Статья из журанала "Моделист-Конструктор" №01-1972

Выпуск 05 «Петропавловск»

  • Схемы ТТХ
  • Схемы ТТХ
  • Описание
  • Описание
32. "Петропавловск", Россия, 1894 г.
32. "Петропавловск", Россия, 1894 г.
28. «Три Святителя» (Россия, 1893г.)
28. «Три Святителя» (Россия, 1893г.)
29. «Евстафий» (Россия, 1906г.)
30. «Ростислав» (Россия, 1896г.)
31. «Сисой Великий» (Россия, 1894г.)
33. «Пересвет» (Россия, 1898г.)
34. «Бородино» (Россия, 1901г.)

Первое тридцатилетие существования броненосного флота не ознаменовалось сколь-нибудь крупными морскими сражениями. Поэтому ранняя эволюция броненосца определяется не столько боевым опытом, сколько техническим прогрессом в металлургии, химии взрывчатых веществ и машиностроении.

Только низкосидящие брустверные броненосцы 1870—1875 годов, надводная часть которых была целиком защищена железной броней, заслуживали названия — “истинные броненосцы”. Высокобортные мореходные корабли последующих лет не могли нести броню, закрывающую всю надводную часть, и кораблестроители оказались вынужденными защищать только жизненно важные центры. Начав с железной 115-мм брони, они за пятнадцать лет довели толщину до 610 мм! Но, увы, с появлением бризантных взрывчатых веществ артиллерия противника, будучи не в состоянии пробить 610-мм броню “Инфлексибла”, могла легко отправить на дно этот броненосец фугасными снарядами, стреляя по его незащищенным оконечностям. Именно это обстоятельство привело к созданию комбинированной защиты из тонкой и толстой брони после того, как появилась более прочная стальная броня и броня-компаунд.

Вначале средства нападения развивались быстрее, чем средства защиты. Неуязвимость первых американских мониторов, выдерживавших до 200 прямых попаданий вражеских ядер, дала необычайно сильный толчок изобретательности артиллеристов. И если за 50 лет, с 1806 по 1856 год, морское орудие изменилось очень мало, то за кдкие-нибудь 15—20 последующих лет оно стало неузнаваемым. На смену 203-мм гладкоствольной пушке 1850-х годов весом в 3—4 т в 1870 году пришло 305-мм дульнозарядное орудие весом в 35 т. Эти махины, которые не могли уже управляться вручную, породили гидравлические механизмы, поднимающие и опускающие ствол, поворачивающие башню и досылающие в дуло заряд и снаряд. Гидропривод развязал руки артиллеристам, и на смену 35-тонным орудиям приходят 80 и 100-тонные чудовища Армстронга. Появление медленно горящих порохов положило конец этой лихорадке, и к 1880-м годам вырабатывается устойчивый тип орудия главного калибра: 305—330-мм казнозарядные нарезные пушки.

Самодвижущаяся мина, появившаяся в 1866 году, заставила кораблестроителей разработать средства защиты корпуса от подводных взрывов: разделение на мелкие отсеки, двойное и тройное дно, применение отсеков, заполненных пробкой или углем. А артиллеристы создали скорострельные противоминные пушки калибром 100—150 мм.

Скорость броненосцев за тридцатилетие возросла на первый взгляд незначительно: с 11— 13 узлов до 16—17. Но если учесть, что это увеличение потребовало 4—5-кратного увеличения мощности главных машин, нетрудно понять, какие серьезные изобретения были сделаны в судовом машиностроении.

На кораблях 1860-х годов применялись струйные конденсаторы пара. В них пар, отработавший в машине, конденсировался смешением с холодной забортной водой. В котлах, питаемых забортной водой, интенсивное отложение солей препятствовало повышению давления сверх 1,4—1,5 атм. Поверхностный конденсатор, закрывший забортной воде доступ в котел, позволил к 1875 году довести давление пара до 4,2 атм. Испарители, опресняющие воду для питания котлов, дали возможность к 1890-м годам довести давление пара до 11 атм,. при этом на смену железным коробчатым котлам пришли цилиндрические и овальные ог-нетрубные котлы. Дальнейшее повышение давления потребовало применения водотрубных котлов, впервые появившихся на французском “Бреннусе”. Для интенсификации горения угля на английских броненосцах класса “Адмирал” были применены вентиляторы, нагнетающие воздух в топку котла, а на броненосце “Магнефишент” — дымососы, отсасывающие дымовые газы из топки.

Первым броненосцем, на котором впервые была установлена более экономичная компаунд-машина, стал казематный английский броненосец “Александра”. А на злосчастной “Виктории” стояла первая на флоте паровая машина тройного расширения. Эти новинки позволили за 30 лет снизить расход угля с 2 кг/л.с. в час до 1 кг/л.с. в час и увеличить мощность установки на тонну веса с 5,7 л. с. до 7,4 л. с.

Нововведения затронули, конечно, не только главные, но и вспомогательные механизмы. В 1866 году на боевых кораблях появились паровые рулевые машины и шпили, в 1875-м — пародинамо, в 1890-м — электропривод для наведения орудий.

К 1890 году период поисков прототипа во флотах великих держав завершается. В сущности, все страны принимают один тип эскадренного броненосца — башенный броненосец, который в каждой стране отрабатывается на свой лад. Завершение поисков прототипа застало русский флот в разгаре осуществления 20-летней программы, принятой в 1881 году. По этой программе главная задача, поставленная флоту, — господство на Черном море. Именно здесь со стапеля Николаевского адмиралтейства в 1893 году сошел на воду самый крупный русский броненосец тех лет “Три святителя”, построенный по типу “Наварина”. При водоизмещении 13318 т и скорости хода 17 узлов этот сильнейший корабль русского флота нес четыре 305-мм орудия в двух башнях, восемь 152-мм пушек в верхнем каземате, четыре 120-мм орудия в небронированной надстройке, десять 47-мм и сорок 37-мм скорострельных пушек. “Три святителя” стал основой для проектирования знаменитого революционного корабля “Князь Потемкин-Таврический”, спущенного на воду в Николаеве под руководством корабельного инженера Шотта в 1900 году. Замена брони-компаунд крупповской цементированной хромоникелевой броней дала выигрыш в весе и позволила удвоить количество 152-мм орудий. В свою очередь, “Князь Потемкин-Таврический”, переименованный после подавления восстания в “Пантелеймона”, послужил прототипом для броненосцев “Евстафий” и “Иоанн Златоуст”. От “Потемкина” эти корабли отличает лишь то, что по углам верхнего каземата четыре 152-мм орудия заменены 203-мм.

На Черном море в 1896 году был спущен на воду малый (8700 т) броненосец “Ростислав”, вошедший в историю как первый русский броненосец, на 'котором применялось жидкое топливо. Этот корабль строился по слегка видоизмененным чертежам балтийского броненосца “Сисой Великий”. Спущенный в 1894 году в Новом адмиралтействе в Петербурге под руководством корабельного инженера Мустафина, “Сисой Великий” отличался от “Наварина” лишь некоторым изменением в бронировании и уменьшенным с 8 до 6 числом 152-мм орудий. Сняв с “Сисоя Великого” верхний каземат и установив на верхней полубе 4 бортовые башни с восемью 152-мм орудиями, русские кораблестроители получили чертежи “Ростислава”. Правда, чтобы не перегрузить корабль, им пришлось в концевых башнях поставить вместо 305-мм 254-мм орудия.

На Балтийский флот по 20-летней программе возлагались две задачи: он должен был превосходить германский и быть резервом для Дальнего Востока. Сравнительно низкобортные “Наварин” и “Сисой Великий” считались недостаточно мореходными для плавания в Тихом океане, поэтому в 1894—1895 годах на Балтике была построена первая в России серия однотипных мореходных броненосцев — “Петропавловск”, “Полтава” и “Севастополь”. В сущности, эти корабли отличались от “Ростислава” лишь большим водоизмещением, позволившим сохранить в концевых башнях стандартные для тех лет 305-мм орудия главного калибра и установить открыто на средней палубе еще четыре 152-мм пушки.

Готовясь к крейсерским операциям на Тихом океане, морское ведомство подчинило этой идее и постройку следующей серии броненосцев — “Пересвет”, “Ослябя” и “Победа”. Высокобортные, несущие огромный запас топлива — 2500 т, эти корабли могли совершать дальние плаваний, по четыре месяца не заходя в порты. Расплачиваться за автономность пришлось облегчением брони: толщина поясной гарвеевской брони из цементированной никелевой стали — 178—229 мм, и снижением мощности вооружения: орудия главного калибра 254 мм вместо 305 мм. Эти “полуброненосцы”, или “броненосцы-крейсеры”, оказались малоудачными кораблями: слабость орудий и брони делала их плохими броненосцами, а сравнительно малый ход — 18 узлов — плохими крейсерами.

В 1898 году в связи с растущей напряженностью на Дальнем Востоке были выделены чрезвычайные ассигнования в 90 млн. рублей на дополнительную программу строительства флота. По этой программе следовало построить пять новых броненосцев. Поскольку русские заводы и верфи были перегружены работой, заказ на постройку броненосца “Ретвизан” был размещен в Америке, а на строительство броненосца “Цесаревич” — во Франции. “Цесаревич” и послужил прототипом для следующей крупной серии русских броненосцев — “Бородино”, “Император Александр III”, “Орел”, “Князь Суворов” и “Слава”. Превосходя по водоизмещению “Трех святителей”, эти броненосцы, кроме обычных четырех 305-мм орудий, несли в шести бортовых башнях двенадцать 152-мм пушек, двадцать 75-мм и двадцать 47-мм орудий. Конструктивной особенностью корпуса была толстая противоминная броневая продольная переборка.

Успехи русского кораблестроения вызвали большую тревогу у англичан, ревниво следящих за лихорадочной работой наших верфей. В 1898 году знаток русского флота историк Кларк писал с тревогой и восхищением: “Россия как морская держава занимает сейчас третье место, и хотя во времена Екатерины II она занимала второе место, создание современного флота этой державы следует считать достижением, беспрецедентным в ее истории. Все мореходные русские корабли были построены в России, а иностранная помощь становится все менее необходимой... Обуховский завод поставляет орудия всех размеров, и последние 12-дюймовые пушки в 56 т не уступают однотипным орудиям любой другой страны мира. Учитывая общую промышленную отсталость России 25 лет назад, быстрый рост ее современного флота может служить самым ярким свидетельством национального прогресса. Россия справилась с задачей, которая могла бы показаться неразрешимой”.

А спустя семь лет Россия познала Цусиму. Бездарная, авантюристическая политика царского правительства в мгновение ока свела на нет “беспрецедентные достижения” предшествующего двадцатилетия.

“Значение этого краха, как краха всей политической системы царизма, — писал о Цусиме В. И. Ленин, -— становится все яснее и для Европы и для всего русского народа...” Красный флаг, взвившийся на “Потемкине”, был отголоском Цусимы. Но он был и предвестником героического подвига “Славы”, огнем своих орудий преградившей путь кораблям императора Вильгельма, и предвестником исторического выстрела 152-мм носового орудия крейсера “Аврора” 25 октября 1917 года...