• Главная
  • Моделист Конструктор
  • Морская Коллекция
  • Гангут
  • Бриз
  • Морская Кампания
  • Судостроение
  • Тайфун
  • Журналы
  • Журналы
  • 01-12
  • 13-24
  • 25-33
  • 37-45
  • 01 - 1995 / 01
    • Первые программы броненосного флота
      • Часть первая Создание в Англии мореходного броненосного флота
      • Часть вторая Мореходный броненосный фрегат "Warrior"
      • Схемы
    • "Британские крейсеры типа "Arethusa">
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Схемы
    • Морская мощь Японии. Расцвет и падение
    • Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
      • Линейные корабли
      • Авианосцы
      • Схемы
      • Крейсера
      • Схемы
  • 02 - 1995 / 02
    • Британские крейсеры типа "Arethusa"
      • Часть вторая Годы Службы
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Эволюция Французких линейных кораблей
      • Артиллерийское вооружение
      • Предшественники Французских дредноутов
      • Линейные корабли типа "Courbet"
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
      • 1.1 Предварительные проекты первой мировой войны.
      • 1.2 Проект крейсера разведчика 1916-го года.
      • 1.3 Проект крейсера-разведчика 1918-го год
      • 1.4 Проект крейсера-разведчика 1921-го год
      • 1.5 Экспериментальный крейсер "Yubari
      • Таблицы
      • Примечания
      • Схемы
  • 03 - 1995 / 03
    • Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
      • Часть I. Предвоенные проекты эсминцев "Z/34", "Z/34.A" и "Z/36"
      • Описание
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 2. Линейные корабли типа "Bretagne"
      • Судьбы кораблей
      • Схемы
    • "Стратегия Японии"
    • "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
      Часть вторая
      • Эскадренные миноносцы
      • Эскортные миноносцы и охотники за подводными лодками
      • Минные и сетевые заградители, минные тральщики
      • Подводные лодки
      • Наступательные средства
      • Десантные средства и корабли поддержки армии
      • Вспомогательный флот и реквизированные суда
      • Схемы
  • 04 - 1995 / 04
    • Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Техническое описание линейного крейсера "Kongo"
      • "Kongo" в боевом строю
      • Схемы
    • Французские контр-миноносцы межвоенного периода
      • Часть 1. Контр-миноносцы типа "Jaguar"
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/1. Линейные корабли типа "Normandie"
      • Техническое описание линкоров
      • Схемы
    • Список и описание кораблей японского флота
      • Часть 1
      • Корабли
  • 05 - 1995 / 05
    • Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
      • Примечание автора
      • Учебные бомбометания
      • Заключение
      • Примечания
      • Литература
    • Линкоры и авиация
      • Результаты испытаний в Американском флоте
      • Результаты испытаний в Британском флоте
      • Опыты в Датском флоте
      • ***
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/2 Линейные корабли типа "Normandie"
      • История авианосца "Bearn"
      • Схемы
    • Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
    • Список и описание кораблей японского флота Часть 2
  • 06 - 1995 / 06
    • "Российский Черноморский Флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов"
      Часть 1. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Японский и китайский флоты в последнюю китайско-японскую войну"
    • "Линейные корабли "Nelson" и "Rodney"
      • Особенности проекта
      • Дискуссия
      • Схемы
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 1

  • 07 - 1996 / 07
    • "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
      Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Первые программы броненосного флота.
      Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance"
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 4. "Линейные корабли типа типа "Lion"
      • Описание
      • Заключение
      • Схемы
    • "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 2
  • 08 - 1996 / 08
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 1. Проектирование и постройка
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 5. "Неосуществленные проекты быстроходных линкоров Франции
      • Дипломные работы выпускников военно-морской академии
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • 1. Общие сведения
      • 2. Характеристики корпуса крейсеров
      • 3. Защита
      • 4. Вооружение
      • 5. Авиационное вооружение
      • 6. Энергетическая установка и мощность
      • 7. Экипаж и обитаемость
      • Примечания
  • 09 - 1996 / 09
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 2. Устройство клиперов
    • "Линейные корабли типа "Советский Союз".
      Часть 1. Появление проекта.
    • "Нарвик. Апрель 1940 года"
  • 10 - 1996 / 10
    • "Архангельские винтовые клиперы".
    • "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
      • Артиллерийское вооружение линейных кораблей
      • Линейные корабли - До-Дредноуты типа "Deutschland".
      • Линейный корабль "Nassau".
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      • Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • Часть 3 Крейсера класса "А" типа "Аова"
      • Схемы
  • 11 - 1996 / 11
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36"
      • Судьбы кораблей
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
      • Проекты эскадренных миноносцев "Z/37" "Z/38.Ac" и "Z/38.Ad"
      • Судьбы кораблей
  • 12 - 1996 / 12
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/38.B"
      • Разведывательные крейсеры проектов "Spahkreuzer 1938-1940"
    • "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A (Моb)"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.B"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.C"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/41"
      • Дизельные эскадренные миноносцы проекта "Z/42"
    • Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/42.C" ("Z/44")
      • Проект эскадренного миноносца "Z/43"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/45"
    • "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"

+ Авианосцы

Ниже в таблицах указаны основные данные об авианосцах, начиная с первого японского авианосца "Н-osho". В хронологическом порядке дается время вступления авианосцев в строй и параллельно дата их гибели. Из этой таблицы можно подсчитать, как коротка была жизнь многих из них. Так например, "Shinano" существовал всего лишь несколько часов, "Taiho" - три месяца, "Shoho" и "Unryif- четыре месяца, "Chuyo". "Chiyoda", "Shinyo" и "Chitose" - менее года.

Накануне внезапного нападения на Перл-Харбор в Атлантическом и Тихом океанах Япония имела десять, а Америка семь авианосцев; один авианосец проходил испытания, два других достраивались. В начале кампании за Соломоновы острова, в мае 1942 года, японцы имели тринадцать этих ценнейших кораблей. Тремя месяцами позже шести из них уже не было: четыре ави-носца были потоплены за один день - 6 июня (при Мидуэе). В это время был построен только один новый авианосец. Япония теперь уже не могла возместить эти потери. Боеспособность оставшихся авианосцев сократилась в связи с тем, что не хватало палубных самолетов и летчики были плохо подготовлены.

Необходимо подчеркнуть, что за исключением "Када", "АкадГ и двух американских "Lexington'HOB", бывших линейных кораблей или переоборудованных крейсеров, в 1941 году японский флот имел, включая два авианосца типа "Zuikaku" водоизмещением более 30.000 тонн, самые крупные и самые быстроходные авианосцы в мире. Кроме "Hosho'" и "Ryujo", все их авианосцы имели большее водоизмещение, чем это предполагали другие. Авианосцы "Soryu" (15.300 тонн) и "Hiryu" (17.300 тонн) были известны как корабли, имеющие водоизмещение 10.050 тонн. По данным Второго отдела американского военно-морского управления в октябре 1942 года авианосец "Zuikaku" имел водоизмещение 15.000 тонн. Большое количество авианосцев являлись переоборудованными кораблями различных классов. В период между январем 1940 года и концом войны было переоборудовано тринадцать таких кораблей.

Японцы считали .что авианосец "Taiho" являлся авианосцем самой лучшей конструкции. Он был заложен в июле 1941 года и во многом отличался от своих предшественников - двух авианосцев типа "Zuikaku". Одной из отличительных черт этого авианосца являлось то, что взлетная палуба между подъемниками была покрыта броней толщиной в 95 мм., считающейся достаточной, чтобы выдержать удар 500-кг.бомбы. На авианосце было всего два подъемника и их постарались разместить в наибольшем отстоянии друг от друга; один как можно ближе к носу, другой - к корме. Расстояние между ними составляло 150 м. каждая из их платформ имела 5-мм.броню и весила 100 тонн. Для того, чтобы снизить центр тяжести корабля, взлетная палуба "Taiho" находилась на высоте 12,5 м. над ватерлинией, то есть почти на такой же высоте, что и у авианосца "Hiryu" с водоизмещением всего 17.300 тонн. Палуба Taiho" была несколько меньших размеров, чем у "Zuikaku", и к тому же "Taiho" имел меньшую самолетовместимость. Тщательно продуманная система защиты подводной части корабля состояла из большого количества переборок и двух бронированных переборок толщиной 25 мм. и расположенных в 3 м. за обшивкой борта. На "Taiho" отказались от низких и наклоненных труб, которые были установлены на его предшественниках, заменив их одной высокой трубой, имеющей небольшой наклон (26 градусов) от борта. Форштевень корабля, поднимавшийся до уровня верхней палубы, был лучше защищен от волн, чем на предыдущих проектах. Однако одной торпеды, выпущенной 19 июня 1944 года подводной лодкой "Albakore", оказалось достаточно для гибели корабля. К его несчастью взрывом были повреждены бензопроводы и носовой самолетоподъемник в тот момент, когда его платформа находилась внизу. Вследствие этого повреждения подъем самолетов сразу же был приостановлен, хотя скорость хода корабля и его маневренность не изменились. Между тем пары бензина распространились в ангар и через поврежденные вентиляционные трубы попали во многие отсеки. Через несколько часов в результате сильного взрыва "Taiho" закончил свое существование.

Авианосцу "Shinano", который был заложен как линкор типа "Yamato". не повезло еще больше. Он был потоплен через двадцать часов после того как впервые вышел в море торпедами подводной лодки "Archerfish". Надо признать, что если бы корабль был полностью достроен, а его экипаж был бы хорошо обучен, корабль можно было бы спасти. Но авианосец шел из Йокосуки в Куре, где его должны были достроить. Он шел с неукомплектованной командой, всего 1400 человек, из которых было много заводских рабочих, плохо знающих корабль. На корабле не были полностью доделаны переборки; не были установлены многие герметичные двери, не были закончено много электропроводки и трубопроводов, а их проходы в переборках не были заделаны. Через семь часов после получения торпедных попаданий "Shinano" медленно затонул, увлекая за собой всю команду, которая отказалась покинуть корабль.

"Shinano" сохранил под своей полетной палубой (ее толщина 102 мм.) все средства защиты, которые были на линкорах типа "Yamato", включая толстый броневой пояс в 203 мм., а также широкие були и тройное дно. Ангар был расположен над главной палубой и сверху защищен полетной палубой, бронированной по всей длине. Ангар делился на две части переборкой, защищавшей от осколков. На первых двух третях длины ангар закрывался металлическими решетками, а кормовая часть была закрыта и защищена броней в 52 мм. 102-мм.броня полетной палубы состояла из трех слоев: первые 20 мм.стальная броня, затем промежуточная броня толщиной 76 мм. и, наконец, противоударный слой, сделанный из материала, в состав которого входили древесные опилки, цемент и каучук. Все это держалось на 80-мм.стойках-пиллерсах. Бензобаки и емкости с мазутом были хорошо защищены. Погреба, которые вначале предназначались для 457-мм.снарядов, были переоборудованы в бензохранилища и защищались броней 178 мм. с водяным промежутком. Мазут хранился во внутренних отсеках, в наиболее возможном удалении от обшивки. Отсеки защищались броней от 25 до 76 мм. и были ограждены водяной и цементной перегородками. Все бортовые вентиляционные трубы были также защищены броней в 37 мм. В общей сложности защита "Shinano" включала 17.964 тонн брони и 2000 тонн воды. В дополнение ко всему этому с корабля было удалено все деревянное, возгораемое. Покраска была произведена невоспламеняющимися красками. Применены новые виды огнетушителей. То есть на корабле были учтены все уроки войны и особенно боя за Мидуэй.

+ Японские легкие авианосцы
  ад. Ibuki Shoho Ryuho Chitoae
Кол-во спущенных/достроенных - 1 / - 2 / 2 1 / 1 2 / 2
Водоизмещение:          
стандартное т. 14 800 11 200 13 360 11 440
на испыт-ях т. - 13 950 15 300 13 649
Длина:          
наибольшая • м. 200,60   215,60 192,50
по ватерлинии м. 198,35 201,43 212,00 183,00
между перпендикулярами м. 187,80   197,30 174,00
Ширина м. 21,20 18,00 19,78 23,00
Осадка м. 6,30 6,44 6,64 7,50
Котлов/Турбин - 4 / 2 ? / 2 4 / 2 2 / 4
Винтов - 2 (а) 2 2 (b) 4 (с)
Мощность WPS 72 000 52 000 52 000 56 800
Скорость хода узлов 29,0 28,0 26,2 29,0
Вооружение          
127-ми.универсальные   - 8 8 8
80-мм.зенитные орудия   4 - . - -
25-мм.зенитные автоматы   48 ? 61 30
в том числе ЗАУ   (16 х 3)   (10 х 3) (10 x 3)
127-мы.ракетные установки   4 х 30 - - -
Глубинные бомбы   30 - -  
Самолетов: всего   27 30 31 73
(в резрерве)   (-) (3) (7) (16)
Длина ВПП   - 180,00 185,00 180,00
Ширина ВПП   - 23,00 23,00 18,00
Само летоподъ емни к ов   2 2 2 2

(a)' - Ha "Ibuki" была оставлена 50 % дизелей, предусматривавшихся на нем по проекту крейсера.

(b) - Авиатранспорт "Taigei" (перестроен в авианосец "Ryuho") первоначально имел дизельную установку. Замена ее на турбинную, подобную установленным на крупных эсминцах и на авианосце "Shoho" позволила увеличить скорость с 20 до 26 узлов.

(c) - Бывшие гидроавиат-ранспорты "Chitose" и "Chiyoda" при их перестройке в авианосцы сохранили свои прежние дизели на двух валах = 12.800 лс. Два других вала вращались турбинами = 44.000 лс.

+ Японские эскортные авианосцы и транспортные суда-носители самолетов
  ед. Taiyo Shiniyo Kaiyo Akitau Кшпапо Shimane Yamashiro
    (АНЭ) (АНЭ) (АНЭ) Maru Маги Маги Маги
Количество   3 1 1 2 1 2 2
Водоизмещение:                
стандартное т. 16 748 17 500 13 600 11 800 8 000 14 500 16 000
на испытаниях т.   20 900 16 700     20 469 22 048
Длина:                
наибольшая м. 173,70 189,36 159,59        
по ватерлинии м.       143,00 141,96 153,00 148,00
между пп м. 173,70 189,36 159,59        
Ширина                
максимальная м. 23,50 25,60 21,30 19,50 19,58 20,00 20,40
Осадка м. 8,00 8,18 8,25 7,86 7,00 9,10 9,00
Котлов / Турбин - 2 TU 2 TU 2 TU(*) 4 / 2 4/2 1 TU/ 2 1 TU / 2
Винтов - 2 2 2     1  
Мощность WPS 25 200 26 000 52 000 7 500 10 000 8 600 5 000
Скорость узлов 21,8 21,0 23,8 20,0 19,0 15,0 15,0
Дальность миль     8300/18   6000/17 10000/15 8000/13
Вооружение:                
127-ым.унив. - 4 4 4 2 75-мм. 8 75-мм. 2 2-4 100-мм..
25-ми.зен. - 54 30 30   6 52 8
Самолетов! всего - 27 24 24 20 37 12 8
(в резерве) - (4)     20 дес. ботов 25 дес. ботов    
Длина ВПП м.   180,00 180,00 123,0 110,0    
Ширина ВПП м.   24,50 23,00 22,5 21,5    

(*) - Замена дизелей на паровые турбины увеличила скорость на 3 узла;

Танкеры и транспорты с взлетной площадкой по назначению и по конструкции сходны с английскими "MAC".

"Akitsu Maru" и "Nigitsu Maru" - бывшие пассажирские суда компании "Nippon Kaiun Со." Корабли были куплены армией (японская армия имела собственные корабли и флотилии) еще на верфи. О них, а также о построенном в конце войны почти таком же "Kumano Maru" будет сообщено позже - при описании судов, принадлежащих армии.

Планировалось построить для флота четыре корабля типа "Shimane Maru". Первый спущен на воду 17.12.1944 и в феврале 1945 остановлен постройкой при почти полной готовности. Второй спущен на воду 14.1.1945, но его в феврале было решено вновь переоборудовать в танкер.

Транспорты типа "Yamashitfd Maru" были начаты постройкой по типу "Shimane Maru", но с более простой конструкцией. Головной закончен в январе 1945, и сразу же после этого было решено переоборудовать его в грузовое судно с угольным отоплением, однако спустя несколько недель это решение отменили. Такая же история произошла и со вторым кораблем, но еще в период его постройки. К августу 1945 второй корабль еще не был спущен на воду.

+ Японские тяжелые авианосцы
  ед. изм-я Akagi Kaga Shokaku Zuikaku Junyo Hiyo Taiho Shinano
Водоизмещение:              
стандартное т. 36 500 38 200 25 675 - 28 564 62 000
на испытаниях т. 41 300 42 541 29 800 26 949 34 200 66 059
Длина:              
наибольшая м. 260,66 247,65 257,50 - 259,69 266,00
между пп м. 250,36 240,30 250,00 215,30 252,37 256,00
по ватерлинии м. 235,00 217,93 238,00 206,00 237,95 244,00
Ширина:              
по ватерлинии м. 31,78 32,50 26,00 26,70 27,61 38,30
максимальная м. - 43,59 - - - -
Осадка м. 8,70 9,48 8,87 8,02 9,60 10,30
Котлов _ 19 8 8 6 - 8
Турбин - 4 4 4 2 2 4
Винтов - 4 4 4 2 4 2
Мощность WPS 133 000 127 400 160 000 56 250 160 000 150 000
Скорость узлов 31,2 28,3 34,0 25,5 33,1 27,8
Дальность плав-я миль 8200/16 10000/16 9700/18 - 10000/18 10000/18
Вооружение:       на 1941      
203-мм.орудия - 6 10 - - - -
127-мм.унив. - 12 16 16 12 12-100 16
25-мм.зан.   28 22 36 76 ' 51 145
в том чисг'в ЗАУ -       (15 x 3)   (35 x 3)
ракетн.уст-вок -       6 ПУ    
Самолетов: всего _ 91 90 96 53 52 48
(в резерве) - (25) (18) (24) (5)   (6)
Длина ВПП м. 249,74 248,76 _ _ 257,06 256,00
Ширина ВПП м. 30,48 30,48 - - 26,97 39,40
Число подъемников — 3 3 3 — 2 2

Авианосцы "Junyo" и "Hlyo" также представляют некоторый интерес. Оба они были заложены в 1939 году как торговые суда тоннажем 27.000 тонн. Их переоборудование было предпринято в тот момент, когда уже давно шла сборка их корпусов. Установленные первоначально четыре цилиндрических котла были заменены водотрубными, что давало возможность довести скорость хода корабля до 25,5 узлов. Жизненные части корабля были защищены броней в 25 мм. Вид корабля с носа и кормы никак не говорил, что раньше это было торговое судно. Получив сильные повреждения от двух торпед и одной бомбы "Junyo" все же оставался в строю в течение всей войны. Во время ремонта на верфи авианосец был несколько усовершенствован. Так, например, его бензоналивные баки защищены дополнительно бе-тонированой перегородкой. С. корабля были удалены все возгораемые материалы, были усилены зенитные средства корабля.

Во время войны японское Адмиралтейство решило построить несколько авианосцев типа "Taiho" и "Hiryu", которые им больше всего подходили; первый как тяжелый авианосец, второй как легкий авианосец. В программу 1941 года было включено строительство авианосца

"Unryu" и усовершенствование "Hiryu". В пересмотренную программу 1942 года было включено строительство пяти авианосцев типа "Taiho" и пятнадцати новых авианосцев типа "Unryu". Все авианосцы первого типа и девять второго так и остались на бумаге, a "Unryu" и два однотипных корабля - "Katsuragi" и "Amagi" вступили в строй перед самой капитуляцией. Три других однотипных корабля - "Kasagi", "Ikoma" и "Aso" были спущены на воду только перед концом войны. Для "Unryu" был взят упрощенный проект "Hiryu", причем количество подъемников было сокращено до двух. Все авианосцы, за исключением двух, предполагалось оснастить установкой мощностью 152.000 лс. так же как и прототип этой серии кораблей 'Taiho"* и современные тяжелые крейсера. На двух других кораблях была установлена двойная установка эсминца, мощностью только 104.000 лс и позволяющей развить скорость вместо 34 только 32 узла. Два первых корабля этого типа "Unryu" и "Amagi" вступили в строй в августе 1944 года, но они так и не приняли участия в последних боях войны. Их использовали только в качестве транспортных средств. 19 декабря, выполняя задачу по перевозкам, "Unryu" был торпедирован подводной лодкой "Redfish" и затонул

Броневая защита авианосцев: (вертикальная / горизонтальная)

тип "Zuikaku" тип "Taiho"
корпус 215 им./ 167 ии. машинное отделение 46 ни./ 90 ии. цистерны авиатоплива 50 мм. поясная броня 55 мм.(МО), 152 мм.(трюм) палубы (кроме ВПП) 127 им. переборки ПТЗ 37 мм.
+ Японские легкие авианосцы
  ед.изм. "Ноауо" "Ryujo" "Soryu" "Hiryu" "Unryu"
Кол-во спущенных/достроенных _ 1 / 1 1 / 1 1 / 1 1 / 1 6 / 3
Водоизмещение:            
стандартное т. 7470 8000 15 900 17 300 17 150
на испыт-ях т. 10 500 10 150 18 800 20 250 20 400
Длина по ватерлинии м. 165,00 175,39 222,00 222,00 223,00*
Ширина м. 18,00 20,32 21,30 22,32 22,00
Осадка м. 6,20 5,56 7,62 7,74 7,76
Котлов/Турбин _ 8/2 - 8 / 4 8 / 4 8/4
Винтов - 2 2 4 4 4
Мощность WPS 30 000 65 000 152 000 152 000 152 000
Скорость хода узлов 25,0 29,0 34,0 34,0 34,0
Радиус действия миль - - - - 8000/18
Вооружение            
140-мм.орудия   4 - - - -
127-мм.универсальные   - 12 12 12 12
25-мм.зенитные автоматы   8 г   ? 89 (22 х 3)
ракетные установки   - - - - б ПУ
Самолетов* всего   21 48 73 73 64
| (в резрерве)   («) (12) <16) (16) (7)
Длина ВПП   _ 156,50 216,90 216,90 216,90
Ширина ВПП   - 23,00 26,00 27,00 27,00
Самблетоподъемников   2 2 3 3 2
+ Японские авианосцы. (Перечислены в хронологическом порядке по датам вступления в строй)
  класс примечания спущен на воду вступил в строй перестраивался с ..

погиб

"Новho" АН Л   13.11.1921 дек. 1922      
"Akagi" АНТ бывший лин.крейсер 22. 4.1925 март 1927 до спуска 6. 6.1942
"Kaga" АНТ бывший линкор 17.11.1921 март 1928 после спус. 6. 6.1942
"Ryujo" АН Л   2. 4.1931 май 1933   24. 8.1942
"Soryu" АН Л   23.12.1935 1938   6. 6.1942
"Hiryu" АНЛ улучшенный "Soryu" бывш. т/к "Takaaaki" 16.11.1937 1939   6. 6.1942
"Zuiho" АНЛ 19. 6.1936 дек. 1940 янв. 1940 25. 10.1944
"Shokaku" АНТ   1. 6.1939 авг. 1941   19. 6.1944
"Zuikaku" АНТ типа "Shokaku" 27.11.1939 сент.1941   25. 10.1944
"Taiyo" АНЭ бывш. тр. "Казида Маги" 19. 9.1940 сент.1941 нояб.1940 18. 8.1944
"Shoho" АНЛ бывш. т/к "Tsurugisaki" 1. 6.1935 янв. 1942 янв. 1941 8. 5.1942
"Uhiyo" АНЭ бывш. тр. "Yavata Маги" 31. 7.1940 май 1942 янв. 1942 17. 9.1944
"Juniyo" АНТ бывш.тр."Каahivara Maru" 1940 май 1942 осень 1940    
"Hiyo" АНТ бывш. тр. "Izuroo Maru" 1940 июль 1942 осень 1940 20. 6.1944
"Chiyo" АНЭ бывш. тр. "Nitta Maru" 23. 3.1940 нояб.1942 май 1942 3. 12.1943
"Ryuho" АНЛ бывш. т/к "Taigei" 16.11.1933 нояб.1942 дек. 1941    
"Chiyoda" АНЛ   19.11.1937 окт. 1943 дек. 1942 25. 10.1944
"Kaiyo" АНЭ бывш.тр."Argentina Маги" 31. 5.1939 нояб.1943 дек. 1942   (1)
"Shiniyo" АНЭ бывш.герм."Scharnhorst" 1938 дек. 1943 сент.1942 17. 11.1944
"Chitoae" АНЛ бывш. авиатр. 29.11.1936 янв. 1944 янв. 1943 25. 10.1944
"Taiho" АНТ   7. 4.1943 март 1944   19. 6.1944
"Unryu" АНЛ упрощенный "Hiryu" 1943 (*) авг. 1944   19. 12.1944
"Araagi" АНЛ типа "Unryu" 1943 (*) авг. 1944      
"Katauragi" АНЛ типа "Unryu" 1943 (*) окт. 1944      
"Shinano" АНТ бывший линкор 6.10.1944 нояб.1944   29. 11.1944
"Kasagi" АНЛ типа "Unryu" 19.10.1944 (3)      
"Ikoroa" АНЛ типа "Unryu" 17.11.1944 (4)      
"Aso" АНЛ типа "Unryu" 1.11.1944 (4)      
"Ibuki" АНЛ бывший легкий крейсер 5.1943 (4) нояб.1943    

О - Корабль строился и спущен на воду в сухом доке.

(1) - Сильно поврежден авиабомбами 24.7.1945, но не потоплен.

(2) - Был подготовлен к испытаниям, но постройка не закончена, потплен через десять дней после предъяв-

ления к испытаниям.

(3) - Постройка остановлена 1.4.1945.

(4) - Постройка остановлена в начале 1945 года. Все усилия верфей брошены на изготовление карликовых лодок и "Кайтенов".

+ Нормы авиационного вооружения японских авианосцев

Имя и классификация

СБ Cffl СИ CP резерв
(по амер. - US.Navy)   CT      
"Akagi" AHT - CV 19 -35 12 _ 25
"Kaga" AHT - CV 24 36 12 - 18-
-Shokaku" AHT - CV 24 24 12 12 - •
"Juniyo" AHT - CV 18 18 12 - 5
"Shinano" AHT - CV - 18 18 6 6
"Unryu" АНЛ - CVL - 16 12 18 7
"Ibuki" АНЛ - CVL - 15 12 - -
"Taiyo" АНЭ - CVB - 14 9 - 4
"Kaiyo" АНЭ - CVS 6 - 18 - -
"Shiniyo" АНЭ - CVE 6 - 18 - -

самолеты:

СБ - бомбардировщики; CD - итурмовики; СТ - торпедоносцы; СИ - истребители; CP - разведчики.

Разумеется, состав авиакрыла не всегда был постоянным и изменялся в зависимости от предполагаемой задачи. Так, например, во время боя в Коралловом море "Zuikaku" имел на борту 21 истребитель, 21 торпедоносец и 21 бомбардировщик; a "Shoho" имел 12 истребителей и 9 торпедоносцев. Во время сражения у

Мидуэя, по сообщению бывшего командира авиаслужбы на "Када" кап.2-го ранга Амагай, все четыре авианосца "Када", "Akagi", "Soryu" и "Hiryu" имели одинаковые авиагруппы в составе 21 истребителя, 27 бомбардировщиков и 28 торпедоносцев.

"Katsuragi" и "Atago" (типа "Unryu") имели по два двигательных агрегата эсминцев по 52.000 WPS. Скорость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установку крейсера в 152.000 WPS, как "Soryu" и "Hiryu".

Радиус действия "Kasagi" 10000 миль 18-узло-вым ходом.рость 32 узла. Остальные авианосцы этого типа имели двигательную установ- ку крейсера в 152.000 WPS, как "Soryu" и "Hiryu".

"Hosyo", принимавший участие в сражении у Мидуэя, затем использовался как учебный и его полетная палуба была увеличена до наиболее возможного предела.

В августе 1945 года к испытаниям был подготовлен легкий авианосец "Ibuki", оставшийся в единственном числе из кораблей данного типа. Он был заложен в апреле 1942 года в качестве крейсера, а летом 1943 года, через несколько недель после его спуска на воду, было решено переоборудовать его в авианосец. "Ibuki" подобен американским авианосцам типа "Independens". На нем оставили только половину двигательной установки, предусмотренной для крейсера. 72.000 лс сообщали авианосцу скорость 29 узлов.

Следует напомнить также о переоборудовании японцами двух линкоров и одного крейсера с тем, чтобы использовать их как корабли смешанного типа. После боя за остров Мидуэй линкоры "Ise" и "Hyuga" в течение года подверглись некоторым изменениям. На месте двух кормовых башен главного калибра был построен обширный ангар с подъемником, вмещающий 22 самолета. Они могли быть подняты в воздух с помощью двух катапульт за 20 минут. Планировалось такие же работы провести и на кораблях "Fuso" и "Yamashiro", но они еще до этого погибли в проливе Суригао во время боев за остров Лейте в октябре 1944 года. Нехватка самолетов не дала возможности снабдить ими оба переоборудованных корабля и в боях за Лейте они участвовали только как линкоры, без всякой авиации. Необходимо добавить, что на этих кораблях была изъята артиллерия вспомогательного калибра (восемнадцать 140-мм,орудий) и установлена зенитная артиллерия (шестнадцать 127-мм.орудий в восьми спаренных установках, шесть тридцатиствольных 120-мм.ракетных установок и 104 25-мм.зенитных автомата, из которых 93 были смонтированы в строенных установках).

Тяжелый крейсер "Mogami" через два года после Мидуэя, в котором он получил серьезные повреждения, снова вступил в строй. Во время ремонта он подвергся большим изменениям: две кормовые башни были заменены полетной палубой. Несколько недель спустя, 25 октября 1944 года, во время боя в проливе Суригао крейсер был потоплен. Сначала он был обстрелян корабельной артиллерией, а затем добит авиацией.

Японцы, так же как и англичане, считали, что в конвои необходимо включать большие торговые суда, обо-рудованые полетными палубами. Но ни одно из заказанных флотом таких судов не вступило в строй как транспорты; обстановка заставила их переделать в торговые суда, но у японцев имелись три других корабля с взлетно-посадочной палубой, заказанные армией, о которых будет рассказано ниже, при описании кораблей, заказанных армией для собственных нужд.

+ Транспорты для самолетов и гидросамолетов

Токийское Адмиралтейство имело в своем распоряжении большое количество транспортных судов и су-. дов заправщиков для авиации. Одни из них были специальной постройки, другие были переоборудованы из торговых судов. "Mizuho", спущенный на воду 25 февраля 1939 и потопленный 1 мая 1942 года, являлся однотипным "Chitose" и "Chiyoda", впоследствии переоборудованным в легкие авианосцы. Водоизмещение "Mizuho" равнялось 11.500 тонн, силовая установка из четырехх дизелей (15.200 лс) сообщала ему скорость 22 узла.

Корабль "Nisshin", спущенный на воду 30 ноября 1939 года и перевооруженный 27 февраля 1942 года, был построен как крупный минный заградитель (700 мин), но имел обширную палубу, две катапульты и четыре мощные стрелы. Он мог брать на борт двенадцать разведывательных гидросамолетов. При стандартном водоизмещении 11.317 тонн скорость его достигала 28 узлов. Впоследствии этот корабль был использован как плавбаза карликовых подводных лодок, но при этом на нем было сохранено авиационное оборудование.

Кроме этих кораблей в транспорты авиации или заправщики для самолетов были переоборудованы 18 торговых судов водоизмещением от 5800 до 8600 тонн и скоростью хода от 15 до 19 узлов. Как правило они могли брать на борт 12 самолетов, для которых они служили базой.

Японский флот использовал также определенное количество кораблей,, подобных французскому "Commandante Rober Jiro" (бывший немецкий). Самым крупным из них был "Akitsushima", вооруженный в апреле 1942 года. Водоизмещение 4670 тонн. Дизельная установка в 8000 лс сообщала кораблю скорость в 19 узлов. Другие были значительно меньших размеров, часть из них - с деревянным корпусом. Служили они спасательными судами для самолетов. Переоборудование началось с тральщика с очень длинным ютом, на корме которого был установлен поворотный кран, поднимающий от 3 до 5 тонн. Таких судов, конструкции 1933 года, к началу войнь! насчитывалось 15 единиц (100-200 тонн). В ходе войны было заложено 30 кораблей подобного класса водоизмещением 300 тонн. Большая часть из них была построена. Каждое судно могло перевозить по два гидросамолета. Имея длину 46,50 м, осадку 2,25 м и скорость хода 14 узлов при работе двух дизелей в 400 лс, эти ремонтно-аварийные суда обладали большой мореходностью и поворотливостью. Каждое из авиационных соединений флота имело несколько таких мелких судов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ФЛОТА "БРИЗ - СПб"