- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
"Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A (Моb)"
Фактически, проект "Z/38.B" не полностью удовлетворял требованиям морского командования и после ряда модификаций и увеличения размеров он превратился в проект крейсеров-разведчиков (Spahkreuzer), а новые эсминцы было решено строить по проекту "Z/36.A". Однако изменения на этом не закончились, и в дальнейшем программа строительства эсминцев неоднократно значительно менялась.
Как уже говорилось, 19 сентября 1939 года, эсминцы "Z.31 - Z.40" были перезаказаны по проекту "Z/36.A". Первые шесть должна была построить верфь "Deschimag", четыре остальных - верфь "Germaniawerft". Тогда же было принято решение построить еще семь таких же эсминцев, из которых три были запланированные ранее (но еще не заказанные верфям официально) эсминцы проекта "Z/38.B". 13 октября были выданы заказы на постройку "Z.41" и "Z.42" - также заводам Круппа "Germaniawerft" в Киле.
Уже первые месяцы войны показали, что строительство кораблей будет затруднено из-за нехватки материалов. 14 июня 1940 года именно по этой причине были остановлены все работы по эсминцам "Z.35", "Z.36", "Z.40", "Z.41" и "Z.42". Строительство части других кораблей были замедлено. Однако к осени командование посчитало, что обстановка улучшилась - появился некоторый запас материалов (в том числе сэкономленных на других заказах). К тому же давала себя знать острая нехватка кораблей этого класса. Решено было ускорить строительство хотя бы части эсминцев за счет других, и 5 октября 1940 года строительство "Z.40" было возобновлено. Ускорили также работы на "Z.33", "Z.34" и "Z.39", используя материалы временно остановленных постройкой "Z.35", "Z.36", "Z.41" и "Z.42", а также их заказы на механизмы. На следующий день был выдан заказ на механизмы для "Z.43", "Z.44" и "Z.45", корпуса которых еще не строились. В самом конце года, 20 декабря, возобновилось строительство корпусов и работы по механизмам четырех эсминцев "Z.35", "Z.36", "Z.41" и "Z.42".
Однако новый, 1941-й год, принес свои перемены. 17 февраля эсминцы "Z.40", "Z.41" и "Z.42" были полностью исключены из программы и перезаказаны как крейсера- разведчики (Spahkreuzer) "SP.1", "SP.2" и "SP.3". В этот же день были выданы заказы на корпуса эсминцев "Z.43", "Z.44" и "Z.45" (механизмы на которые были заказаны еще 6 октября 1940 года), а также заказаны механизмы для "Z.46" и "Z.47" (их корпуса заказали только 18 октября 1941 года).
В декабре 1941 года появились первые более или менее точные результаты эксплуатации эсминцев "Z.23 - Z.26". В свете этого на строящихся эсминцах было решено выполнить ряд изменений (о них еще будет сказано). Поэтому эсминцы "Z.35", "Z.36", "Z.43", "Z.44M, "Z.45", "Z.46" и "Z.47", частично переделанные, были отнесены к проекту "Z/36.B". Однако со строительством им не особенно везло. Приоритет подводных лодок в военно-морских программах привел к нехватке рабочих рук и материалов на стапелях эсминцев, поэтому 8 апреля 1942 года почти на два месяца (до 5 июня) были приостановлены работы на всех семи эсминцах этого проекта.
Остановилась также постройка крейсеров-разведчиков "SP.1", "SP.2" и "SP.3" (бывшие "Z.40", "Z.41" и MZ.42"), а также работы по заказанным в декабре 1941 года механизмам разведчиков "SP.4", "SP.5" и "SP.6" (корпуса для них так и не были заказаны).
Изменения коснулись и находившихся в большой готовности эсминцев "Z.31", "Z.32", "Z.33", "Z.34", "Z.37", "Z.38" и "Z.39". Теперь они достраивались по измененному проекту MZ.36.A(Mob)", основные отличия которого состояли в изменении планировки внутренних помещений, а по внешнему виду – наличием большого защитного козырька на носовой дымовой трубе. Между собой эти корабли тоже отличались. Первые четыре эсминца имели более низкие опоры треногой фок- мачты, чем на трех остальных. Кроме того, "Z.37", "Z.38" и "Z.39" имели в генераторном помещении только три дизель-генератора, а четвертый находился в кормовом машинном отделении.
Строительство этих эсминцев, как и всех остальных, проходило не очень-то гладко. Хронические задержки поставок, особенно главных механизмов, отвлечение верфей и рабочей силы на иные заказы привели к значительным отставаниям от графика. Бригады специалистов постоянно посылались в Норвегию и Францию для ремонта находящихся в строю эсминцев, это сильно ослабляло имевшиеся рабочие кадры. Например, головной "Z.31", который предполагалось закончить в декабре 1941 года, вошел в строй только в апреле 1942 года. Задержка готовности эсминцев "Z.38" и "Z.39" достигала 13-14 месяцев.
В итоге только три эсминца - "Z.31", "Z.32" и "Z.37" - были закончены до конца 1942 года, но первый из них - без двухорудийной башни. Эти эсминцы служили в Норвегии и Франции ("Z.32" и "Z.37"), а в конце войны - на Балтике. "Z.32" погиб, a "Z.37" пришлось оставить во Франции после вторжения союзников. Те эсминцы, что служили в Норвегии, в боях почти не участвовали, так что возможности проверить качества их проекта не появилось. Тем не менее, можно с уверенностью отметить, что размеры корпуса были явно недостаточны. Поэтому говорить о каком-либо улучшении этого проекта над "Z/36.A" не приходится.
Проект разработан проектным бюро морского ведомства на базе предыдущего "Z/36.A", от которого он практически не отличался. Первоначально были заказаны двенадцать эсминцев с обозначениями "Z.31" - "Z.42". Однако в конце концов по этому проекту строились только семь - "Z.31" - "Z.34" и "Z.37" - UZ.39". Остальные были перезаказаны по другим проектам. Все эсминцы строились по военной программе, поэтому к названию проекта был добавлен индекс Mob.(Mobilisierung). Эсминцы имели только литерно-цифровые обозначения. Собственные наименования им не присваивались.
Эсминцы "Z.31" - "Z.34" строились фирмой "Deschimag" в Бремен, a "Z.37" - "Z.42" - заводами "Fr.Krupp A.G. Germania Werft" в Киле.
Эсминцы этого проекта отличались от предыдущего только некоторыми изменениями в планировке внутренних помещений и некоторыми улучшениями в турбинных агрегатах. Внешне они выделялись более высоким козырьком на носовой дымовой трубе. Кроме головного "Z.31"
все эсминцы получили носовые орудийные башни, поэтому им были присущи все связанные с этим недостатки, выявившиеся при эксплуатации предыдущих эсминцев. Они оказались настолько серьезными, что эсминцы следующего проекта "Z.36.B (Mob)" получили 127-мм. орудия в стандартных коробчатых щитах.
Заказан верфи | Заводск. номер | Заложен на стапеле | Спущен на воду | Готовность | |
"Z.31" | 19.9.1939 | - W.1001 | - 1. 9.1940 | - 15. 5.1941 | - 11. 4.1942 |
"Z.32" | 19.9.1939 | - W.1002 | - 1.11.1940 | - 15. 8.1941 | - 15. 9.1942 |
"Z.33" | 19.9.1939 | - W.1003 | - 22.12.1940 | - 15. 9.1941 | - 6. 2.1943 |
"Z.34" | 19.9.1939 | - W.1004 | - 15. 1.1941 | - 5. 5.1942 | - 5. 6.1943 |
"Z.37" | 19.9.1939 | - G.627 | - .1940 | - 24. 2.1941 | - 16. 7.1942 |
"Z.38" | 19.9.1939 | - G.628 | - .1940 | - 5. 8.1941 | - 20. 3.1943 |
"Z.39" | 19.9.1939 | - G.629 | - .1940 | - 2.12.1941 | - 21. 8.1943 |
"Z.40" | 19.9.1939 | - G.642 | - заказ аннулирован 14 марта 1940 года | ||
"Z.41" | 13.10.1936 | - G.643 | - заказ аннулирован 14 марта 1940 года | ||
"Z.42" | 13.10.1936 | - G.644 | - заказ аннулирован 14 марта 1940 года |
Водоизмещение стандартное 2657 ts
Водоизмещение нормальное 3083 тм
Водоизмещение полное 3691 ts
Длина по ватерлинии (КВЛ) 121,9 м.
Длина наибольшая 127,0 м.
ирина наибольшая по КВЛ 12,0 м.
Осадка по КВЛ при D стандартном 3,92 м.
Осадка наибольшая при D полном.... 4,62 м.
Высота борта 6,60 м.
Количество отсеков 15
Протяженность двойного дна 50 %
L корпуса по КВЛ. (на протяжении МКО)
Продольная система набора, детали набора изготовлены из стали "N.52", надстройки из легких сплавов.
Метацентрическая высота:
с полной нагрузкой 0,78 м.
Восстанавливающий момент:
наибольший при крене 45 град.
нулевой при крене более 90 град.
Турбозубчатые агрегаты и паровые котлы МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - КО – КО
2 усовершенствованных турбозубчатых агрегата "Wagner-Deschimag"
2 трехлопастных винта диаметром:
На "Z.31" 3,35 м.
Остальные эсминцы 3,30 м.
6 водотрубных двойных котлов "Wagner" аналогичных с эсминцами "Z/36.A" с повышенными параметрами пара 70 ат.(рабочее), 450 град.С (перегрев);
Мощность механизмов проектная 70.000 ВЛС
Скорость по проекту 36,0 уз.
при 390 оборотов винта в минуту.
Реальная скорость в морских условиях у эсминцев с установленной орудийной башней при полной нагрузке не более 33,0 уз. Скорость на испытаниях:
Эсминцы "Z.31" - "Z.34" .... до 36,1 уз.
при мощности 71.915 ВЛС и 388 об/мин.
Эсминцы "Z.37" - "Z.39" .... до 35,5 уз. при мощности 75.638 ВЛС и 391 об/мин.
Запас жидкого топлива полный 825 т.
Запас жидкого топлива при D нормальном 318 т.
Дальность плаванья 2950 миль при скорости 19 узлов
Электроэнергетическая установка:
2 эл./станции (520 кВт, 220 Вольт) ТГ (1x200 кВт) и ДГ (4x80 и 1x40 кВт)
2 балансирных руля параллельно.
(фактическое артиллерийское вооружение отличалось; см. ниже изменения в вооружении)
5 152-мм/48-кал. орудий "ТВК.С/36", из них: 3 - на одинарных установках uLC/36" +30 -10 град. = 21,95 км.;
2 - в оруд. башне "LC/38" +65 -10 град. = 21,95 км.
Общий запас 600 снарядов
4 37-мм.автоматов "SKC/30" на двух двухствольных установках "С/30" +85 -9 град. = по высоте 6,8 км.; 8000 снарядов
10 20-мм.автоматов "С/30" на одинарных лафетах "L/30" +85 - 11 град. = по высоте 3,7 км.; 10.000 патронов
8 533-мм. торпедных труб в двух четырехтрубных аппаратах 8-12 торпед "G.7a" длиной 6,84 м.;
60 мин типов "ЕМС" и "EMF";
2 комплекта параванов-охранителей.
2 бомбосбрасывателя и 4 бомбомета;
до 36 глуб.бомб типов "WBF" и "WBG".
2 прожектора (боевой 900 мм. и сигнальный 600 мм.)
2 мотобота (1 катер и 1 моторный ял);
2 шлюпки (вельбот и двойка).
штатный в военное время:
320-335 человек, из них 11-15 офицеров.
"Z.31" - " Z.34" 320 чел.
Как и "Z/36.A" за время службы эсминцы подвергались в основном переделкам в отношении вооружения. В течение боевой службы лишь на части эсминцев изменялся состав шлюпок и местоположение прожекторов. Эсминец "Z.34" также отличался иной формой фор-штевня в
подводной части. Кроме того, установка новых радиолокационных антенн и размещение дополнительных зенитных установок потребовали некоторого видоизменения надстроек, но для каждого эсминца они были различны. Помимо этого, внешне эсминцы "Z.37" - "Z.39" отличались
от первых четырех кораблей серии конфигурацией треногой фок-мачты, а также размещением обмотки "MES" в носовой части на уровне верхней палубы - а не палубы полубака, как на четырех первых эсминцах. Причем на "Z.39" петли обмотки были уложены на протяжении всего полубака, в то время как на "Z.37" и "Z.38" только частично. Обмотка прикрывалась специальным водоотводом.
Эсминцы вступали в строй, уже оборудованные размагничивающим устройством "MES", радиолокационной станцией "FuMo-21" с антенной поверх ходовой рубки и гидролокационной станцией "S-Gerat". В 1944 году на "Z.33", "Z.34" и "Z.39" антенны "FuMo-21" заменили на новые 6-метровые "FuMo-24/25", а в 1944-1945 годах на эсминцах "Z.31", "Z.33", "Z.34" и "Z.39" установили радиолокационные станции типа uFuMo-63 Hohentweil.К", антенны которых разместили вместо прожекторов позади второй дымовой трубы.
Головной эсминец этой серии "Z.31" вступил в строй не имея носовой орудийной башни, вместо которой была установлена одноствольная орудийная установка. Остальные эсминцы вступали в строй уже с башней. Эсминцы "Z.32" и "Z.37" первоначально имели барбет башни высотой 0,7 метра, который позже уменьшили до проектной высоты 0,3 метра.
Эсминцы передавались флоту, имея более сильное зенитное вооружение, чем предыдущие корабли. В частности, большинство из них сразу получили по две 20-мм. "счетверенки". Тем не менее в течение войны на этих эсминцах, как и на других, производилось последовательное усиление зенитного вооружения, причем на "Z.39", в соответствии с программой перевооружения "Barbara" снималось одно из 152-мм. орудий. На остальных уцелевших эсминцах работы по этой программе не начинались. Известно так же, что "Z.34" в 1945 году получил на вооружение неуправляемые зенитные ракеты.
дата | 152-мм. | 105-мм. | 40-мм. | 37-мм. | 20-мм. | |
"Z.31" | готовн. | 4 | - | - | 4 | 9 |
"Z.32" | готовн. | 5 | - | - | 4 | 9 |
"Z.33" - "Z.34" | готовн. | 5 | - | - | 4 | 12 |
"Z.31" | с 1942 | 4 | — | - | 4 | 12 |
"Z.32" | с 1942 | 5 | - | - | 4 | 12 |
"Z.37" | готовн. | 4 | - | - | 4 | 12 |
"Z.31" | 1944-45 | 3 | 1 | - | 14 | 10 |
"Z.33" | 1944-45 | 4 | — | - | 6 (10) | 16 |
"Z.34" | 1944-45 | 5 | — | 3 (?) | 6 (10) | 18 |
"Z.37" | 1944 | 5 | — | - | 4 | 12 |
"Z.38" | 1944-45 | 5 | — | - | 6 | 16 |
"Z.39" | с 1945 | 4 | - | 14(16) | 14 |