Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 08-1979

Выпуск: 19 Мы салютовали этим героям

  • Схемы ТТХ
  • Вступление
  • Описание (Япония)
  • Описание (США)
  • Служба
  • "Варяг", Россия, 1899 г.
  • 91 "Цусима", Япония. 1902 г.
  • 92 "Колумбия", США. 1892 г.
  • 93 "Кливленд", США. 1901 г.
  • 94 "Касаги", Япония, 1898 г.
  • 95 "Тоне", Япония, 1907 г.
Крейсер I Ранга "Варяг", Россия, 1899 г.
Крейсер I Ранга "Варяг", Россия, 1899 г.

Крейсер I ранга "Варяг" строился в США по заказу России.

Заложен в 1898 году. спущен в 1899-м. вступил в строй в 1901 году.

Водоизмещение 6500 т, мощность 20000 л. с., скорость хода 23 узла.

Длина между перпендикулярами 127,9 м, ширина 15,8 м, среднее углубление 6,9 м.

Дальность плавания 5000 миль.

Бронирование:

палуба 38-76 мм, боевая рубка 75 мм.

Вооружение:

12-152-мм, 12-75-мм, 8-47-мм, 2-37-мм, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов.

После боя с японской эскадрой 9 февраля 1904 года был затоплен на рейде Чемульпо. После русско-японской войны поднят и зачислен в списки японского флота под названием "Сойя". В 1916 году был выкуплен у Японии и под прежним названием включен в списки русского флота. После революции, в 1918 году, захвачен англичанами и погиб при буксировке во время шторма в Ирландском море.

91. Бронепалубный крейсер III ранга "Цусима", Япония. 1902 г.
91. Бронепалубный крейсер III ранга "Цусима", Япония. 1902 г.

Водоизмещение 3120 т. мощность 9500 л. с., скорость хода 20 узл.

Длина между перпендикулярами 102 м. ширина 13,4 м, среднее углубление 5 м.

Бронирование:

палуба 64 им, боевая рубка 102 мм.

Вооружение:

6—152-мм, 10—75-мм, 4—2,5-фунтовые пушки.

Всего построено - 2.

92. Бронепалубный крейсер II ранга "Колумбия", США. 1892 г.
92. Бронепалубный крейсер II ранга "Колумбия", США. 1892 г.

Водоизмещение 7450 т, мощность 21 500 л. с., скорость хода 23 узла.

Длина между перпендикулярами 126 м, ширина 17,8 м, среднее углубление 7.85 м.

Дальность плавания 7000 миль.

Бронирование:

палуба 64-102 мм, башня 102 мм, боевая рубка 127 мм.

Вооружение:

1-203-мм, 2-152-мм, 8-102-мм, 12-75-мм, 4-37-мм пушек, 4 пулемета и 4 торпедных аппарата.

Всего построено-2.

93. Бронепалубный крейсер III ранга "Кливленд", США. 1901 г.
93. Бронепалубный крейсер III ранга "Кливленд", США. 1901 г.

Водоизмещение 7450 т, мощность 21 500 л. с.. скорость хода 16.5(?) узла.

Длина между перпендикулярами 94,5 м, ширина 13,4 м, среднее углубление 5.25 м.

Дальность плавания 6900 миль.

Бронирование:

палуба 51 мм.

Вооружение:

10-127-мм, 8-57-мм, 2-37-мм пушки, 2 пулемета.

Всего построено - 6.

94. Бронепалубный крейсер II ранга "Касаги", Япония, 1898 г.
94. Бронепалубный крейсер II ранга "Касаги", Япония, 1898 г.

Водоизмещение 4760 т. мощность 15000л.с., скорость хода 22,5 узла.

Длина наибольшая 124 м, ширина 14,6 м. среднее углубление 7,5 м.

Дальность плавания 4000 миль.

Бронирование:

палуба 114 мм, боевая рубка 76 мм.

Вооружение:

2-203-мм, 10-119-мм, 12-75-мм, 6-2,5-фунтовых пушек, 4 торпедных аппарата.

Всего построено - 2.

95. Бронепалубный крейсер I ранга "Тоне", Япония, 1907 г.
95. Бронепалубный крейсер I ранга "Тоне", Япония, 1907 г.

Водоизмещение 4100 т, мощность 15000 л.с., скорость хода 23 узла.

Длина между перпендикулярами 123 м, ширина 13,4 м, среднее углубление 5,35 м.

Бронирование:

палуба 76 мм, боевая рубка 102 мм.

Вооружение:

2-152-мм, 12-119-мм, 2 десантные пушки.

Всего построено - 2

В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, когда в Порт-Артуре уже гремели орудия, грохотали взрывы и лучи русских прожекторов метались по темной воде в поисках атакующих японских миноносцев, в 260 милях южнее, над корейским портом Чемульпо, сгустилась напряженная тишина. В свете ярко пылавших на берегу костров на городскую пристань высаживались японские войска, а на рейде среди иностранных кораблей рассеялись японские крейсеры и миноносцы, державшие под прицелом своих орудий и торпедных аппаратов русский крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец"...

Утром 9 февраля командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "Паскаль", английского "Тэлбот", итальянского "Эльба" и американской канонерской лодки "Виксбург" получили уведомление японского контр-адмирала Уриу о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. А в 9.30 на борту "Тэлбота" командиру "Варяга" капитану I ранга В. Рудневу вручили ультиматум японцев: "Варяг" и "Кореец" должны покинуть порт до полудня, или они будут атакованы на рейде.

В 11.10 на русских кораблях прозвучала команда: "Все наверх, с якоря сниматься!" - и через десять минут "Варяг" и "Кореец" дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского итальянского крейсеров музыканты "Варяга" исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна. "Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!" - писал потом командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.

И действительно, невозможно было сомневаться в исходе этого боя. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили пятнадцать боевых единиц: броненосный крейсер "Азама" (76), бронепалубные крейсеры "Нанива" (40), "Такачио", "Чийода" (41), "Акаси", "Нийтака", посыльное судно "Чихайя" и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм и тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата - более чем тройное превосходство!

Японцы поджидали "Варяга" и "Корейца" в 10 милях от Чемульпо, скрываясь в шхерах за островами. В 11.45 "Азама" с дистанции 7-8 км открыл огонь. Спустя две минуты загремели орудия "Варяга", и закипел беспощадный артиллерийский бой, продолжавшийся ровно час. 405 снарядов выпустил за этот час русский крейсер, нанеся тяжкие повреждения "Азаме" и "Такачио". Но какой ценой достался урон, нанесенный врагу!

"Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал капитан Сенес, поднявшийся на борт "Варяга" сразу после боя, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения".

Из двенадцати 152-мм орудий осталось только два, а из двенадцати 75-мм - пять, все 47-мм пушки выведены из строя. Но самым ужасным было то, что из состава команды, находившейся на верхней палубе, выбыла почти половина - 45%. О продолжении боя не могло быть речи. Соглашаясь с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях, а "Варяга" и "Корейца" уничтожить...

Так закончился знаменитый бой "Варяга" - крейсера, судьба которого оказалась драматически связанной с судьбами русских, японских и американских крейсеров.

Большое внимание, уделенное японскими моряками быстроходным бронепалубным крейсерам, полностью оправдало себя в 1894 году. В сражении при Ялу (см. "М-К". № 8, 1978 г.) адмирал Ито отказался использовать их в общей кильватерной колонне главных сил эскадры, как это делалось в европейских флотах. Решающую роль в сражении сыграл самостоятельно маневрировавший "летучий отряд" из бронепалубных крейсеров "Нанива", "Такачио", "Иошино" и "Акицуцу", который способствовал быстрому окружению и разгрому китайских кораблей. К началу японо-китайской войны "Нанива" и "Такачио" (см. "М-К", № 7, 1978 г.) отплавали уже по десять лет, зато два других, спущенных на воду в 1892 году, только что вступили в строй. И если "Иошино" (4216 т, 22,5 узла, 4-152-мм, 8 - 119-мм и 22 - 47-мм орудий) строился, подобно двум предшествовавшим крейсерам, в Англии, то "Акицуцу" (3150 т, 19 узлов, 4 - 152-мм, 6 - 119-мм и 8 - 47-мм орудий) был вторым после "Хашидате" (42) бронированным кораблем, сооруженным на японских верфях.

Эти корабли произвели большое впечатление в военно-морских кругах. Всех интересовало, как удалось при сравнительно небольшом водоизмещении получить столь высокие скорости хода и разместить такое множество орудий. Выяснилось, что, стремясь достичь максимальной ударной мощи, японцы пошли на резкое ухудшение условий обитания экипажей и даже на снижение принятых в мировом кораблестроении запасов прочности.

Большой успех "летучего отряда" в сражении при Ялу побудил японцев еще активнее развивать бронепалубные крейсеры, которые в зависимости от водоизмещения стали подразделяться на крейсеры II - свыше 4000 т - и III рангов - 2500-3500 т водоизмещения.

Следуя своей прежней политике - как можно быстрее наращивать силы флота, японское правительство сосредоточивает все усилия на постройке небольших и простых крейсеров III ранга. Так, сразу же после японо-китайской войны - в 1895 и в 1897 годах - на верфи в Иокосуке сходят на воду: "Сума" и "Акаси" (2800 т, 20 узлов, 2 - 152-мм, 6 - 119-мм и 12-47-мм орудий). За ними в 1902 году следуют "Цусима" (91) и "Нийтака". Последним становится спущенный в 1903 году "Отава" (3000 т, 21 узел, 2 - 152-мм, 6 - 119-мм и 4 -75-мм орудия). Одновременно заказывается за границей множество современных кораблей. Судостроители почти всех крупных морских держав того времени внесли свой вклад в создание флота империалистической Японии. Эскадренные броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсеры и миноносцы строились для нее на верфях Англии, Франции, Германии, Италии. В самом конце XIX века настала очередь США принять участие в становлении японского флота: в 1893 году в Сан-Франциско и Филадельфии сошли на воду бронепалубные крейсеры II ранга "Читозе" и "Касаги".

Желание моряков Страны восходящего солнца получить несколько легких крейсеров именно из США не было случайным. Одним из уроков сражения при Ялу в отношении бронепалубных крейсеров заключался в том, что следовало усилить их бронирование и артиллерийскую мощь. А именно этими качествами и отличались американские крейсеры 80-х годов. При водоизмещении 4-5 тыс. т они несли 203-мм орудия главного калибра и броневую палубу толщиной 102 и даже 152 мм.

Правда, скорость у них была маловата, но ведь это были крейсеры 80-х годов, а за десять прошедших лет многое изменилось...

В 1892 году в США сошел на воду бронепалубный крейсер II ранга "Олимпия", который при водоизмещении 5870 т нес четыре 203-мм и десять 127-мм орудий, развивая при этом весьма приличную по тем временам скорость - 21 узел. За ним последовали два более крупных корабля такого же класса "Колумбия" (92) и "Миннеаполис". Будучи на полторы тысячи тонн тяжелее "Олимпии", они имели более слабое вооружение: два 152-мм орудия в носу, одно 203-мм в корме и восемь 102-мм в бортовых казематах. Но это странное несоответствие водоизмещения и вооружения сразу же разрешается, если оценить скорость хода и запас угля: 23 узла и 32 % от водоизмещения! Обе цифры рекордны для тех лет!

В начале 90-х годов наряду с постройкой крейсеров II ранга американские кораблестроители много внимания уделяют крейсерам III ранга. Эти небольшие, вполне заурядные корабли, ведущие начало от "Бостона" (32), при водоизмещении 2-3,5 тыс. т несли, как правило, множество 127-мм орудий, установленных по бортам для ведения равномерного огня по всему горизонту. В 1891 году были спущены три крейсера III ранга типа "Детройт" (2090 т, 18 узлов, 10-127-мм, 6 - 57-мм и 2 - 37-мм орудия). Почти одновременно с ними сошли на воду "Цинциннати" и "Рейли" (3123 т, 18 узлов, 11 - 127-мм, 8 - 57-мм и 4-37-мм орудия). После этого наступает длительный перерыв в постройке бронепалубных и все усилия американского кораблестроения сосредоточиваются на броненосных крейсерах (см. "М-К" № 3, 1979 г.).

Лишь десять лет спустя вновь закладывается большая серия из шести крейсеров III ранга - "Кливленд" (93), "Демойн", "Денвер", "Чаттануга", "Галвестон" и "Такома". В 1898 году в перерыве между "цинциннати" и "кливлендами" американское правительство купило в Англии два предназначавшихся для Бразилии крейсера - "Амазонас" и "Обри" (3769 т, 21 узел, 6 - 152-мм, 4 - 119-мм, 10-57-мм и 4-37-мм орудия). Эти корабли с необычными для американских крейсеров III ранга 152-мм пушками и высокой скоростью вошли в состав флота под названиями "Новый Орлеан" и "Олбэни".

По всей видимости, наибольшее впечатление на японцев произвели "Колумбия" и "Миннеаполис", ибо заказанные для Японии в США "Читозе" и "Касаги" (94), неся характерную для этих кораблей броню и вооружение, имели сравнительно малое "японское" водоизмещение: всего 4760 т. Первыми, построенными в самой Японии, и последними в истории японского флота крейсерами II ранга стали "Тоне" (95) и "Чикума".

Большинству американских и японских бронепалубных крейсеров постройки 1890-1903 годов довелось пройти боевое крещение в трех крупных войнах, разразившихся на протяжении всего одного десятилетия, - японо-китайской, испано-американской и русско-японской. Так, крейсер "Олимпия" 1 мая 1898 года ввел в Манильскую бухту на Филиппинах американскую эскадру, в составе которой находились также "Балтимор", "Бостон" и "Рейли" и которая после трехчасовой канонады уничтожила находившуюся там испанскую эскадру.

Большая нагрузка выпала на долю японских бронепалубных крейсеров во время русско-японской войны. Русские моряки окрестили летучий отряд крейсеров - "Читозе" и "Касаги", "Такасаго" и "Иошино" - "собачками". "Всякому было известно, - писал участник войны В. Семенов, - что если "собачки" пришли, понюхали и ушли прочь - значит, ожидай скорого появления главных сил». И не случайно выстрелами, сделанными с броненосца "Орел" именно по "Касаги", приблизившемуся к русской эскадре на дистанцию огня, 27 мая 1905 года в 11.10 началось Цусимское сражение.

Зато "собачкам" и не повезло больше всех. "Иошино" был протаранен японским же броненосным крейсером "Кассугой" 15 мая 1904 года и пошел на дно с 332 членами экипажа. Спустя несколько месяцев погиб "Такасаго".

"Касаги" не довелось встретиться в бою с русским крейсером "Варяг", случайность войны не свела на поле брани корабли, связанные общим происхождением. Дело в том, что "Касаги" строился в США, на верфи Крампа в Филадельфии. Основанная в 1830 году, эта фирма накопила к концу века большой опыт в создании военных и торговых судов, в частности крейсеров. Ведь именно здесь появились "Балтимор" (34), "Нью-Арк" (35), "Нью-Йорк" (67), "Бруклин" (63). Наконец, именно Крампу принадлежат так приглянувшиеся японцам "Колумбия" и "Миннеаполис". Немало работ выполняла эта фирма и для русского флота в 1878- 1879 годах, например, она строила и переоборудовала крейсеры "Европа", "Африка", "Азия" и "Забияка".

Рассчитывая на старую репутацию. Крамп в 1898 году поспешил предложить свои услуги, как только узнал о том, что русское правительство объявило международный конкурс на постройку броненосцев, крейсеров и миноносцев для усиления эскадры Тихого океана. Но, обещая поставить заказчику в минимальные сроки два броненосца, четыре крейсера и тридцать миноносцев, Крамп не предъявил на конкурс ни одного проекта, надеясь навязать русским морякам в качестве прототипа "Касаги". Морское ведомство не поддалось на обман. Взяв в качестве прототипов "Пересвет" и "Диану", оно заключило с Крампом контракт только на постройку одного броненосца и одного крейсера I ранга. То были "Ретвизан" и "Варяг".

Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Научный консультант И. А. Иванов