1970 годы

1980 годы

1990 годы

2000 годы

2010 годы

3'2008 (778) май-июнь

Совещание по вопросам развития судостроения

НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ. ЗАВОД КРАСНОЕ СОРМОВО, АСПО, НЕВСКИЙ ССЗ, ОПК, ПЕЛЛА, TIMMERMAN YACHTS,ЦНИИ ИМ АКАД.А.Н.КРЫЛОВА, РС + АБС

ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ

Киреев В. Н., Мацкевич В. А., Рязанцев Ю. И. Роль ЦКБ «Балтсудопроект» в становлении и развитии отечественного танкерного флота Дается краткое описание и приведены проектные характеристики танкеров по проектам ЦКБ «Балтсудопроект», составивших основу отечественного транспортного флота.

Егоров Г. В., Ильницкий И. А. Многоцелевые сухогрузные суда типа «Хазар» дедвейтом 7000 т для Каспийского моря Излагаются принципы проектирования сухогрузных судов для Каспийского моря, включая выбор главных элементов, обоснование класса и классификационных ограничений. Дается пример реализации подходов, предлагаемых авторами при проектировании новой серии многоцелевых сухогрузных судов пр. RSD19. Серия строится на Волгоградском судостроительном заводе по проекту Морского Инженерного Бюро.

Аносов В. Н. Влияние характеристик бортовых искусственных каверн на сопротивление движению быстроходных судов Рассматриваются вопросы снижения сопротивления движению быстроходных судов путем создания искусственных каверн на бортах судна. Приводятся экспериментальные и теоретические результаты, необходимые для определения характеристик бортовых искусственных каверн и их влияния на сопротивление движению быстроходных судов. Выполненные расчеты показывают, что для определенных типов быстроходных судов при скоростях 45–50 уз бортовые каверны могут уменьшить сопротивление движению и потребную мощность судна на 7–10%.

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ

Иванов И. В., Полежаев В. А. Большая ракетная подводная лодка пр. 651Э со вспомогательной атомной энергетической установкой (ВАУ-6) Рассказывается об оборудовании дизель-электрической подводной лодки К-68 вспомогательной атомной энергетической установкой (ВАУ-6). Приводятся схемы общего расположения подводной лодки и оборудования в установке ВАУ-6.

Богданов А. С., Ананьин Э. В., Забродин А. А. О радиолокационной заметности современных подводных лодок Рассматриваются вопросы радиолокационной заметности подводных лодок, находящихся в перископном положении. Проанализированы факторы риска возможного обнаружения и распознавания противником. Обозначена главная цель проводимых в настоящее время исследований – минимизация радиолокационной заметности поднятых выше водной поверхности частей выдвижных мачтовых устройств.

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Даниловский А. Г. Автоматизированное проектирование судовых энергетических установок. Цели и задачи. Методология и структура Анализируются вопросы разработки систем автоматизированного проектирования судовых энергетических установок (САПР СЭУ) на начальных этапах проектирования грузовых транспортных судов. Целью разработки систем является обеспечение условий для проведения широких исследований в направлении определения характеристик судов перспективной постройки, их ЭУ и судового оборудования, необходимых для возрождения отечественного судостроения. Значительный эффект применение САПР СЭУ может принести в малосерийном судостроении.

Обозов А. А. Температурный мониторинг цилиндров судового малооборотного дизеля на основе статистического критерия Рассматривается построение алгоритма температурного мониторинга цилиндров малооборотного дизеля на основе использования статистического критерия D2-Махаланобиса. Показывается возможность использования процедуры для алгоритмизации систем диагностики высокой степени автоматизации обработки информации (с функцией «обучения»), а также в алгоритмах диагностирования для любой другой совокупной вариации диагностических параметров судового дизеля.

Новиков Л. А. Рудольф Дизель и его двигатель

СУДОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Ширшин А. С. Использование жидкостных контактных аппаратов и озонирования для комплексной обработки воздуха в судовых системах кондиционирования Предлагается новая схема судовой системы кондиционирования с одновременной бактерицидной обработкой и ионизацией воздуха.

МОРСКОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ

Григорьев В. С., Григорьев И. В., Михаленков С. В., Шабардин А. Н. Раннее обнаружение пожароопасной ситуации Анализируются перспективные методы раннего обнаружения развивающегося пожара по косвенным признакам. Сравниваются достоинства и недостатки известных дымовых (аэрозольных) пожарных извещателей. Показано, что электроиндукционный пожарный извещатель обеспечивает качественно новый уровень безопасности.

Катанович А. А., Беда С. И. Подводная электромагнитная связь для водолазов Приводятся недостатки существующей подводной связи для водолазов. Предлагается принципиально новая система подводной электромагнитной связи между водолазами, обеспечивающим судном и между судами. Приводятся ее основные характеристики и расчет электромагнитной антенны.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СУДОСТРОЕНИЯ

Алферов В. И., Куликов В. П., Михайлов В. С. Расчетная оценка сварочных деформаций блоков носового обтекателя и трамплина корпуса ТАВКР «Адмирал Горшков» Анализируются результаты расчетов сварочных деформаций блоков носового обтекателя и трамплина, предназначенных для вварки в основной корпус авианесущего корабля в процессе его модернизации.

СУДОРЕМОНТ И УТИЛИЗАЦИЯ

Соболевский А. А. Обеспечение технической готовности корабля путем улучшения его ремонтопригодности Предлагается один из возможных подходов к обеспечению технической готовности корабля за счет повышения ремонтопригодности. Приводится математическая постановка задачи определения предельно допустимого среднего времени восстановления подсистем корабля.

Гуткин Ю. М. О регулировании давлений от судов с большими свесами на доковые опорные устройства в сухих доках Рассматриваются вопросы регулирования передачи нагрузки от массы докуемых судов на доковое основание. Представлен алгоритм выполнения оценки соответствия несущей способности днища сухих доков массогабаритным характеристикам судов, предполагаемых к докованию в них, и пути преодоления такого несоответствия. Приводятся результаты расчетов постановки крупного корабля с большими свесами в сухой док с ограниченной несущей способностью. Конференция по технологиям ремонта, восстановления и упрочнения деталей

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ

225 лет Черноморскому флоту. Баскаков И. Я. Музею истории СФ «Алмаз» 25 лет. В. В. Козлякову – 80 лет!. Зарубежная информация. Деятельность морской коллегии. О нулевой ставке НДС для судов. В Ассоциации судостроителей Астраханской области. Блиц-новости. Из портфеля заказов. Поздравляем!

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

Афонин Н. Н. У истоков становления Советского Военно-Морского Флота Рассказывается о становлении ВМФ СССР, первых проработках судостроительных программ, вопросов, связанных с восстановлением кораблей бывшего Российского Императорского флота, и взглядах руководства страны на пути дальнейшего развития флота.

Черников И. И. Мониторы типа «Дзержинский» Приводится описание модернизации мониторов типа «Дзержинский» и схемы кораблей. Рассказывается об их участии в войне с империалистической Японией в 1945 г.

Тимофеев А. Н. История одного рейса танкера «Вайян Кутюрье» в 1941 г. Рассказывается об одном рейсе танкера «Вайян Кутюрье» в 1941 г. При подготовке статьи использован отчет корабельного инженера Е. И. Калиновского «Боевые повреждения и борьба за живучесть судов Черного моря». Яровой В. В. Канонерская лодка «Уралец» Прослеживается история постройки и плаваний канонерской лодки Черноморского флота «Уралец» и трагической гибели корабля в декабре 1913 г.