Гельголанд и Фолкленды
«invincible» был официально принят в состав британского флота 16 марта 1909 года и укомплектован экипажем штатной численностью 730 человек во главе с коммодором Марком Керром.
18 марта крейсер покинул Тайн и направился в Портсмут, где вступил в строй 1-й эскадры крейсеров Флота метрополии. В июне 1909 года крейсер участвовал в параде флота на Спитхедском рейде (у Портсмута), в июне—июле — в ежегодных маневрах флота, а 31 июля — в королевском смотре в Спитхеде.
После неудавшегося ремонта в Портсмуте «Invincible» вновь принимал участие в походах и учениях Флота метрополии, а 24 июня 1911 года — в королевском смотре на Спитхедском рейде, посвященном коронации короля Георга V. Россию на этом смотре представлял морально устаревший броненосный крейсер «Россия», спущенный на воду еще в 1896 году.
В 1912 году прежние «armored cruisers», начиная с «Invincible», были переклассифицированы в «battle cruisers», что соответствовало линейным крейсерам по российской классификации. В августе 1913 года «Invincible» перешел в Средиземное море во 2-ю эскадру линейных крейсеров.
В марте 1914 года «Invincible» прибыл в Портсмут для проведения большого общего ремонта и замены электрического привода башен на привычный гидравлический. Здесь его и застало начало Первой мировой войны.
«Inflexible» вошел в состав флота раньше головного корабля — 20 октября 1908 года. Входя в состав Норской дивизии, 1-й и 5-й эскадр крейсеров, 2-й дивизии, «1пПех1Ые»участвовал в целом раде различных учений и маневров британского флота. В июле 1913 года крейсер прибыл на Средиземное море и вошел в состав 2-й эскадры линейных крейсеров. Начало Первой мировой войны «Inflexible» встретил флагманским кораблем контр-адмирала Б.Милна. Со 2 августа 1914 года «Inflexible» и «Indomitable» приступили к патрулированию входа в Адриатику, блокируя выход австро-венгерского флота, но уже через день перешли к Гибралтару для предотвращения прорыва германских крейсеров «Goeben» и «Breslau»
в Атлантику. 4 августа британские линейные крейсеры (к которым присоединился крейсер «Dublin») преследовали германские корабли, но вечером потеряли их из вида. До 19 августа англичане безрезультатно вели поиск своих неуловимых противников.
Достройка «Indomitable» была прервана 20 июня 1908 года — корабль отправили в составе эскорта для сопровождения принца Уэльского на торжества в связи с празднованием трехсотлетия канадского города Квебека. После этого крейсер вернулся на завод-строитель и окончательно вошел в строй в конце августа 1908 года. В составе Флота метрополии (1-й эскадры крейсеров и 2-й эскадры) «Indomitable» участвовал в многочисленных походах, учениях и маневрах. Как и оба его «систер-шипа», «Indomitable» к началу войны находился на Средиземном море в составе 2-й эскадры линейных крейсеров.
В августе 1914 года после спешного окончания ремонта и испытаний «Invincible» вступил в состав главных сил действующего флота — Гранд-Флита — и стал флагманским кораблем 2-й эскадры линейных крейсеров. К этому времени взгляды на боевое предназначение кораблей такого типа значительно изменились: вместо уничтожения крейсеров противника на коммуникации им отводилась роль быстроходного крыла линейного флота, которое должно было охватить авангард противника или, в случае необходимости, поддержать свои легкие крейсеры в бою главных сил и защитить их от германских линейных крейсеров.
В обстановке военной суматохи 5 августа - 1914 года на «Invincible» переселились 1100 человек экипажа — в варианте флагманского корабля 2-й эскадры, командир которой контр- адмирал Арчибальд Гордон Мур поднял на крейсере свой флаг. Командовал «Invincible» коммодор Чарльз де Бартолоне. Испытания показали удовлетворительную работу гидравлических приводов башен, но при этом обнаружилось много течей гидравлики. На стрельбах 25 августа «Invincible» показал не очень хорошую точность огня, но в условиях войны мелкие недочеты отошли на второй план.
Уже 28 августа 1914 года вместе с другим крейсером своей эскадры — «New Zealand» — «Invincible» участвовал в бою у Гельголанда, где германские дозорные силы и их поддержка совершенно неожиданно для себя оказались под ударом не только легких сил английского флота, но и двух эскадр линейных крейсеров. Общее командование английскими силами осуществлял командующий 1-й эскадрой линейных крейсеров контр-адмирал Дэвид Битти, державший флаг на крейсере «Lion». В бою, который проходил в условиях плохой видимости и на сравнительно небольших (20—25 кб) дистанциях, «Invincible» и «New Zealand» выпустили 101 305-мм снаряд. Их огнем при существенном участии 343-мм орудий крейсеров Д. Битти был потоплен германский легкий крейсер «Koln» (4350 т, 12 105-мм орудий), опрометчиво бросившийся на поддержку своего дозора, не зная, что в нападении участвуют британские линейные крейсера.
«Koln», на котором погибло 505 человек, включая контр-адмирала Мааса (спасся лишь один матрос), был пущен ко дну всего за 25 мин. Всего в бою у Гельголанда немцы потеряли три легких крейсера и один эсминец. Бой англичане рассматривали как «славную победу» и справедливо считали его серьезным ударом по престижу германского флота. Однако в тактическом отношении не все было так блестяще: успех был обеспечен колоссальным превосходством англичан в силах, между тем как стрельба линейных крейсеров оставляла желать лучшего. «Invincible» открыл огонь по «Koln» первым — в 13 ч 10 мин с дистанции всего 25 кб, из его первых выпущенных 18 снарядов главного калибра ни один не попал. Германский крейсер исчез под водой в 13 ч 35 мин, обстреливаемый пятью линейными крейсерами (бортовой залп 24 343-мм и
12 305-мм орудий).
В августе — октябре 1914 года «Invincible» в составе отдельных отрядов и соединений совершил пять походов в Северное море, но встреч с противником не имел. 5 ноября 1914 года он находился в Кромарти, куда уже дошли известия о катастрофе, постигшей британский флот 1 ноября в бою у Коронеля (Тихий океан, вблизи берегов Чили). Два броненосных крейсера эскадры контр-адмирала Кристофера Крэдока, «Good Норе» и «Monmouth», в этом бою были потоплены артиллерийским огнем германской крейсерской эскадры вице-адмирала Максимилиана фон Шпее. Ядром последней были два однотипных броненосных крейсера — «Scharnhorst» и «Gneisenau».
Адмирал Д. А. Фишер, в то время вновь занявший пост первого лорда Адмиралтейства, решил «для наказания» немцев послать в южные воды свое детище «Invincible» во главе сильной крейсерской эскадры. Командовать операцией было поручено вице-адмиралу Фредерику Чарльзу Дове- тону Ф. Стэрди, бывшему до боя у Коронеля начальником Морского генерального штаба. По мнению Фишера, Стэрди своими распоряжениями дезориентировал контр-адмирала К. Крэдока, распылил британские крейсерские силы, что и привело к катастрофе.
Операция готовилась скрытно и спешно. Получив приказ, «Invincible» 6 ноября прибыл в Девон- порт для экстренного ремонта. Уже 11 ноября, завершив самые необходимые работы, погрузив провизию и 1500 т угля, «Invincible» (под флагом адмирала Ф. Стэрди) и «Inflexible» вышли из Девонпорта по назначению. В пути Ф. Стэрди присоединил 5-ю крейсерскую эскадру контр-адмирала Стоддарта — три броненосных и два легких крейсера. Запас угля пополняли в Сент-Висенте и у островов Кейп Верде.
До Кейп Верде было пройдено 7000 миль со средней скоростью 11 уз. Моряки и историки, упрекавшие позднее Ф. Стэрди за медлительность, могли бы представить себе необходимость постоянного обеспечения запаса угля и готовности механизмов для того, чтобы перехватить и догнать эскадру М. фон Шпее в случае ее прорыва на север.
18 ноября «Invincible» понес первую жертву: тросом лебедки при погрузке угля был убит юнга. 30 ноября крейсер провел учебную артиллерийскую стрельбу с дистанции 60 кб. Именно на такой дистанции, где броня корабля должна была успешно противостоять 210-мм снарядам германских крейсеров, Стэрди и собирался сражаться. Из 32 снарядов, выпущенных «Invincible» в щит, который буксировал «Inflexible», попал всего один, но было много накрытий. «Inflexible» выглядел лучше: из 32 его снарядов в цель попали три.
Только 1 декабря, окончательно убедившись в том, что вице-адмирал М. фон Шпее не прошел на север от него, вице-адмирал Стэрди взял курс к месту сосредоточения своих сил — на Фолклендские острова. Британская эскадра прибыла в Порт-Уильям 7 декабря, затратив на переход 27 дней, и застала там старый линейный корабль «Canopus».
Между тем германский адмирал с обоими броненосными крейсерами, легкими крейсерами «Leipzig», «Niirnberg» и «Drezden» сам направлялся к Фолклендским островам, чтобы разрушить радиостанцию и атаковать английские корабли (возможности нахождения там линейных крейсеров он, естественно, не предполагал), а потом прорываться на север.
Эскадре Ф. Стэрди было необходимо погрузить уголь и частично перебрать механизмы. В 4 ч 8 декабря «Invincible» начал погрузку угля, а в 8 ч, когда адмирал брился, на эскадре была пробита боевая тревога. С юга подходили «Gneizenau» и «Niirnberg», по которым в 9 ч 19 мин открыл огонь «Canopus». На английской эскадре по приказу адмирала спешно готовились к выходу в море. Командир «Invincible» коммодор Бимиш доложил Ф. Стэрди, что ему надо около 2 ч до готовности машин. И действительно, флагманский крейсер начал движение к выходу из гавани в 10 ч. Бой с двумя германскими броненосными крейсерами должны были вести оба линейных крейсера и броненосный крейсер «Carnarvon». Противник в это время находился в 19 милях на SW и полным ходом уходил от опознанных им превосходящих сил, включающих линейные крейсера.
Стоял прекрасный солнечный день с максимальной видимостью, но температура темно-зеленых вод вокруг островов не превышала 6—7° С. Ф. Стэрди объявил «общую погоню» и увеличил ход до 24 уз, хотя потом несколько убавил его, чтобы уменьшить дымность. С11 ч 29 мин команды английских кораблей обедали и переодевались из «угольного» платья в чистое синее (blues).
В 12 ч 20 мин, не имея возможности дольше дожидаться тихоходного «Carnarvon», отставшего на 6 миль, адмирал приказал увеличить ход до 22 уз, а через 30 мин — до 25 уз, приказал «Inflexible» оттянуть на 5 кб и поднял сигнал «Открыть огонь».
Английская эскадра имела подавляющее превосходство в артиллерии и, что очень важно, превосходила крейсера противника и в скорости минимум на 3—4 уз, поэтому бой был неизбежен. Эскадра М. фон Шпее растянулась: крейсер «Leipzig» отстал на 15 кб. По этому кораблю в 12 н 55 мин «inflexible» дал первый залп, легший недолетом. Спустя две минуты первый и тоже недолетный залп дал «Invincible», но вскоре начались накрытия. К13 ч 15 мин «Leipzig» был закрыт столбами разрывов снарядов.
Около 13 ч 20 мин вице-адмирал М. фон Шее приказал легким крейсерам по способности уходить к берегам Южной Америки, а сам с двумя большими крейсерами, решив принять бой, повернул с SO на N0, чтобы дым из труб не мешал комендорам. Вице-адмирал Ф. Стэрди заранее предусмотрел этот вариант: его броненосные крейсеры «Kent», «Cornwall» и легкий крейсер «Glasgow» без сигнала пошли в погоню за легкими крейсерами противника, а сам он с двумя линейными крейсерами и броненосным крейсером «Carnarvon» вступил в бой с «Scharnhorst» и «Gneisenau».
В этом бою главных сил англичане превосходили противника в весе бортового залпа в 3,7 раза, но с учетом того что у кораблей типа «Invincible» в залпе гарантированно могли участвовать только шесть орудий, это превосходство можно оценивать как 2,8:1. Превосходство в скорости позволяло англичанам занимать и удерживать выгодную позицию, что вице-адмирал Ф. Стэрди и собирался делать, сражаясь в диапазоне дистанций 67,5—82,5 кб, на которых германская артиллерия, имевшая примерно одинаковую дальность стрельбы с английской, н^ могла нанести линейным крейсерам серьезных повреждений.
Бой начался около 13 ч 30 мин, когда «Invincible» открыл огонь по «Gneisenau»; «Inflexible» вначале стрелял по «Scharnhorst», но вскоре корабли поменялись целями. Огнем «Invincible» с топа фок-мачты управлял старший артиллерийский офицер коммандер Данрейтер, который удивился тому, что многие 305-мм снаряды не разрываются при ударе о воду.
Третьим залпом «Scharnhorst» накрыл английский флагманский корабль, получивший первое попадание (13 ч 44 мин) без особых повреждений. В 1-ю фазу боя (30 мин) стрельбу английских линейных крейсеров нельзя было назвать быстрой и меткой: они, выпустив 210 305-мм снарядов, добились четырех попаданий. На «Gneisenau» одно 210-мм орудие временно вышло из строя, на «Invincible» одно из орудий башни «А» временно перестало стрелять из-за неисправности затвора.
В 14 ч в бою наступил 40-минутный перерыв: Ф. Стэрди увеличил дистанцию, а М. фон Шпее предпринял последнюю попытку уйти в южном направлении. Но вскоре английский адмирал вновь приблизился на 82,5 кб, и англичане открыли огонь, не допуская сближения менее 60 кб. Крейсеры Ф. Стэрди довольно сложно маневрировали для удержания дистанции, но единственной помехой им был собственный дым: флагманский крейсер несколько раз заволакивал «Inflexible» густым черным дымом, чем не давал ему корректировать стрельбу.
Бой принял упорный характер, и германские крейсеры вскоре сполна испытали превосходство 305-мм орудий и стали нести тяжелые повреждения и жестокие потери в людях. Несмотря на то что немцам временами удавалось вводить в действие 150-мм артиллерию, они не могли устоять против тяжелых снарядов противника. К 16 ч «Schamhorst» был превращен в груду развалин, орудия его замолчали, и вскоре он перевернулся и затонул, унеся с собой вице-адмирала М. фон Шпее и весь экипаж (по разным данным — 850 или 860 человек).
Оба линейных крейсера сосредоточили огонь на «Gneisenau», который дрался еще более полутора часов, добившись четырех попаданий в «Invincible», не причинивших серьезных повреждений. Зато у англичан стали кончаться боеприпасы: уже через полчаса боя в башне «X» остались только бронебойные снаряды, через 38 мин в башне «А» — только лиддитовые. В 17 ч 08 мин последняя башня, где оставалось около десятка полных зарядов, отличилась, сбив первую трубу «Gneisenau». Около 18 ч германский крейсер лег на борт и вскоре затонул.
Из 850 человек экипажа «Gneisenau» до 300 осталось на поверхности воды, но не все из них дождались спасения с английских кораблей, спустивших на воду также катера. Всего англичане подняли из воды 207 человек, в частности, «Invincible» поднял семь офицеров и 104 нижних чина, но 20 из них вскоре умерли или уже были мертвы.
Примерно в то же время английские крейсеры догнали и потопили два из трех германских легких крейсеров. «Drezden» удалось уйти, но 14 марта 1915 года он был перехвачен и потоплен англичанами в чилийских водах. Таким образом, Ф. Стэрди с успехом выполнил задание Д. А. Фишера. 16 декабря 1914 года он на «Invincible» направился в Англию.
Д. А. Фишер критиковал осторожную тактику Ф. Стэрди, которому для потопления двух морально устаревших кораблей потребовалось 4,5 ч времени и почти 1 млн фунтов (около 450 т) снарядов. «Invincible» в бою выпустил 513 снарядов главного калибра (128 бронебойных, 259 полу- бронебойных, 39 фугасных), «Inflexible» — 661 (157,343,161 соответственно), «Carnarvon» —85 190-мм и 60 152-мм снарядов.
Некоторые эксперты считают, что в германские крейсеры попало до 74 снарядов крупного калибра (40 — в «Schamhorst» и 34 — в «Gneisenau»). Это весьма вероятно, но точные данные, по понятным причинам, получить невозможно.
Процент попаданий (свыше 5%) представляется не таким уж плохим, но после успешного решения задачи на «Invincible» осталось всего 257 снарядов (башня «А» —12, «Р» —112, «Q» —104, «X» — 29). Эти данные говорят также о том, что на корабле был неполный запас — 760—вместо положенных 880 снарядов. На продолжительности боя сказались не очень точная стрельба линейных крейсеров на больших дистанциях, влияние дыма, высокая живучесть германских крейсеров. В бою имели место неисправности в гидравлических установках «Invincible», а в конце боя одно орудие в башне «А» даже вышло из строя.
В «Invincible» попало 22 германских снаряда (двенадцать 210-мм, шесть 150-мм и четыре неустановленного калибра). Были затоплены два носовых отделения и угольная яма у башни «Р» (крен в 15° на левый борт), 11 попаданий пришлось в палубу, одно — в башню «А» между орудиями, одно — в якорь правого борта, одно—в фок-мачту и три —* в другие места. Кроме этого корабль имел разрушения палубы от собственной стрельбы башен «Р» и «0» на противоположный борт. Броня нигде пробита не была, отсутствовали и серьезные повреждения. Из экипажа ранения получили всего два человека, в том числе старший офицер кэптен Таунсенд.
«Inflexible» получил всего три попадания (один убитый, три раненых). Таким образом, Ф. Стэрди ценой большого расхода снарядов добился победы не только без серьезных повреждений кораблей, но и «малой кровью». Критикуя Ф. Стэрди, А. Д. Фишер вряд ли предполагал, какие последствия могло иметь сближение («в духе Нельсона») с прекрасно стрелявшими германскими крейсерами на дистанции 40— 50 кб, где их 210-мм снаряды могли пробить броню «борзых морей». Как показали последующие события, Ф. Стэрди был прав.
«Inflexible» с конца декабря 1914 по январь 1915 года ремонтировался в Гибраптаре, а затем был передан в распоряжение вице-адмирала Кардена для участия в Дарданелльской операции, хотя борьба с береговыми батареями абсолютно не отвечала концепции использования линейных крейсеров.
С 19 февраля «Inflexible» вел обстрелы внешних и внутренних фортов Дарданелл. 18 марта крейсер попал под жестокий огонь с форта Эрен Кеуй и получил семь попаданий снарядами различного (от 356-мм) калибра. Уже выходя из-под обстрела «Inflexible» подорвался намине; взрыв пришелся в носовой оконечности правого борта. Крейсеру пришлось уйти на ремонт на Мальту, на чем и закончилось его участие в Дарданелльской операции.