wunderwaffe.narod.ru · html
Линейные корабли типа «ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ»
Р.М. Мельников- Проектирование
- Постройка и испытание
- Линкоры контролируют Черное море
- 25 взрывов в Северной бухте
- Корабли уходят под Андреевским флагом
- Таблицы
- Чертежи
- Иллюстрации
wunderwaffe.narod.ru · html
Корабль, которому была суждена недолгая, но славная жизнь. Его судьба до удивления похожа на судьбу его давнего исторического предшественника — флагманского корабля адмирала П.С.Нахимова. У обоих — счастливое удачливое начало боевой деятельности: парусная «Императрица Мария» под флагом П.С.Нахимова возглавляла русскую эскадру в Синопском бою 18 ноября 1853 года (все даты до 1 февраля 1918 года приведены по старому стилю), у обоих — всего лишь один год службы и до обидного несправедливая гибель — не в открытом море, а в родной Севастопольской бухте. Почти столь же драматичной оказалась судьба и трех других линкоров некогда могучего Черноморского флота: «Императрицы Екатерины Великой», «Императора Александра III» и «Императора Николая I». Носившие звучные имена представителей трехсотлетней династии, слишком уж не соответствовавшие дням несчастливого для России правления ее последнего монарха императора Николая II, они ненадолго пережили «Императрицу Марию».
Судьбы «Императрицы Марии» и ее сверстников неразрывно переплелись с событиями эпохи. В линкорах материализовались и многогранный талант отечественных инженеров, и традиционная доблесть русских моряков, и вечная боль цусимской трагедии, и новь возрожденного флота, поднявшегося до высших ступеней искусства массирования огня. Эти корабли — свидетельство высокого, на уровне мировых образцов, развития отечественной промышленности и частного предпринимательства, сумевших в считанные месяцы почти на голом месте создать первоклассные заводы, строившие мощные корабли.
Взывают к памяти уроки гибели «Императрицы Марии»: опыт и потрясения многих десятилетий новой истории оказались необходимы для того, чтобы во всей ясности увидеть проявления «человеческого фактора», который одной своей стороной обусловил роковые промахи в проектировании корабля, а другой, как это понятно сегодня, привел его к гибели. Извечными останутся и споры историков о причинах непостижимо быстрого развала в конце 1917 года еще недавно высокоорганизованного, отлично действовавшего Черноморского флота, не перестанет волновать и высокая трагедия заграничного исхода флота в ноябре 1920 года...
Неторопливо, всезнании собственного величия и значимости момента, входила «Императрица Мария» на севастопольский рейд 30 июня 1915 года. И ликование, охватившее в тот день город и флот, было сродни, наверное, общей радости тех счастливых дней ноября 1853 года, когда на тот же рейд после блистательной победы у Синопа возвращалась под флагом П.С.Нахимова 84-пушечная «Императрица Мария». И как отголосок тех славных событий звучали слова приветственной телеграммы, в которой верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич напутствовал новый корабль пожеланием продолжить «традиции своего славного предка в Синопском сражении». Долгую и славную жизнь прочили ему! Весь флот с нетерпением ожидал того момента, когда «Императрица Мария», выйдя в море, выметет за его пределы изрядно осточертевшего «Goeben» (получившего после фиктивной продажи Турции наименование «Султан Селим Явуз», этого, на флотском жаргоне, «дядю» с его не менее надоедливым «племянником» — крейсером «Breslau» («Мидили»).
Почти сразу зародилась и собственная корабельная традиция — прослужившего на корабле значительное время офицера награждать особой выделки саблей с накладным на эфес эмалевым изображением иконы Святого Николая Угодника (его выполнил мичман Г.Р.Вирен) и гравировкой названия корабля на клинке. Устав о сабле, разработанный кают-компанией корабля, был одобрен командующим флотом и утвержден морским министром.
Отгремела медь оркестров, улеглись радость и волнение, флот вернулся к суровым военным будням. Пополнив запасы и дав недолгий отдых экипажам, снова уходила в море бригада линейных кораблей. Буксиры у входа на рейд то и дело отводили и ставили на прежнее место боновое заграждение: движение на подходе к базе было почти постоянное. Отправляясь в поход, снимались с якорей и растворялись в ночи эсминцы и подводные лодки; очищая фарватер от мин, утюжили море неутомимые тральщики, и отчаянные морские летчики на своих зыбких аэропланах вылетали в море встречать свои корабли и охотиться за подстерегавшими их немецкими подводными лодками.
И зная, как трудно приходится флоту, как рискуют старые линкоры при каждой встрече с «Goeben», на «Императрице Марии» изо всех сил старались ускорить начавшуюся с уходом из Николаева программу приемных испытаний. На многое, конечно, приходилось закрывать глаза и, полагаясь на обязательства завода, откладывать устранение недоделок на время после официальной приемки корабля. Так, много нареканий вызвала система аэрорефрижерации погребов боезапаса — оказалось, что весь «холод», исправно вырабатывавшийся «холодильными машинами», поглощался разогревавшимися электродвигателями вентиляторов, которые вместо теоретического «холода» гнали в погреба боезапаса свое тепло. Поволноваться заставили и турбины, но сколько-нибудь существенных неполадок (кроме последствий небрежного монтажа маслоохладителя и неотрегулированности предохранительных клапанов котлов) не произошло.
С 9 по 23 июля 1915 года «Императрица Мария» находилась в сухом доке Императора Николая II в Панаиотовой балке (ныне Северный док). На корабле осмотрели гребные винты, дейдвуды, кингстоны, окрасили днищевую часть зеленым патентом. 24—25 июня было погружено 1222 т угольных брикетов и боеприпасы (перед началом их погрузки осадка составляла 8,74 м носом и 8,66 м кормой, по окончании — 8,94 и 8,71 м соответственно), проверены стрельбой болванками торпедные аппараты. Все это время приходили рабочие порта и заводов: например, 26 июня на борту их находилось 438 человек.
6 августа в 5 ч линкор приготовили к бою, в 6 ч 45 мин прибыл со штабом командующий флотом А.А.Эбергард. Эсминцы охранения ушли в море, а «Императрица Мария» начала разворачиваться с помощью машин. Но выход в море, к которому так долго и напряженно готовились, не состоялся. Поспешность, нервозность (от присутствия командующего) и недостаточная обученность экипажа привели к беде: неожиданно упавшей шлюпбалкой 6-весельной шлюпки № 1 при уборке ее по-боевому был наповал убит руководивший работами лейтенант Б.Г.Миркович. На линкоре сыграли сигнал «Боевую готовность разоружить», а командующий со штабом вернулся на «Георгий Победоносец».
Следующий выход в море состоялся 13 августа. Пары начали поднимать уже в 4 ч, к 6 ч 05 мин корабль был готов к бою. В 7 ч 55 мин, с прибытием на борт командующего, на линкоре подняли его флаг. Миновав боны и Константиновскую батарею, «Императрица Мария» легла на ставший вскоре привычным и занимавший полтора часа путь в море протраленным каналом до Херсонесского маяка.
В море занимались интенсивными эволюциями, провели пробную стрельбу из 130-мм орудий правого борта, а в 16 ч 20 мин начали предварительные замеры скоростей на пробегах между мысами Аю-Даг и Ай-Тодор. 14 августа линкор провел стрельбу из 305-мм орудий. В течение 50-часового похода 13— 15 августа 1915 года вдоль южного берега Крыма средняя скорость составила около 21 уз (при водоизмещении 24 000 т и мощности турбин 26 000 л.с.). В топках 20 котлов за 3 ч сожгли 52 т угольных брикетов Южно-Бельгийского общества, что соответствовало даже меньшему удельному расходу, чем предусматривалось спецификацией (0,72 вместо 0,8 кг на 1 л.с. в час).
К 25 августа приемные испытания завершились, хотя доводка корабля продолжалась еще долгие месяцы. По указанию командующего флотом для борьбы с дифферентом на нос пришлось сократить боезапас двух носовых башен (со 100 до 70 выстрелов) и носовой группы 130-мм пушек (с 245 до 100 выстрелов). Недостаточность этих мер заставила Технический совет Главного управления кораблестроения в июне 1916 года согласиться снять на линкоре «Император Александр III» две носовые 130-мм пушки (их основания следовало оставить на месте) с заделкой амбразур броневыми листами на болтах, упразднить их погреба, перенеся в них подшкиперскую, а также уменьшить длину одной из якорных цепей на 137,3 м. Все эти мероприятия давали возможность уменьшить дифферент на нос на 0,406 м. Вот так в конце концов проявили себя последствия проектных перегрузок по инициативе заказчика. На «Императрице Екатерине Великой», используя опыт «Императрицы Марии», уже при достройке сделали необходимые изменения путем сдвижки всех возможных грузов на две шпации в корму.
Все знали, что с вступлением в строй «Императрицы Марии» «Goeben» без крайней нужды из Босфора не выйдет — флот смог планомерно и в более широких масштабах решать свои стратегические задачи.
Тогда же для оперативных действий в море, сохранив административную бригадную структуру, образовали несколько мобильных временных соединений, названных маневренными группами. В 1-ю вошли «Императрица Мария» и крейсер «Кагул» с выделенными для их охраны эсминцами. Такая организация позволяла (с привлечением подводных лодок и авиации) осуществлять более действенную блокаду Босфора. Только в сентябре—декабре 1915 года маневренные группы десять раз выходили к берегам противника и провели в море 29 дней: Босфор, Зонгулдак, Новороссийск, Батум, Трапезунд, Варна, Констанца — у всех берегов Черного моря можно было видеть тогда стелющийся по воде длинный и приземистый силуэт грозного линкора.
И все же поимка «Goeben» оставалась мечтой всего экипажа. Не раз приходилось офицерам «Императрицы Марии» поминать недобрым словом руководителей МГШ и бывшего министра А.С.Воеводского, уменьшивших ход у их корабля по крайней мере на 2 уз, что не оставляло надежд на успех погони за «Goeben» — помочь мог только случай.
Первая встреча с «Goeben» выпала не «Императрице Марии», а совершавшей свой первый боевой поход «Императрице Екатерине Великой» (испытания ее артиллерии и приборов управления артиллерийским огнем были завершены буквально за месяц до этого). Произошла она у острова Кирпен утром 26 декабря 1915 года благодаря блестящим действиям эсминцев «Пронзительный» и «Пылкий», которые и навели вышедший в море «Goeben» на поджидавший его русский линкор. Опознав своего противника, германский линейный крейсер тотчас повернул к Босфору.
Стремясь, по-видимому, с максимальным эффектом использовать мощь бортового залпа, «Императрица Екатерина Великая» не сразу легла на курс погони, а некоторое время шла параллельно. Этого оказалось достаточно, чтобы «Goeben» успел-таки реализовать свое преимущество в скорости (из-за обрастания корпуса и изношенности подшипников гребных валов он мог дать немногим более 24 уз). Окруженный фонтанами воды от падений снарядов русского линкора (палуба была испещрена следами осколков, пробит гафельный флаг), он, однако, сумел увеличить расстояние, составлявшее в начале боя 125 кб, и уйти от погони. Точно так же из-под огня «Императрицы Екатерины Великой» 3 апреля 1916 года вывернулся и «Breslau».
Можно долго спорить, что в этих случаях являлось определяющим: просчеты ли русского командования, военное ли счастье немцев, но как бы то ни было, эти операции зиждились на классической, отработанной веками тактике применения морских сил, а между тем бурное развитие авиации и возросшая активность подводных лодок настоятельно требовали поиска новых способов ведения боевых действий даже на таком закрытом морском театре, как Черное море.
Еще недавно прикрывавшаяся авиацией при переходе из Одессы «Императрица Мария» 24 января 1916 года возглавила вошедшую в историю крупную комбинированную операцию, в которой едва ли не впервые в мире главная роль отводилась авиации. Четырнадцать гидросамолетов с авиатранспортов (гидрокрейсеров) «Император Александр I» и «Император Николай I» под прикрытием 1-й маневренной группы и четырех эсминцев преодолели низкую облачность и подвергли массированной бомбежке причалы, сооружения и суда в Зонгулдаке.
«Лодочный синдром», уже сковавший флоты воюющих держав на западе и в Средиземном море, начал сказываться и в Черном море. Кораблей для охраны линкоров явно не хватало, а в предстоявших операциях у Босфора неизмеримо должна была возрасти и минная опасность.
Дредноуты же по-прежнему оставались без очевидно необходимой конструктивной защиты. Против мин заграждения испытывали фортралы, против торпед — сети. Устройство их постановки и автоматической уборки устанавливалось в соответствии с патентом английского изобретателя Кемпа: лицензию на его производство ОНЗиВ приобрело с правом применения на всех строившихся в России кораблях. В крайнем случае для форсирования минных заграждений впереди дредноутов предполагалось пустить «Синоп» и «Ростислав», для которых уже готовили защитные кессоны.
Ободренный снизившейся (из-за возросшей подводной опасности) активностью русских линкоров, «Goeben» в начале июля 1916 года предпринял впервые за время войны дальний рейд к Новороссийску. Отлично работавшая русская агентура и на этот раз заблаговременно сообщила о планах немецкого командования, и к Босфору спешно направилась «Императрица Екатерина Великая». Однако сам командующий флотом адмирал А.А.Эбергард вышел в море лишь получив известие о бомбардировке «Goeben» и «Breslau» Туапсе и Сочи. Без нужды растянув операцию (ее, видимо, можно было закончить раньше, перехватив «Goeben» на полпути к Новороссийску), русский командующий сам же и не выдержал ее напряжения: не встретив «Goeben» в море и решив, что германский крейсер благодаря своей непостижимой везучести уже успел уйти в Босфор, командующий флотом вернулся в Севастополь, отозвав и «Императрицу Екатерину Великую». А между тем «Goeben» благополучно прошел в Босфор со стороны румелийского берега.
Эта слишком уж явная оплошность, вызвавшая на флоте всеобщее негодование и утвердившая за командующим прозвище «Гебенгард», и стала, по-видимому, причиной его смещения. На его место прибыл с Балтики вице-адмирал А.В.Колчак.
Судьба, словно вознамерившись немедленно проверить этот выбор, тут же предоставила новому командующему шанс отличиться: сведения о выходе «Breslau» для новой диверсии у Новороссийска были получены 9 июля, и А.В.Колчак сразу же на «Императрице Марии» вышел в море.
Все складывалось как нельзя лучше. Курс и время выхода «Breslau» были известны, точка перехвата рассчитана без ошибки. Гидросамолеты, провожавшие «Императрицу Марию», удачно атаковали караулившую ее выход подводную лодку UB7, не дав ей выйти в атаку, эсминцы, шедшие впереди линкора, в намеченной точке перехватили «Breslau» и связали его боем.
Охота развернулась по всем правилам — эсминцы упорно прижимали пытающийся уйти германский крейсер к берегу, «Кагул» неотступно висел на хвосте, пугая немцев своими, правда, не долетавшими залпами. «Императрице Марии», развившей полную скорость, оставалось лишь выбрать момент для верного залпа. Но то ли эсминцы не были готовы взять на себя корректировку огня дредноута, то ли на ней берегли снаряды сокращенного боекомплекта носовой башни, не рискуя бросать их наугад в ту дымовую завесу, которой «Breslau» немедленно окутывался при опасно близких падениях снарядов, но решающего залпа, который мог бы накрыть «Breslau», не получалось.
Если бы на российском линейном корабле было две носовых башни, их методичная стрельба с разбросом по площади пятна дымовой завесы могла бы, наверное, накрыть германский крейсер, заставить его сбавить скорость, а может быть, и сразу уничтожить.
Вынужденный отчаянно маневрировать (машины, как писал немецкий историк, были уже на пределе выносливости), «Breslau», несмотря на свою 27-узловую скорость, неуклонно проигрывал в пройденном по прямой расстоянии, которое уменьшилось со 136 до 95кб.
Спасла германский крейсер только чистая случайность — налетевший шквал. Укрывшись за пеленой дождя, «Breslau» буквально выскользнул из кольца русских кораблей и, прижимаясь к берегу, проскочил в Босфор.