• Главная
  • Моделист Конструктор
  • Морская Коллекция
  • Гангут
  • Бриз
  • Морская Кампания
  • Судостроение
  • Тайфун
  • Журналы
  • Журналы
  • 01-12
  • 13-24
  • 25-33
  • 37-45
  • 01 - 1995 / 01
    • Первые программы броненосного флота
      • Часть первая Создание в Англии мореходного броненосного флота
      • Часть вторая Мореходный броненосный фрегат "Warrior"
      • Схемы
    • "Британские крейсеры типа "Arethusa">
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Схемы
    • Морская мощь Японии. Расцвет и падение
    • Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
      • Линейные корабли
      • Авианосцы
      • Схемы
      • Крейсера
      • Схемы
  • 02 - 1995 / 02
    • Британские крейсеры типа "Arethusa"
      • Часть вторая Годы Службы
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Эволюция Французких линейных кораблей
      • Артиллерийское вооружение
      • Предшественники Французских дредноутов
      • Линейные корабли типа "Courbet"
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
      • 1.1 Предварительные проекты первой мировой войны.
      • 1.2 Проект крейсера разведчика 1916-го года.
      • 1.3 Проект крейсера-разведчика 1918-го год
      • 1.4 Проект крейсера-разведчика 1921-го год
      • 1.5 Экспериментальный крейсер "Yubari
      • Таблицы
      • Примечания
      • Схемы
  • 03 - 1995 / 03
    • Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
      • Часть I. Предвоенные проекты эсминцев "Z/34", "Z/34.A" и "Z/36"
      • Описание
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 2. Линейные корабли типа "Bretagne"
      • Судьбы кораблей
      • Схемы
    • "Стратегия Японии"
    • "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
      Часть вторая
      • Эскадренные миноносцы
      • Эскортные миноносцы и охотники за подводными лодками
      • Минные и сетевые заградители, минные тральщики
      • Подводные лодки
      • Наступательные средства
      • Десантные средства и корабли поддержки армии
      • Вспомогательный флот и реквизированные суда
      • Схемы
  • 04 - 1995 / 04
    • Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Техническое описание линейного крейсера "Kongo"
      • "Kongo" в боевом строю
      • Схемы
    • Французские контр-миноносцы межвоенного периода
      • Часть 1. Контр-миноносцы типа "Jaguar"
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/1. Линейные корабли типа "Normandie"
      • Техническое описание линкоров
      • Схемы
    • Список и описание кораблей японского флота
      • Часть 1
      • Корабли
  • 05 - 1995 / 05
    • Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
      • Примечание автора
      • Учебные бомбометания
      • Заключение
      • Примечания
      • Литература
    • Линкоры и авиация
      • Результаты испытаний в Американском флоте
      • Результаты испытаний в Британском флоте
      • Опыты в Датском флоте
      • ***
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/2 Линейные корабли типа "Normandie"
      • История авианосца "Bearn"
      • Схемы
    • Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
    • Список и описание кораблей японского флота Часть 2
  • 06 - 1995 / 06
    • "Российский Черноморский Флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов"
      Часть 1. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Японский и китайский флоты в последнюю китайско-японскую войну"
    • "Линейные корабли "Nelson" и "Rodney"
      • Особенности проекта
      • Дискуссия
      • Схемы
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 1

  • 07 - 1996 / 07
    • "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
      Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Первые программы броненосного флота.
      Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance"
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 4. "Линейные корабли типа типа "Lion"
      • Описание
      • Заключение
      • Схемы
    • "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 2
  • 08 - 1996 / 08
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 1. Проектирование и постройка
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 5. "Неосуществленные проекты быстроходных линкоров Франции
      • Дипломные работы выпускников военно-морской академии
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • 1. Общие сведения
      • 2. Характеристики корпуса крейсеров
      • 3. Защита
      • 4. Вооружение
      • 5. Авиационное вооружение
      • 6. Энергетическая установка и мощность
      • 7. Экипаж и обитаемость
      • Примечания
  • 09 - 1996 / 09
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 2. Устройство клиперов
    • "Линейные корабли типа "Советский Союз".
      Часть 1. Появление проекта.
    • "Нарвик. Апрель 1940 года"
  • 10 - 1996 / 10
    • "Архангельские винтовые клиперы".
    • "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
      • Артиллерийское вооружение линейных кораблей
      • Линейные корабли - До-Дредноуты типа "Deutschland".
      • Линейный корабль "Nassau".
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      • Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • Часть 3 Крейсера класса "А" типа "Аова"
      • Схемы
  • 11 - 1996 / 11
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36"
      • Судьбы кораблей
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
      • Проекты эскадренных миноносцев "Z/37" "Z/38.Ac" и "Z/38.Ad"
      • Судьбы кораблей
  • 12 - 1996 / 12
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/38.B"
      • Разведывательные крейсеры проектов "Spahkreuzer 1938-1940"
    • "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A (Моb)"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.B"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.C"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/41"
      • Дизельные эскадренные миноносцы проекта "Z/42"
    • Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/42.C" ("Z/44")
      • Проект эскадренного миноносца "Z/43"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/45"
    • "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"

+ Эскортные миноносцы и охотники за подводными лодками.

Перед вступлением в войну Япония уделяла внимание этому классу кораблей не больше, чем другие страны. В декабре 1941 года для эскортирования и охраны морских сообщений Япония могла выставить только 12 эсминцев, сотню старых миноносцев, охотников и других мелких судов, а также 210 траулеров и мелких торговых судов. С 1941 года потребность в эскортных кораблях значительно возросла, корабли стали играть важнейшую роль. Именно с этого года началась закладка большинства океанских эскортных миноносцев. По техническим данным они соответствуют корветам и фрегатам или современным им конвойным эсминцам типа "DE" английского и американского флотов. Первоначальный тип представлен четырьмя кораблями типа "Shimushu", заложенными в 1940 году как сторожевые корабли и тральщики. По окончании постройки они были вооружены тремя 120-мм. орудиями, снятыми со старых эсминцев, четырьмя 25-мм. пулеметами и 12 глубинными бомбами. В 1942 году тралы с кораблей убрали, за счет чего было увеличено число глубинных бомб до 24. В конце года они были оснащены аппаратурой активного подводного поиска, подобно британской "Asdic", а количество глубинных бомб увеличено до шестидесяти. Изменения в ходе войны претерпели также и четырнадцать кораблей типа "Etoforu", являющиеся почти точными копиями предыдущих кораблей.

+ Сторожевые корабли типов "Shimushu" и "Etoforu"

Количество построенных едениц .... 4 + 14

Годы постройки    1940-1944

Потоплено в ходе б/действий  7

Водоизмещение стандартное    860 тонн

полное  1020 тонн

Длина наибольшая  77,70 м.

по ватерлинии    76,20 м.

между перпендикулярами ... 72,50 м.

Ширина  9,10 м.

Осадка    3,05 м.

Тип двигателя  дизели

Количество винтов  2

Мощность механизмов  4200 лс

Скорость полная  19,7 узла

Дальность плавания  8000 (16) миль

Вооружение (1945)    3x1 120-мм.унив.

15 25-мм.ЗА; 60 ГБ

+ Сторожевые корабли типов "Mikura" И "Ukuru".

Количество построенных едениц .... 8 + 29

Годы постройки    1943-1945

Потоплено в ходе б/действий  19

Водоизмещение стандартное    940 тонн

полное  1020 тонн

Длина наибольшая  78,27 м.

по ватерлинии    77,50 м.

между перпендикулярами ... 72,50 м.

Ширина  9,10 м.

Осадка    3,05 м.

Тип двигателя  дизели

Количество винтов  2

Мощность механизмов  4 200 лс

Скорость полная  19,5 узла

Дальность плавания  5000 (16) миль

Вооружение (1945)    3x1 120-мм.унив.

14-20 25-мм.ЗА; 120 ГБ

Следующие сторожевики типа "Mikura" с самого начала строились как конвойные эсминцы ПВО и ПЛO. Артиллерия на них была исключительно зенитная. На них были установлены микрофоны, аппаратура "Asdic", имелось 120 глубинных бомб. Большая потребность в эскортных кораблях требовала ускорения строительства и срок постройки новых корабле оказался очень небольшим. Он колебался в пределах 5-6 месяцев ("Mokuto" строился всего 105 дней).

+ Сторожевые корабли типов "С" и "D".

 

"С"

"D"

Количество построенных единиц

53

63

Годы постройки

1944-1945

1944-1945

Потоплено в ходе б/действий

24

19

Водоизмещение стандартное

745 тонн

740 тонн

полное

820 тонн

900 тонн

Длина наибольшая

67,50 м.

69,50 м.

по ватерлинии

66,00 м.

68,00 м.

между перпендикулярами

63,00 м.

65,00 м.

Ширина

8,40 м.

8,60 м.

Осадка

2,90 м.

3,60 м.

Тип двигателя

дизели

турбины

Количество винтов

2

1

Мощность механизмов

1900 лс

2500 лс

Скорость полная

16,5 узла

17,5 узла

Дальность плавания

6500(14) миль

4500(14) миль

Вооружение (1945)

2x1 120-мм.ун.

2x1 120-мм.ун.

 

12 25-мм.ЗА

12 25-мм.ЗА

 

120 ГБ

120 ГБ

Развитием этого типа стали корабли типа "С". Они также были хорошо вооружены и оснащены средствами обнаружения, но они были более упрощенной конструкции и меньших размеров. Конвоирование, реорганизованое в ноябре 1943 года, с каждым днем требовало все большего и большего количества кораблей. Теперь речь уже не шла о тщательной отделке кораблей, как в мирное время. При строительстве кораблей типа "С" широко применялась электросварка. Корабли типа "D" являлись вариантом сторожевиков типа "С". Будучи не в силах увеличить выпуск дизельных моторов, корпус эскортного миноносца пришлось несколько изменить, приспособив его к другому типу двигателя - турбине. Было решено применить турбины, принятые для грузовых судов "Standart" типа "2-А". Корабли типа "D" оказались более быстроходными, но зато радиус действия у них оказался меньше. В конце 1944 года, когда флот испытывал острый недостаток нефти, корабли типа "D" были быстро переделаны на угольное отопление. Хотя на строительство каждого корабля предполагалось тратить не более месяца реально время постройки составило от четырех до девяти месяцев. Наиболее короткие сроки постройки составили 75 дней (несколько сторожевиков). Построенные корабли этих типов не имели наименований, а получали только бортовые номера. Сторожевики типа "С" имели нечетные номера, типа "D" - четные.

+ Охотники за подводными лодками типов "N.13" и "N.I".

 

"N.13"

"N. 1"

Количество построенных едениц

49

203

Годы постройки

1940-1944

1940-1944

Потоплено в ходе б/действий

28

81

Водоизмещение стандартное

?

130 тонн

полное

460 тонн

135 тонн

Длина наибольшая

51,0 м.

29,20 м.

по ватерлинии

49,0 м.

?

между перпендикулярами

46,5 м.

26,00 м.

Ширина

6,70 м.

5,67 м.

Осадка

2,70 м.

2,00 м.

Тип двигателя

дизели

дизели

Количество винтов

2

1

Мощность механизмов

1700 лс

400 лс

Скорость полная

16 узлов

11 узлов

Дальность плавания

?

1000(10) миль

Вооружение (1945)

1 100-мм.ун.

 

 

3 25-мм. ЗА

1-2 25-мм. ЗА

 

36 ГБ

20-22 ГБ

До 1939 года в Японии было построено только двенадцать охотников за подводными лодками. Во время войны к ним прибавились пятьдесят кораблей типа N13, а также 203 небольших вспомогательных охотника с деревянным корпусом типа N.1. Последние предназначались для выполнения задач по охране прибрежных вод в Японском море, однако многие из них посылались и на более дальние расстояния, например, до Новой Гвинеи.

Для того, чтобы оценить значение программы строительства эскортных миноносцев и охотников, надо сказать, что было запланировано построить еще сто девять кораблей типа "Mikura", триста кораблей типа "С", двести типа "D". В 1944-45 годах была начата постройка двухсот сторожевиков водоизмещением 250 тонн с деревянным корпусом, из которых только 56 были заложены, а 26 из них успели войти в строй до капитуляции. В эти же годы началась постройка легких конвойных эсминцев с дизельным двигателем, водоизмещением 270-290 тонн и скоростью хода 12-15 узлов. Эти корабли могли быть легко приспособлены для перевозки человеко-торпед. Нехватки листового железа заставили построить несколько таких кораблей из дерева. Для Японии, также как и для Англии, безопасность морских сообщений, серьезно угрожаемых со стороны подводных лодок противника, стала основным фактором успешного продолжения войны.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ФЛОТА "БРИЗ - СПб"