1970 годы

1980 годы

1990 годы

2000 годы

2010 годы

3'2000 (730) май-июнь

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДОВ

Куликов Н. В., Сазонов К. Е. Оценка возможности применения баржебуксирных составов при транзитном плавании по трассе Северного морского пути

Рассматривается возможность создания эффективной транспортной системы, действующей круглогодично на трассе Северного морского пути, на основе использования баржебуксирных составов при транзитных перевозках. Исследования ледовой ходкости, управляемости и прочности таких составов выполнены на базе модельных испытаний в опытовом бассейне ГНЦ ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова.

Солдатов Ю. И., Подстрешный К. П. Концепция классификации морских сооружений, судов и плавучих средств нефтегазопро-мыслового флота

Анализируется предложенная в статье В. И. Панкова, опубликованной в журнале "Судостроение" № 6 за 1999 г., классификация судов и плавучих средств (ПС) нефегазопромыслового флота. Указывается, что она не решает основной задачи - отношения морских сооружений, судов и ПС к определенным классам и типам. Предлагается в основу такой классификации заложить функциональное назначение технических средств.

Ганов Э. В., Мацкевич В. Д., Соколов В. Ф. Армоцементное судостроение: история и перспективы Рассказывается об истории создания судов с корпусами из армоцемента, особенностях проектирования и технологии изготовления корпусных конструкций.

Рассматриваются экономический аспект постройки и перспективы эксплуатации таких судов.

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Карандашов А. Ю., Никифоров Б. В., Шишкин Д. Ю., Юрин А. В. Развитие электрической защиты дизель-электрических подводных лодок

Анализируются проблемы развития электроэнергетических систем (ЭЭС) и их защиты для дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). Предлагается решение важнейшей проблемы, возникающей при проектировании ЭЭС ДЭПЛ всех поколений, - создания защиты от коротких замыканий - и приводятся результаты применения новейших методов и устройств защиты на современных и перспективных проектах разработки ЦКБ МТ "Рубин".

Индейцев А. И., Сергеев А. Г. Проблемы живучести универсального надводного корабля XXI века

Рассматривается важное боевое качество корабля - его живучесть. Показывается тесное функциональное взаимодействие боевых свойств и качеств корабля от показателей живучести, которые требуют сбалансированного подхода к выбору средств защиты для обеспечения живучести корабля до и после получения того или иного вида повреждения.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Петров Э. Л. ПАТЭС - высокоэффективная область двойных технологий судового машиностроения

Рассматриваются вопросы использования высокоэффективной технологии судового машиностроения для строительства подземных атомных электростанций.

Чернов С. Е. Методика оценки работоспособности силиконовых демпферов крутильных колебаний судовых дизелей

Приводится методика оценки работоспособности силиконовых демпферов крутильных колебаний двигателей, которая базируется на сопоставлении действительных напряжений в коленчатом валу двигателя, при текущем состоянии демпфера, с допускаемыми Правилами Регистра. Дается расчетная оценка долговечности силиконового демпфера, позволяющая определить его остаточный ресурс и время до очередного освидетельствования.

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА

Ибрагимов Н. Ю., Османов В. О. Опыт внедрения остеклованных трубопроводов на судах Каспийского морского пароходства

Излагаются результаты внедрения судовых стальных трубопроводов из остеклованных труб и их эксплуатации в течение 6 лет. Показан экономический эффект применения остеклованных трубопроводов судовых систем.

ЭЛЕКТРО- И РАДИООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

Пашкевич Л. А., Яковлев А. Ф. Алгоритм автовыбора корабельных антенн метрового и дециметрового диапазонов волн

Приводится алгоритм выбора наиболее эффективных антенн в трактах связи диапазонов МВ-ДМВ для внедрения в корабельные автоматизированные комплексы связи. Результаты расчетов для типового корабля показывают, что применение предложенного алгоритма увеличивает в среднем на 30% количество трактов связи.

МОРСКОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

Дмитриев С. П., Колесов Н. В., Осипов А. В. Синтез безопасных траекторий расхождения судов с использованием методов искусственного интеллекта

Рассматривается задача определения безопасных траекторий расхождения судов. Выбор траектории основан на мерах безопасности, в качестве которых принята вероятность отсутствия столкновения с встречными судами и навигационными опасностями. Возможные действия встречных судов учитываются методом мультиагентных систем.

ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И МАШИНОСТРОЕНИЯ

Александров В. Л., Матлах А. П., Поляков В. И. Борьба с вибрацией на судах - задача современного судостроительного производства

Анализируются основные аспекты снижения вибрации в обитаемых помещениях танкеров на базе комплексных виртуальных и натурных частотных испытаний конструкций судовых надстроек. Приведены результаты применения разработанной противовибрационной технологии на серийных танкерах постройки ГУП "Адмиралтейские верфи".

Макаров В. В., Мансуров Д. В., Черепнин Ф. В., Куклин О. С. Метод определения двумерных точек стереопар при стереофотограмметрическом контроле формы судовых конструкций

Предлагается метод контроля отклонений формы корпусных конструкций и их элементов двоякой кривизны. Основные трудности широкого внедрения стереофотограмметрического метода в производство связаны с высокой трудоемкостью обработки полученных данных. Предлагаются пути создания информационно-измерительной системы на базе менее дорогостоящих видеокамер, применяемых в отечественной промышленности.

Шуньгин В. Ю. Применение ротационно-локальной гибки при формообразовании листовых деталей обшивки

Приводятся результаты практического внедрения разработанных в ГНЦ ЦНИИТС технологий гибки листовых деталей корпусов малотоннажных судов на станке МГПС-25, которые подтвердили правильность теоретических результатов, а также возможность получения существенного экономического эффекта и обучения обслуживающего персонала в сжатые сроки.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

Пашкевич И. А., Суслов В. Ф. Центральному научно-исследовательскому институту судового машиностроения - 30 лет. Представляем фирму "Электроприбор". Представляем фирму "ЭРА". Новые суда "ЛУКойл-Арктик-Танкер". Зарубежная информация. О членах коллегии Российского агентства по судостроению. CD-ROM: "Экономика Санкт-Петербурга-2000". Из портфеля заказов. Сохраним ледокол-легенду. О подготовке к столетию подводного флота России.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Смирнов К. Д. Ледокольный сторожевой корабль "Пурга"

Бирюк В. С. Судоремонтные предприятия советского Заполярья в 1941-1945 гг.

Игнатьев Э. П. Императорская яхта "Королева Виктория"