1970 годы

1980 годы

1990 годы

2000 годы

2010 годы

6'2003 (751) ноябрь–декабрь

НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДОВ

Сутырин В. И. Возможности повышения эффективности метода конечных элементов при проектировании корпусных конструкций

Рассказывается о разработке алгоритма, основанного на комбинации процедуры статически эквивалентного уплотнения матриц жесткости и фронтального метода решения системы линейных алгебраических уравнений (СЛАУ). Такой подход позволяет избежать формирования матрицы жесткости всей расчетной модели и уменьшить время общения с винчестером, но при этом увеличивается время использования оперативной памяти ПЭВМ. Предложенная схема многофронтальной вихревой конденсации реализована на 2-процессорной ПЭВМ. Рассматриваемая схема "заменяет" метод суперэлементов, уменьшая время счета при решении СЛАУ.

Старцев С. Б. Новый метод расчета спектральных пульсационных нагрузок на крыльевых конструкциях корабля

Представлены результаты разработки нового метода расчета и компьютерной программы для прогнозирования спектров нестационарных моментно-силовых нагрузок на крыле конечного размаха при взаимодействии с турбулентным потоком на базе разработанной полуэмпирической методики определения пульсационных аэрогидродинамических характеристик.

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Ильин Н. А., Жмурин Д. В. Состояние и перспективы развития спасательных судов подводных лодок

Рассматриваются зональная и глобальная организация поисково-спасательного обеспечения ПЛ, приводятся основные характеристики наиболее совершенных спасательных судов ПЛ стран мира и средств спасения экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Кузнецов В. А. Атомные энергетические установки ледоколов XXI века

Приводятся особенности АЭУ для перспективных атомных ледоколов XXI века. Предлагаются мероприятия для увеличения КПД перспективных АЭУ.

Болгаров С. П., Воронцов А. В., Седаков Л. П. Особенности АЭУ для перспективных ледоколов

Даются предложения по составу и схемам атомных энергетических установок для ледоколов трех типов, создание которых наиболее вероятно в XXI веке. Рекомендуется применение унифицированных реакторных установок и турбогенераторов, а также пароводяных тепловых аккумуляторов.

Щеголев Л. И. Аккумуляторы тепла в составе энергетических установок перспективных атомных ледоколов

Отмечается, что при частых маневрах энергетической установки (ЭУ) ледокола поддержание баланса по пару (генерируемому и потребляемому) невозможно. Это приводит к потере 15-20% энергии, выделяющейся в реакторах, из-за травления свежего пара помимо турбогенераторов в конденсаторы. Предложено предусмотреть в составе ЭУ будущих атомных ледоколов пароводяные тепловые аккумуляторы, заряжающиеся при наличии "избыточного" в данный момент пара и частично восполняющие потребность в нем при быстром увеличении внешней нагрузки

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА

Кузьмин Ю. Л., Трощенко В. Н., Медяник Т. Е., Тарандо Г. В., Ротц Л. Д., Купцова Н. Н. Новая система электрохимической катодной защиты судов от коррозии

Предлагается усовершенствованная система катодной защиты, включающая платино-ниобиевые аноды с текстурированным платиновым покрытием, на наружную поверхность изоляционной основы которых наносится специальный защитный слой, стойкий к активному хлору. В отличие от ранее применявшихся аноды имеют в 3-4 раза меньшую скорость анодного растворения, которая обеспечивает больший междоковый срок службы корпусов судов.

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Лямов Г. В., Нидзиев И. И. Анализ современного состояния проблемы оценки качества программного обеспечения корабельных АСУ

Анализируется современное состояние проблемы оценки качества программного обеспечения корабельных АСУ. Описаны существующие в России стандарты в данной области. Показывается зависимость качества программной продукции от "зрелости" организации разработчика. Предложены пути решения проблемы создания качественного программного обеспечения.

ЭЛЕКТРО- И РАДИООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

Азаров Б. В. "Стелсовские" аспекты в проблеме электромагнитной совместимости корабельных технических средств

Рассматривается взаимосвязь направлений по снижению радиоэлектронной заметности морских подвижных объектов с электромагнитной обстановкой на них. Предлагаются некоторые меры по улучшению электромагнитной обстановки.

ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И МАШИНОСТРОЕНИЯ

Шуньгин В. Ю. Ротационно-локальная гибка листов диффузоров нагнетателей

Приводятся технология, результаты и оценка эффективности и преимуществ применения прогрессивных ресурсосберегающих процессов ротационно-локальной гибки при формообразовании тонколистовых малогабаритных деталей из алюминиевых сплавов, являющихся частями обшивки диффузоров нагнетателей ДКВП типа "Зубр" и имеющих двоякую кривизну поверхности, в условиях серийного производства.

Соколов О. Г. Новые технологии и оборудование для освоения ресурсов морского шельфа

Кратко рассматриваются научно-исследовательские и проектно-технологические работы, выполненные ФГУП ЦНИИТС в рамках программы создания плавучих буровых установок и нефтегазодобывающих платформ для шельфа России.

РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДОВ

Ханданян Э. С. Система подготовки и оперативного управления производством "Антон" для судоремонтного предприятия

Рассказывается о результатах внедрения автоматизированной системы технологической подготовки производства и управления производством судоремонтного предприятия. Для этого использовано программное обеспечение, разработанное технологической службой предприятия. Система представляет собой альтернативу зарубежным аналогам подобных систем.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

Чиков В. М. Премьера МВМС состоялась. "Севморнефтегаз" осваивает арктический шельф. Шлычков С. А. Большой судомодельный сезон в Санкт-Петербурге. Горбач В. Д., Головченко В. С. Николаю Павловичу Лукьянову - 85 лет. Зарубежная информация. Поздравляем! Российскому морскому регистру судоходства - 90 лет. Новая книга о "Курске". Блиц-новости. Елгина Н. Н. Новая научно-техническая секция Регистра.

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Андриенко В. Г. Ревельские ледоколы "Торос" и "Войма"

Кузнецов Л. А. Крейсер "Алмаз"