1970 годы

1980 годы

1990 годы

2000 годы

2010 годы

5 '2011 (798) сентябрь-октябрь

НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

ОАО ПСЗ «ЯНТАРЬ», ОАО ПО «СЕВМАШ», ОАО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.М.ГОРЬКОГО», ОАО «ЗАВОД КРАСНОЕ СОРМОВО», ОАО СЗ «ЛОТОС», ОАО НПО «САТУРН», ОАО ЛСЗ «ПЕЛЛА», ОАО «СВИРСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ», ОАО «ПАВЛОВСКИЙ ССЗ», ОАО «СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД», ОАО «БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД»

ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ

Егоров Г. В., Ильницкий И. А., Тонюк В. И. Многоцелевые сухогрузные суда смешанного «река–море» плавания класса «Волго-Дон макс» типа «Надежда» и «Танаис»

Анализируются основные характеристики и особенности сухогрузных судов двух типов, имеющих максимально возможный дедвейт по путевым ограничениям единой глубоководной системы внутренних водных путей бывшего СССР и достаточные прочностные и мореходные качества для круглогодичной эксплуатации в ряде морей.

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Гаврилюк Л. П., Комок А. И. Модульные принципы строительства боевых кораблей. Некоторые проблемы и пути их решения

Рассматривается и анализируется мировой опыт кораблестроения на модульных принципах. Сформулированы основные проблемы создания кораблей с модулями вооружения, включая потери полезных объемов, позиционирование модулей при замене. Показана необходимость комплексного проектно-технологического решения указанных проблем. Рассмотрены подходы к их решению.

Операция «Бегемот»

Б. А. Барбанелю – 75 лет!

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Куренский А. В., Грибиниченко М. В. Осевые гибридные лепестковые подшипники с газовой смазкой для судовых турбомашин

Подробно рассматриваются подшипники на газовой смазке для роторов турбомашин различного назначения, в том числе в судовой энергетике (турбокомпрессоров наддува судовых ДВС, турбодетандеров воздушных холодильных машин рыбодобывающего флота). Показаны пути повышения несущей способности осевых подшипников с газовой смазкой путем совмещения свойств газостатических и лепестковых газодинамических опор в одном подшипнике.

Кузнецов С. Е., Кудрявцев Ю. В. Влияние нагрузки и коэффициента мощности на коэффициент полезного действия судового синхронного генератора

Приведены формулы для расчета потерь мощности и коэффициента полезного действия синхронного генератора (СГ) при изменении нагрузки (электрического тока), частоты, напряжения и коэффициента мощности (cosj). Выполнены расчеты потерь и коэффициента полезного действия судового СГ номинальной мощностью 763 кВт при изменении нагрузки и коэффициента мощности. Проведено сравнение результатов расчета с паспортными данными СГ.

СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мартиросов Г. Г. Анализ мореходности и эксплуатационной надежности ледоколов и судов ледового плавания с пропульсивными комплексами с ВФШ и ВРШ

Сравниваются особенности ледопроходимости и надежности эксплуатации ледоколов и ледокольно-транспортных судов с ВРШ и ВФШ, отличающихся особенностями пропульсивного комплекса. Рассматривается движение судна в режиме маневрирования и при движении во льдах. Делается вывод о том, что установка ВРШ на эти суда повышает их ледопроходимость и среднюю эксплуатационную скорость за счет использования полной мощности энергетической установки на любых режимах эксплуатации судов.

Башуров Б. П., Николаев И. Н., Гриценко М. В., Брежнев А. В. Контроль вибрации винторулевых колонок морских судов

Рассматриваются результаты контроля вибрации винторулевых колонок морских судов различных производителей в широком диапазоне нагрузок. Предложены рекомендации по нормам вибрации винторулевых колонок в зависимости от режима работы главных двигателей.

Горин С. В., Куклин М. В. Эффективность применения упругоинерционных элементов для снижения гидродинамического шума судовых систем

Приведены результаты испытаний упругоинерционных элементов, состоящих из резиновой оболочки, наполненной воздухом, как средств снижения гидродинамического шума в судовых системах. Даны рекомендации по оптимальному использованию таких конструкций для улучшения виброакустических характеристик судов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Корнев А. В. Опыт использования комплекта компьютеризированных оптоэлектронных измерительных систем в судостроении

Анализируются результаты опытного использования современных средств измерения на базе лазерного трекера, сканера и других бесконтактных трехмерных измерительных систем на ряде предприятий. Показана эффективность и перспективность таких приборов для повышения точности и снижения трудоемкости работ.

Труханов В. М., Комочков В. А. Новые методы планирования объемов испытаний оборудования судов

Излагается новый подход к планированию испытаний дорогостоящих объектов, суть которого заключается в небракуемости дорогостоящих объектов и в основу его положена доработка отказавшего узла, элемента с повторением объема испытаний до доработки на стенде. Получены аналитические выражения объемов испытаний, приведены виды и объемы испытаний как отдельных узлов и механизмов, так и изделий в целом. Результаты исследований проверены многолетними испытаниями опытных образцов и внедрены в отраслевой стандарт.

Орлов Л. Н., Шарапова Д. М., Аверьянов А. А., Волынец В. Л., Шарапов М. Г. Технологические возможности снижения содержания водорода в сварных швах при изготовлении и ремонте корпусных конструкций судов

Показывается, что снижение содержания водорода в швах при сварке судокорпусных сталей порошковыми проволоками рутилового типа может быть обеспечено рядом мер на этапах изготовления и применения проволок. При формировании рецептуры проволоки содержание в шихте кремнефтористого натрия должно быть не более 0,5%, а минеральные компоненты прокалены. Прокалка проволоки при температуре более 300 °С приводит к снижению содержания марганца и кремния в наплавленном металле. Испытана ингибиторная технологическая смазка с целью предупреждения коррозии проволоки и улучшения ее скольжения в каналах полуавтоматов. Показаны преимущества каркасных металлических кассет перед пластмассовыми.

СУДОРЕМОНТ И УТИЛИЗАЦИЯ

Григорьев А. К. Опыт эксплуатации дейдвудных подшипников с капролоновыми планками на атомном ледоколе «Ямал» в 1999–2009 гг.

Анализируется опыт эксплуатации дейдвудных подшипников с набором из материалов «Капролон В» и «Тордон ХL», а также резиноэбонитовых и резиновых планок. Показано, что набор из «Капролона В» обеспечивает повышенную надежность подшипников.

Савинкин Р. В., Луценко В. Т. Износ листов наружной обшивки судов из стали 10ХСНД в Тихоокеанском бассейне

Приводятся скорости износа листов наружной обшивки судов из стали 10ХСНД, эксплуатировавшихся в Тихоокеанском бассейне, полученные по результатам 40 дефектаций.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

Юбилейная «Нева». ОАО «ЦТСС» на «Неве 2011». Заседание BRASS в Санкт-Петербурге. Союз промышленников станет мощной силой. Шауб П. А. Ю. С. Титкову – 80 лет! Зарубежная информация (Южная Корея опять лидер. Буровые суда для Maersk. NSRS введена в действие. «Vale Brasil» - первый из 19. Строят FSRU. Головной – «Meteoro». «Athena» - крупнейший земснаряд. «Deep Worker 2000». Корабль на крыше). И. Я. Баскакову – 75 лет! Памяти И. П. Мирошниченко (18). Блиц-новости

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Климовский С. Д. Адмиралтейство в Ново-Архангельске

Повествуется об истории адмиралтейства в Ново-Архангельске в 30–60-е годы ХIX века, ремонте и строительстве судов.

Васильев Д. М. К вопросу о марках на трубах миноносцев Черноморского флота

История появления марок на трубах кораблей после русско-японской войны 1904–1905 гг. для обеспечения надежного визуального опознания миноносцев.

Черников И. И. Броненосцы Франции ХIX века

О создании французских броненосцев в XIX веке, характерных особенностях системы бронирования этих кораблей.

Кузнецов Л. А. Перевооружение крейсеров «Адмирал Макаров» и «Баян»

Рассказывается о постройке кораблей «Баян» и «Адмирал Макаров», затем их перевооружении, ремонте.