«Парад» проектов
В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырех вариантов разрабатываемой Морским генеральным штабом (МГШ) судостроительной программы, целью которой являлось восполнение утраченного в ходе Русско-японской войны корабельного состава Балтийского флота. В рамках указанного варианта намечалось строительство четырех линейных кораблей так называемого «дредноутного» типа.
Из соображений необходимости пополнения отечественного флота наилучшими кораблями такого класса Морской министр России адмирал И.М.Диков летом 1907 года принял решение о проведении широкомасштабного международного конкурса проектов. Принятию такого решения предшествовал примерно полуторагодичный период осмысления итогов минувшей войны, пересмотра воззрений на тактику эскадренного боя и требований к предназначенным для такого боя кораблям, а также безуспешных попыток специалистов Морского технического комитета (МТК) самостоятельно разработать проект современного линкора.
Еще в начале 1906 года ученый отдел Главного морского штаба (ГМШ) провел среди известных офицеров, адмиралов, судостроителей опрос об их видении направлений совершенствования боевых кораблей. Мнения опрашиваемых по многим вопросам были достаточно противоречивы, что говорило о необходимости качественно нового подхода к разработке заданий на проектирование. Пришло осознание того, что всякий корабль по сути своей является компромиссом, в котором одни тактические элементы жертвуются в пользу других. Все эти элементы можно объединить в две группы: непосредственно обуславливающие активную боевую деятельность корабля и влияющие на боевое функционирование опосредованно, поэтому разработке технического задания на проектирование должна предшествовать разработка тактических требований к кораблю, опирающаяся, в свою очередь, на научно обоснованные приоритеты тактических элементов.
Единодушно все участники опроса признали наиважнейшими тактическими элементами вооружение, бронирование, скорость, дальность плавания. Водоизмещение же, мощность машин, запасы топлива, по их мнению, определялись лишь возможностями техники обеспечить функционирование корабля как боевой системы («кораблю в бою придется иметь дело с пушками и скоростью противника, а не с числом тонн его водоизмещения или числом лошадиных сил»).
Немаловажное значение придавали и способности корабля сохранять остойчивость при любых повреждениях и разрушениях вне зависимости от остатка запаса плавучести («корабль должен тонуть не опрокидываясь»).
Тем временем на флотах мира продолжается совершенствование броненосных кораблей по следующим направлениям:
происходит переход к системе двух калибров: главного, от 280 мм и выше, и противоминного, от 76 до 152 мм;
увеличивается число орудий главного калибра и секторов ведения ими огня за счет минимизации объемов рубок и надстроек; сектора обстрела максимально возможного числа орудий противоминной артиллерии доводятся до погонного и ретирадного направления;
совершенствуются артиллерийские боеприпасы;
броней прикрывается максимально возможная площадь надводного борта, усиливается бронирование палуб и внутренних конструкций;
вопросы повышения живучести и остойчивости решаются, в числе прочего, путем введения непроницаемых бортовых переборок с обеспечением сифонизации воды из поврежденного отсека в отсек противоположного борта;
происходит отказ от таранного формообразования форштевня;
главными корабельными двигателями становятся паровые турбины, в качестве вспомогательных двигателей начинают использоваться дизели;
совершенствование котлов идет по пути повышения паропроизводительности и рабочего давления с переходом на жидкое топливо;
начинается применение стали с более высокими прочностными характеристиками, а также значительно сокращается использование дерева и других горючих материалов.
Все перечисленное позволило создать броненосные корабли с качественно новым уровнем боевых возможностей, первым из которых и стал английский «Dreadnought».
В апреле 1906 года морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев сформировал под своим председательством внутриведомственную комиссию — Особое совещание. К концу следующего месяца совещание определилось с общими тактическими требованиями к будущему броненосному (с 1907 года — линейному) кораблю. Водоизмещение его предполагалось равным 19—20 тыс. т; скорость хода — не менее 21 уз; артиллерийское вооружение должно было состоять не менее чем из восьми 305-мм и двадцати 120-мм орудий; толщина броневого пояса по ватерлинии должна была изменяться от 127 мм в оконечностях до 203 мм в средней части.
На основании тактических требований, сформулированных Особым совещанием, технический комитет разработал девять предэскизных вариантов, фактически сводившихся к двум: первый - со скоростью хода 22 уз и вооружением из восьми 305-мм орудий; второй — с десятью орудиями и скоростью хода 21 уз.
Для выбора лучшего варианта Особое совещание вынуждено было создать специальную комиссию под председательством генерал-лейтенанта С.К.Ратника. Комиссия, так и не отдав предпочтения ни одному из вариантов, составила «Основные положения, которые должны приниматься к руководству для составления окончательного проекта». По своей сути этот документ и стал первым тактико-техническим заданием на проектирование линейного корабля нового типа. Определяющей в нем, при заданной длине корпуса в 153 м, стала попытка размещения главной артиллерии в пяти двухорудийных башнях без ступенчатого расположения последних на верхней палубе. Такую компоновку комиссия С.К.Ратника считала возможным выполнить лишь при ромбической схеме размещения главной артиллерии, не прибегая при этом к «искусственному» уширению корпуса.
По упомянутому техническому заданию было разработано несколько эскизных проектов. Наибольший интерес представляли собой эскизные проекты с казематным и башенным размещением противоминной артиллерии, представленные английским заводом «Виккерс», и разработанные под руководством главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта Д.В.Скворцова на находящемся на Галерном островке предприятии «Новое судостроение», объединенном вскоре с «Новым Адмиралтейством» в Адмиралтейский завод. Отличия проектов сводились лишь к незначительной разнице в толщине брони башен и надводного борта. Из-за желания строить корабли силами отечественной промышленности Особое совещание А.А.Бирилева предпочтение отдало вариантам «Нового судостроения».
Вопрос о финансировании создания для Балтийского флота линейных кораблей по одному из проектов «Нового судостроения» последовательно, в течение второй половины 1906 года, рассматривался министром финансов, междуведомственным совещанием, Советом Министров, Советом государственной обороны и, наконец, лично Николаем II. В итоге в финансировании было отказано. Причина заключалась в отсутствии основополагающих документов, которые должны были быть ранее разработаны Морским министерством и приняты на государственном уровне: изложение стратегических задач Балтийского флота и судостроительная программа по его пополнению. Так, во многом безрезультатно, закончился первый, длившийся весь 1906 год, этап проектирования линейных кораблей.
С приходом нового морского министра И.М.Дикова МГШ активизировал работу по определению стратегических задач Балтийского флота, формулировке требований к боевым кораблям и разработке судостроительной программы. В марте 1907 года штаб представил Николаю II доклад под названием «Стратегические основания для плана войны на море», а в следующем месяце—упомянутые выше предварительные проработки будущей судостроительной программы.
Сформулировал МГШ и требования к будущим линейным кораблям. Назначением им становилось «передвижение на театре военных действий в составе эскадры и бой в линии баталии на различных дистанциях». При этом линейные корабли должны были иметь «наибольшее [возможное] развитие всех наступательных и оборонительных средств». В число тактических характеристик включались требования об уменьшении площади поражаемой поверхности силуэта, в том числе высоты надводного борта (однако не в ущерб мореходности); расположении орудий, как главного, так и противоминного калибров, обеспечивающем каждому из калибров круговые сектора ведения огня при максимально возможной живучести артиллерийских установок. Для главного калибра должны использоваться десять 305-мм орудий с длиной ствола 50 или более калибров, для противоминного — не менее четырнадцати 120-мм орудий, что предполагало отражение атаки до дивизиона миноносцев.
Исходя из опыта Русско-японской войны, кардинально изменилась в российском флоте и концепция требований к бронированию. Ранее целью бронирования являлась защита погребов, котлов, механизмов. Но специфика минувшей войны заключалось в эффективном использовании японцами относительно тонкостенных и тяжелых фугасных снарядов. В то же время за период боевых действий отсутствовали случаи проникновения японских бронебойных снарядов за броню цитадели или орудийных башен с последующей детонацией боезапаса или вывода энергетической установки из строя. Причинами гибели броненосцев являлись: разрушение фугасными снарядами слабобронированных или небронированных надводных конструкций; срыв броневых плит при повторных попаданиях снарядов; интенсивное возгорание дерева, тушение которого требовало обильной подачи воды, снижавшей, из-за своего скопления на верхних уровнях, остойчивость кораблей. Исходя из «цусимского» опыта, считалось необходимым на протяжении всей длины корпуса прикрывать борта в районе ватерлинии толстым броневым поясом, препятствующим проникновению бронебойных снарядов и защищавшим тем самым запас плавучести, а также осуществлять сплошное бронирование надводной части борта для защиты от фугасных снарядов. В описываемый период разработки тактических требований нижний броневой пояс наружной обшивки, по мнению МГШ, следовало защищать 305-мм броней, броня наружной обшивки до верхней палубы должна была иметь толщину 152 мм.
Главную энергетическую установку штаб предложил оснастить турбинами и высокопроизводительными тонкотрубными котлами, при этом скорость хода по-прежнему должна была быть не менее 21 уз.
На основании этих требований МТК к середине мая 1907 года определился с основными тактико-техническими элементами и представил их на утверждение морскому министру, после чего в течение примерно полугода продолжались уточнения, дополнения и согласования различных параметров.
Так, калибр противоминной артиллерии меняется со 120 на 102 мм, как обеспечивающий большую скорострельность с достаточной, при применении против миноносцев, разрушительной силой. Затем на совместном заседании МТК и МГШ вновь возвращается вариант установки 120-мм орудий. На этом же заседании, исходя из существующих глубин фарватеров и рейдов, а также перспектив увеличения глубины Суэцкого канала, была определена и осадка корабля: 8,4 м при нормальном водоизмещении и 8,8—9,2 м — при полном.
В сентябре 1907 года высказали свои предложения и члены Адмиралтейств-совета. Они сочли необходимым довести дальность стрельбы главного калибра до 100кб.
В декабре 1907 года состоялось утверждение окончательного варианта технических условий на проектирование корабля. Необходимо отметить, что в полугодовой период уточнений тактико-технических характеристик фактически шло усиление артиллерийского вооружения за счет увеличения водоизмещения и снижения толщины бронирования. В окончательном варианте число 305-мм орудий достигло 12, а 120-мм —16. Возникла мысль о размещении орудий главного калибра в трехорудийных башнях с расстановкой последних линейно и равноудаленно друг от друга.
Несомненно, что принятию такого решения способствовали итоги совещания, проведенного в стенах Морской академии. По мнению участвовавших в нем флотских специалистов, от эскадры линейных кораблей требовалось в первую очередь обеспечить ведение максимально возможного массированного и сосредоточенного огня при максимально возможной скорости маневрирования, позволяющей наиболее эффективно изменять расстояние до противника и переводить цель на курсовые углы, обеспечивая использование всей артиллерии главного калибра.
Выполнение этой задачи, по глубокому убеждению участвовавших в совещании офицеров, было возможно только кораблями с линейной схемой размещения орудий, позволявшей иметь наиболее широкий, общий для всех орудий, сектор ведения огня. Дело в том, что ромбическая схема расположения башен, рассматривавшаяся ранее комиссией С.К.Ратника как основная, дает сравнительно небольшой сектор обстрела на противоположный борт. Линейно-ступенчатое, или групповое, расположение позволяет вести погонный либо ретирадный огонь уже двум башням, но, с другой стороны, несколько уменьшает у нижележащих башен оконечностей сектора ведения огня в затраверзных направлениях. А вот линейное расположение, то есть расположение башен в диаметральной плоскости, дает всем орудиям максимально возможные сектора обстрела на любой из бортов.
В последние дни 1907 года Главное управление кораблестроения и снабжений (ГУКиС) от имени руководства Морского министерства разослало ведущим российским заводам и иностранным фирмам приглашение принять участие в конкурсе на лучший эскизный проект линейного корабля. Вместе с приглашениями были разосланы и изложенные в тридцатистраничном документе тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта, а также условия проведения конкурса. В соответствии с ними, фирма, победившая в конкурсе, могла заключить с Морским министерством договор на разработку технического проекта, а затем и рабочей конструкторской документации, то есть чертежей, непосредственно необходимых для постройки. Постройку четырех линейных кораблей планировалось осуществить силами российской промышленности, но при максимально возможном техническом содействии фирмы-победительницы. Всего к участию в конкурсе пригласили шесть отечественных заводов и 21 иностранное предприятие. Изъявили желание участвовать в конкурсе и несколько корабельных инженеров.
К началу конкурса в Опытовом бассейне, возглавляемом в тот период А.Н.Крыловым, провели испытание моделей и отобрали ту, обводы которой гарантировали достижение линкором, при водоизмещении 23 000 т и мощности турбин 32 000 л.с., скорости хода 21,75 уз; при форсировании мощности турбин до 45 000 л.с. ожидалось достижение скорости 24 уз.
К назначенному сроку, 28 февраля 1908 года, в Морское министерство от 18 конкурсантов поступил 51 проект, рассматривавшихся раздельно МГШ и МТК. Подразумевалось, что в штабе будут изучаться тактические аспекты проектов, а в комитете — их технические стороны. Однако в штабе проигнорировали конкурсное тактико-техническое задание на разработку проекта и, исходя из своих тактических требований к линейному кораблю, сформулировали 11 критериев, в соответствии с которыми и отдавали предпочтение тому или иному проекту.
Так, рассматривались только варианты с линейным размещением главной артиллерии. По расположению противоминной артиллерии предпочтение отдавалось вариантам, имевшим большее число орудий, стрелявших прямо по носу или корме и обладавших при этом секторами обстрела более 90°. По бронированию предпочтение отдавалось кораблю с большей площадью бронирования борта. Считались лучшими корабли, на которых продольная переборка отстояла дальше от борта, а, кроме обычных продольных бортовых угольных ям имелись и предназначенные для использования во время боя внутрикорпусные поперечные ямы. По главной энергетической установке (ГЭУ) предпочтение отдавалось проектам, предусматривавшим эшелонное расположение котельных и турбинных отделений.
Одиннадцатый, последний, оценочный критерий в МГШ сформулировали следующим образом: «Как общее положение, предпочтение должно быть отдано тому проекту, в котором сосредоточена наибольшая сила при наименьшем водоизмещении», то есть считалось необходимым достичь максимального эффекта при минимальных затратах. Но такая формулировка, по своей сути, представляет логический нонсенс, поскольку можно достичь либо максимального эффекта при заданных затратах, либо заданного эффекта при минимальных затратах.
Использование МГШ незначительного числа сравнительных критериев не могло, конечно же, привести к положительному результату, то есть выбору оптимального варианта. Строго говоря, для боевого корабля в целом, как и для любой другой сложной системы, невозможно отобрать оптимальный вариант — речь может идти только о так называемом компромиссном решении, которое, не будучи строго оптимальным ни для одного из условий, окажется приемлемым в целом их диапазоне.
В МТК представленные проектные варианты в каждом из отделов (в механическом, артиллерийском, минном) рассматривались лишь по своему «заведованию». Общие принципы оценки вариантов во многом совпадали с критериями морского штаба. Однако артиллерийский отдел, рассматривая углы обстрела, количество боезапаса и удобство его подачи, выделил по три лучших проекта не только с линейным расположением башен, но и с линейно-ступенчатым.
Решающее слово в выборе МТК «своего» победителя оставалось за кораблестроительным отделом, а точнее, за возглавившим с января 1908 года этот отдел А.Н.Крыловым, который принципиально по-новому отнесся к оценке проектов.
Первая новация будущего академика заключалось в изменении предмета поиска, поскольку А.Н.Крылов задался целью найти не наилучший, сравнительно с другими, вариант, а вариант, наиболее полно отвечающий требованиям задания на проектирование.
Вторая его новация заключалась в методике сравнения параметров. А.Н.Крылов все требования, изложенные в задании на проектирование, свел к 150 критериям, каждому из которых по степени их важности присвоил свой оценочный балл. Приступив затем непосредственно к изучению проектов, он каждому из 150 параметров рассматриваемого варианта устанавливает поправочный коэффициент, определяющий степень соответствия параметра проекта исходному заданию на проектирование. Перемножив оценочные баллы критериев задания на проектирования на соответствующие поправочные коэффициенты и просуммировав повариантно произведения, А.Н.Крылов систематизировал проекты по степени соответствия исходному заданию.
В итоге кораблестроительный отдел, а затем и МТК в целом, по наибольшей сумме набранных баллов признал лучшим проект, представленный германской фирмой «Блом унд Фосс». За ним последовательно шли проекты Балтийского завода и итальянской фирмы «Ансальдо» — десятый вариант проекта инженера В.Куниберти.
Фактически завод «Блом унд Фосс» представил базовый проект и к нему девять вариантов различного размещения артиллерии и главной энергетической установки. Проект отличался меньшим значением отношения длины к ширине, что было характерно для линейных кораблей германского флота. Преимуществами проекта являлись: значительное удаление погребов от второго дна; большой объем бортовых отсеков; наличие поперечных угольных ям. Недостатком, по мнению МГШ, считалось принятое в ряде вариантов линейное размещение котельных и машинных отделений.
Балтийский завод представил два варианта, отличающихся друг от друга линейным и эшелонным размещением котлов и турбин. Эти два проекта, разработанные под руководством И.Г.Бубнова, отличались от других более рациональной, по соображениям прочности, проработкой конструкции корпуса. Существенным недостатком проектов Балтийского завода, по мнению того же МГШ, являлось линейно-ступенчатое расположение башен.
Проект В.Куниберти выделялся среди прочих меньшим водоизмещением, а массовая составляющая корпуса (38,18%) была наименьшей из числа всех представленных на конкурс. Это обстоятельство, а также относительно малое значение коэффициента общей полноты (0,51), требовало, по мнению МТК, подтверждения проектантом расчетов прочности корпуса. Главная энергетическая установка размещалась эшелонно с применением оригинальных компоновочных решений, имевших как свои преимущества, так и недостатки. Также у механического отдела МТК большое сомнение вызывала возможность развития требуемой мощности из-за относительно малой заявленной массы механизмов. Другими недостатками проекта являлись наличие таранного образования носа и размещение противоминной артиллерии, делавшее невозможным ведение огня прямо по носу или корме.
Однако именно проект В.Куниберти Морской генеральный штаб счел наилучшим. Второе место у МГШ занял один из вариантов с эшелонным размещением ГЭУ завода «Блом унд Фосс», третье место — проект, представленный полковником Л.Л.Коромальди под девизом «Дальний Восток». В этом проекте, при сравнительно небольшом водоизмещении 20 380 т, башни главного калибра были равномерно разнесены по длине, а противоминная артиллерия, укрытая 100-мм верхним поясом брони, располагалась в отдельных казематах. Основными недостатками проекта были слабое бронирование, отсутствие поперечных угольных ям и непроработанность вопроса размещения и комплектности энергетической установки.
Проект Балтийского завода с эшелонным расположением машинных и котельных отделений по своим боевым качествам в «иерархии» МГШ оказался на девятом месте, вариант же с линейным размещением котлов и турбин в штабе вообще не оценивался.
В течение лета 1908 года на нескольких совместных заседаниях МГШ и МТК, проходивших под председательством министра, шел поиск проекта-победителя. Выбор фактически осуществлялся между четырьмя проектами — Балтийского завода, германской фирмы «Блом унд Фосс», инженера В.Куниберти и «Дальний Восток». Каждый в различной степени требовал уточнений и доработок.
Первым из обсуждения исключили «Дальний Восток» — всем было очевидно, что автор, не имевший поддержки от какого-либо судостроительного предприятия, не сможет довести свою эскизную разработку до стадии технического проекта. Затем из рассмотрения исключили проект инженера В.Куниберти, который не смог убедить механический отдел МТК в возможности достижения требуемой мощности энергетической установки при заявленной им массе механизмов, а кораблестроительный отдел в том, что заявленная им масса корпуса не занижена.
К началу августа Балтийский завод разработал новый вариант проекта (№ 3), уже с линейным расположением трехорудийных башен и наличием поперечных угольных ям. Имелись и четыре модификации этого варианта с несколько отличной компоновкой внутренних помещений.
Наибольший интерес представлял собой вариант № 3, который и изучался на совместном заседании 9 августа. И.М.Диков признал его наилучшим из ранее рассматривавшихся и способным послужить основой для дальнейшей разработки технического проекта. Но этот проект по сути своей являлся новой, осуществленной после проведения официального конкурса разработкой, поэтому, несмотря на то, что проект фирмы «Блом унд Фосс» в окончательном виде также был результатом дополнительных переговоров и доработок, собрание большинством голосов признала его наилучшим.
Но в вопросы техники неожиданно вмешалась политика — видные французские государственные деятели, с подачи не знавшей достоверно условий конкурса прессы, сочли, что вооружавшаяся на французские деньги Россия намерена заказать Германии постройку четырех линейных кораблей, и стали активно высказывать возмущение по поводу финансовой поддержки своего потенциального противника. В итоге морской министр И.М.Диков вынужден был, выплатив «отступные», разорвать сотрудничество с фирмой «Блом унд Фосс».
Итак, основной своей цели — создать сильнейший в мире линейный корабль — организаторам конкурса достичь не удалось. Причина заключалась не только, а точнее, не столько в сложности международных отношений, сколько в вынужденной компромиссности самой выдвинутой Морским министерством идеи — построить корабли по лучшему иностранному проекту, но силами отечественной промышленности. Морякам, в лице МГШ, требовалось как можно быстрее получить четыре современных линкора, что можно было осуществить только лишь заказав их на иностранном предприятии. Судостроители, в лице МТК и, в первую очередь, ставшего в сентябре 1908 года исполняющим обязанности председателя комитета А.Н.Крылова, стремились создать корабли силами отечественной инженерной мысли и промышленности при минимальном использовании иностранной помощи. Этот второй, заведомо долгий путь, который из-за отсутствия опыта и недостаточно развитой промышленности не мог сразу же привести к созданию совершенных линейных кораблей, позволял в перспективе перейти к плановому пополнению флота отвечавшими требованиям времени кораблями.
В начале же 1908 года, судя по всему, именно из-за перспектив строительства кораблей на российских стапелях, а не на стапелях фирмы — разработчика проекта, большинство ведущих иностранных судостроительных заводов не проявили особой активности. Не надеясь в случае победы получить более выгодный для них заказ на непосредственную постройку кораблей, они либо игнорировали конкурс, либо представляли ранее разработанные, но не отвечавшие требованиям конкурса проекты, либо составляли проекты без достаточно скрупулезной под условия конкурса проработки.
К осени 1908 года затяжка в постройке линейных кораблей приняла тревожный характер. Фактически у Морского министерства имелся лишь эскизный проект Балтийского завода, который требовал дальнейшей доработки не только из-за того, что он в чем-то не отвечал условиям конкурса, но и из-за того, что сами эти условия за прошедшие полтора года во многом уже устарели.
В конце октября 1908 года МГШ высказал новые требования к кораблю: увеличить наибольшую скорость хода до 23 уз; усилить бронирование нижнего пояса с 200 до 230 мм, а верхнего — со 100 до 125 мм; вновь заменить калибр противоминной артиллерии со 120 мм на 102 мм; вместо котлов Бельвиля установить более совершенные, допускавшие форсировку котлы; для обеспечения экономического хода использовать дизели.
Следующие полгода на Балтийском заводе шла разработка технического проекта. Но по-прежнему продолжали меняться вооружение, механизмы, устройства. Предложение МГШ об установке 102-мм противоминной артиллерии не было принято, так как к этому времени Обуховский завод уже приступил к изготовлению картузных 120-мм орудий.
Сложнее дело оказалось с артиллерией главного калибра. К концу 1908 года Обуховский завод закончил испытания 305-мм орудий длиной 52 калибра, но создание башенных установок на Металлическом заводе затянулось, поэтому точные данные об их конструкции Балтийский завод получил лишь после закладки кораблей. Параллельно шло совершенствование боеприпасов: появление снарядов 1911 года, вынудило уже в процессе строительства внести определенные коррективы в размещение и размеры артиллерийских погребов.
Проект корабельной энергетической установки разрабатывался при содействии английской фирмы «Джон Браун». Отпал вопрос об использовании при экономическом ходе дизельных моторов в качестве приводов гребных винтов: в условиях волнения 200-мм прогиб корпуса не давал возможность конструктивно обеспечить соединение валов дизелей и турбин разобщительными муфтами. Вариант размещения турбин между котельными отделениями вел к увеличению водоизмещения на 200 т и к созданию сложной системы длинных валопроводов. Поэтому энергетическую установку разместили линейно, а для повышения живучести механизмов паропроводы разделили на два независимых, расположенных в отдельных коридорах. Достичь требуемой скорости в 23 уз представлялось возможным лишь при форсированном режиме работы, исходя из чего пришлось увеличить площадь колосниковых решеток, увеличить размеры котлов и уменьшить их количество, повысить начальное давление пара, а также частоту вращения турбин и винтов.
К 9 апреля 1909 года в техническом бюро Балтийского завода И.Г. Бубнов со своим коллективом под наблюдением А.Н.Крылова разработал технический проект. В апреле и мае чертежи, в том числе и теоретический проект, рассмотрели и утвердили специалисты МТК. Во второй половине мая, несмотря на вдруг поступившее предложение английской фирмы «Джон Браун» изменить обводы корпуса, что несомненно требовало значительной переработки проекта, новый морской министр адмирал С.А.Воеводский по настоятельной просьбе А.Н.Крылова принял решение о незамедлительном начале строительства первых российских дредноутов.