- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
Неосуществленные проекты быстроходных ЛК Франции
Весной 1914 года Генеральный морской штаб (Etat major general) поднял вопрос о необходимости иметь во французском флоте крупные быстроходные корабли, соответствующие по техническим и боевым данным линейным крейсерам или линейным кораблям с повышенной скоростью. Начавшаяся вскоре война не позволила реализовать эти планы. Более того, в подтверждение, что подобный вопрос рассматривался, имеется лишь небольшое количество документов из Генерального морского штаба (главным образом, четвертый отдел), изучение которых не позволяет говорить о планомерной работе над техническими заданиями и проектом. Невозможно судить о том, что имела бы Франция в случае, если бы существовала возможность построить эти корабли, так как в названных документах фигурируют только общие цифры, характеризующие предполагаемые корабли, в частности: водоизмещение 28 000 тонн, скорость 27 узлов, вооружение из восьми 340 мм орудий, экипаж из 1200 человек и др. Документов, подтверждающих работу над этими проектами, не было найдено ни в Центральном морском архиве, ни в Департаменте кораблестроения. По этому факту можно судить, что в Техническом отделе (Section Technique des Constructions Navales), ведающем разработкой новых проектов, не делалось каких-либо серьезных попыток даже в общих чертах определить характеристики этого класса корабля.
Тем не менее, существуют два проекта, дающие некоторое представление о том, какими могли бы быть новые быстроходные линейные корабли французского флота. Они могли быть построены после дредноутов типа Lyon или параллельно с ними. Оба проекта датированы 1913 годом, то есть до того, как в Морском Генеральном штабе было заявлено о необходимости подобных кораблей и, следовательно, можно в некоторой степени допустить, что именно эти проекты могли быть рассмотрены в Морском Генеральном штабе и послужить основой для подобного заявления. Уже позже эти проекты были названы именами их авторов.
Автором одной из этих работ, известной как "Эскизный проект линейного крейсера", является военный кораблестроитель корпуса морских инженеров П. Гилль (P. Gille), руководивший в 1913 году постройкой дредноута Flandre на верфи военно-морского арсенала в Бресте. Известно, что этот проект был передан на рассмотрение в Технический отдел.
Другой проект был составлен лейтенантом Дюран-Виль (Durand-Viel), который через 18 лет, будучи адмиралом, занял пост начальника Генерального морского штаба, а в 1913 году был слушателем военно-морской академии. Представленный на рассмотрение проект являлся темой дипломной работы для группы офицеров, в число которых входил и Дюран-Виль. Целью работы было решение проблемы усиления французского флота, исходя из предпосылки: "Определить характеристики нового типа кораблей, которые должны быть заложены после пяти дредноутов типа Normandie, предполагая, что текущая программа из 28 линейных кораблей закончена". В конечном виде проектируемый корабль должен был обладать наилучшими боевыми и тактическими характеристиками и стать наиболее мощным из своих современников как французских, так и иностранных. Оговаривалось, что подобное качество корабля должно быть достигнуто не обязательно прямым увеличением огневой мощи, скорости и защиты (а, соответственно, и водоизмещения). Превосходство нового французского корабля над подобными в других странах могло быть обеспечено за счет улучшения некоторых из этих характеристик в совокупности с какой-либо новой тактикой или доктриной использования нового корабля.
Следует добавить, что в обоих случаях проекты были разработаны достаточно полно и представлялись на рассмотрение со всеми расчетами, необходимыми для подтверждения и проверки заданных характеристик. Эти работы очень интересны и обладают тем достоинством, что исходят с одной стороны от военного инженера-кораблестроителя, а с другой стороны от кадрового офицера. Авторы проектов не сотрудничали между собой при выполнении своих работ, и, следовательно, они показывают взгляды на военный флот с двух различных точек зрения.
В конце 1911 года инженер Гилль был послан в командировку в Англию, где имел возможность побывать на британских верфях, строивших сверхдредноуты типа Orion и линейные крейсера типа Lion. Под воздействием полученных впечатлений у него возникла идея, что этот класс кораблей будет не лишним и во французском флоте, где им пренебрегали, несмотря на то, что в Великобритании, Германии, Японии и России на быстроходные крупные боевые корабли обращалось все больше и больше внимания. Считалось, что такие корабли могли бы составить мощное и быстроходное соединение в составе флота, способное в короткие сроки выполнять различные тактические задачи в ходе эскадренного сражения, например поддержка отдельных кораблей или сосредоточение усиленного огня на определенном участке вражеской линии. Идея такого использования была не нова, так как во многом именно благодаря ей появились и существовали как класс броненосные крейсеры.
Принимая во внимание, что для современных заграничных линкоров предусматривалась скорость на испытаниях 22-23 узла, Гилль рассчитывал, что его линейный крейсер (он определял его как Croiser de Combat) должен развивать скорость 28-29 узлов. В качестве главного вооружения достаточным считался калибр, позволяющий крейсеру вести хотя бы кратковременный бой с линкором и, при необходимости, избежать невыгодного положения по отношению к нему. Крейсер также нуждался в защите, соизмеримой с линкорами, но менее обширной. Другими словами, бронирование по всей длине ватерлинии, характерное для французских кораблей, должно быть отвергнуто. "Удаляемая с носа броня,- говорил Гилль,- только жертва, которая в действительности уже принесена, так как бронирование носовой оконечности является не более, чем номинальным". По замыслу Гилля его линейный крейсер должен был иметь следующие характеристики:
Размерения:
Водоизмещение - 28.347 тонн
Длина между перпендикулярами - 205 м
Ширина по ватерлинии - 27 м
Осадка средняя - 9,03 м
Надводный борт в носовой части - 7,15 м
Надводный борт в корме - 4,65 м
Силовая установка:
Главные механизмы - 4 турбоагрегата
Количество винтов - 4
Мощность механизмов - 80.000 SHP
Котлы - 52 типа Belleville
Рабочее давление пара - 20 кг/кв.см.
Запас угля в полном грузу - 2883 тонн
Постоянный запас нефти - 630 куб.м.
Скорость - 28 узлов
Дальность плавания при скорости:
15 узлов - 6300 миль
20,3 узла - 4240 миль
28 узлов - 1660 миль
Вооружение:
12*340 мм орудий в трех башнях
24*138,6 мм орудий в казематах
4*47 мм пушек
6 подводных бортовых ТА
Экипаж - 41+1258 человек
Обводы корпуса, примененные Гиллем и в некоторой степени нехарактерные для французского флота, во время испытаний в опытовом бассейне оказались очень эффективными.
Большая длина корабля, тяжело нагруженного в оконечностях четырехорудийными башнями, привела к тому, что пришлось разработать специальную конструкцию корпуса, в основу которой были положены очень мощные продольные связи, Нужно отметить, что подводная часть корабля имела исключительно продольную систему набора. Внутренняя и наружняя обшивка днища и борта, а также настил верхней палубы были сделаны из очень толстых листов, так как являлись одновременно дополнительным подкреплением для опорных конструкциий набора корпуса. Однако, несмотря на это, говорить о том, что эти листы включались в общую продольную прочность было бы неверно. Тем не менее, листы создавали дополнительное сопротивление изгибающему моменту. Верхнюю надстройку предполагалось обшить тонкими листами, подобно пассажирским лайнерам в 1913 году еще не было легких сплавов.
Система защиты корабля не должна была отличаться от таковой на Normandie. Жизненные части корабля по ватерлинии прикрывались броневым поясом с максимальной толщиной плит 270 мм. Нижняя броневая палуба имела толщину на скосах 70 мм (двухслойная, 20+70 мм).
Противоминная артиллерия защищалась 180 мм бортом (эту толщину составляли броня борта и листы наружной обшивки).
Внутренняя противоторпедная защита на всем протяжении котельных и машинных отделений и артиллерийских погребов состояла из 20 мм продольной переборки, аналогичной английским конструкциям, называемым противоосколочными экранами. Дополнительную защиту составляли бортовые угольные бункеры в районе котельного отделения, герметически закрываемые во время боя.
Наружняя противоторпедная защита осуществлялась противоминными сетями Балливента (Bullivant).
Каждый из четырех винтов приводился в движение турбинным агрегатом, состоящим из турбины высокого давления, турбины среднего давления с зубчатой передачей и турбины низкого давления. Имелась отдельная прямодействующая турбина заднего хода. При задействовании только двух агрегатов (внутренние валы) скорость корабль предполагалась 24 узла Имелось четыре турбинных отделения, разделенных 20 мм переборками.
Расчеты показывали, что на испытаниях при полной мощности механизмов можно ожидать скорости 28 узлов, причем имелся запас мощности, позволяющий при форсировании добиться еще 1,5 узлов. При этом расход топлива увеличился бы с 180 кг до 225 кг (имеется в виду кг на кв.м. площади колосниковых решеток).
Три 4-орудийные башни размещались в диаметральной плоскости в оконечностях корабля две возвышенно в корме и одна в носовой части. При высоте надводного борта в носу 7,15 метра ось орудий носовой башни находилась на высоте 11,2 метра, а кормовой башни 8,7 метра. Почти вся противоминная артиллерия размещалась на верхней палубе, в удлиненной полубачной надстройке. Исключения составляла носовая группа, орудия которой устанавливались палубой выше.
Метацентрическая высота по проекту должна была равняться 1.03 метра. По величине она соответствовала высоте Lion, и, также как и на нем, считалось необходимым держать в отсеках двойного дна постоянный запас жидкого топлива, заменяемого по мере его использования водой. Следует отметить, что большинство котлов предусматривались угольного отопления, и лишь несколько смешаного, угольно-нефтяного.
Henri le Masson Des Cuirasses qui auraient pu etre... (La Revue Maritime #204/1963)
Warships International #2/1985
Warships International #1/1972
Siegfrid Breyer Schlachtschiffe und Schlachtkreuzervon 1905 bis 1970 Munchen, 1970
Peter Hodges The Big Gun. Battleship Main Armament. 1860-1945, "Conway Maritime Press", London, 1981
Silverstone P.H. Directory of the World's Capital Ships, London, 1984