• Главная
  • Моделист Конструктор
  • Морская Коллекция
  • Гангут
  • Бриз
  • Морская Кампания
  • Судостроение
  • Тайфун
  • Журналы
  • Журналы
  • 01-12
  • 13-24
  • 25-33
  • 37-45
  • 01 - 1995 / 01
    • Первые программы броненосного флота
      • Часть первая Создание в Англии мореходного броненосного флота
      • Часть вторая Мореходный броненосный фрегат "Warrior"
      • Схемы
    • "Британские крейсеры типа "Arethusa">
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Схемы
    • Морская мощь Японии. Расцвет и падение
    • Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
      • Линейные корабли
      • Авианосцы
      • Схемы
      • Крейсера
      • Схемы
  • 02 - 1995 / 02
    • Британские крейсеры типа "Arethusa"
      • Часть вторая Годы Службы
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Эволюция Французких линейных кораблей
      • Артиллерийское вооружение
      • Предшественники Французских дредноутов
      • Линейные корабли типа "Courbet"
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
      • 1.1 Предварительные проекты первой мировой войны.
      • 1.2 Проект крейсера разведчика 1916-го года.
      • 1.3 Проект крейсера-разведчика 1918-го год
      • 1.4 Проект крейсера-разведчика 1921-го год
      • 1.5 Экспериментальный крейсер "Yubari
      • Таблицы
      • Примечания
      • Схемы
  • 03 - 1995 / 03
    • Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
      • Часть I. Предвоенные проекты эсминцев "Z/34", "Z/34.A" и "Z/36"
      • Описание
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 2. Линейные корабли типа "Bretagne"
      • Судьбы кораблей
      • Схемы
    • "Стратегия Японии"
    • "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
      Часть вторая
      • Эскадренные миноносцы
      • Эскортные миноносцы и охотники за подводными лодками
      • Минные и сетевые заградители, минные тральщики
      • Подводные лодки
      • Наступательные средства
      • Десантные средства и корабли поддержки армии
      • Вспомогательный флот и реквизированные суда
      • Схемы
  • 04 - 1995 / 04
    • Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Техническое описание линейного крейсера "Kongo"
      • "Kongo" в боевом строю
      • Схемы
    • Французские контр-миноносцы межвоенного периода
      • Часть 1. Контр-миноносцы типа "Jaguar"
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/1. Линейные корабли типа "Normandie"
      • Техническое описание линкоров
      • Схемы
    • Список и описание кораблей японского флота
      • Часть 1
      • Корабли
  • 05 - 1995 / 05
    • Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
      • Примечание автора
      • Учебные бомбометания
      • Заключение
      • Примечания
      • Литература
    • Линкоры и авиация
      • Результаты испытаний в Американском флоте
      • Результаты испытаний в Британском флоте
      • Опыты в Датском флоте
      • ***
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/2 Линейные корабли типа "Normandie"
      • История авианосца "Bearn"
      • Схемы
    • Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
    • Список и описание кораблей японского флота Часть 2
  • 06 - 1995 / 06
    • "Российский Черноморский Флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов"
      Часть 1. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Японский и китайский флоты в последнюю китайско-японскую войну"
    • "Линейные корабли "Nelson" и "Rodney"
      • Особенности проекта
      • Дискуссия
      • Схемы
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 1

  • 07 - 1996 / 07
    • "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
      Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Первые программы броненосного флота.
      Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance"
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 4. "Линейные корабли типа типа "Lion"
      • Описание
      • Заключение
      • Схемы
    • "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 2
  • 08 - 1996 / 08
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 1. Проектирование и постройка
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 5. "Неосуществленные проекты быстроходных линкоров Франции
      • Дипломные работы выпускников военно-морской академии
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • 1. Общие сведения
      • 2. Характеристики корпуса крейсеров
      • 3. Защита
      • 4. Вооружение
      • 5. Авиационное вооружение
      • 6. Энергетическая установка и мощность
      • 7. Экипаж и обитаемость
      • Примечания
  • 09 - 1996 / 09
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 2. Устройство клиперов
    • "Линейные корабли типа "Советский Союз".
      Часть 1. Появление проекта.
    • "Нарвик. Апрель 1940 года"
  • 10 - 1996 / 10
    • "Архангельские винтовые клиперы".
    • "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
      • Артиллерийское вооружение линейных кораблей
      • Линейные корабли - До-Дредноуты типа "Deutschland".
      • Линейный корабль "Nassau".
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      • Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • Часть 3 Крейсера класса "А" типа "Аова"
      • Схемы
  • 11 - 1996 / 11
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36"
      • Судьбы кораблей
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
      • Проекты эскадренных миноносцев "Z/37" "Z/38.Ac" и "Z/38.Ad"
      • Судьбы кораблей
  • 12 - 1996 / 12
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/38.B"
      • Разведывательные крейсеры проектов "Spahkreuzer 1938-1940"
    • "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A (Моb)"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.B"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.C"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/41"
      • Дизельные эскадренные миноносцы проекта "Z/42"
    • Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/42.C" ("Z/44")
      • Проект эскадренного миноносца "Z/43"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/45"
    • "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"

+ Эскадренные миноносцы

Крупные японские эсминцы довоенной постройки типов "Hatsuharu" и "Hibiki" во время войны не претерпели больших изменений. Все они были полностью реконструированы в 1935-37 годах: корпус сделан более прочным, облегчена верхняя надстройка, изменено расположение артиллерии главного калибра и тяжелых грузов снабжения и балласта. Считалось, что эти работы было необходимо сделать для улучшения остойчивости корабля. Но все же во время войны вторая башня 127-мм. орудий была заменена легкой зенитной артиллерией. Общее количество стволов зенитных 25-мм автоматов на эсминцах было доведено до 21-22.

Уцелевшие эсминцы более старых серий с 1943 года подверглись переоборудованию в быстроходные перевозчики личного состава "Kaiten" или в охотники за подводными лодками. Зачастую их скорость после модернизации оказывалась меньше первоначальной. С некоторых кораблей были сняты частично котлы, что привело к их переклассификации в обычные сторожевые корабли.

К декабрю 1941 года новейшими японскими эсминцами были восемнадцать кораблей типа "Kagero", построенных по программам 1937 (пятнадцать единиц) и 1939 (три единицы) годов и вступивших в строй в период между 1939 и 1941 годами. Они были подобны десяти эсминцам типа "Asashio" проекта 1937-39 годов, но имели большую скорость хода и большую дальность плавания. Во время войны одно из трех палубных башенных 127-мм. Орудий, составлявших главную артиллерию эсминцев этих двух серий, было снято и заменено легкой зенитной артиллерией. Двадцать эсминцев типа "Yugumo", построенных в период между 1941 и 1944 годами, были полностью однотипны эсминцам типа "Kagero". Шестнадцать других эсминцев этого же типа были заказаны, но заложены не были. Эти три серии, которые вполне соответствовали требованиям войны и участвовали во многих серьезных боях, понесли тяжелые потери. К моменту капитуляции Японии из всех 48 эсминцев остался цел только один "Yukikaze".

Эсминцы типа "Kagero" были очень похожи на современные им американские, английские и немецкие эсминцы. Однако японцы стремились к созданию более совершенного типа эсминца и в программу 1939 года была включена постройка одного опытного эсминца и шести первых эсминцев нового типа - "Akizuki". Впоследствии эта серия была увеличена: двенадцать эсминцев вступили в строй между июнем 1942 и 1944 годом, один остался недостроенным, а еще двадцать шесть были запланированы постройкой на 1945 год. Эти эсминцы были больших размеров чем их предшественники (2700 тонн и 3485 тонн в полном грузу) и в то время имели себе равных только во французском флоте, эсминцы которого имели водоизмещение одинаковое с японскими. Но равенство их заключалось только в водоизмещении, так как корабли типа "Akizuki" были менее быстроходны (33 узла вместо 37-40 узлов) и по-иному вооружены, так как японское командование стремилось к созданию эскортных эсминцев ПВО, необходимых для сопровождения эскадр линейных кораблей. В противоположность другим типам японских эсминцев, вооруженных сильным торпедным оружием, новые сверх-эсминцы имели только четыре торпедных аппарата, но зато вся артиллерия состояла из зенитных орудий четыре спаренных установки с 100-мм.60-калиберными пушками с большой начальной скоростью (около 950 м/сек). Восемь ранее установленных зенитных 25-мм. автоматов в ходе войны были заменены на 40-50 таких же, установленных в 15-21 трехствольных установках. Эти крупные эсминцы, которые фактически можно было причислить к малым легким крейсерам, по конструкции напоминали английские типа "Tribal", которые, однако, были меньших размеров (1870 тонн) и получили высокую оценку японских моряков. Прочность их конструкции не раз восхвалялась ими. Шесть кораблей этого типа погибли в войну.

+ Эскадренные миноносцы довоенной постройки.

 

ед. изм-я

Fubuki

Hatsuharu

Asashio и Kagero

Годы постройки

 

1928-1933

1933-1937

1937-1944

Кол-во на 1939 г.

ед.

23

16

10 (Asashio)

Построено после

ед.

-

-

38 (Kagero)

Недостроено

ед.

-

-

16

Погибли в войну

ед.

21

15

47

Водоизмещение:

 

 

 

 

станд./полное

т.

1980 / 2300

1680 / 2060

2033 / 2490

Длина:

 

 

 

 

наибольшая

и.

118,50

109,50

118,50

по ватерлинии

м.

115,30

105,00

116,20

мехду пп

м.

112,00

103,50

111,00

Ширина:

м.

10,36

10,00

10,80

Осадка

и.

3,20

3,50

3,75

Мощность

WPS

50.000

42.000

52.000

Скорость

узлов

34

33

35

Дальность плав-я

миль

4000 (15)

4000 (15)

5000 (18)

Вооружение:

 

 

 

 

127-мм.унив. АУ

-

2 спаренных

2 спаренных

2 спаренных

25-мм.зен.

-

22 - 36

21

24

13-мм.пулем.

-

6

4

4

610-ми.ТА (запас)

-

3x3 (?)

2x3 (9)

2x4 (16)

Глубинных бомб

 

36

36

36

+ Эскадренные миноносцы типа "Akizuki".

Водоизмещение стандартное    2750 тонн

полное  3485 тонн

Длина наибольшая  134,2 м.

по ватерлинии    132,0 м.

между перпендикулярами ... 126,0 м.

Ширина  11,6 м.

Осадка    4,15 м.

Мощность механизмов  52.000 лс

Скорость полная  33 узла

Вооружение:    4x2 100-мм.унив.

40-51 25-мм.ЗА 1x4 610-мм.ТА (8 торпед) и 72 Гб

+ Эскадренный миноносец "Shimakaze".

Водоизмещение стандартное    2567 тонн

Длина между перпендикулярами ... 126,0 м.

Ширина  11,2 м.

Осадка    4,1 м.

Мощность механизмов  75.000 лс

Скорость полная  39 узла

Дальность плавания  5800 ( 18) миль

Вооружение:    3x2 127-мм.унив.

15 25-мм.ЗА, 3x5 610-мм.ТА

Опытный эсминец "Shimakaze", заложенный в августе 1941 года и укомплектованный в мае 1943-го, остался единственным кораблем этого типа, хотя сами японцы считали его удавшимся. При его создании предполагалось построить корабль с очень большой скоростью (39 узлов), с котлами повышенного давления и мощным торпедным вооружением. Он стал первом японским эсминцем с пятитрубными торпедными аппаратами калибром 610 мм. Первоначально же его думали вооружить семи-трубными аппаратами. Котлы этого эсминца оказались настолько сложной конструкции, что производство их в военное время оказалось невозможным, поэтому других эсминцев этого типа построено не было. 11 ноября 1944 года после бомбардировки с воздуха эсминец затонул от полученных повреждений

+ ***

После жестоких боев за Соломоновы острова, во время которых японский флот потерял много эскадренных миноносцев, был разработан новый проект не очень крупного эсминца, который можно было построить в очень сжатые сроки. Это была серия кораблей типа типа "Мatsu". вооруженных исключительно зенитной артиллерией. Головной корабль был заложен в августе 1943 года и вооружен в апреле 1944-го. Впервые на эсминцах японцы ввели эшелонирование размещения двух кочегарок и двух машинных отделений. По своему водоизмещению, вооружению и скорости хода (28 узлов) новые эсминцы были похожи на английские эскортные эсминцы типа "Hunt", первые из которых вступили в строй весной 1940 года. Не успели японцы спустить на воду первую серию, состоящую из восемнадцати "Matsu", как вскоре был выдан заказ на постройку новой серии, состоящей из ста эсминцев. Когда же в марте 1945 года сборка строящихся кораблей этого типа была приостановлена в строю находилось тридцать два таких эсминца, принятых комиссией и девять находились в достройке. Все эти корабли были изготовлены в сравнительно короткие сроки - от пяти до девяти месяцев. Эсминцы второй серии, построенные из мягкой стали, имели водоизмещение на 50 тонн больше, чем корабли первой серии и, к тому же, более упрощенную форму корпуса - прямой срез кормы и носа. Некоторые из них были оборудованы для приема на борт одной человеко-торпеды "Kaiten".

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ФЛОТА "БРИЗ - СПб"