1970 годы

1980 годы

1990 годы

2000 годы

2010 годы

5'1999 (726) сентябрь-октябрь

НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДОВ

Билен Б., Жерьял М., Билен-Катич Б., Лайич З., Маринкович М., Янкович З. Новый подход к проектированию буксиров-толкачей

Предлагается на дунайских буксирах-толкачах заменить движительные комплексы с традиционными рулями на новые, представляющие собой трехвинтовую систему с обычным средним винтом и боковыми "азимутальными" подруливающими устройствами. Это позволит создать новый тип буксиров-толкачей с меньшей длиной, сокращенным экипажем и более высокими маневренными и ходовыми качествами.

Шелангевич Т. Перемещение и качка судна с якорной системой позиционирования

Дается способ расчета квазистатических перемещений плавучих объектов с якорной системой позиционирования.

Шитов А. И. Аналитический метод расчета несущей способности оболочек подводных технических средств

Рассказывается о разработанном методе расчета критических нагрузок оболочек ПТС, основанный на доказательстве неизменности напряжений при достижении текучести в идеально упругопластическом материале и постоянстве отношений компонентов деформаций в упругом и пластическом состоянии. Приводятся примеры расчета критических нагрузок различных конструкций.

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Никифоров Б. В. Развитие систем электропривода подводных лодок

Анализируется развитие электроприводов различных типов, использующихся на подводных лодках. Приводятся результаты экспертных оценок показателей качества регулируемых электропроводов, дается сравнение энергетических и массогабаритных характеристик приводов. Показывается, что вентильный привод с постоянными магнитами и реактивный индукторный будут находить все большее применение в судостроении.

Худяков Л. Ю. "Virginia" - вместо или вместе с "Seawolf"?

Комментируется статья Г. Святова, опубликованная в журнале "U. S. Naval Institute Proceedings" за 1998 г. В статье рассматривается целесообразность сохранения в программе кораблестроения, наряду с "Virginia", АПЛ типа "Seawolf" и необходимость развития программы подводных лодок SSN-6881.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Долгов В. Н. Перспективы создания подземных атомных электростанций на базе корабельных технологий

Излагаются принципы создания безопасной и экономически эффективной подземной АЭС на базе корабельных атомных энергетических установок. Показано, что в наиболее полной степени подземным АЭС отвечают АЭУ с реактором на быстрых нейтронах, охлаждаемым жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут, в моноблочном исполнении.

Плотников Ю. И. Компьютеризированная система визуального контроля судовых энергетических установок

Рассматриваются вопросы методического и аппаратного обеспечения визуального контроля судового энергооборудования. Дается оценка повышения метрологической и технико-экономической эффективности системы визуального контроля на базе компьютеризированных видео- и тепловизионных комплексов.

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА

Старцев С. Б., Старцев Б. А. Оптимальные условия воздухообмена в замкнутых судовых помещениях для обеспечения санитарно-гигиенических норм

Даются результаты разработки модели расчета процесса вентиляции судового отсека при различных условиях воздухообмена, определение эффективности воздухообмена для замкнутого судового помещения произвольных геометрических размеров. Приведена расчетная программа, позволяющая определять оптимальные режимы вентиляции. Техника трубных соединений фирмы STRAUB

МОРСКОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

Петров Г. П., Козловский К. Л., Тогатов Д. В., Петров А. И. Импульсные источники питания судовых систем автоматики и вычислительных комплексов

Рассматриваются возможные области использования импульсных источников питания в схемах автоматики судовых систем и вычислительных комплексов. Приведены результаты испытаний нескольких серий импульсных источников. Обосновывается целесообразность применения импульсных источников питания в судовых электронных устройствах.

Высоцкий В. И., Иваненко Н. С., Коровичев Б. К., Никифоров Е. М. Определение упругих и демпфирующих характеристик плавучего провода, используемого в современных системах связи

Определяются применительно к плавучему проводу (ПП) с характерной геометрией и механикой экспериментально демпфирующие характеристики и обосновываются приведенный модуль Юнга для оценки помех ПП в условиях высокочастотной вибрации в жидкости.

ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Гаврилюк Л. П. Определение сертификационной жесткости корпусов подводных лодок при ремонтных работах на плаву

Предлагается методика определения критерия изменения расчетно-экспериментальных характеристик жесткости корпуса ПЛ, регламентирующего допустимость вскрытия съемных листов. Методика основана на измерениях упругой линии корпуса ПЛ и проведения расчетов на ПЭВМ по полученным данным.

Ильин А. В., Леонов В. П., Хвалынский В. Н. Влияние остаточных напряжений от сборки и сварки монтажных стыков на циклическую прочность корпусных конструкций

Рассматриваются варианты сборки и сварки монтажных стыковых соединений корпусных конструкций с расчетной оценкой характера распределения остаточных сварочных напряжений. В результате применения других вариантов сборки и очередности сварки стыка обшивки и пересекающего его набора выполнена оценка циклической прочности сварных соединений корпусных конструкций с обоснованием экономически более выгодного варианта технологии.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

Романов А. В. Зеленодольскому ПКБ - 50 лет. Вопросы Российского агентства по судостроению. Программа возрождения торгового флота России будет продлена до 2005 года. Чантурия Н. Три удара правительства, которые разрушили судостроение Украины. Фрегат "Штандарт" - осуществленная мечта. Зарубежная информация. Николаю Иосифовичу Кваше - 70 лет.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Черников И. И. Тяжелые канонерские лодки Днепровской военной флотилии

Бирюк В. С. Судоремонт на Черном море в годы Великой Отечественной войны

Балабин В. В., Волков А. В. Деятели российской школы прикладной механики в эмиграции: Г. Н. Пио-Ульский