• Содержание
  • Императорская яхта «Штандарт»
  • Устройство яхты «Штандарт»
  • Под штандартом государя
  • Проектирование и переоборудование яхты в минный заградитель
  • Таблицы
  • Боевой путь минного заградителя «Марти»
  • Литература и источники
  • Издательство об авторе

14---2008

Мидель-шпангоут

Минный заградитель «МАРТИ»

Г.И. Зуев
  • Императорская яхта «Штандарт»
  • Устройство яхты «Штандарт»
  • Под штандартом государя
  • Проектирование и переоборудование яхты в минный заградитель
  • Боевой путь минного заградителя «Марти»
  • Таблицы
  • Чертежи
  • Иллюстрации

«Марти» — вступление в строй этого минного заградителя ознаменовало собой подлинный успех отечественного кораблестроения в создании военных кораблей подобного класса. Оценивая его тактикотехнические элементы, начальник отдела кораблестроения УМС РККА Б.Е. Алякрицкий в рапорте руководству военно-морскими силами страны особо отметил, что «Краснознаменный Балтийский флот получил лучший в мире минный заградитель. В ходе модернизации бывшей императорской яхты “Штандарт” успешно освоено конструирование механизации транспортировки и постановки мин, а в “Судпроекте” и на заводе им. Марти созданы опытные кадры по строительству специальных надводных кораблей».

Среди кораблей советского ВМФ минный заградитель «Марти» занимает особое место. Наиболее яркими страницами его службы стали боевые действия на Балтике в начальный период Великой Отечественной войны.

«Марти» стал одним из первых отечественных кораблей, награжденных за отличное выполнение заданий командования и за героизм личного состава высоким гвардейским званием.

Представленная работа знакомит любителей истории отечественного флота с наиболее яркими страницами службы этого легендарного корабля.

Под штандартом государя

Члены императорской семьи регулярно совершали на «Штандарте» путешествия по Балтийскому и Черному морям, наносили официальные визиты главам других государств. Плавала яхта сравнительно мало, но ежегодно весной начинала кампанию, а спускала вымпел глубокой осенью. «Штандарт», всегда готовый к походу, постоянно стоял на якоре на Кронштадском рейде. На нем несли службу командиры и офицеры из Гвардейского экипажа, кандидатуры которых утверждались самим царем. Как правило, это были моряки, имевшие определенный опыт службы на других кораблях и побывавшие в боевых операциях. На бескозырках 355 матросов «Штандарта» развевались на ветру черно-оранжевые георгиевские ленты.

Николай II ежегодно с семьей и свитой летом некоторое время проводил в плавании на яхте «Штандарт» в финских шхерах, осматривая живописные бухты и острова. Летом 1907 года яхта, которую вел опытный финский лоцман И. Блумквист, 35 лет водивший корабли в районе шхер, села на камни. Фарватер, по которому должен был идти корабль, опасений согласно карте, не вызывал. Лоцман также уверенно подтвердил полную безопасность фарватера для прохода «Штандарта».

Однако 29 августа в 4 ч 55 мин на расстоянии полукабельтова от острова Граншер он неожиданно наскочил на камень, не указанный на карте. Мягко качнувшись, судно остановилось с креном на правый борт.

Машины были остановлены, и на яхте объявили аварийную тревогу. При ударе о камень дал трещину форштевень, появились две пробоины в носовой части, были затоплены две передние кочегарки, помято первое дно под машиной и выгнут фундамент в кормовой кочегарке. Императорскую семью пересадили на посыльное судно «Азия» и доставили на борт колесной яхты «Александрия».

12 ноября 1907 года в зале Морской библиотеки Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге состоялся суд над виновниками аварии, в числе и над командиром «Штандарта» И.И. Чагиным. Суд, ввиду его боевых заслуг в Цусимском сражении, где он командовал крейсером «Алмаз», объявил командиру яхты выговор и отстранил от командования судном. Кассационный же суд, состоявшийся 21 декабря, полностью оправдал капитана 1 ранга И.И. Чагина и восстановил его в качестве командира «Штандарта». Позднее его даже зачислили в свиту царя и произвели в контр-адмиралы.

Любопытно, что через несколько лет «Штандарт» снова едва не потерпел аварию, получив вмятину в борту все в тех же шхерах. По особому распоряжению водолазы достали злополучный камень со дна моря, привезли в Кронштадт и положили с соответствующей надписью в Петровском парке.

В 1906 году на яхте смонтировали совершенные по тому времени приборы дальней связи, которые прошли технические испытания в условиях длительного плавания.

1 июня командир судна направил в управление Морского генерального штаба рапорт с отчетом о результатах испытаний нового искрового телеграфа: «На вверенной мне яхте установлены аппараты искрового телеграфа системы “Телефункен”. Контрольный район действия 100 миль, как для отправления, так и для получения радиограмм».

Наибольшее расстояние, с которого были получены радиограммы на ленту, составило 180 миль с форта Меншиков и с учебного судна «Океан» и крейсера «Адмирал Корнилов».

В 1912 году «Штандарт» ошвартовался к стенке Франко-Русского завода для капитального ремонта. Согласно дефектным ведомостям на судне провели ремонт главных машин и вспомогательных механизмов, заменили водяные коллекторы и нижние трубки котлов.

В конце июня 1914 года «Штандарт» вернулся с Черного моря в Кронштадт, а 1 июля ушел с Николаем II и его семейством на борту в финские шхеры, где пробыл до 6 июля. Это плавание на любимой яхте стало последним для русского императора.

Началась Первая мировая война. В 1915 — 1916 годах «Штандарт» использовался в качестве посыльного судна, ходил из Кронштадта в Гельсингфорс.

В 1917 году, в дни Февральской революции судно стояло у одной из пристаней Петроградского военного порта. С этого времени «Штандарт» стал числиться уже «бывшей» императорской яхтой и в середине июля ушел в Гельсингфорс.

По условиям Брестского мирного договора, заключенного 3 марта 1918 года с Германией, Советская Россия обязывалась вывести из портов Эстонии и Финляндии свои военные корабли в русские порты или немедленно их разоружить.

12 марта начался Ледовый поход Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. Бывшая императорская яхта «Штандарт» в составе третьего отряда кораблей, используя канал, пробитый ранее ледоколами, самостоятельно ушла из Гельсингфорса в Кронштадт, где ее сразу же вывели в резерв и вскоре поставили на долговременное хранение в Военную гавань Кронштадта. Незадолго до этого «Штандарт» по требованию матросов переименовали в «18 марта», в память первого дня Парижской коммуны.