- 26 1985-11 ¦ Маленькие корабли для мощного оружия (паровой минный )
- 27 1985-12 ¦ Предшественники торпедоносцев («Великий князь Константин»)
- 28 1986-01 ¦ Преемники гоночных катеров
- 29 1986-02 ¦ Метаморфозы катеров MAS
- 30 1986-03 ¦ Сверхскоростные группы D
- 31 1986-04 ¦ Адриатический финал
- 32 1986-05 ¦ Катера - опасные и многоликие
- 33 1986-06 ¦ От газолинок до сторожевых катеров
- 34 1986-07 ¦ Катера для речных баталий
- 35 1986-08 ¦ Глиссирующие штурмовики Туполева
- 36 1986-09 ¦ Сверхсекретные эксперименты
- 37 1986-10 ¦ Главный противник советских катерников
- 38 1986-11 ¦ Аврал в Британии
- 39 1986-12 ¦ Три взрыва в Сен-Назере
- 40 1987-01 ¦ Легендарные малые
- 41 1987-02 ¦ Новое поколение катеров
- 42 1987-04 ¦ Призванные в строй
- 43 1987-05 ¦ На фронтах гражданской
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 01-1986
Выпуск: 28 Преемники гоночных катеров
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Служба
- Описание
- «40-футовый СМВ», Англия, 1916 г.
- № 77 «55-футовый СМВ», Англия, 1917 г.
- № 78 «70-футовый СМВ», Англия, 1919 г.
Торпедный катер «40-футовый СМВ», Англия, 1916 г.
Спроектирован фирмой «Торникрофт» и строился на верфи на Темзе в 1916 — 1920 годах.
Водоизмещение 5 т
мощность бензинового мотора 250—375 л. с., скорость хода 34—37 узлов.
Длина наибольшая 13,7 м, ширина 2,6, среднее углубление 0,56 м.
Вооружение:
1 торпеда и 2 пулемета; в противолодочном варианте — 2—4 глубинные бомбы.
Всего построено 47 единиц.
77. Торпедный катер «55-футовый СМВ», Англия, 1917 г.
Строились фирмой «Торникрофт» на Темзе в 1917—1922 годах.
Водоизмещение 11 т
мощность двух бензиновых моторов 750—900 л. с., скорость хода 40—42 узла.
Длина наибольшая 16,8 м, ширина 3,4, среднее углубление 0,9 м.
Вооружение:
2 торпеды, 4 пулемета; в противолодочном варианте 1 торпеда и 4 глубинные бомбы.
Всего построено 75 единиц.
78. Торпедный катер «70-футовый СМВ», Англия, 1919 г.
Строились фирмой «Торнинрофт» в 1919 и 1922 годах.
Водоизмещение 24 т
суммарная мощность Двух бензиновых моторов 900 — 1500 л. с., скорость хода 28 — 30 узлов.
Длина наибольшая 23 м, ширина 4,3, среднее углубление 1,2 м.
Вооружение:
6 пулеметов и 5 торпед; в варианте минного заградителя — 6 пулеметов и 4 мины.
Всего построено 5 единиц.
Время начала мятежа выбиралось весьма тщательно. И 13 июня 1919 года, когда над революционным Петроградом уже нависла серьезная угроза со стороны надвигавшихся на столицу молодой Советской Республики войск Юденича, на фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь», защищавших вход в Невскую губу, вспыхнул контрреволюционный мятеж, подготовленный агентами Антанты.
РВС Балтийского флота обратился к мятежникам с ультиматумом — немедленно прекратить мятеж. Однако гарнизоны фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь» отказались выполнить требования РВС, рассчитывая на поддержку английского флота.
Но случилось иначе. Уже с середины дня по фортам стали наноситься удары — и не только с суши, но и с моря. Огонь по ним вели линкоры «Андрей Первозванный» и «Петропавловск», а также крейсер «Олег». Только 16 июня английская диверсионная группа, возглавляемая офицером британского флота капитаном II ранга Эгаром, после нескольких неудачных попыток смогла поддержать контрреволюционеров. В этот день из финского дачного местечка Терриоки, расположенного на южном берегу Финского залива, вышел на рассвете вооруженный единственной торпедой катер, носивший в английском флоте название «40-футовый СМВ». Его командир неподалеку от Толбухина маяка обнаружил крейсер «Олег» в сопровождении эсминцев «Всадник» и «Гайдамак» и двух сторожевых кораблей. Диверсантам удалось скрытно пройти между эсминцами и сблизиться с крейсером. Когда дистанция до него сократилась до 400—500 метров, катер выпустил торпеду и, форсируя ход, лег на обратный курс... Практически уже в момент пуска катер был обнаружен эсминцами, но те, сразу открыв по катеру артиллерийский огонь, были вынуждены прекратить его. Сильный взрыв разворотил крейсеру борт около кочегарки, и корабль стал быстро крениться на левый борт. Сблизившись с «Олегом», эсминцы начали поспешно снимать с него команду. В 4.30 крейсер затонул на десятиметровой глубине, а катер-диверсант, выписывая зигзаги, полным ходом устремился на запад и вскоре скрылся в тумане...
Почему же через полгода после окончания первой мировой войны в Финском заливе появились английские торпедные катера? И кто приказал атаковать советские корабли?
Иностранные империалисты, и в частности английское правительство, не могли примириться с существованием страны, оказывающей революционное воздействие на трудящихся капиталистических стран. Сильное беспокойство Великобритании вызывал и выход России из войны — страны Антанты оставались без поддержки русской армии, которая до этого приковывала к себе более половины германских войск. И на протяжении всего 1918 года английские спецслужбы прилагали все усилия к тому, чтобы свергнуть Советскую власть в России и поставить во главе страны людей, которые снова бы провозгласили политику «войны до победного конца». Английская агентура, возглавляемая Локквртом, провела целую серию акций против Советской власти, начиная с мятежа белочехов и кончая вылазкой левых эсеров в Москве в июле 1918 года. Одновременно началось и осуществление плана военной интервенции — 31 июля английский десант занял Онегу, 4 августа английские войска вошли в Баку, 5 августа в Архангельск.
Секретную акцию по переброске торпедных катеров в Терриоки английское правительство предприняло еще весной 1918 года. Два «40-футовых СМВ» были погружены на пароходы, которые сначала направились в Швецию, а затем повернули к южному побережью Финляндии. Здесь их уже ожидали британские эсминцы: взяв катера на буксир, они доставили их в Биорке — там их ожидали прибывшие ранее под видом коммерсантов и яхтсменов члены диверсионных групп. Дальше катера пошли своим ходом — их малая осадка позволила пройти по русским минным полям вплоть до Терриоки. Там в помещении бывшего русского яхт-клуба и была оборудована секретная база торпедных катеров. Поначалу они использовались для заброски агентов в Петроград и поддержания связи с резидентом британской разведки Дюксом, потом — для поддержки мятежа в фортах Невской губы. Но затем английское командование перенацелило их на выполнение задачи, поставленной перед флотом британским правительством: вывести из строя ядро революционного Балтийского флота.
В этих целях восемь «55-футовых СМВ», буксируемых эсминцами, форсировали Северное море и 30 июля, потеряв во время шторма один катер, прибыли в Биорке. Здесь же ошвартовался и авианосец «Виндиктив» с двенадцатью самолетами на борту.
В ночь с 17 на 18 августа семь 55-футовых катеров из Биорке и один 40-футовый из Терриоки встретились у мыса Инонемм и двинулись в обход северной части острова Котлин, чтобы подойти к Кронштадту со стороны Петрограда. Диверсанты спешили завершить задуманную акцию еще до рассвета, и, даже когда на одном из катеров отказал мотор, отряд, не замедлив хода, устремился на юг, к Кронштадту.
...Английские самолеты появились над гаванью в 3.45. На корабли посыпались бомбы. А через несколько минут — в 4.20 — со стоящего в это время в дозоре эсминца «Гавриил», отражавшего воздушные атаки, заметили два неприятельских катера, полным ходом мчавшихся со стороны Ораниенбаума. Первым же артиллерийским выстрелом «Гавриил» отправил одного из атакующих на дно, другой катер резко отвернул и скрылся в тумане. Тут же появились еще три: паля из пулеметов, они двигались вдоль стенки мола к воротам. Открыли огонь и пулеметчики с «Гавриила», однако диверсантам все же удалось прорваться в гавань. Следующая группа катеров, пытавшаяся пройти на малый рейд, вынуждена была отказаться от своего намерения.
Тем временем тройка катеров, которой удалось прорваться во внутреннюю гавань, уже выскочила оттуда, повредив старый крейсер «Память Азова» и линкор «Андрей Первозванный». Но уйти диверсантам не удалось... Один катер получил снаряд с «Гавриила» и начал тонуть. По случайности неподалеку оказался другой «55-футовый СМВ», так и не прорвавшийся в гавань. Экипажу тонущего катера, которым командовал лейтенант Бремнер, удалось перебраться на неповрежденный, после чего Бремнер, приняв командование катером, немедленно выпустил две торпеды в «Гавриила», причинившего столь много неприятностей отряду торпедных катеров. Но, выпущенные второпях, торпеды прошли мимо, а снаряд с эсминца угодил катеру в бензобак, и тот вспыхнул как свечка.
В 4.35 нападение на базу Балтийского флота закончилось, и катера начали отходить, потеряв при этом еще один 55-футовый... Шлюпка, посланная с «Гавриила», подняла из воды девять человек с потопленных катеров — шесть матросов и трех офицеров. Один из них — участник атак на Остенде и Зеебрюге — так оценил действия комендоров «Гавриила»: «Англичане будут очень удивлены, узнав о столь значительных наших потерях в Кронштадтской операции. Действия русской артиллерии блестящие».
В кронштадтской авантюре, столь бесславно закончившейся благодаря бдительности экипажа эсминца «Гавриил», бесславно погиб и один из инициаторов создания торпедных катеров — лейтенант Бремнер. Еще летом 1915 года он вместе с лейтенантами английского флота Гемпденом и Энсоном предложил разработать маленький торпедный катер, незначительная осадка которого позволяла бы ему свободно преодолевать минные поля.
Необходимость в таких кораблях возникла с началом первой мировой войны, в ходе которой были опровергнуты все классические приемы ведения боевых действий на море, которые ранее разрабатывались в штабах великих морских держав. Линкоры — эти могучие мобильные плавучие крепости, вместо того, чтобы вести эскадренные сражения, месяцами отстаивались в базах. Тем не менее, считая их по старинке главной силой флота, моряки воюющих держав не уставали изыскивать все новые и новые средства для их уничтожения в гаванях, защищенных и мощном береговой артиллерией, и протяженными минными полями. Преодолеть их, избежав к тому же губительных попаданий артиллерийских снарядов, и должны были, по замыслу Бремнера, Гемпдена и Энсона, скоростные, вооруженные торпедой, имеющие незначительную осадку катера, способные миновать минные поля, ворваться в главную базу германского флота и уничтожить торпедами вражеские дредноуты.
Доставлять торпедные катера к вражескому побережью предполагалось на крейсерах, поэтому масса торпедоносцев не должна была превышать 4,5 т — грузоподъемности установленных на крейсерах стрел. Это ограничение делало создание таких катеров весьма трудной задачей, поэтому разработку проекта поручили Дж. Торникрофту, судостроителю, прославившемуся еще в предвоенные годы созданием гоночных катеров.
Но торпедоносец не спортивное судно, предназначенное исключительно для достижения высоких скоростей. По мнению конструктора, главной трудностью при проектировании скоростного носителя торпедного оружия был выбор метода стрельбы. Удобнее всего было бы стрелять вперед, через нос, однако в отличие от миноносок, где подчас применялся этот способ, катер обладал скоростью большей, чем торпеда. К тому же размещение тяжелой стальной сигары, вес которой составлял немалую долю водоизмещения миниатюрного катера, в носовой его части делало невозможным создание корпуса с удовлетворительными скоростными и мореходными качествами.
Прорабатывался вариант торпедоносца и с бугельными трубчатыми торпедными аппаратами, размещаемыми в кормовой его части, однако жесткие весовые ограничения не позволили воспользоваться такой конструкцией.
И тогда Торникрофт вспомнил о самом простом и легком аппарате, применявшемся еще на миноносках 80-х годов. Он представлял собой желоб, расположенный в кормовой части корпуса по диаметрали, вдоль верхней кромки которого прокладывались дубовые, облицованные бронзой параллели. Корпус торпеды охватывался несколькими бугелями с угольниками, опирающимися на параллели, и стопорами. Хвостовая часть торпеды была состыкована с механизмом, состоящим из цилиндра с поршнем и штоком, и газообразователя — толстостенного сосуда, в который закладывался пороховой заряд. Достаточно было воспламенить его — и освобождались удерживающие торпеду стопоры, а пороховые газы, давящие на поршень, выталкивали стальную сигару из желоба,
Эту старую конструкцию Торникрофт смог использовать по-новому, применительно к проектируемому им катеру. Дело в том, что миноноски 80-х годов двигались значительно медленнее торпед, поэтому последние закладывались в желоб хвостом вперед. Атакуя, миноноска у цели резко разворачивалась и ложилась на обратный курс, и только после этого выстреливала торпеду в направлении, противоположном своему движению. Ну а теперь скорость катера должна была превысить скорость торпеды. Следовательно, не было уже необходимости перед выстрелом разворачиваться у цели, теряя драгоценные секунды. Можно было сбрасывать торпеду хвостом назад на прямом курсе, и только после этого резко сворачивать в сторону. Торпеда, достигнув нужных глубин и скорости, продолжала двигаться к цели самостоятельно.
Специалисты одобрили предложенный Торникрофтом способ торпедометания, и судостроитель получил заказ на двенадцать торпедоносцев нового типа, которые получили в английском флоте название «40-футовые СМВ» — «Coastal motor Boat». За прототип конструктор взял свой реданный глиссер 1910—1913 годов «Миранда IV», но для улучшения мореходности ему были приданы новые свойства: носовой части — большая килеватость, а скулам — развалы для уменьшения носовых брызг. Сам корпус представлял собой набор из американского вяза, обшитый двумя слоями древесины. Сердцем же катера стал бензиновый мотор авиационного типа мощностью 250 л. с., спроектированный с учетом морских требований. Эти катера развивали скорость 33,5 узла, но позднее, после установки моторов мощностью 350—375 л. с., она была повышена до 37 узлов. Всего в 1916—1920 годах было построено 47 «40-футовых СМВ».
По первоначальному замыслу эти катера должны были действовать с легких крейсеров-носителей против немецких баз на побережье Северного моря. Но обстоятельства сложились иначе, и первые тринадцать «40-футовых СМВ» направили на базы в Дувр, Портсмут, Ост Айленд и Портланд, а также, на передовую базу в Дюнкирке для действий у бельгийского побережья. 7 апреля 1917 года четыре СМВ под командованием лейтенанта Беккета атаковали неподалеку от Остенде отряд германских эсминцев и один из них — 1000-тонный G-88 — пустили на дно.
Это обстоятельство побудило адмиралтейство ускорить выдачу заказа на следующие двадцать два «40-футовых СМВ» и на пять новых «55-футовых СМВ» (77), головной образец которых только что прошел испытания. При вдвое большем водоизмещении новые катера несли две торпеды и четыре пулемета, а два мотора по 375 л. с. сообщали им скорость до 40—42 узлов. «55-футовые СМВ» оказались весьма удачными универсальными кораблями. В 1918 году капитан II ранга Уолвин предложил заменить одну из торпед четырьмя глубинными бомбами, таким образом были созданы отличные катера противолодочной обороны. Благодаря малой осадке и высокой скорости они оказались способными ставить мины на позициях, недоступных для других кораблей, поэтому в прибрежной войне они часто использовались как минные заградители, противолодочные, патрульные и дозорные корабли. Неудивительно, что в действиях у бельгийского побережья и в водах Ла-Манша новые катера быстро вытеснили своих 40-футовых предшественников.
Завершают линию развития английских катеров первой мировой войны еще более крупные «70-футовые СМВ» (78). Их водоизмещение достигало 24 тонн, а два мотора по 900—1500 л. с сообщали им скорость до 28—30 узлов. Конечно, для этих кораблей скорость была маловата, но они, хотя и могли нести на борту торпеды, в основном предназначались для использования в качестве минных заградителей. Но им уже не довелось участвовать в боевых операциях: пять таких катеров были построены лишь в 1919—1922 годах.
Из 47 «40-футовых СМВ» в сражениях погибло девять, а из 75 «55-футовых СМВ» — шесть, и три из них были уничтожены огнем советского эсминца «Гавриил» 18 августа 1919 года...
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина