лишь казнозарядные пушки, которым можно было придавать углы возвышения гораздо большие, чем в закрытых башнях тех лет. Но установить всю артиллерию главного калибра в барбетах французы не решались довольно долго. Раньше всех сделал этот шаг русский кораблестроитель адмирал А. Попов на своих знаменитых «поповках» круглых броненосцах береговой обороны.
Об этих кораблях, как до постройки, так и после нее было высказано немало критических замечаний. Но если учесть те жесткие требования, которые были поставлены перед Поповым, то нужно признать, что он справился с задачей успешно.
В июне 1873 года был спущен первый русский броненосец на Черном море - «поповка» «Новгород» (15). Два 280-мм нарезных орудия в барбетной башне, 263-мм бортовая броня, броневая палуба делали этот корабль грозным противником для любого иностранного броненосца тех лет. Вторая «поповка», спущенная в 1875 году, - «Вице-адмирал Попов» - была больше по водоизмещению, несла два броневых пояса толщиной 229 мм и 178 мм и два 305-мм нарезных орудия.
До 1879 года ни одна страна не решилась повторить опыт Попова в деле постройки чисто барбетных броненосцев. Корабли, строящиеся в этот период на французских, английских и германских верфях, можно было бы назвать казематно-барбетными, так как на них часть орудий главного калибра размещалась в каземате, а часть в барбетной башне. Таковы французские «Оцеан», «Маренго», «Фридланд», «Ришелье» и английский «Темерер». К этому типу принадлежал «Захсен» (16) - первый германский броненосец, построенный на немецкой верфи в 1877 году. Из его 254-мм орудий два размещены в носовом барбете, а четыре - в среднем каземате с продольным обстрелом.
В преддверии всех этих новых веяний и строился первый французский барбетный броненосец «Адмираль Дюпре» (17), спущенный на воду в 1879 году. На нем впервые применяются все средства противоминной защиты: число отсеков более 200, дно и борт до броневой палубы двойные, над броневой палубой в носовой части - пояс отсеков, заполненных целлюлозой. Высокий борт бронировался лишь узкой полосой 550-мм брони по всей ватерлинии. Четыре 340-мм орудия главного калибра размещались в четырех броневых барбетах с толщиной стенок 300 мм. От них в боевые погреба вели колодцы для подачи снарядов, защищенные 100-мм броней. Броневая 60-мм палуба, настланная по верхней кромке броневого пояса, защищала сверху две машины, 12 котлов и другие жизненные центры корабля. «Адмираль Дюпре» послужил прототипом для ряда французских броненосцев: «Адмираль Бодэн», «Формидабль», «Марсо», «Нептун», «Маджента».
Приступив к проектированию своих барбетных броненосцев, англичане тоже воспользовались французской схемой. Правда, в противоположность французам, всегда стремившимся защитить броней всю ватерлинию, англичане следовали своей традиции защищать орудийную прислугу. Четыре 305-мм казнозарядных орудия «Коллингвуда» - головного корабля класса «Адмирал», - установленные попарно в двух барбетных башнях в носу и в корме, были надежно прикрыты броней сверху и снабжены гидравлическим подъемным механизмом. Зато 456-мм броня «компаунд» закрывала лишь центральную часть корпуса, оставляя незащищенными носовую и кормовую части корабля. Последний броненосец класса «Адмирал» - «Бенбоу» (18) нес лишь два 413-мм орудия.
Но, несмотря на все усовершенствования, англнчанам не удалось устранить недостатки французской схемы бронирования: орудийная прислуга на этих кораблях была, по сути дела, беззащитной против снарядов, разорвавшихся в межпалубном пространстве под барбетной башней.
В то время как англичане и французы разрабатывали противоположные схемы бронирования, итальянский кораблестроитель Б. Брин придумал третью систему. Он отказался вообще от бортовой брони, ограничившись 76-мм броневой палубой, идущей ниже ватерлинии от носа до кормы по всей длине корпуса. Над ней - множество водонепроницаемых отсеков. Бронированный колодец для подачи снарядов выходит в эллипсовидный барбет, расположенный по диагонали в средней части корабля. Рубка и комингсы вокруг машинных люков и оснований труб - вот и вся броневая защита корабля по схеме Брина. В течение нескольких лет броненосцы «Италия» (19) «Лепанто», построенные по проекту Брина, считались самыми крупными (14-15 тыс. т) и самыми быстроходными (18 узлов) боевыми кораблями, вооруженными самыми тяжелыми орудиями (четыре 430-мм казнозарядных орудия). Но поскольку эти эпитеты достались ценой отказа от серьезной броневой защиты, эскадренных броненосцев по схеме «Италия» не строил никто, кроме самого Брина.
Россия усвоила уроки русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. В 1882 году, приступая к строительству нового Черноморского флота, «русское морское ведомство, - по словам английского морского историка Кларка, - выказало как оригинальность, так и инициативу. В барбетах грушевидной формы на трех броненосцах типа «Синоп» размещались 6 тяжелых орудий, соединенных попарно, - схема, характерная только для русского флота. В эти годы в России не было построено ни одного корабля крупнее 13 тыс. тонн, а временное повальное увлечение сверхтяжелыми орудиями - монстрами, пошедшее в Европе из Италии, не достигло России. Здесь самым крупным калибром по-прежнему оставался калибр 305 мм».
В 1886 и 1887 годах со стапелей севастопольской верфи РОПИТ сошли два броненосца новой серии «Чесма» и «Синоп» (20), а в Николаеве спустили на воду однотипный с ними броненосец «Екатерина II». Построенные под руководством корабельных инженеров Арцеулова, Корнилова, Мордвинова и Торопова, эти двухвинтовые броненосцы водоизмещением около 11 тыс. т со скоростью хода 15-16 узлов, несущие 6 305-мм орудий и 8 152-мм, были свободны от недостатков французских барбетных броненосцев. Став основой Черноморского флота, эти корабли несли службу в течение нескольких десятилетий.
А на Балтийском море в это время строились корабли другого типа...