• Главная
  • Моделист Конструктор
  • Морская Коллекция
  • Гангут
  • Бриз
  • Морская Кампания
  • Судостроение
  • Тайфун
  • Журналы
  • Журналы
  • 01-12
  • 13-24
  • 25-33
  • 37-45
  • 01 - 1995 / 01
    • Первые программы броненосного флота
      • Часть первая Создание в Англии мореходного броненосного флота
      • Часть вторая Мореходный броненосный фрегат "Warrior"
      • Схемы
    • "Британские крейсеры типа "Arethusa">
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Схемы
    • Морская мощь Японии. Расцвет и падение
    • Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
      • Линейные корабли
      • Авианосцы
      • Схемы
      • Крейсера
      • Схемы
  • 02 - 1995 / 02
    • Британские крейсеры типа "Arethusa"
      • Часть вторая Годы Службы
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Эволюция Французких линейных кораблей
      • Артиллерийское вооружение
      • Предшественники Французских дредноутов
      • Линейные корабли типа "Courbet"
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
      • 1.1 Предварительные проекты первой мировой войны.
      • 1.2 Проект крейсера разведчика 1916-го года.
      • 1.3 Проект крейсера-разведчика 1918-го год
      • 1.4 Проект крейсера-разведчика 1921-го год
      • 1.5 Экспериментальный крейсер "Yubari
      • Таблицы
      • Примечания
      • Схемы
  • 03 - 1995 / 03
    • Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
      • Часть I. Предвоенные проекты эсминцев "Z/34", "Z/34.A" и "Z/36"
      • Описание
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 2. Линейные корабли типа "Bretagne"
      • Судьбы кораблей
      • Схемы
    • "Стратегия Японии"
    • "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
      Часть вторая
      • Эскадренные миноносцы
      • Эскортные миноносцы и охотники за подводными лодками
      • Минные и сетевые заградители, минные тральщики
      • Подводные лодки
      • Наступательные средства
      • Десантные средства и корабли поддержки армии
      • Вспомогательный флот и реквизированные суда
      • Схемы
  • 04 - 1995 / 04
    • Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Техническое описание линейного крейсера "Kongo"
      • "Kongo" в боевом строю
      • Схемы
    • Французские контр-миноносцы межвоенного периода
      • Часть 1. Контр-миноносцы типа "Jaguar"
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/1. Линейные корабли типа "Normandie"
      • Техническое описание линкоров
      • Схемы
    • Список и описание кораблей японского флота
      • Часть 1
      • Корабли
  • 05 - 1995 / 05
    • Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
      • Примечание автора
      • Учебные бомбометания
      • Заключение
      • Примечания
      • Литература
    • Линкоры и авиация
      • Результаты испытаний в Американском флоте
      • Результаты испытаний в Британском флоте
      • Опыты в Датском флоте
      • ***
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/2 Линейные корабли типа "Normandie"
      • История авианосца "Bearn"
      • Схемы
    • Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
    • Список и описание кораблей японского флота Часть 2
  • 06 - 1995 / 06
    • "Российский Черноморский Флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов"
      Часть 1. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Японский и китайский флоты в последнюю китайско-японскую войну"
    • "Линейные корабли "Nelson" и "Rodney"
      • Особенности проекта
      • Дискуссия
      • Схемы
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 1

  • 07 - 1996 / 07
    • "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
      Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Первые программы броненосного флота.
      Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance"
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 4. "Линейные корабли типа типа "Lion"
      • Описание
      • Заключение
      • Схемы
    • "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 2
  • 08 - 1996 / 08
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 1. Проектирование и постройка
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 5. "Неосуществленные проекты быстроходных линкоров Франции
      • Дипломные работы выпускников военно-морской академии
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • 1. Общие сведения
      • 2. Характеристики корпуса крейсеров
      • 3. Защита
      • 4. Вооружение
      • 5. Авиационное вооружение
      • 6. Энергетическая установка и мощность
      • 7. Экипаж и обитаемость
      • Примечания
  • 09 - 1996 / 09
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 2. Устройство клиперов
    • "Линейные корабли типа "Советский Союз".
      Часть 1. Появление проекта.
    • "Нарвик. Апрель 1940 года"
  • 10 - 1996 / 10
    • "Архангельские винтовые клиперы".
    • "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
      • Артиллерийское вооружение линейных кораблей
      • Линейные корабли - До-Дредноуты типа "Deutschland".
      • Линейный корабль "Nassau".
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      • Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • Часть 3 Крейсера класса "А" типа "Аова"
      • Схемы
  • 11 - 1996 / 11
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36"
      • Судьбы кораблей
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
      • Проекты эскадренных миноносцев "Z/37" "Z/38.Ac" и "Z/38.Ad"
      • Судьбы кораблей
  • 12 - 1996 / 12
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/38.B"
      • Разведывательные крейсеры проектов "Spahkreuzer 1938-1940"
    • "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A (Моb)"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.B"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.C"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/41"
      • Дизельные эскадренные миноносцы проекта "Z/42"
    • Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/42.C" ("Z/44")
      • Проект эскадренного миноносца "Z/43"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/45"
    • "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"

+ Подводные лодки

На 1 декабря 1941 года японский подводный флот состоял из шестидесяти единиц (не считая карликовых подводных лодок): около двух десятков крейсерских подводных лодок: примерно столько же эскадренных типа "Kaidai", которые были меньше по размеру, обладали такой же скоростью, но меньшей дальностью плавания, четыре крупных минных заградителя и десятка полтора лодок среднего водоизмещения: последние - старых проектов и уже отжившие свой век. В отличие от немцев японцы не рассчитывали применять подводный флот против торговых судов. Их дивизионы были подготовлены для ведения боевых действий совместно с надводными кораблями. Крейсерские подводные лодки должны были помогать вести разведку. Подводные лодки "Kaidai" были сведены в дивизионы сопровождения основных соединений линейных кораблей и крейсеров. Максимум внимания был уделен тренировкам в плавании в надводном положении лодок так как показатели подводного плавания были посредственны

Строительство подводных лодок в Германии в 1918 году вдохновило японских инженеров. Их первые крейсерские лодки были копиями немецких типа U -139 (во французском флоте "Hallbronn"), а подводные минные заградители были скопированы с немецких подводных лодок типа U-125, переданных Японии в 1920 году. Последние обладали ограниченной скоростью хода и малой маневренностью, что не удовлетворяло японский флот. В 1940 году их снабдили резервуаром с бензином, установленным на палубе для заправки самолетов.

Все крейсерские подводные лодки имели одинаковый корпус и один и тот же тип двигателя, но оборудование у них было различное. Многие из них были оснащены таким образом, что могли служить флагманскими кораблями соединений с каютами для штаба и хорошими средствами связи. Одинадцать из них несли на борту одноместный разведывательный гидросамолет со скоростью 165 км. в час и трехчасовой автономностью действия Как правило, этот самолет находился в ангаре цилиндрической формы с толстыми стенками и герметической дверью. расположенном впереди боевой рубки. Доступ в ангар был устроен изнутри лодки. Самолет взлетал с помощью катапульты, расположенной на носу. Лодки, не имеющие ангара, имели торпедное вооружение, и во время внезапных нападений на Пирл-Харбор Сидней и Диего-Суарес именно эти лодки доставили каждая по одной карликовой подводной лодке Крейсерские лодки имели мощное вооружение, состоящее из одного или двух 140- мм. орудий, одной-двух спаренных 25-мм. зенитных установок. шести-восьми осевых торпедных труб калибром 533 мм и 17-20 торпед. Радиус действия достигал 16-20 тысяч миль при скорости 15-16 узлов

В начале войны (декабрь 1941 года) е постройке находились сорок подводных лодок по программе 1939 и 1940 годов. Из них пятнадцать крейсерских лодок, десять типа "Kaidai", остальные лодки были среднего тоннажа. Кораблестроительные программы последующих лет включали постройку лодок других конструкций. Не считая пятнадцати подводных крейсеров, все они являлись кораблями новых типов, разработанных еще в 1939 году. Если в этот период на японских инженеров и оказывали влияние немецкие конструкции лодок, однако, нельзя сказать, что японцы копировали проекты лодок, утвержденные немецким командованием, и японские подводные лодки 1942-45 годов имели совершенно отличные от немецких тактико-технические данные. В 1943 году японцы купили две немецкие подводные лодки типа U-VII. Первая из них U-511 была передана Японии ее экипажем в августе 1943 года и получила новое наименование Ro-500. Лодка подверглась целому ряду испытаний для ознакомления с ней японских инженеров. Вторая лодка, названая Ro-501. была передана японскому экипажу прямо на верфи в Киле. Сам экипаж прибыл в Германию на японской крейсерской лодке I-8. 13 мая 1944 года следуя в Японию. Ro-501 была потоплена в Атлантическом океане американским эсминцем.

Большая часть крейсерских лодок, заложенных в 1941 году и позднее, составили типы 1-15 и 1-16. вступившие в строй в декабре 1941 года. Однако некоторые из них имели меньшую скорость в надводном положении (17.7 узлов вместо 23.6), но зато радиус действия у них был больше. В 1943 году было решено прекратить строительство этих лодок, так как опыт и особенности боев за Соломоновы острова показали, что они слишком легко обнаруживаются как в надводном положении (с помощью радара), так и в подводном (с помощью сонара). Оказалось также, что лодки такой конструкции сильно уязвимы для глубинных бомб из-за больших размеров а также из-за применения клепаных недостаточно прочных соединений. Возможности уклонения от огня противника и ее маневренность в подводном положении были недостаточны для того, чтобы отразить удары американских эсминцев действовавших в Атлантике против немецких лодок и получивших большой опыт борьбы.

По личному настоянию адмирала Ямамото японцы, однако, продолжали постройку нескольких крейсерских подводных лодок-авианосцев, которые должны были внезапно нападать на стратегически важные пункты и в частности на шлюзы Панамского канала. Два типа таких специальных кораблей были все же построены. Это лодки типов I-400 и I-13.

Подводные лодки типа I-400 являлись самыми крупными лодками в мире. Было запланировано построить 18 таких лодок, но заложено было только пять. Боевая рубка, имевшая форму горизонтально расположенного толстого цилиндра, соединена с прочным корпусом, но не прочно, а только боком и удерживала в равновесии цилиндрической формы ангар длиной 34 метра имевший ход изнутри и вмещавший три гидросамолета-бомбардировщика или торпедоносца, принимавших на борт по четыре торпеды каждый или по три бомбы весом 800 кг., или двенадцать бомб по 250 кг. На носу подводной лодки у правого борта имелась катапульта длиной 35 м. а у левого борта поворотный кран для подъема гидросамолетов на борт. Для того чтобы существовало соответствие между ограниченной осадкой лодки и необходимой для ее мореходных качеств шириной прочный корпус лодки состоял из двух, соединенных вместе в форме восьмерки. цилиндров. В целях маскировки лодки в надводном положении, она могла оснащаться ложными трубами.

Подводные лодки типа I -13 были лодками обычного типа, которые были срочно переоборудованы в подводные авианосцы. Противоминные наделки (були) в значительной мере увеличивали их ширину, что давало возможность устроить на них ангар, подобный ангару подводной лодки I-400, но вмещавший всего два самолета. Однако атака Панамского канала так и не состоялась. Часть лодок этих типов приняли участие в операции по захвату американских островов Улити, имевшей место в последние недели войны.

С 1942 года японцы прекратили строительство подводных лодок типа "Kaidai", переключившись на постройку менее крупных лодок типа Ro-35, конструкция которых несколько напоминала лодки типов Ro-ЗЗ и Ro- 34. вошедшие в строй в 1935-37 годах. Эти лодки были аналогичны немецким типа U-IX, но с более упрощенной конструкцией. Они получили высокую оценку японских моряков, так как оказались очень маневренными и обладали хорошими мореходными качествами. Подводная лодка типа Ro-100, еще более меньших размеров и которую можно сравнить с немецкими лодками типа U- II и британскими типа V, была разработана для защиты воздушных баз, расположенных на островах Тихого океана. Лодки типа Ro-100 были еще более простой конструкции, чем предшественницы, что значительно облегчило их строительство. Срок их постройки составлял около двенадцати месяцев.

Следом за этим японцы начали строить лодки, подобные немецким U-XXI и U-XXIII. Это были лодки типов I -201 и На-201. Командующий японским подводным флотом адмирал Мива ранее занимавший пост начальника управления строительства подводных лодок, заявил, что японские инженеры пришли к тем же выводам что и немецкие своими собственными изысканиями, а не путем подражания последним. Это заявление выглядит вполне обоснованным, так как японцы еще в 1937 году включили в кораблестроительную программу одну опытную лодку Nr.71, которая должна была развивать под водой скорость хода в 25 узлов. Эта лодка в августе 1938 года в Куре была подготовлена к испытаниям и служила в течение своей непродолжительной жизни только как опытовое экспериментальное судно, однако вместо скорости 18-25 узлов была достигнута в надводном положении скорость в 13 узлов, а в подводном 20.5 узлов. Строительство этой лодки сохранялось в глубокой тайне. Подводные лодки типов I -201 и На-201 также имели скорость подводного хода большую чем надводного хода 19 узлов против 13. Следовательно лодки типа I -201 оказались более быстроходны, чем немецкие U-XXI. Кроме того, японские лодки имели "шнорхель", легкие дизели MAN аккумуляторные батареи большой емкости, сварной корпус сильно вытянутой формы. Немецкие лодки превосходили японских собратьев в вооружении и дальности хода. Головной корабль японской серии был заложен на пять недель раньше чем первая немецкая лодка серии U-XXI.

Лодки типа На-201 были заложены только в начале 1945 года, когда над Японией нависла угроза американского вторжения. Головная лодка была построена в короткий срок - за три месяца и была полностью оснащена 31 мая 1945 года. Эти небольшие лодки обладали автономностью 15 суток. Результаты испытаний оказались отличными. Оба типа лодок - 1-201 и На-201 - строились секционным методом и собирались по частям на стапелях.

Во время войны японцы в большом количестве построили транспортные подводные лодки, которые использовались для снабжения изолированных гарнизонов на островах в Тихом океане. Подводные лодки типа I- 361 были спроектированы для проведения диверсионных и внезапных амфибийных операций. На юте у них помещались две десантные баржи, устроенные в специальной надстройке. Каждая лодка могла брать на борт один отряд морских пехотинцев из 110 человек и 62.5 тонн груза или боевой техники. Все это помещалось внутри прочного корпуса, кроме того, каждая лодка могла брать еще около 20 тонн грузов во внешние отсеки. Электроприборы лодки помогали быстрому осуществлению разгрузки. Два носовых торпедных аппарата после первых же испытаний лодки были сняты с них из-за их весьма сомнительной необходимости, а также из-за создания больших волн при ходе над водой.

В 1944 году несколько крейсерских лодок старых проектов были переоборудованы в подводные транспорты, также оснащенные одной десантной баржой. Но еще задолго до начала этих работ отмечались случаи использования крейсерских лодок и лодок типа "Kaidai" в качестве заправщиков, как, например, в бою за Гвадалканал. По программе предполагалось строительство новых двухсот подводных лодок, но острый дефицит листовой стали, а также тот факт, что должного внимания на строительство лодок обращено не было, плюс возрастающая сила налетов американской авиации - все это сделало невозможным дальнейшую постройку подводных лодок в Японии. Однако заметим, что из двадцати восьми заложенных подводных транспортов только три не были полностью достроены и в боевых действиях участия не приняли.

+ Японские подводные лодки периода второй мировой войны

 

Кол.

Постр.

Водоизм.

Скорость

Дополнения

I.1 - I.5

5

1926-29

2135/1790

18/8

Развитие U.139 (1918), модерн. в 1939-41, установлены новые ТА

I.6

1

1932-95

2243/ -

20/7,5

Первая японская ПЛ-авианосец

1.7 и I.8

2

1936-38

2525/ -

23,8/ -

1.8 имела 1 ГСП, позже оборудов. как штабная лодка.

I.9 - I.11

3

1937-40

2919/4149

23,5/8

Имели ГСП, оборудованы как штаб

I.12

1

1942-44

2933/4172

18/6,2

Корпус подобен 1.9

Типа I.15

20

1938-43

2581/3653

23,6/8

Стандартный тип, имели по 1 ГСП

Типа I.16

5

1940-41

2556/3564

23,6/8

Подобны 1.15, но нет ГСП

I.40 - 1.45

6

1942-44

2624/3699

23/8

Подобны Х.15, меньше дальн. хода 11.700 (вместо 12.400) миль

I.46 - 1.48

3

1942-44

2556/3564

23,6/8

Подобны 1.16

Типа I.52

3

1942-44

2563/3644

17,7/6,5

Подобны 1.16, дальн.пл.4700 миль

Типа I.54

3

1942-44

2606/3687

17,7/6,5

Подобны 1.16, дальн.пл.4 700 миль

I.153 - 1.160

7

1927-30

1800/2300

20/8

С 194 3 - учебные

Типа I.161

3

1929-30

1680/2300

20/8,5

Улучшенный тип 1.153

I.165 - 1.167

3

1930-32

1705/2330

20/8,5

Подобны 1.161, увелич. глубина погружения г 60 до 7 5 м.

I.168 - 1.175

8

1934-38

1785/2440

23/8

-

I.176 — 1.185

10

1940-43

1833/2602

23/8

2-хтактн.дизели двойного действия

+ Продолжение

 

ед.изм.

I-176

I-15

I-13

I-400

Водоизмещение:

 

 

 

 

 

стандартное

т.

1630

1950

2620

3530

полное

т.

1833

2581

 

5222

подводное

т.

2602

3653

3603

6560

Длина:

 

 

 

 

 

наибольшая

м.

105,5

108,7

113,7

122,0

по ватерлинии

м.

102,6

106,92

 

120,1

между пп

м.

98,6

102,4

108,4

116,0

Ширина:

 

 

 

 

 

максимальная

м.

8,25

9,3

11,7

12,0

Осадка

м.

4,60

5,14

5,90

7,02

Скорость надв.

узлов

23,1

23,6

16,7

18,7

Скорость подв.

узлов

8,0

8,0

5,5

6,6

Мощность надв.

л.с.

8.000

12.400

4.400

7.700

Мощность подв.

л.с.

1.800

2.000

600

2.400

Дальность надв.

миль

8.000/16

14 .000/16

21.000/16

37.500/14

Дальность подв.

миль

50/5

96/3

60/3

60/3

Глуб.погружения

м.

80

100

100

100

Вооружение:

 

 

 

 

 

орудий

-

1 120-мм.

1 140-мм.

1 140-мм.

1 140-мм.

25-мм. зен. авт.

-

2

2

7

10

533-мм .ТА /торп.

-

6 нос./12

6 нос./12

6 нос./12

8 нос./20

гидросамолетов

([1])

-

1 CP

2 СТБ

3 СТБ

Экипаж

чел.

80

94

-

144

+ Продолжение

 

ед.изм.

Ro-35

Ro-100

Nr.71

I-201

НА-201

Всего заложено

ед.

21

18

1

8

37

Вступили в строй

ед.

17

18

1

3

10

Годы постройки

-

1941-1944

1941-1944

1937-1938

1943-1945

1944-1945

Водоизмещение:

 

 

 

 

 

 

стандартное

т.

965

525

213

1090

325

полное

т.

1114

601

 

1291

376

подводное

т.

1450

782

 

1450

440

Длина:

 

 

 

 

 

 

наибольшая

м.

80,5

60,9

42,8

79,0

53,0

по ватерлинии

м.

79,0

59,4

 

78,5

50,0

между пп

м.

76,5

57,4

 

76,0

44,7

Ширина:

 

 

 

 

 

 

максимальная

м.

7,05

6,0

3,30

5,8

4,2

Осадка

м.

4,02

3,51

3,15

5,46

3,44

Скорость надв.

узлов

19,7

14,2

18,0

15,8

11,0

Скорость подв.

узлов

8,0

8,0

25,0

19,0

13,0

Мощность надв.

л. с.

4.200

1.100

600

2.750

400

Мощность подв.

л. с.

1.200

760

1.800

5.000

1.250

Дальность надв.

миль

11.000/12

5.260/12

3.830/12

5.800/14

5.500/10

Дальность подв.

миль

45/5

60/3

33/7

135/3

100/2

Глуб.погружения

м.

80

75

80

110

100

Вооружение:

 

 

 

 

 

 

орудий

-

1 80-мм.

-

-

-

-

25-мм. Зен .авт.

-

2 25-мм.

2 25-мм.

-

2 25-мм.

1 пулемет

533-мм. ТА /торп.

-

4 нос .710

4 нос./8

3 457-мм.

4 нос.

2 нос.

Экипаж

чел.

62

38

-

31

22

+ Продолжение

 

ед.изм.

I-351

I-361

I-372

НА-101

Всего заложено

ед.

2

11

3

12

Вступили в строй

ед.

2

11

2

10

Годы постройки

-

1941-1944

1943-1944

1943-1944

1943-1945

Водоизмещение:

 

 

 

 

 

стандартное

т.

2650

1440

1660

-

полное

т.

3512

1779

1926

428

подводное

т.

4290

2214

2239

-

Длина:

 

 

 

 

 

наибольшая

м.

111,0

75,5

74,0

44,5

по ватерлинии

м.

110,0

73,0

73,5

44,0

между пп

м.

107,0

70,5

71,0

-

Ширина:

 

 

 

 

 

максимальная

м.

10,15

8,9

8,9

6,1

Осадка

м.

6,14

4 ,76

5,05

4,04

Скорость надв.

узлов

15,8

13,0

13,0

10,0

Скорость подв.

узлов

6,3

6,5

6,5

5,0

Мощность надв.

л. с.

3.700

1.850

1.750

400

Мощность подв.

л. с.

1.200

1.200

1.200

150

Дальность надв.

миль

3.000/14

15.000/10

5.000/13

3.000/10

Дальность подв.

миль

90/3

120/3

100/3

46/2,8

Глуб.погружения

м.

90

75

100

100

Вооружение:

 

 

 

 

 

орудий

-

2 80-мм.

1 140-мм.

1 140-мм.

-

25-мм. зен. авт.

-

7 25-мм.

2 25-мм.

2 25-мм.

1 25-мм.

533-мм. ТА /торп.

-

4 носовых

-

-

-

Экипаж

чел.

97

45

60

21

+ Сноски

* Лодки типа I -351 строились как заправщики гидросамолетов Автономность лодки 60 дней. Лодка брала на борт различные запасы, позволяющие комплексно обеспечить самолеты (365 тонн авиагорючего; 11 тонн пресной воды: 1.5 тонн продовольствия. 60 авиабомб весом 250 кг. или 30 омб и 30 авиаторпед) Авиатопливо размещалось в специальных цистернах в междукорпусном пространстве. Одновременно могли заправляться три самолета. Помещения на лодке были рассчитаны на 97 человек экипажа и 13 пилотов

** Лодки типа I-361 имели упрощенную конструкцию и предназначались для снабжения отдельно действующих групп кораблей боевыми запасами, топливом, а также для пополнения экипажей этих кораблей

*** Лодки типа I-372 предназначались для перевозки войск и снабжения. Это несколько измененный тип лодок I-361 с более прочным корпусом Эти лодки брали на борт 110 тонн различного вида вооружения и техники (из них 100 тонн внутрь прочного корпуса). 150 тонн авиабензина На борту имелся специальный десантный плашкоут.

**** Лодки типа НА-101 имели автономность 15 дней. Срок строительства лодок - в среднем 5 месяцев Они брали на борт в специальные помещения (103 куб.метра) 60 тонн грузов и вооружения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ФЛОТА "БРИЗ - СПб"