- 01 1977-12 ¦ Корабли сильные, увертливые и легкие, как птица...
- 02 1978-01 ¦ Накануне броненосной эры
- 03 1978-02 ¦ Уроки «Алабамы»
- 04 1978-03 ¦ Зигзаги кораблестроения
- 05 1978-04 ¦ Русские были первые
- 06 1978-05 ¦ Претендент на четвертое место
- 07 1978-06 ¦ Крейсера «нового флота» Северо-Американских Штатов
- 08 1978-08 ¦ «Эльзвикские крейсера»
- 09 1978-09 ¦ Сражения в Желтом море
- 10 1978-11 ¦ Новые крейсера и грядущие сражения
- 11 1978-12 ¦ Роковые крейсера Британии
- 12 1979-01 ¦ «Срезанный цветок, обреченный на смерть...»
- 13 1979-02 ¦ Потомство «Дюпюи-де-Лома»
- 14 1979-03 ¦ Помни о судьбе «Мэна»!
- 15 1979-04 ¦ Броненосные крейсера Средиземноморья
- 16 1979-05 ¦ Дальневосточный финал
- 17 1979-06 ¦ Армада, упустившая время
- 18 1979-07 ¦ Соперники ожидаемые и неожиданные
- 19 1979-08 ¦ Мы салютовали этим героям
- 20 1979-10 ¦ Крейсеры революции
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 04-1978
Выпуск: 05 Русские были первые
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание Россия
- Описание Англия
- "Владимир Мономах", Россия, 1882 г.
- 21 "Шеннон". Англия. 1875 г.
- 22 "Нортхэмптон", Англия, 1876 г.
- 23 "Уорспайт". Англия. 1886 г.
- 24 "Аретьюза", Англия, 1882 г.
- 25 "0рландо", Англия. 1886 г.
"Владимир Мономах", Россия, 1882 г.
Броненосный крейсер "Владимир Мономах" строился в Петербурге на Балтийском заводе корабельным инженером Н. Самойловым.
Заложен 9 мая1881-го, спущен в 1882-м, вступил в строй в 1883 году.
Водоизмещение 5593 т. , мощность 7044 л.с., скорость ходя 17,5 узл.
Длина между перпендикулярами - 90.3, ширина - 15.8, среднее углубление - 7 м.
Дальность плавания 6200 миль.
Вооружение:
5-152-мм, 6-120-мм, 16-47-мм,4-37-мм, 2 десантные пушки, 4 пулемета, 3 минных аппарата.
Бронирование:
борт 100-152-мм, палуба 12.7 мм.
Всего построено 2 однотипных корабля, несколько отличающихся друг от друга:
"Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской". Оба они героически погибли в Цусимском сражении в мае 1905 года.
21. Броненосный крейсер "Шеннон". Англия. 1875 г.
Водоизмещение - 5390т, мощность - 3370 л. с., скорость хода - 12.35 узл.
Длина - 79.5 м, ширина - 16,4, среднее углубление - 7.1 м.
Дальность плавания - 2260 миль.
Бронирование:
борт - 229 мм. башни - 229 мм.
Вооружение:
2 - 254-мм, 7 - 229-мм, 8 легких пушен, 10 митральез, 2 минных аппарата.
22. Броненосный крейсер "Нортхэмптон", Англия, 1876 г.
Водоизмещение - 7630 т, мощность - 6080 л. с., скорость хода - 13,2 узл.
Длина между перпендикулярами - 85,5 м, ширина - 18,2. среднее углубление - 7,85 м.
Дальность плавания - 3850 миль.
Бронирование:
борт - 152-229 мм, башни - 229 мм.
Вооружение:
5-254 мм, 8 - 229-мм, 4 - 47-мм, 14 скорострельных. 3 легкие пушки, 10 митральез, 2 минных аппарата.
Всего было построено два: "Нельсон" и "Нортхэмптон".
23. Броненосный крейсер "Уорспайт". Англия. 1886 г.
Водоизмещение - 8400 т. мощность - 10 000 л. с., скорость хода - 16.75 узл.
Длина между перпендикулярами - 96 м, ширина - 19, среднее углубление - 8.3 м.
Дальность плавания - 7000 миль.
Бронирование:
борт - 229-254 мм. барбет - 203 мм.
Вооружение:
4-234 мм, 6 - 152-мм, 8 скорострельных, 3 легкие пушки, 10 митральез.
Всего построено два:
"Уорспайт" и "Имперьюз".
24. Бронепалубный крейсер "Аретьюза", Англия, 1882 г.
Водоизмещение - 4300 т, мощность - 5500 л. с., скорость хода - 17,0 узл.
Длина между перпендикулярами - 91.5 м, ширина - 14, среднее углубление - 6.25 м.
Дальность плавания - 11000 миль.
Бронирование:
броневая палуба над машинным отделением - 37 мм.
Вооружение
10-152-мм, 4 скорострельные, 2 легкие пушки. 12 митральез, 4 минных аппарата.
Всего простроено четыре:
"Аретьюза", "Амфион", "Лиэндер" и "Фаэтон".
25. Броненосный крейсер "0рландо", Англия. 1886 г.
Водоизмещение - 5600 т. мощность - 5500/8500 л. с., скорость хода - 17,5 узл.
Длина между перпендикулярами - 91,5 м. ширина - 17, среднее углубление - 6,9 м.
Дальность плавания - 8000 миль.
Бронирование:
борт - 254 мм, броневые переборки - 406 мм, башни - 305 мм.
Вооружение:
2 - 234-мм, 10 - 152-мм, 16 скорострельных. 4 минные пушки, 4 минных, 2 носовых минных аппарата.
Всего построено семь:
"Орландо", "Аврора", "Австралия", "Галатея", "Имморталити", "Нарцисс", "Андаунтед".
В мае 1877 года в чилийский порт Арика, где находилась английская станция, или, как мы бы сказали теперь, военно-морская база, поступило тревожное известие: восставший перуанский монитор "Гуаскар" пытается преследовать и задерживать английские торговые суда.
Вечером 22 мая английский фрегат "Шах" под флагом контр-адмирала Де Хорсея вышел в море. Вскоре к нему присоединился корвет "Аметист", и корабли на всех парах двинулись вдоль побережья. 29 мая в час пополудни "Гуаскар" был настигнут в виду маленького прибрежного городка Ило. Чтобы не дать противнику уйти на недосягаемое для английских кораблей мелководье, Де Хореей приказал "Аметисту" отсечь мятежный монитор от береговой линии, а сам преградил ему выход в море. "Гуаскар" остановился, и с "Шаха" отправили парламентера с требованием капитулировать. Восставшие моряки отказались сложить оружие, и как только шлюпка вернулась на фрегат, "Шах" дал холостой выстрел, возвестивший начало боя.
Малые размеры юркого, низко сидящего в воде монитора и опасение угодить снарядом в город сильно мешали английским артиллеристам, тем не менее они стреляли метко. В "Гуаскар" угодило около 70 снарядов: с него были снесены мостик, шлюпки, мачта и труба. Как только пала темнота, Де Хореей приказал спустить на воду паровые катера, вооруженные торпедами и шестовыми минами, чтобы добить противника. Но под покровом темноты "Гуаскар" по мелководью ускользнул от англичан и на следующий день сдался главным силам перуанского флота.
В истории морских войн немного найдется сражений, в которых превосходство одного противника над другими было бы столь значительным и столь безрезультатным. Против 200 человек и устаревшего тихоходного корабля, вооруженного двумя старыми дульнозарядными орудиями калибром 254 мм, англичане выставили 800 человек и два современных крейсера, несущих более 40 орудий калибром от 178 до 229 мм. Неравенство сил усугублялось из рук вон плохой подготовкой перуанских артиллеристов: на протяжении почти трехчасового боя они ни разу не попали ни в один из английских крейсеров. "Гуаскар" остался непобежденным, так как был бронирован. Всего лишь один английский снаряд пробил его броню.
Итоги боя ошеломили английскую публику. Ведь десять лет назад, доказывая необходимость создания "наступательных" крейсеров - неброненосных фрегатов типа "Инконстант", - адмиралтейство твердило, что им будут не страшны встречи с броненосными кораблями противника. Считалось, что благодаря высокой скорости эти фрегаты смогут выбрать такую дистанцию боя, с которой их могучие пушки продырявят любую броню. И вот теперь оказывалось, что все рассуждения были неверными.
Бой под Ило подтвердил правоту не знаменитого английского кораблестроителя Э. Рида (см. "М-К" № 2, 1978 г.), а тогда еще мало известного в Англии русского контр-адмирала А. А. Попова …
Сын знаменитого русского кораблестроителя, Андрей Попов был наделен недюжинным инженерным талантом. Он понимал, что самодельные рубки и орудийные щиты не более чем полумеры, что развитие артиллерии неизбежно приведет к созданию броненосцев. В их становлении Попову суждено было играть немалую роль.
После того как Япония покончила с политикой самоизоляции, стало ясно: на восточной окраине России появился опасный соперник - военно-морские силы на Тихом океане необходимо усилить. Русское морское министерство решило создать четыре крейсерских отряда, каждый из которых должен был состоять из одного корвета и двух клиперов. Почему четыре? Потому, что при трехгодовой службе один отряд должен был находиться на станции в Тихом океане, второй - в Кронштадте на ремонте, а два остальных - в пути:
один на Балтику, другой с Балтики. В начале 1869 года контр-адмиралу Попову было поручено спроектировать корабли для службы в этих отрядах.
Попову было известно, что побудило англичан строить неброненосные крейсеры типа "Инконстант": на них возлагали задачу уничтожать вражескую морскую торговлю и наносить ущерб слабозащищенным морским станциям. Считая, что русский океанский корабль должен быть прежде всего менее уязвимым, чем "Инконстант", Попов решил защитить его жизненные части 152-мм броневым поясом по ватерлинии. Крейсер вооружался небольшим числом крупнокалиберных нарезных орудий. Высокую скорость хода ему обеспечивали мощные машины и полный трехмачтовый рангоут. Материал корпуса - железо и сталь.
Предложения Попова получили одобрение морского министерства, и в 1870 году в Петербурге по одинаковым чертежам начали строить два броненосных корвета: "Генерал-адмирал" и "Александр Невский" (переименован в "Герцог Эдинбургский", (см. вкладку, "М-К", № 2, 1978 г.). Оба корабля причислили к фрегатам, и, таким образом, наши тихоокеанские крейсерские отряды к 1875 году получили три фрегата:
"Генерал-адмирал", "Герцог Эдинбургский" и "Князь Пожарский" (10). Четвертым должен был стать фрегат "Минин" (см. вкладку "М-К", № 3, 1978 г.).
Заложенный в 1864 году как однотипный с "Князем Пожарским", "Минин" в ходе строительства подвергся переделкам. Успешные океанские переходы американских мониторов побудили английского кораблестроителя Кольза настоять на постройке башенного рангоутного низкосидящего броненосца "Кептэн". Увлечение подобными кораблями не обошло и русское морское ведомство: было решено переделать чертежи "Минина", и в 1869 году он сошел на воду как башенный мореходный броненосец. Однако в 1870 году "Кептэн" перевернулся во время сильного порывистого ветра и пошел ко дну со всем экипажем. Эта катастрофа приостановила работы на "Минине"; лишь в 1874 году морское министерство поручило Попову осмотреть корпус корабля и представить соображения о его дальнейшей судьбе.
Попов значительно усовершенствовал корабль, простоявший на заводе почти десять лет; когда осенью 1878 года фрегат "Минин" вступил в строй русского флота, он оказался одним из сильнейших крейсеров мира.
"Русским первым удалось осуществить идею броненосных крейсеров с броневым поясом по ватерлинии" - эта фраза, прозвучавшая в английском парламенте, хорошо передает то впечатление, которое произвели на англичан корабли, созданные адмиралом Поповым. Стремясь наверстать упущенное, главный строитель британского флота Н. Барнаби срочно спроектировал первый английский броненосный крейсер "Шеннон", спущенный на воду в 1875 году (21). Желая создать корабль сильнее русских фрегатов, Барнаби решил установить на нем более толстую - 229-мм - броню и мощную артиллерию - два 254-мм и семь 229-мм орудий. В результате водоизмещение увеличилось до 5390 т.
Много лет спустя англичане писали о "Шенноне" как бы извиняющимся тоном: мол, корабль неудачный, но зато дал-де опыт для постройки более совершенных броненосных крейсеров. Однако лишь с очень большой натяжкой можно было назвать и следующие корабли англичан - "Нельсон" и "Нортхэмптон" (22) - "более совершенными", чем "Шеннон".
Действительно, в погоне за максимальной толщиной брони Барнаби на "Шенноне" был вынужден расположить ее узкой полоской на двух третях длины ватерлинии. Торцевые же участки броневого пояса упирались в броневую носовую переборку, поднимающуюся до верхней палубы и прикрывающую два тяжелых носовых орудия. Усилив вооружение "Нортхэмптона" и установив для получения высокой скорости более мощные машины. Барнаби был вынужден еще больше сократить длину броневого пояса (теперь он защищал только середину ватерлинии), а броневые переборки установили и в носу, и в корме. Курьезная особенность: на "Нортхэмптоне" установили съемный стальной таран, который должен был сниматься в мирное время. И как назло в одном из первых же выходов в море маленькая шхуна ударила "Нортхэмптон" и развалила ему борт до самой ватерлинии. Но главное вот в чем: несмотря на все ухищрения, скорость этих "более совершенных" крейсеров не превышала 14 узлов.
А русские конструкторы тем временем не сидели без дела: взяв за основу "Минин", они спроектировали два выдающихся для своего времени броненосных фрегата - "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской". При водоизмещении даже меньшем, чем у "Минина", корабли несли такое же вооружение, более прочную сталежелезную броню и развивали скорость 16,5-17 узлов! Английским ответом на эти корабли были "Имперьюз" и "Уорспайт" (23).
Как раз в эти годы в морской печати обсуждали принцип размещения артиллерии, разработанный и широко применявшийся французскими кораблестроителями. Он состоял в том, что четыре тяжелых орудия располагались в барбетных установках по одному в носу, в корме и в спонсонах по обоим бортам. Благодаря такой расстановке французский корабль мог в любом секторе вести огонь одновременно из трех пушек. При английском же размещении в одних секторах одновременно стреляли два, а в других — четыре орудия. Поэтому здесь противник мог маневрировать так, чтобы находиться в зоне минимального обстрела.
Английское адмиралтейство быстро установило, что в эскадренном бою такое маневрирование невозможно, поэтому эскадренному броненосцу французское расположение не дает никаких преимуществ. "Зато в одиночных дуэлях крейсеров, - решили английские моряки, - оно может сыграть большую роль". Именно на крейсерах типа "Уорспайт" и было решено проверить эту идею.
В 1880 году адмиралтейство настояло на постройке четырех бронепалубных крейсеров корветского класса. Это были "Аретьюза" (24), "Амфион", "Лиэндер" и "Фаэтон". Подобно всем кораблям Барнаби они несли очень сильное для своего водоизмещения вооружение при очень слабой защите - 37-мм броневая палуба прикрывала только среднюю часть корабля; имея приличную скорость, они отличались плохими мореходными качествами. Знатоки истории английского флота считают, что без давления адмиралтейства сам Барнаби никогда не взялся бы проектировать такие корабли. Это мнение отчасти подтверждается тем, что следующие четыре корабля - "Мерсей", "Темза", "Северн" и "Форт" - очень близки к броненосным крейсерам типа "Орландо", которыми гордился и на строительстве которых всегда настаивал Барнаби. В сущности, "Орландо" (25) представлял собой увеличенный на тысячу тонн "Мерсей" с более мощным вооружением и броневым поясом по ватерлинии.
Эти быстроходные щегольские корабли памятны английским морякам тем, что они стали последними творениями Н. Барнаби как главного строителя флота и как бы подвели итог его деятельности. Стремясь устанавливать на проектируемых крейсерах броню максимальной толщины, Барнаби был вынужден чрезмерно уменьшать площадь бронирования, стягивать ее в крохотные "пятачки", прикрывающие самые жизненные части корабля. Оконечности же оказывались совершенно незащищенными, их можно было изрешетить снарядами весьма умеренных калибров. Затопление оконечностей вело к тому, что крейсер быстро терял запас плавучести и мог пойти на дно, так и не получив ни одной пробоины в броневом поясе. Чтобы топить корабли, спроектированные Барнаби, нужны были лишь скорострельные орудия средних калибров. И когда они появились, судьба английских броненосных крейсеров, построенных в "эру Барнаби", была предрешена...
Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Научный консультант И. А. Иванов