• Содержание
  • «Парад проектов»
  • Постройка и испытания
  • Проектное устройство кораблей
  • Боевые возможности линкоров типа «Севастополь»
  • В годы Первой мировой и Гражданской войн
  • Литература и источники
  • Издательство об авторе

06---2003

Мидель-шпангоут

wunderwaffe.narod.ru · html

Линейные корабли типа «СЕВАСТОПОЛЬ»

А.В. Скворцов
  • «Парад проектов»
  • Постройка и испытания
  • Проектное устройство кораблей
  • Боевые возможности линкоров типа «Севастополь»
  • В годы Первой мировой и Гражданской войн
  • Таблицы
  • Чертежи
  • Иллюстрации

«Севастополь»

Имя этого корабля знаменует собой возрождение российского флота, осуществленное после поражения в Русско-японской войне 1904—1905 годов и создание первых отечественных броненосных кораблей принципиально нового типа.

В период между Русско-японской и Первой мировой (1914—1918 годы) войнами во всем мире шла не виданная ранее гонка вооружений, которая не могла не коснуться и таких сложнейших, трудоемких и доро­гостоящих боевых систем, как броненосные артиллерийские корабли. Начало этой гонке положило созда­ние в Англии линейного корабля с небывалым для того времени уровнем боевых возможностей, получив­шего имя «Dreadnought», ставшее нарицательным в обозначении возникшего типа кораблей, количество которых с тех пор и определяло мощь флота страны.

К концу 1914 года в Англии и Германии — основных государствах, противоборствовавших на море в Первой мировой войне — вступило в строй более сорока и двадцати дредноутов соответственно. Кораб­ли эти имели определенные различия, обуславливавшиеся разным их тактическим назначением. В Вели­кобритании преобладала наступательная доктрина, поэтому приоритетными тактическими элементами становились вооружение, скорость, дальность плавания; бронированию же английских кораблей прида­валось, в определенной мере, второстепенное значение. В свою очередь германское командование, ожи­дая нападения английского флота непосредственно у берегов своей страны, отдавало приоритет вопро­сам бронирования; напротив, величины калибра главной артиллерии, скорости хода и дальности плава­ния имели меньшее значение, относительно принятых на английских кораблях.

Остальные морские державы строили, исходя из своих возможностей, значительно меньшее количе­ство дредноутов, в тактико-технических характеристиках которых в той или иной степени, в зависимости от собственных воззрений на тактическое применение, учитывались тенденции, существовавшие как в английском, так и в германском флотах.

Не осталась в стороне от «дредноутной лихорадки» и Россия. Наш рассказ об истории создания пер­вых четырех отечественных линейных кораблей-дредноутов.

Проектное устройство кораблей

Новые линейные корабли своей «мониторной» архитектурой разительно отличались от прежних эскадренных броненосцев — низкобортный гладкопалубный силуэт, на верхней палубе размещены на одном уровне и равноудалены друг от друга че­тыре трехорудийные башни, две дымовые трубы, две мачты, две боевые рубки. Этот силуэт своей ла­коничностью выгодно отличался и от силуэтов со­временных ему иностранных дредноутов.

Согласно проектной спецификации длина кор­пуса между перпендикулярами составляла 180,1 м; наибольшая длина равнялась 181,2 м, наибольшая ширина (с броней) — 26,89 м. Официально во­доизмещение выражалось округленной величиной 23 000 т, но на разных стадиях проектирования, в зависимости от скрупулезности проработки проек­та, оно определялось величинами 22 880, 22 900, 23 230 и 23 288 т. Соответственно изменялась и осадка, находясь в диапазоне от 8,33 до 8,50 м.

Основу набора кораблей составляли 150 шпангоутных рам, расставленных со шпацией 1200 мм, и мощная коробчатая килевая балка. Корпус был набран с применением трех сортов стали: обыкно­венной мягкой судостроительной с предельным сопротивлением 42 кгс/мм2 и растяжением не менее 20%; повышенного сопротивления (до 63 кгс/мм2) с растяжением не менее 18%; высокого сопротивле­ния (до 72 кгс/мм2) с удлинением не менее 16%.

Линкоры имели три палубы, скосы нижней упи­рались в нижние кромки главного пояса брони. Внутрикорпусное пространство делилось на отсе­ки 13 поперечными и двумя продольными, отсто­явшими на 3,4 м от бортов, водонепроницаемыми переборками.

Кроме лаконичности силуэта, вторым относи­тельным преимуществом являлась значительная площадь бронирования надводного борта. Главный пояс простирался вдоль ватерлинии и состоял из вертикальных плит высотой 5,06 м. Имея на протя­жении 116,5 м своей длины (от 1-й до 4-й башни) толщину, равную 225 мм, пояс прикрывал погреба башен и корабельную энергетическую установку; в оконечностях его толщина уменьшалась до 125 мм (в районе ахтерштевня—до 100 мм). Верхний пояс на протяжении 116,5 м имел высоту 2,26 м и тол­щину 125 мм; в нос от 1-й башни его толщина рав­нялась 75 мм; на корму бронирование верхнего по­яса не распространялось.

Верхняя палуба была покрыта 37,5-мм броней. Бронирование внутренних палуб, да и все внутри-корпусное бронирование в целом, приоритетно но­сило противоосколочный характер. Средняя палуба была покрыта 25-мм броней (в межбортовом про­странстве 19-мм), нижняя — 12-мм броней (на ско­сах— 50-мм). Бортовые переборки выше средней палубы покрывались 37,5-мм броневыми плитами, ниже — 50-мм плитами. Толщину 100 мм на высо­те от нижней до средней палубы имел установлен­ный за румпельным отделением траверс, в трюме его толщина составляла 125 мм.

Броня стенок боевых рубок достигала 250 мм, их крыш —120 мм, пола боевых рубок и труб при­водов управления под ними — 70 мм.

Артиллерия главного калибра состояла из две­надцати 305-мм орудий с длиной ствола 52 калибра, размещенных в четырех трехорудийных башнях. Башни были расставлены так, чтобы иметь возмож­ность вести огонь на любой из бортов в следующих секторах: первая — от 0 до 155°; вторая и третья — от 25 до 155°; четвертая — от 25 до 180°. Таким образом, все орудия могли открыть огонь по цели, находящейся на курсовых углах от 25 до 155°, и, тем самым, сектор совместного бортового залпа имел угол 130°.

Вертикально орудия могли наводиться либо раз­дельно, либо по два, по три вместе. Сектор верти­кального наведения находился в пределах от-5° до +25°; время наведения в этих пределах составляло не более 10 с, наибольшая скорость горизонталь­ного наведения — 3 град/с. Время заряжания на углах возвышения до 13°, соответствовавшему дальности стрельбы 90 кб, составляло 40 с. При больших углах возвышения время между залпами доходило до 60 с.

Броня боковых и лобовой стенок башен имела толщину 203 мм, а задней стенки, являвшейся од­новременно и противовесом, — 305 мм. Крыша башни была прикрыта 76-мм броней.

Бронированные барбеты прикрывали встроен­ные в корпус цилиндрические фундаменты.

Внутри каждого фундамента размещался кони­ческий вращающийся стол. На верхней его плоско­сти находилась собственно бронированная орудий­ная башня с орудийными станками внутри. Стол опирался на шары, катавшиеся в кольцевом погоне фундамента. Снизу к столу крепилась труба подачи боезапаса. От бокового смещения башня удержи­валась подпружиненными вертикальными катками, размещенными между фундаментом и цилиндри­ческой частью податочной трубы. В нижней части вся вращающаяся конструкция центровалась шты­рем, входившим во втулку находившегося на дни­щевом перекрытии фундамента.

В подбашенном отделении размещались погре­ба боезапаса объемом из расчета 100 выстрелов на орудие. Снаряды и полузаряды хранились в них раздельно. Наводка, подача боезапаса в башню, открывание и закрывание замков, подача в ствол снарядов и полузарядов осуществлялись механиз­мами, имевшими электрический и гидроэлектричес­кие приводы.

Противоминная артиллерия в составе шестнад­цати 120-мм орудий с длиной ствола 50 калибров размещалась в казематах средней палубы, образованных бортом и продольной переборкой. В каж­дом каземате, разделенном бронированным травер­сом, было установлено по два орудия. Орудия вра­щались на основаниях, которые были жестко скреп­лены с кольцевыми щитами из противоосколочной брони, прикрывавшими амбразуры и вращавшими­ся вместе с орудиями. Сектора горизонтальной на­водки позволяли сосредотачивать огонь не менее четырех орудий по находившейся на любом курсо­вом углу цели. Углы возвышения орудий противо­минной артиллерии составляли 25°. Проектный бое­запас, размещенный в погребах под казематами, со­ставлял 250 (впоследствии до 300) выстрелов на орудие.

Для управления стрельбой главного и противо­минного калибров корабли были оборудованы сис­темой Гейслера. В ее комплекс входили приборы, задающие данные, электрические цепи передачи ин­формации, принимающие приборы. Для измерения дистанций предназначались два оптических шести­метровых дальномера, установленных на мостиках над боевыми рубками. Данные для ведения огня подготовлялись непосредственно под руководством находившегося в боевой рубке старшего артилле­рийского офицера. В этих данных, исходя из требо­ваний баллистических таблиц, учитывались курс, скорость, как собственная, так и корабля противни­ка, время полета снаряда, плотность воздуха, на­правление и скорость ветра, отклонение снаряда за счет вращения, а также многие другие параметры. Кроме того, каждая башня и каждый противомин­ный плутонг могли выбирать цель и вести огонь по ней самостоятельно.

В соответствии с проектом, предполагалось ус­тановить на каждом линкоре по восемь 75-мм, че­тыре 47-мм и четыре 63,5-мм зенитных орудия. Но фактически из-за нехватки пушек такого назначе­ния на «Севастополь» и «Полтаву» установили по два 75-мм и одному 47-мм орудию, а на «Петро­павловск» и «Гангут» — по два 63,5-мм и одному 47-мм орудию.

Несмотря на всю спорность вопроса о необхо­димости торпедного вооружения на кораблях тако­го класса, на новых линкорах установили по четыре бортовых 450-мм подводных торпедных аппарата с боезапасом по три торпеды на аппарат.

Приоритет линейного расположения 305-мм ору­дий определил расположение внутренних помеще­ний и, в первую очередь, отделений главной энергетической установки, которые были «рассредото­чены» между подбашенными отделениями.

Котельная установка состояла из 25 котлов си­стемы Ярроу, размещенных в четырех котельных от­делениях. Первое котельное отделение находилось между 40 и 46 шп. В нем размещалось три малых котла, предназначенных для использования только жидкого топлива; площадь нагревательной поверх­ности каждого их них равнялась 311,9 м2. Осталь­ные 22 котла имели большие размеры и площадь нагревательной поверхности по 375,6 м2. Шесть из них, жидкотопливных, находились во втором котель­ном отделении, расположенном между 46 и 57 шп. По восемь котлов, имевших смешанное отопление, было установлено в третьем и четвертом котельном отделениях, размещавшихся соответственно от 64 до 75 и от 75 до 86 шп.

Форсировка котлов в целях достижения наи­большего 23-узлового хода осуществлялась до­полнительным интенсивным сжиганием мазута, рас­пыляемого в топочном пространстве форсунками Торникрофта. Нормальный запас топлива составлял 816 т угля и 200 т мазута, полный запас — соответ­ственно 1500 и 700т.

Носовая дымовая труба находилась на 501/2 шп. Диаметр ее равнялся 4,32 м, а высота над палубой — 14,6 м. На расстоянии 29,4 м от нее, на 75 шп., находилась кормовая дымовая труба, имевшая диа­метр 5,60 м и ту же высоту, что и носовая.

Главные механизмы состояли из работавших на четыре гребных вала десяти турбин системы Парсонса, размещавшихся в трех (два бортовых и одно среднее) машинных отделениях в корму от третьей башни (93—107 шп.), и холодильников (конденса­торов) к турбинам, расположенных в двух соседних с турбинными отделениях (107—117 шп.).

В бортовых турбинных отделениях помещалось по две турбины высокого давления: впереди — переднего хода, позади — заднего. В среднем от­делении находились: впереди—две турбины крей­серского переднего хода, левая — среднего давле­ния, правая — высокого; в корму от них—две тур­бины низкого давления, каждая — переднего и зад­него хода.

Начальное рабочее давление в турбинах состав­ляло 11,3 атм. Суммарная мощность турбин дости­гала 32 000 л.с. при частоте вращения 280 об/мин, что обеспечивало достижение скорости 21,75 уз. При форсированном режиме эти значения возрас­тали — мощность достигала 42 000 л.с. (прибли­зительно 300 об/мин), а скорость хода — 23 уз.

Источниками электроэнергии служили два ди­зель-генератора и четыре турбогенератора мощно­стью 320 кВт каждый. Напряжение постоянного тока равнялось 225 В. В условиях боя они снабжали все системы и устройства, обеспечивающие связь, ве­дение огня, управление кораблем, а также две тре­ти осветительных приборов.

Движителями кораблей являлись четыре трех­лопастных гребных винта, каждый диаметром 3,28 м и с шагом 3,05 м. Плоскость вращения средних вин­тов находилась в районе 139 шп. и отстояла на 3,05 м от диаметральной плоскости и на 2,44 м от кромки киля. Крайние винты располагались на 132 шп. и отстояли от диаметральной плоскости и киля соот­ветственно на 6,40 и 3,05 м.

Каждый из кораблей управлялся двумя руля­ми: большим площадью 28,3 м2 и малым площа­дью 13,5 м2. Наибольшее время перекладки боль­шого руля из среднего положения на борт (35°) составляло 30 с. Радиус установившейся циркуляции достигал 239 м при угле крена 3,4°. Наибольший же возможный крен, при внезапной перекладке руля, не превосходил 10°.

Якорно-швартовное устройство состояло двух становых и одного запасного якоря системы Холла массой 8,23 т каждый. Якоря выбирались цепью калибром 76 мм. Два электрических шпиля для вы­бирания тросов находилось в корме, и два, уже па­ровых, того же назначения — в носу. Там же име­лись два паровых шпиля для выбирания якорных канатов.

Мощность машин паровых шпилей составляла 250 л.с. Наибольшее усилие тяги канатных паровых шпилей равнялось 25 тс.

В состав шлюпочного вооружения входили: два паровых катера массой по 14 т, размещенных по бортам верхней палубы в районе 102—112 шп.; два 20-весельных барказа массой по 3,46 т, размещен­ных между паровыми катерами; на рострах над 20-весельными барказами находились два мотор­ных катера; два 20-весельных моторных барказа— по бокам кормовой трубы; два 6-весельных вель­бота (капитанский массой 0,592 т и спасательный массой 0,703 т) — на шлюпбалках между 49 и 53 шп.; два 6-весельных яла массой по 0,64 т — на шлюп­балках между 41 и 48 шп.

Фок-мачта корабля находилась на 46 1/2 шп., грот-мачта—на 1081/2 шп. Расстояние между мач­тами составляло 74,4 м. Клотики мачт располага­лись над верхней палубой на высоте 40,4 м и 32,6 м соответственно. Марс фок-мачты возвышался над верхней палубой на 23,6 м, марсы грот-мачты — на 16,3 ми 8,7м.

Корабли были оборудованы водоотливной, осу­шительной, пожарной системами, а также системой выравнивания крена и дифферента и системой оро­шения и затопления артиллерийских погребов.

Осушительная система состояла из девяти трюмно-пожарных насосов системы Вартингтона производительностью по 75 т/ч каждый. По одному насосу размещалось в каждом из котельных и тур­бинных отделений и по одному—в каждом из двух отделений холодильников (конденсаторов). Управ­ление клапанами этих насосов находилось возле са­мих насосов.

Водоотливная система включала в себя 14 гид­равлических турбинных насоса системы инженера-механика Ильина производительностью по 500 т/ч, которые размещались в различных важнейших по­мещениях трюма. Каждый из них откачивал воду из своего помещения, но при необходимости по пе­репускной системе к нему могла подаваться вода и из соседних помещений.

Управление водоотливными насосами и клапа­нами перепускной системы осуществлялось с верх­ней палубы; исключение составляли клапаны око­нечностей.

В пожарную систему, кроме упомянутых выше, девяти трюмно-пожарных насосов входили также два центробежных насоса производительностью по 150 т/ч. Пожарная магистраль была кольцевой и рас­полагалась под нижней палубой, поднимаясь у край­них башен под среднюю палубу. Магистраль имела перемычки в котельных и турбинных отделениях, от­делениях холодильников (конденсаторов). Диаметр труб магистрали равнялся 150 мм. Насосы присое­динялись к магистрали при помощи поперечных труб диаметром 75 мм. От магистрали шли отрост­ки наверх и вниз к 76 пожарным клапанам. Кроме случаев использования при пожаре, пожарная сис­тема предназначалась и для прочистки решеток кингстонов, фановых и сточных труб, для инжекто­ров осушительной системы при выкачивании гряз­ной воды из бань и прачечных.

Система затопления была оборудована 28 кинг­стонами с клапанными коробками. Для обеспече­ния затопления из отделений трюма на среднюю палубу шли «воздушные» трубы. Со средней палу­бы осуществлялось и управление затоплением.

Система выравнивания крена и дифферента со­стояла из кингстона, затопляющего через перепуск­ные клапаны и трубы по четыре отсека на каждом борту.

Помещения корабля вентилировались 111 венти­ляторами общей производительностью 317 400 м3 воздуха в час. Из них 29 вентиляторов имели про­изводительность по 6000 м3; 25 вентиляторов — по 3000 м3; 57 вентиляторов — по 1200 м3. Венти­ляторы объединялись в различные группы, обслу­живавшие ряд автономных систем. Диаметр тру­бопроводов этих систем колебался в пределах от 50 до 474 мм.

К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состо­яла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов.