Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 04-1987

Выпуск: 42 Призванные в строй

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание
  • Служба
  • Описание
  • ПГ117, СССР, 1942 г.
  • № 119 НКЛ-17, СССР, 1935 г.
  • № 120 КМ-IV, СССР, 1940 г.
Полуглиссер ПГ117, СССР, 1942 г.
Полуглиссер ПГ117, СССР, 1942 г.

Боевой катер, созданный на основе популярного серийного прогулочно-туристского катера НКЛ-27, спроектированного конструктором Д. Т. Карповым.

Водоизмещение 1,45 т

мощность бензинового мотора 50 л. с., скорость хода 19 — 20 узлов.

Длина наибольшая (с учетом длины руля) 7,2 м, ширина 1,75 м, осадка 0,55 м.

Вооружение:

7,62-мм пулемет «максим» на треноге вблизи миделя.

Катера этого типа широко применялись в действиях на реках и были единственными кораблями Советского ВМФ, принявшими непосредственное участие в боях за Берлин.

119. Прогулочно-туристский катер НКЛ-17, СССР, 1935 г.
119. Прогулочно-туристский катер НКЛ-17, СССР, 1935 г.

Первый советский серийный быстроходный прогулочно-туристский катер-глиссер.

Водоизмещение 1,2 т

мощность бензинового мотора 50 л. с., скорость хода 21,5 узла.

Длина наибольшая 5,6 м, ширина 1,4 м, углубление 0,5 м.

Послужил основой для создания глиссеров НКЛ-27.

В 1936. году на нем был установлен всесоюзный рекорд скорости — 49,3 км/ч, а в 1938 году катер такого типа участвовал в испытательно-туристском походе протяженностью 2 тыс. км.

120. Катерный тральщик КМ-IV, СССР, 1940 г.
120. Катерный тральщик КМ-IV, СССР, 1940 г.

Малый катер с деревянным корпусом, разработанный накануне Великой Отечественной войны под руководством Л. Л. Ермаша.

Водоизмещение 10,4

мощность двигателя 110 л. с., скорость хода 12 узлов, с тралом — 9 узлов.

Длина наибольшая 14 м, ширина 3,2 м, среднее углубление 0,88 м.

Вооружение:

трал, пулемет, дымоаппаратура.

В годы войны выпускалась модифицированная модель с двумя двигателями и скоростью хода 18 узлов — КМ-14.

В мае 1945 года, вскоре после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, маршал Г. К. Жуков проводил разбор Берлинской операции. Прозвучал доклад начальника штаба 1-го Белорусского фронта генерал-полковника М. С. Малинина, один за другим выступали командиры соединений. И когда получил слово командир 9-го Краснознаменного Бранденбургского стрелкового корпуса генерал-лейтенант И. П. Рослый, он встал и, обращаясь к председательствующему, сказал:

— Разрешите мне, товарищ маршал, прежде чем начать свое выступление, поблагодарить наших славных моряков, без героической помощи которых вверенный мне корпус не смог бы выполнить поставленную задачу.

С этими словами генерал повернулся в сторону командиров Днепровской военной флотилии и поклонился им русским поясным поклоном. Эту признательность заслужили три десятка моряков во главе с лейтенантом М. М. Калининым, воевавшие на самых малых кораблях советского флота — полуглиссерах, известных в мирное, довоенное время как служебно-разъездные катера НКЛ-27...

В начале 30-х годов на «островке», на Обводном канале у Краснохолмского моста в Москве работало ЦКБ Главлесмаша — организации, занимавшейся поставками механизмов и устройств лесной промышленности. В те годы здесь был сконструирован легкий однореданный речной глиссирующий катер с водяным винтом «Наркомлес-17» (119), развивавший скорость около 40 км/ч при мощности автодвигателя в 50 л. с. На его основе через некоторое время Д. Т. Карпов разработал безреданный полуглиссер НКЛ-27, выпускавшийся перед войной крупными сериями.

В создании этих небольших ладных суденышек немалую роль сыграла водномоторная секция Автодора — добровольного общества содействия развитию автомобилизма и строительству дорог, действовавшего в 1927—1935 годах. Именно в этой секции раньше, чем во многих других проектных судостроительных организациях, были выявлены преимущества остроскулых, относительно широких глиссирующих корпусов перед чисто водоизмещающими круглоскулыми. «Пора решительно покончить с предрассудком, что наилучшими для достижения высоких скоростей являются так называемые «погонистые» или «походистые» круглодонные катера с большим отношением длины к ширине», — писал в 1934 году один из энтузиастов маломерного судостроения в нашей стране Ю. В. Емельянов. В подтверждение этой идеи автодоровцы разработали более двух десятков разных глиссеров.

В то время почти все подобные суда Автодора приводились в движение авиамоторами с воздушными винтами. Но как только отечественная промышленность освоила массовый выпуск автомобильных двигателей, произошел плодотворный синтез глиссирующего корпуса и водяного гребного винта, что и привело к появлению быстроходных прогулочно-туристских катеров.

С началом войны полуглиссеры были мобилизованы и включены в состав Волжской военной флотилии в качестве быстроходных разъездных катеров. Боевой опыт вскоре вскрыл необычайную ценность этих кораблей в операциях на реках. Вооружив пулеметом «максим» на треноге, их использовали для разведки побережий, промера глубин, высадки диверсионных и разведывательных групп в тыл противника, вывоза раненых с поврежденных в бою кораблей, для высадки десантов. Пришлось им поработать и на буксировке понтонов с войсками и тяжелой техникой, взаимодействовать с саперами, наводившими переправы.

В ходе войны экипажам полуглиссеров, состоявшим всего из двух человек — моториста-пулеметчика и командира, потребовалось добиться абсолютной взаимозаменяемости: даже в самой экстремальной ситуации оставшийся в строю член экипажа продолжал выполнять поставленную задачу. Ярким примером этой боевой выучки могут служить действия катерников 14 октября 1944 года, когда рвавшаяся к Висле Днепровская военная флотилия вышла к городку Сероцк у слияния Буга и Нарева...

Прежде, чем вести корабли флотилии на незнакомый участок реки и высаживать десант в Сероцк, необходимо было провести навигационную разведку в светлое время суток, когда можно различить приметные ориентиры на берегу. Выполнить ответственное и опасное задание поручили военному гидрографу лейтенанту Н. Сигину и экипажу полуглиссера № 104 — старшине Г. Дудникову и мотористу А. Самофалову. Ввиду особой важности задания с ними шел и командир отряда полуглиссеров лейтенант М. Калинин.

В ранний предутренний час на широкий плес у Сероцка внезапно выскочил маленький верткий катерок и, двигаясь ломаным курсом с резкими поворотами, стал приближаться к берегу, занятому врагом. Н. Сигин, навалившись на бортик, привычно промерял глубины коротким шестом. Всего пять минут потребовалось фашистам, чтобы понять цель этой дерзкой вылазки. И сразу ударили пулеметы и минометы. «В стереотрубу было видно, как всплески от мин и пулеметных очередей окружают полуглиссер, — вспоминал командующий флотилией вице-адмирал В. В. Григорьев. — Но поворотливый кораблик продолжал выписывать зигзаги под вражеским огнем. Как ни мала была эта цель, через одну-две минуты интенсивного обстрела представлялось уже невероятным, чтобы полуглиссер остался невредимым. Но сквозь пальбу доносился треск его мотора — корабль сохранял ход... Когда полуглиссер на обратном курсе проходил мимо нас, на большой скорости, хотя и не очень хорошо слушаясь руля, удалось разглядеть на борту фигурки всех четырех моряков, и мы облегченно вздохнули. Но порадоваться за них мы поспешили...»

Корпус «104-го» был изрешечен десятками пробоин, перебитый пулями штуртрос наскоро сращен, оба офицера оказались ранены, Сигин — тяжело. И все же, собрав последние силы, он обстоятельно по карте доложил обстановку. Сведения, добытые экипажем катера за десять минут пребывания под шквальным огнем, оказались поистине бесценными: уже через пять дней фашистов выбили из Сероцка комбинированным ударом флотилии и сухопутных войск.

Важными достоинствами полуглиссеров были их сравнительно малый вес и габариты, благодаря чему и стало возможным участке советских моряков в штурме Берлина. 8 апреля 1945 года командующий 5-й ударной армией генерал Н. Э. Берзарин обратился к вице-адмиралу Григорьеву: «Берега Шпрее в черте города одеты в бетон, высота стенок до пяти метров, мостов мало. Понтонными средствами тут обойтись трудно, нужны более активные способы форсирования. Чем можете помочь!»

Григорьев предложил использовать полуглиссеры. Последовали один за другим вопросы командарма. Какая скорость? Сколько может брать бойцов? Какие габариты? Сколько весит? Узнав, что вес каждого 1,2 т, а габариты 1,7X7 м, Берзарин тут же распорядился выделить машины для переброски одиннадцати катеров в район сосредоточения 9-го стрелкового корпуса генерала И. П. Рослого. А вечером 22 апреля Рослый поставил лейтенанту Калинину боевую задачу: ночью приступить к переброске десанта на полуглиссерах на западный берег Шпрее...

Для форсирования были выбраны три расположенных неподалеку друг от друга участка, наиболее удобные для посадки и высадки бойцов. Во втором часу ночи грузовики с полуглиссерами подошли к реке. Там в укрытиях их уже ждали солдаты. Вместе с матросами они на руках спустили катера на воду. Заметив движение, фашисты открыли ружейно-пулеметный огонь, взвились осветительные ракеты. Они залили зеленоватым светом реку, по которой уже стремительно мчались советские глиссеры. В 1.45 катер № 111 высадил первых пятнадцать разведчиков: 5-я ударная армия начала бои на западном берегу Шпрее...

Ширина реки в этом месте около трехсот метров, побережье буквально нафаршировано огневыми средствами. И хотя наши артиллеристы делали все, чтобы подавить огонь противника, легкие деревянные катерки недолго оставались невредимыми. Рвались мины, корпуса, надстройки решетили пули, гибли люди, но экипажи, проявляя чудеса героизма, продолжали выполнять боевую задачу.

К рассвету на западный берег был переброшен полк в полном составе и несколько подразделений из других частей. Но потери на полуглиссерах оказались столь велики, что генерал Рослый приказал приостановить десантирование и подтянуть к реке самоходки и танки для прикрытия переправы. Под огненным щитом рейсы катеров возобновились, а когда прибыли понтоны для паромов, полуглиссеры взяли на себя роль буксировщиков. И теперь уже на отвоеванные плацдармы потоком хлынули не только войска, но и орудия, минометы и даже танки.

На этом этапе боя проявил мужество и самоотверженность экипаж полуглиссера № 117 — старшина Г. Казаков и моторист В. Черников. Снаряд вражеской самоходки поразил тридцатьчетверку, находившуюся на понтоне вместе с группой автоматчиков на середине реки. Моряки «сто семнадцатого», стоявшего у берега, увидев запылавший танк, дали полный ход и направили свое суденышко к полыхавшему парому. За считанные минуты они успели снять с парома автоматчиков и раненых танкистов, и едва катер отошел, как в танке начал рваться боезапас...

Благодаря героизму катерников-днепровцев войска генерала Рослого добились большого успеха в штурме Берлина. Всего же за несколько дней челночных рейсов на переправе полуглиссеры и буксируемые ими понтоны перевезли 16 тысяч бойцов, 600 орудий и минометов, 27 танков, сотни повозок с боеприпасами и другими грузами. Кроме того, моряки отряда вели разведку приречных кварталов, поддерживали связь между дивизиями и полками.

30 апреля, накануне капитуляции берлинской группировки, вице-адмирал Григорьев прибыл к месту дислокации отряда — малой, но такой важной части своей флотилии. «Полуглиссеры стояли, тесно прижавшись борт к борту, на затишном участке Шпрее под прикрытием небольшого мыска, — вспоминает адмирал. — Над каждым — наш боевой Военно-морской флаг. На набережной выстраивается в шеренгу небольшая группа моряков. У некоторых забинтована голова или на перевязи рука, но выглядят браво, улыбаются. Лейтенант Калинин, сильно хромая и опираясь на блестящий немецкий палаш, подходит с рапортом. В строю шестнадцать старшин и матросов — половина первоначального состава отряда».

Из тридцати моряков девять были удостоены звания Героя Советского Союза, семь из них — посмертно. И когда уцелевшие полуглиссеры отряда, переброшенные на грузовиках о Штеттин, шли кильватерной колонной по устью Одера, экипажи советских кораблей выстраивались на верхних палубах, как положено при встрече тех, кто отличился в бою.

В прорыве Днепровской военной флотилии в речную систему фашистской Германии наряду с полуглиссерами не менее эффективно показали себя катера-тральщики.

25 июня 1944 года командарм П. И. Батов просил моряков высадить десант на окраине села Здудичи на Березине. Путь к точке высадки не был разведан, и потому впереди бронекатеров с десантом пошли два катера-тральщика. Шли осторожно и вскоре действительно обнаружили заграждение: плотики из бревен, связанные стальным тросом и опутанные колючей проволокой. Минеры спустились за борт и ощупью обнаружили под плотиками десятки фугасов и противотанковых мин. На их разоружение по всем правилам времени не было, решили перерубить трос и развести концы заграждения. Отвлеченные грозной канонадой немцы проморгали появление наших тральщиков, а когда они, наконец, опомнились и открыли огонь, бронекатера с десантом уже устремились к занятому противником берегу. Маленькие неказистые катерки типа КМ — «каэмки» — успешно решили очередную боевую задачу, как они делали это на протяжении всей войны.

Необходимость в пригодных для траления катерах остро ощущалась уже с первых дней войны, особенно на Балтике. Для этого стали использовать как переоборудованные гражданские, так и катера специальной постройки, наиболее многочисленные среди них: типа Р («Рыбинец»), типа Я («Ярославец») и типа КМ (катера малые или «каэмки»).

Самыми крупными были стальные катера типа Р; при водоизмещении 29 т и мощности двигателя 136 л. с. они развивали скорость 9 узлов, а с тралом — 4 узла. Вооружение составляли два 12,7-мм пулемета, глубинные бомбы и тралы. Сравнительно высокая мореходность позволяла этим представителям москитного флота действовать при волнении моря до 3 баллов. На реках широко применялся дивизионный посыльный катер Я-5 (водоизмещение 23,4 т, мощность мотора 65 л. с., скорость 10 узлов, кроме тралов, одно 45-мм, одно 37-мм орудие и два 12,7-мм пулемета). Ярославские катера высаживали десанты на Балтике; перевозили войска и поддерживали артиллерийским огнем наши части на Волге; участвовали в боях на Малой земле и в освобождении Керчи и Феодосии на Черном море; в составе Днепровской флотилии в мае 1945 года вышли к Берлину; в боевых порядках Дунайской флотилии участвовали в освобождении Вены, Белграда, Братиславы и других городов; вместе с другими кораблями Амурской флотилии перевозили советские войска через Амур и дошли до Харбина.

Особенно прославились деревянные малые катера КМ (120), созданные под руководством Л. Л. Ермаша. Малоуязвимые для авиации, они эффективно действовали при тралении в прибрежных зонах, в узкостях, гаванях и на рейдах. Не случайно о пополнении катерного тралящего флота заботились на протяжении всей войны. С июня 1941-го по май 1945 года флот получил в общей сложности 327 катеров-тральщиков разных типов, при этом большинство из них составляли «каэмки».

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина