wunderwaffe.narod.ru · html
Линейные корабли типа «МАРАТ»
А.М. Васильев- Линкоры возвращаются в строй
- Модернизация трех линкоров. Судьба «Фрунзе»
- Линкоры в огне Великой Отечественной
- Послевоенные будни и финал
- Таблицы
- Чертежи
- Иллюстрации
wunderwaffe.narod.ru · html
Имя этого корабля стало нарицательным в отечественной истории. Этап послереволюционного воссоздания и дальнейшего развития флота, продлившийся до 50-х годов XX века, этап главенствования надводных артиллерийских кораблей, можно смело назвать эпохой линейных кораблей типа «Марат».
В предвоенный период три линейных корабля — «Марат», «Октябрьская революция» и «Парижская коммуна» — символизировали боевую мощь Советского Военно-Морского Флота. Следует, конечно, помнить, что, несмотря на проведенную модернизацию, они оставались морально устаревшими кораблями, пригодными для морского боя разве что с финскими и шведскими броненосцами береговой обороны на Балтике, а на Черном море — со своим сверстником, турецким линейным крейсером «Yawuz» (бывший германский «Goeben»). По сравнению с последним линкор «Парижская коммуна» имел большие предельную дальность стрельбы главного калибра (161 вместо 127 кб) и огневую производительность (12,48 вместо 9,15 т/мин), а также более широкую зону свободного маневрирования под огнем (от 55 до 140 кб вместо от 63 до 100 кб), но уступал ему по скорости полного хода (около 23 вместо 27 уз).
После окончания Гражданской войны к лету 1921 года Морские силы Балтийского моря (МСБМ) располагали четырьмя сравнительно современными линейными кораблями — дредноутами типа «Севастополь», заложенными в 1909 году, спущенными на воду в 1911 и вступившими в строй в конце 1914 года. «Марат» (до 31 марта 1921 года именовавшийся «Петропавловск) и «Парижская коммуна» (до 31 марта 1921 года — «Севастополь») стояли в Кронштадте, а «Гангут» и «Полтава» — в Петрограде, на длительном хранении у стенки Адмиралтейского завода; при этом последний был тяжело поврежден пожаром, возникшим по недосмотру вахтенных.
Восстановление и введение в строй балтийских дредноутов и можно считать началом становления Военно-Морского Флота РСФСР, а позднее — СССР.
Конкретные предложения по объему модернизации были разработаны в конце 1927 года, а осенью 1928 года корабль был поставлен к стенке Балтийского завода (заказ С-1101). Первоначально предполагалось завершить все работы в мае 1930 года, но вскоре срок их окончания был перенесен на май 1931 года. Это объяснялось, в частности, тем, что корабль пришел на завод еще до того, как был готов проект его модернизации — хотели сэкономить время за счет периода организационной неразберихи и выполнения демонтажных работ. Позже, в марте 1931 года, начальник Технического управления А.К.Сивков в докладе начальнику ВМС РККА Р.А.Муклевичу оправдывался так: «...с проектами дело было скверно. Это, конечно, вредительство, но постановку корабля в ремонт без проектов в той обстановке все же следует считать правильной, так как иначе мы бы не получили линкора и в 1933 году».
Заслушивание в НТКМ проекта модернизации линкора, разработанного КБ Балтийского завода по указаниям Технического управления, состоялось лишь 28 апреля 1929 года. Проект предусматривал перевод котлов со смешанного на чисто нефтяное отопление, причем из двух возможных вариантов — замены прежних 25 котлов на 12 более производительных (с линейных крейсеров типа «Измаил») либо переоборудования старых котлов с уменьшением их числа до 22 — был выбран второй, менее рациональный технически, но зато более дешевый (затраты соответственно 3,2 и 2,7 млн. руб.). Проектом предусматривались также переделка мачт, установка в носовой части ограждения для предотвращения ее заливаемости на волнении, повышение скорострельности орудий главного калибра, усиление зенитной артиллерии (установка четырех 37-мм орудий на крыше боевой рубки и на кормовом мостике), совершенствование средств связи, противохимической защиты и другие работы. В соответствии с проектом стандартное водоизмещение модернизированного линкора должно было составить 24 260 т, полное - 26 906 т, а скорость хода — 22,2 уз.
Наиболее серьезные работы были выполнены по механической части. Перевод котлов на жидкое топливо позволил отказаться от трех малых котлов (паропроизводительность по 10,4 т/ч), что позволило освободить от механического оборудования носовое котельное отделение. Во всех оставленных 22 котлах (паропроизводительность при смешанном отоплении по 11,5 т/ч, а при нефтяном не менее чем в 1,4 раза больше) сменили водогрейные трубки, прежние поршневые котельные вентиляторы были заменены турбовентиляторами, все три котельных отделения были поделены пополам поперечными переборками (на 51,5, 69,5 и 80,5 шпангоутах), что улучшило непотопляемость корабля. Прошли капитальный ремонт главные турбины, при этом были демонтированы не оправдавшие себя турбины крейсерского хода, размещавшиеся в среднем турбинном отделении. Вспомогательные механизмы заменили новыми с недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил». Были отремонтированы все трубопроводы и системы. В результате суммарная мощность главной энергетической установки достигла 56 800 л.с. (вместо прежних 42000л.с.), а при форсировке — 61110 л.с. Вместо 1700 т угля и 750 т мазута корабль стал принимать до 2000 т жидкого топлива, что обеспечило дальность плавания 2310 миль при скорости 14 уз. На заводских ходовых испытаниях 8 мая 1931 года линкор при мощности на валах 56 800 л.с. развил и легко поддерживал скорость 23,8 уз, что ранее достигалось в исключительных случаях.
Определенные изменения получили и корпусные конструкции. В носовой части установили спроектированную с учетом опыта «Парижской коммуны» увеличивающую высоту надводного борта наделку в виде полубака, в твиндеке которого (высота над верхней палубой 1,5 м в диаметральной плоскости и 1,2 м у бортов) были размещены плотницкая мастерская и аппаратура для постановки дымовых завес. Это потребовало снятия в районе 0— 13 шп. 76-мм брони верхнего пояса. На 14 шп. между палубой полубака и средней палубой был установлен 100-мм броневой траверз. На верхней палубе разместили волнолом той же высоты, что и носовая наделка. Были изготовлены и новые якорные клюзы. По всему корпусу сменили и переклепали пришедшие в негодность листы наружной обшивки, переборок, палуб и платформ (всего было заменено более 200 тыс. заклепок).
Значительные изменения претерпели надстройки и мачты, так, стержневую фок-мачту заменили башенноподобной, конструктивно оформленной в виде цилиндрической трубы, к которой присоединялись многочисленные площадки. Изменилась и носовая дымовая труба (ее верхний срез во избежание задымливания постов на фок-мачте был смещен в корму), что привело к появлению характерного для наших модернизированных линкоров силуэта.
В бывшем носовом котельном отделении были размещены: в трюме — центральный штурманский пост и (по бортам) погреба 76,2-мм зенитного боезапаса; на платформе — пост энергетики и живучести, центральный артиллерийский пост, радиоцентр и пост гидроакустики; в вышележащих твиндеках — агрегатная средств радиосвязи, шифр-пост; зрительный зал (газоубежище). Ряд новых жилых и служебных помещений появился на средней и нижней палубах (мастерские, прачечная, баня команды, амбулатория, политкабинет и другие).
В 1928—1931 годах удалось модернизировать 305-мм башни МК-3-12 только в части скорострельности: при углах возвышения орудий от -3° до +15° она достигла 3 выст./мин, а при больших углах (до предельного 25°) составила 2 выст./мин (вместо прежних 1,8 на всех углах). С легким (масса 314 кг вместо 409,9 кг) снарядом образца 1928 года, имеющим улучшенную аэродинамическую форму, предельная дальность стрельбы возросла до 170 кб (со старым снарядом —130 кб).
На топе фок-мачты был установлен командно -дальномерный пост КДП2 - 6, который из-за выявившейся при испытаниях вибрации пришлось амортизировать. На крыше кормовой рубки собирались установить открытый 8-м дальномер; подобными встроенными дальномерами были оснащены и башни главного калибра. Кроме того, существенно усовершенствовали ПУС системы Н.К.Гейслера. На второй сверху площадке фок-мачты установили два дальномерных поста для управления огнем противоминного калибра. Из-за отсутствия новой материальной части зенитная артиллерия осталась прежней (по три 76,2-мм орудия системы Лендера на двух концевых башнях). По этому поводу начальник управления вооружения ВМС РККА в справке от 16 марта 1930 года отмечал: «...находящиеся на вооружении 3" орудия образца 1915 года, конечно, неудовлетворительны, но в данный момент ни мы, ни армия ничего лучшего не имеют...Получить что-либо от своих заводов в ближайшее время надежды нет».
На корабле предусматривалось и авиационное вооружение: была установлена гидропланная лебедка с электроприводом, обеспечивающая возможность использования гидросамолета, как тогда говорили, «на стреле», то есть опускание его стрелой на воду для разбега и подъем с воды после полета. Гидросамолет-разведчик типа КР-1 размещался под стрелой на крыше 3-й башни. При модернизации корабль получил также новые радиоприемники, передатчики и гидроакустическую аппаратуру (шумопеленгатор). Кроме того, были значительно обновлены и усилены штурманское вооружение и средства внутрикорабельной связи.
Состав и мощность корабельных электростанций остались неизменными (четыре турбогенератора по 320 кВт, два дизель-генератора по 320 и два по120 кВт), однако прежние дизели, приводившие кормовые генераторы, были заменены новыми марки МАИ производства Коломенского завода. Было капитально отремонтировано все электрооборудование с заменой обмоток якорей электромоторов, части фидеров, кабелей, проводов и арматуры сети освещения. Кроме того сменили прожекторы с их преобразователями (новые типа МПЭС-90 имели дальность действия луча до 16 кб), а в носовой надстройке смонтировали пассажирский лифт. Корабль получил средства противохимической защиты: был герметизирован ряд помещений, установлены газофильтры, оборудованы дегазационная камера и посты санитарной обработки. В носу и корме установили дымаппаратуру.
Водоизмещение линкора порожнем после модернизации возросло на 377 т и достигло 21 947 т, метацентрическая высота при полном водоизмещении 25 890 т (оно оказалось меньшим, чем по проекту модернизации) оценивалась в 1,93 м. Общие затраты на ремонт и модернизацию корабля составили 16,7 млн.руб. (из них работы по корпусу, механизмам и электрооборудованию —12, по артиллерии — 2,78, по связи — 0,5 млн. руб.).
К весне 1931 года основной объем намеченных работ был выполнен, и 8 апреля на «Марате» подняли Военно-морской флаг, а 6 июня 1931 года обновленный линкор официально вошел в состав МСБМ. Начальник ВМС РККА Р.А.Муклевич докладывал по этому поводу наркому по военным и морским делам К.Е.Ворошилову: «Результаты (модернизации. — А.В.) следует признать весьма удачными... раньше ход был не более 23 уз, причем механики добивались этого в исключительных случаях и на очень короткое время. Теперь этот ход (23,4 уз) линкор может давать запросто. Артиллерийские переделки в башнях полностью себя оправдали. Скорострельность увеличилась почти вдвое, несомненно, что когда личный состав освоит новую технику, скорострельность будет еще выше. Новые средства центральной наводки запаздывают. Носовая наделка—новая вполне себя оправдала. Нос линкора на волнении совершенно сухой. Новые кормовые дизеля работают отлично...
На линкоре полностью достигнуты все улучшения, намеченные планом. Балтфлот в лице этого линкора получил огромное усиление своей боевой мощи».
После модернизации «Марат» ежегодно в периоды летних кампаний (обычно с мая по конец октября) участвовал во всех учениях и дальних походах флота, пройдя за 10 лет свыше 75 тыс. миль.
Не обошли корабль в мирное время и чрезвычайные происшествия. Так, 7 августа 1933 года из-за преждевременного открытия замка орудия после затяжного выстрела во 2-й башне вспыхнул пожар. Его возможные последствия —взрыв боезапаса и гибель корабля — были предотвращены затоплением погребов башни. Погибла вся прислуга башни (68 человек), но линкор был спасен и действия его командования были признаны правильными.15 октября 1933 года отремонтированная башня была введена в строй.
Вторым чрезвычайным происшествием стало столкновение с подводной лодки Б-3 (бывшая «Рысь») во время учений в Финском заливе 25 июля 1935 года. Вследствие ошибок командиров обоих кораблей вышедшая в учебную атаку на линкор подводная лодка была перерублена им почти пополам и затонула с экипажем в 55 человек (поднята 2 августа 1935 года спасательным судном «Коммуна»),
С 10 мая по 5 июня 1937 года «Марат» под командованием капитана 1 ранга В.И.Иванова совершил заграничный поход. 20 мая линкор участвовал в морском параде на Спидхедском рейде по случаю коронации английского короля Георга VI, показав при этом высокую морскую выучку. На обратном пути корабль нанес визиты в Клайпеду, Лиепаю и Таллин. Во время этого похода «Марат» прошел 3655 миль со средней скоростью 14 уз.
После окончания летних кампаний в зимние периоды линкор обычно проходил текущие ремонты, в последние предвоенные годы сочетавшиеся с частичным совершенствованием его вооружения и технических средств. С 1938 года началось постепенное обновление штурманского вооружения (установка нового эхолота, лага, гирокомпасов). В 1939 году было усилено бронирование крыш башен (с 76 мм до 152 мм), проведен капитальный ремонт их материальной части с заменой всех 12 стволов, несколько обновлено оборудование центральных артиллерийских постов. В 1940 году шесть открытых 76,2-мм зенитных орудий системы Лендера (на концевых башнях) заменили на такое же количество новых 76,2-мм артустановок 34-К с 12-мм броневыми щитами. Кроме того, на кормовых срезах разместили побортно еще две щитовые спаренные 76,2-мм артустановки 81-К, для чего пришлось снять два кормовых 120-мм орудия, в казематах которых были оборудованы погреба зенитного боезапаса. Управление огнем носовой и кормовой 76,2-мм зенитных батарей осуществлялось с помощью двух 3-м стереодальномеров и системы ПУАЗО «Планшет», установленных в 1932 году. В дальнейшем корабль получил шесть новейших по тому времени 37-мм автоматов 70-К (по три на носовом и кормовом мостиках), для выдачи целеуказания которым были установлены два 1,5-м стереодальномера, а также 13 12,7-мм пулеметов ДШК. К середине 1941 года полное водоизмещение корабля оценивалось в 26184 т, а метацентрическая высота—в 1,7 м. Экипаж включал 1286 чел.
Несмотря на все эти усовершенствования, «Марат» из-за отсутствия современной центральной наводки орудий главного калибра, конструктивной подводной защиты, а также слабости горизонтального бронирования и ветхости многих корпусных конструкций в конце 1940 года было решено модернизировать и капитально отремонтировать еще один раз. По «Плану проектных работ НК ВМФ на 1941 г.» ЦКБ-4 (до 1939 года — КБ-4 Балтийского завода) должно было выполнить проект модернизации корабля к октябрю 1941 года.
В предвоенный период «Марат» использовался также для отработки новых технических решений, которые должны были применяться на строившихся линкорах проекта 23типа «Советский Союз». Так, с 1938 года на нем испытывалась опытная система замещения котельного топлива морской водой. Наиболее важной опытной работой явились проводимые на «Марате» Ленинградским физико-техническим институтом (ЛФТИ) первые в мире исследования в области размагничивания крупного бронированного корабля. В октябре 1938 года на линкоре были уложены секционные системы обмоток, запитывавшиеся автономно от корабельной сети постоянного тока через реостаты, и проведены измерения магнитного поля корабля. Было установлено, что с помощью сравнительно несложных устройств оно может быть снижено в несколько десятков раз. В конце 1940 года на корабле начался монтаж стационарного размагничивающего устройства системы ЛФТИ, закончившийся в мае 1941 года. Его регулировку, испытания и приемку должна была проводить специальная межведомственная комиссия, прибывшая на борт корабля 19 июня 1941 года. На переходе в Таллин, где предполагалось проводить испытания, заметили неопознанные подводные лодки, и корабль вернулся в Кронштадт.