1970 годы

1980 годы

1990 годы

2000 годы

2010 годы

5'2005 (762) сентябрь-октябрь

НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

(БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД, АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ, ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. А.М.ГОРЬКОГО, СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ, ВОЛГОГРАДСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД, ПЕЛЛА, СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ВОЛГА, КРАСНОЯРСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ, СЕВМАШ, ТЮМЕНЬСУДОКОМПЛЕКТ, СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ВЕРФЬ РЕЧНАЯ, БАЛТСУДОСЕРВИС)

ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ

Пашин В. М., Рахманин Н. Н. Проблема аномальных волн и необходимость ее учета при проектировании объектов морской техники
Приводится информация о современном состоянии изучения проблемы аномальных волн в океане, направлениях ее исследования и об использовании уже имеющихся результатов при проектировании судов и средств освоения шельфа.

Егоров Г. В. Газовоз смешанного «река–море» плавания типа «Bulmarket-1»
Дается описание работ, связанных с переоборудованием сухогруза пр. 191 в газовоз пр. 001RSG01 смешанного «река–море» плавания.

Крыжевич Г. Б. Практический метод учета рассеяния энергии в жидкости при общей вибрации скоростных судов
Предложена математическая модель, описывающая гидроупругие колебания корпусов судов переходного режима движения и глиссирующих судов. На основе модели разработаны практические методы расчета гидродинамических сил сопротивления общей вибрации. Показано, что основными факторами, влияющими на гидродинамическое демпфирование, являются скорость хода судна, частота колебаний и форма кормовой оконечности.

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Мангаев Г. А. Спасательные суда пр. 537 «Осьминог»
Рассказывается о проектировании и постройке спасательного судна пр. 537 «Осьминог», о его испытаниях в Атлантике. Приводятся основные характеристики второго спасательного судна этого типа – «Эльбрус». Упоминается о проектировании спасательного судна нового поколения «Гиндукуш».

Платонов А. В. Канонерские лодки неспециальной постройки
Рассказывается о переоборудовании мобилизованных судов в канонерские лодки в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Приводятся их тактико-технические элементы и основные конструктивные особенности.

Кобзев В. В., Нефедович А. В. Эргономические аспекты разработки электронной документации
Рассматривается эргономическое обеспечение разработки электронных инструкций операторам по управлению техническими средствами корабля.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Обозов А. А. Судовой малооборотный дизель 7S50МС-С Брянского машиностроительного завода
Рассмотрены основные результаты заводских стендовых испытаний головного судового малооборотного дизеля из серии в 7 ед., изготовленной Брянским машиностроительным заводом для зарубежных заказчиков.

Румб В. К., Медведев В. В., Серов А. В., Хижняк А. А. Применение методики формализованной оценки безопасности для определения остаточного ресурса главного судового дизеля
В соответствии с основными положениями методики формализованной оценки безопасности предложен способ прогнозирования остаточного ресурса судового двигателя на основе имитационных испытаний.

Басалыгин Г. М., Леттиев С. В. Сравнительный анализ характеристик гидрозубчатых передач турбоагрегатов судов ледового плавания
Приведены результаты сравнительного анализа суммарных, статических и динамических нагрузок и напряжений, возникающих в режиме взаимодействия гребного винта со льдом в зубчатых зацеплениях первой и второй ступеней редуктора по линиям передачи мощности от турбин высокого и низкого давления. Анализ выполнен по результатам решения математических моделей динамики пропульсивного комплекса с двумя типами передач мощности – зубчатой и гидрозубчатой. Обоснован вывод о нецелесообразности использования гидродинамических муфт в дизель-редукторных передачах судов ледового плавания.

Нерушайло А. Перспективы развития дизельных энергетических установок на кораблях и судах ВМФ

СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Фершалов Ю. Я., Чехранов С. В. Статические испытания сопловых аппаратов с малым углом выхода потока
Рассматривается оптимизация сопловых аппаратов для повышения эффективности работы малорасходных турбин.

Лычаков А. И., Пшеницын А. А. Моделирование и визуализация процессов течения жидкости
Рассмотрены вопросы моделирования потоков жидкости на входе в лопастные машины. Представлены конструкции выравнивающих устройств с регулируемым гидравлическим сопротивлением. Описывается алгоритм программы визуализации результатов экспериментальных исследований. Полученные результаты показывает, что применение конструкций с регулируемым гидравлическим сопротивлением обеспечивает стабильные характеристики системы как на полных, так и на частичных нагрузках.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Здорнов В. А., Новохацкий В. А. Моделирование стоимости постройки в инвестиционных проектах кораблей
Предлагается более совершенная, по сравнению с известными, модель стоимости корабля, в наибольшей степени приспособленная к использованию современных систем управления проектами и методов инвестиционного проектирования. Модель может быть использована в системах информационной поддержки жизненного цикла изделий.

ЗАРУБЕЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

Памяти О. П. Ефимова. Терезников В. Н. Кораблестроитель Ю. А. Македон. Блиц-новости

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Федоров М. Р. Командир «Корейца»
Прослеживается биография командира канонерской лодки «Кореец» капитана 2-го ранга Г. П. Беляева; рассказывается об участии «Корейца» в бое с японской эскадрой в первый день русско-японской войны 1904–905 гг.

Климовский С. Д. Канонерские лодки типа «Маркин»
Рассказывается о службе эскадренных миноносцев типа «Украйна» в составе Каспийской флотилии, их переоборудовании в канонерские лодки и переименованиях в составе ВМФ СССР, участии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Прослеживается послевоенная судьба канонерских лодок типа «Маркин». Приводятся их тактико-технические элементы и чертежи переоборудования.

Рассол И. Р. Полуподводные лодки лейтенанта С. А. Яновича
Рассказывается о проектах полуподводных лодок лейтенанта С. А. Яновича. Приводятся чертежи полуподводных лодок «Кэта» и «вариант D». Рассказывается об участии лодки «Кэта» в боевых действиях в период русско-японской войны 1904–1905 гг.