- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
"Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
Дизельные эскадренные миноносцы проекта "Z/42"
Проект "Z/42" явился решительным отступлением от концепции немецкого эсминца. Прототипом для него послужил эсминец "Z.51" проекта "Z/41.D". Основное отличие заключалось в применении дизельной энергетической установки, что обещало большую дальность плавания. Немаловажно было и то, что в Германии имелись большие запасы дизельного топлива. В качестве экспериментального корабля было решено достроить "Z.51", корпус которого мало отличался от предыдущих проектов, но был немного меньше. Стандартное водоизмещение равнялось 2084 тонны. По первоначальному проекту силовая установка включала шесть 24-цилиндровых V-образных дизеля "MAN" типа 12.Z.32/44 двойного действия, работавших на три гребных вала через редукторные передачи "Vulkan". Из-за трудностей с дизелями для ускорения постройки было решено оставить только четыре дизеля (два на средний вал и по одному на крайние валы). По этим же причинам ограничились вооружением из четырех 127-мм. одноорудийных установок за щитами, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации, и двух трехтрубных торпедных аппаратов.
Заказ на постройку "Z.51" в качестве дизельного эсминца "Z/42" был выдан концерну "Deschimag" 25 ноября 1942 года. В 1944 году корабль был спущен на воду, но достроить его так и не успели. 21 марта 1945 года он был потоплен авиацией союзников во время налета на Бремен.
Этот проект в процессе работы был модифицирован в трех вариантах, получивших обозначение "А", "В" и "С", из которых проект "Z/42.A" первоначально предполагал трех-вальную установку с шестью дизелями и вооружение из четырех 128-мм. одноствольных орудий.
Проект "Z/42.A" был сильно раскритикован.
После некоторых переделок получился модифицированный проект, позже названный "Z/42.B", вооружение которого включало две двухорудийные башни в носу и корме и по одному 128-мм. одноствольному орудию возвышенно над башнями. Этот проект также подвергся сильной критике и был к декабрю 1943 года переработан.
Вариант "Z/42.A"
Водоизмещение стандартное 2230 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 114,0 м.
Ширина наибольшая по ватерлинии 11,5 м.
6 дизелей "MAN" на три вала (как "Z/42")
По проекту 57.300 ВЛС = 35,9 уз.
Дальность плавания при 19 узл. 5500 миль
Вооружение 4х1-128-мм; 2х4-533-мм.ТА.
Вариант "Z/42.B"
Водоизмещение стандартное 2860 ts
нормальное 3170 ts
полное 3650 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 124,0 м.
Ширина наибольшая по ватерлинии 12,5 м.
8 дизелей "MAN" на два вала (как "Z/44")
По проекту 75.800 ВЛС = 38,2 уз.
Дальность плавания при 19 узл. 6500 миль
Вооружение 2x2 и 2x1 -128-мм; 8-37-мм. ЗА; 8-20-мм. ЗА; 2х4-533-мм.ТА.
Проект эскадренного миноносца "Z/42"
+ Проект эскадренного миноносца "Z/42"Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе "Z/41.D". Его появление было вызвано желанием морского командования иметь эсминцы с большой дальностью плавания, способные сопровождать боевые группы в Атлантике или проводить самостоятельные рейдерские акции. Большую роль в появлении этого проекта сыграл также отказ от разведывательных крейсеров "Spahkreuzer", предназначенных для выполнения этих же задач. Помимо базового проекта "Z/42", были разработаны еще три варианта, обозначенные литерами от "А" до "С". Последний известен также как проект "Z/44". Особенностью этого и следующих проектов было применение дизельной энергетической установки.
По первому базовому проекту "Z/42" был заказан эсминец "Z.51" (построечный номер W-1109). До выдачи заказа на строительства 25 ноября 1942 года значился как миноносец проекта "Т/42". Строился концерном "Deschimag" в Бремене.
Первоначально зачислен в состав ВМС как миноносец "Т.43" (Flottentorpedoboot проекта "Т/42"). Заказан 25 ноября 1942 года как эсминец "Z.51". Был спущен на воду в 1944 году, но строительство корабля закончено не было.
21 марта 1945 года во время достройки в Бремене сильно поврежден авиабомбами союзников и затонул от повреждений в индустриальной гавани на мелком месте. Разборка на металл производилась после войны - с декабря 1947 по февраль 1949 года.
По предложению командующего легкими силами (Fuhrer der Zerstorer) носовое возвышенное орудие убрали, это позволило уменьшить длину корпуса, снизить нагрузку на нос и, как предполагалось, повысить скорость. Угол возвышения оставшейся одноорудийной установки был увеличен до 75 градусов. Однако во время рассмотрении проекта на совещании комиссии под председательством контрадмирала Махенса (Konteradmiral Machens) 22 января 1944 года, когда уже выяснилось, что удаление носового орудия не увеличивает скорость корабля, командующий легкими силами (Fuhrer der Zerstorer) настоял на возвращении к прежнему составу вооружения. Такой же точки зрения придерживались представители морского командования "Nord", в операционную зону которого входила северная Норвегия.
На этом же совещании рассматривались характеристики нового 128-мм. орудия КМ/41, которое сочли наилучшим современным скорострельным орудием из имеющихся. Большое внимание было уделено противовоздушной обороне кораблей, причем на дискуссии отметили слабость зенитной обороны корабля, так как основной калибр эсминца не был трехаксиальным (только одноствольные установки были двухаксиальные). Также признали недостаточным угол возвышения башенных орудий, равный 52 градусам (у одиночных орудий - 75 градусов). В свою очередь эти недостатки подняли вопрос о стабилизации директоров и дальномеров, которую было необходимо выполнить в случае, если для этого не потребовался бы большой дополнительный вес. Спаренные 20-мм. зенитные установки LM/44 предложили заменить на новые 30-мм. зенитные автоматы, правда, вновь оговаривалось, что в случае задержки с их поставкой от изготовителя следовало вернуться к 20-мм. зениткам.
Долго обсуждалась возможность установки на эсминце находившегося в стадии разработки нового 55-мм. орудия, предназначавшегося для подводных лодок и катеров. Очевидны были две основные трудности в его использовании на эсминцах этого проекта. Первая заключалась в большом весе орудия (6-7 тонн, включая директоры и прицелы), позволявшем вместо четырех 37-мм. автоматов установить только два таких орудия вместе с директорами, применение которых было обязательно, чтобы полностью использовать возможности большой дальности стрельбы орудия. Вторую трудность представляло размещение орудий. После долгих дебатов было решено убрать кормовое 128-мм. одноствольное орудие и два спаренных 20-мм. автомата, что позволило бы установить две 55-мм. зенитки. Этот вариант усиления зенитного вооружения представлял только теоретический интерес, так как представлялось маловероятным, что орудие будет готово в нужный срок.
Еще одно решение проблемы зенитной обороны заключалось в замене всех 37-мм. автоматов на новые 30-мм. установки. Это было выгодно с точки зрения унификации боезапаса.
На новом совещании, 9 февраля 1944 года, обсуждались вопросы перегрузки носовой части и дифферента. При этом Управление кораблестроения еще раз пыталось провести проект с тремя двухорудийными башнями и тремя 55-мм. зенитками. Однако вариант долго не обсуждался, так как все эти решения, помимо уже названных проблем, по-существу, требовали создания нового эскизного проекта. Обсуждался также вопрос размещения торпедных аппаратов: предлагалось вернуться к уже опробованному расположению - по одному аппарату перед и за второй дымовой трубой.
14 февраля 1944 года проект "Z/42.B" подвергся дополнительному рассмотрению, и результате комиссия вернулась к предлагаемому варианту размещения вооружения в трех башнях, правда, в несколько ином виде. Новый вариант получил обозначение "Z/42.C". Из трех спаренных башенных установок "LM/41" две располагались в носовой части, и одна - в кормовой части. Чтобы компенсировать дополнительную весовую нагрузку от двух орудийных башен вся энергетическая установка по общему расположению была несколько смещена в корму. Управление стрельбой должно было осуществляться с постов, размещенных на носовой и кормовой надстройках, и включающих даже директора с радарными станциями. Три 55-мм. орудия предполагалось установить на платформе вокруг второй дымовой трубы. Несколько увеличилось водоизмещение и длина корпуса. Энергетическая установка состояла из восьми главных дизелей, объединенных в четыре моторные группы (машинные отделения), причем каждые две группы имели редукторы в отдельном отсеке. Две носовые моторные группы работали на правый вал, две кормовые группы - на левый вал. На этом же совещании рассматривался вопрос об установке на дизели устройства наддува, однако было решено ограничиться применением его только на "Z.51", а на "Z.52" и последующих не устанавливать. Вызвано это было несколькими причинами - сложностью устройств, трудностями регулирования его совместной работы с дизелем, а также отсутствием достаточного опыта их эксплуатации, вызванного тем, что устройство только проходило испытания на подводных лодках.
Всего, кроме "Z.51", планировалось построить еще пять эсминцев "Z.52 - Z.56". Все они были заказаны концерну "Deschimag". Известно, что только "Z.52" был заложен в 1943 году, однако сделано было очень немного, и в документах 1944 года он не упоминается, за исключением того, что 14 июня 1944 года постройка "Z.52", равно как и всех эсминцев последующих проектов, была отменена. В 1945 году все детали корпуса, которые успели собрать на стапеле, были разобраны.
Эти корабли были последними немецкими эсминцами, получившими обозначение, и работы по которым все же начались. Все последующие проекты немецких эсминцев типа "Z" остались только на бумаге.
Водоизмещение стандартное 2041 ts
Водоизмещение нормальное 2330 тм
Водоизмещение полное 2720 ts
Длина наибольшая 114,3 м.
Длина по ватерлинии (КВЛ) 108,0 м.
Ширина наибольшая по КВЛ 11,0 м.
Осадка при D станд 3,72 м.
Осадка при D норм 3,98 м.
Осадка наибольшая 4,37 м.
Высота борта 6,50 м.
Продольная система набора (сталь N-52)
Количество отсеков 15
Протяженность двойного дна ок.40 % L (двойн.борт по высоте достигал КВЛ);
Активные стабилизаторы качки;
3 балансирных параллельных руля, установленных в струе винтов.
1 мотобот и 1 гребной катер.
в военное время: 12 + 235 чел.
Дизельная энергетическая установка Расположение ЭУ (от кормы):
МО - О - МО - "V" - МО 6 дизелей "MAN" 2-тактных, двойного действия, различной мощности. В том числе:
- для бортовых винтов 2 дизеля по 5260 ВЛС с прямой передачей на вал, размещенные оба в кормовом МО;
- для среднего винта 4 V-образных 24- цилиндровых дизеля по 11.650 ВЛС, размещены попарно в двух МО;
1 зубчатая передача "Vulcan" на сред.вал;
3 трехлопастных винта
Мощность мех-ов по проекту 57.000 ВЛС
Скорость по проекту 36,0 уз.
Запас жидкого топлива полный 553 т.
Запас жидкого топлива при D нор. 214 т.
Дальность плаванья 5500 миль при скорости 19 узлов
Электроэнергетическая установка:
2 эл/станции; 8 ДГ = 320 кВт
4 127-мм/45-калиб. орудий "SKC/34" в одноорудийных установках "LC/34"; 720 снарядов; +30 -10 град. = 17,4 км.
8 37-мм. автоматов "SKC/30" в двухствольных установках "С/30"; 16.000 снарядов; +85 -9 град. = по высоте 6,8 км.;
12 20-мм. автоматических орудий "Flak/35" в четырехствольных установках "LC/38"; 24.000 патронов;
6 533-мм. торпедных труб в 2 трехтрубных аппаратах; 18 торпед;
50 мин в перегуз, принимаемые на палубные рельсы.