• Главная
  • Моделист Конструктор
  • Морская Коллекция
  • Гангут
  • Бриз
  • Морская Кампания
  • Судостроение
  • Тайфун
  • Журналы
  • Журналы
  • 01-12
  • 13-24
  • 25-33
  • 37-45
  • 01 - 1995 / 01
    • Первые программы броненосного флота
      • Часть первая Создание в Англии мореходного броненосного флота
      • Часть вторая Мореходный броненосный фрегат "Warrior"
      • Схемы
    • "Британские крейсеры типа "Arethusa">
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Схемы
    • Морская мощь Японии. Расцвет и падение
    • Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
      • Линейные корабли
      • Авианосцы
      • Схемы
      • Крейсера
      • Схемы
  • 02 - 1995 / 02
    • Британские крейсеры типа "Arethusa"
      • Часть вторая Годы Службы
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Эволюция Французких линейных кораблей
      • Артиллерийское вооружение
      • Предшественники Французских дредноутов
      • Линейные корабли типа "Courbet"
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
      • 1.1 Предварительные проекты первой мировой войны.
      • 1.2 Проект крейсера разведчика 1916-го года.
      • 1.3 Проект крейсера-разведчика 1918-го год
      • 1.4 Проект крейсера-разведчика 1921-го год
      • 1.5 Экспериментальный крейсер "Yubari
      • Таблицы
      • Примечания
      • Схемы
  • 03 - 1995 / 03
    • Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
      • Часть I. Предвоенные проекты эсминцев "Z/34", "Z/34.A" и "Z/36"
      • Описание
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 2. Линейные корабли типа "Bretagne"
      • Судьбы кораблей
      • Схемы
    • "Стратегия Японии"
    • "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
      Часть вторая
      • Эскадренные миноносцы
      • Эскортные миноносцы и охотники за подводными лодками
      • Минные и сетевые заградители, минные тральщики
      • Подводные лодки
      • Наступательные средства
      • Десантные средства и корабли поддержки армии
      • Вспомогательный флот и реквизированные суда
      • Схемы
  • 04 - 1995 / 04
    • Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
      • Часть первая Проектирование и постройка
      • Техническое описание линейного крейсера "Kongo"
      • "Kongo" в боевом строю
      • Схемы
    • Французские контр-миноносцы межвоенного периода
      • Часть 1. Контр-миноносцы типа "Jaguar"
      • Схемы
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/1. Линейные корабли типа "Normandie"
      • Техническое описание линкоров
      • Схемы
    • Список и описание кораблей японского флота
      • Часть 1
      • Корабли
  • 05 - 1995 / 05
    • Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
      • Примечание автора
      • Учебные бомбометания
      • Заключение
      • Примечания
      • Литература
    • Линкоры и авиация
      • Результаты испытаний в Американском флоте
      • Результаты испытаний в Британском флоте
      • Опыты в Датском флоте
      • ***
    • Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
      • Часть 3/2 Линейные корабли типа "Normandie"
      • История авианосца "Bearn"
      • Схемы
    • Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
    • Список и описание кораблей японского флота Часть 2
  • 06 - 1995 / 06
    • "Российский Черноморский Флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов"
      Часть 1. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Японский и китайский флоты в последнюю китайско-японскую войну"
    • "Линейные корабли "Nelson" и "Rodney"
      • Особенности проекта
      • Дискуссия
      • Схемы
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 1

  • 07 - 1996 / 07
    • "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
      Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море".
    • "Первые программы броненосного флота.
      Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance"
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 4. "Линейные корабли типа типа "Lion"
      • Описание
      • Заключение
      • Схемы
    • "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
    • "Немецкие линейные корабли типа "Н".
      Часть 2
  • 08 - 1996 / 08
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 1. Проектирование и постройка
    • "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
      • Часть 5. "Неосуществленные проекты быстроходных линкоров Франции
      • Дипломные работы выпускников военно-морской академии
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • 1. Общие сведения
      • 2. Характеристики корпуса крейсеров
      • 3. Защита
      • 4. Вооружение
      • 5. Авиационное вооружение
      • 6. Энергетическая установка и мощность
      • 7. Экипаж и обитаемость
      • Примечания
  • 09 - 1996 / 09
    • "Архангельские винтовые клиперы".
      Часть 2. Устройство клиперов
    • "Линейные корабли типа "Советский Союз".
      Часть 1. Появление проекта.
    • "Нарвик. Апрель 1940 года"
  • 10 - 1996 / 10
    • "Архангельские винтовые клиперы".
    • "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
      • Артиллерийское вооружение линейных кораблей
      • Линейные корабли - До-Дредноуты типа "Deutschland".
      • Линейный корабль "Nassau".
      • Схемы
    • "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
      • Часть 2 Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
      • Часть 3 Крейсера класса "А" типа "Аова"
      • Схемы
  • 11 - 1996 / 11
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проектов "Z/34" и "Z/34.A"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36"
      • Судьбы кораблей
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A"
      • Проекты эскадренных миноносцев "Z/37" "Z/38.Ac" и "Z/38.Ad"
      • Судьбы кораблей
  • 12 - 1996 / 12
    • "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/38.B"
      • Разведывательные крейсеры проектов "Spahkreuzer 1938-1940"
    • "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.A (Моb)"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.B"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/36.C"
      • Эскадренные миноносцы проекта "Z/41"
      • Дизельные эскадренные миноносцы проекта "Z/42"
    • Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/42.C" ("Z/44")
      • Проект эскадренного миноносца "Z/43"
      • Проект эскадренного миноносца "Z/45"
    • "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"

+ Броненосный таран "Azuma".

Азума - древний японский землевладельческий дворянский род, отличившийся в мореплавании. Так же называется территория восточнее горы Фудзияма.

Проект разработал французский инженер Mr. L'Arman. Он же был строителем корабля.

Построен во Франции, на судостроительной верфи "L'Arman Freres" в Бордо.

1863 - 21.6.1864 - 25.10.1864.

D: 1390 (нор) ts; 1560 (пол) тм.

Д: 779 BRT.

L: 48,0 (пп): 50,48 (КВЛ); 56,96 (нб).

В: 9,9 (КВЛ).

Т: 4,80 (ср).

Композитный корпус (железные шпангоуты с деревянной обшивкой) в подводной части был покрыт медными листами против обрастания. Носовая часть имеет сильно выступающий вперед таран, шпирон которого является продолжением киля. На расстоянии примерно 2/3 длины от форштевня киль раздваивается, образуя между обоими ветвями в подводной части обводы в виде арки. Соответственно корабль имел 2 вала с винтами и 2 руля. Вертикальный борт на высоте 0,8 м. от ватерлинии загибался внутрь. Между броневыми казематами и позади кормового устроен тонкий фальшборт, который при угрозе сражения убирался без вреда для судна. Как и его собрат этот корабль строился неряшливо, во время службы сильно и постоянно протекал из-за плохой подгонки деталей набора и обшивки.

Броня - кованое железо. Пояс по ватерлинии 114 мм. Артиллерия достаточно хорошо для того времени защищена - носовой каземат 102 мм., кормовой каземат 140 мм. Вся броня укладывалась на тиковую подкладку. Общая толщина борта доходила до 0,7 метра. Корабль имел 2 броневых каземата на верхней палубе: носовой образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закругленным броневым траверзом (то есть в плане имел треугольную форму), кормовой - перед грот-мачтой - восьмиугольный (с закругленными углами и в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса.

Механизмы и котлы изготовлены в Гавре заводом "Mazeline".

2 ГПМ 2-цилиндровые простого расширения.

Котлы: 2 коробчатых.

МО - 1 КО - 1 дымовая труба.

4-лопастных винта.

По проекту: 300 нлс = 9,0 уз.

На испытаниях (9.10.1864): 1300 илс = 10,8 уз.

Под одной машиной 5,5 уз.

Запас топлива: ок.100 т. угля.

Дальность плаванья: 1200 (8) миль.

2 руля обыкновенного типа.

Время полной циркуляции - ок. 4 мин.

Вполне удовлетворительная устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами. Имел тяжелый ход.

Таранный форштевень поднимал очень большой бурун.

Первоначально получил парусное вооружение брига (S пapyc. = более 700 кв.м.). Русленя снаружи корпуса.

1 229-мм./ (300-фунтовые, Армстронга) в носовом каземате.

4 160-мм./ (70-фунтовые, Армстронга) в кормовом каземате.

Позже только 2 160-мм. орудия.

Позже добавлены 4 6-фунтовых пушки Армстронга.

Экипаж: 130 чел. (позже - до 142 чел.)

Судьба корабля.

Броненосец-таран "Azuma" заложен в 1863 году под названием "Sphinx" для американских конфедератов.

Второй корабль этого типа "Cheops" (потом немецкий "Prinz Adalbert"), построен на этой же верфи. "Sphinx" 31.3.1864 года куплен Данией, переклассифицирован в броненосную лодку и назван "Staerkodder".

В октябре 1864 года в Копенгагене лодка переименована в "Olinde", а вскоре, в январе 1865 года, передена конфедератам.

3.2.1865 года переименована в "Stonewall Jackson".

При блокаде Ла Коруны в 1865 году корабль перешел в руки северо-американских штатов.

В 1867 году куплена флотом Сегуна.

24.4.1868 года под японским флагом, но с американским экипажем, перешел в Иокогаму.

Некоторое время броненосец использовался как база американского торгового представительства, в связи с чем на нем был поднят американский флаг.

В январе 1869 года передан императорскому флоту и переименован в "Kotetsu- Кап".

Во время гражданской войны 1867-1869 годов участвовал в боевых действиях, в частности в июне 1869 года у побережья Хакодате.

В декабре 1871 года переименован в "Azuma".

28.1.1888 года корабль исключен из списков действующего флота и сдан к порту.

Разобран на металл только в 1908 году.

+ Броненосный корвет "Ryujo".

Рюдзе - "вставший на дыбы дракон" - красочный эпитет, присваемый "непобедимому" военному деятелю.

Построен в Англии, на частной верфи "A.Hall" (Абердин).

1864 - 1864 - 27.4.1869.

D: 1429 (нор) ts; 1864 (пол) тм.

L: 65,0 (КВЛ).

В: 10,50 (КВЛ).

Т: 5,30 (ср).

Композитный корпус (железные конструкции, деревянная обшивка)

Железная броня.

Пояс по КВЛ: 114, в оконечностях утоньшается до 100 мм. Пояс углублен под ватерлинию на 1,2 м.

Артиллерия: Каз.102.

Механизмы:

1 ГПМ 2-цилиндровая типа "compound" 4 котла коробчатого типа.

1 МО - 1 КО - 1 дымовая труба.

1 винт;

на полн. ходу 62 оборота в мин.

По проекту: 280 нлс = 6-8 уз.

На испытаниях: 800 илс = 9,0 уз.

Запас топлива: 357 т. угля (по др. данным 294 т. угля)

Первоначально имел парусное вооружение и 3 мачты.

2 165-мм./ (100-фунтовые, Армстронга) на поворотных лафетах.

10 140-мм./ (70-фунтовые, Армстронга)

С 1894 (уч.-артил. судно):

170-MM.RKL/ Круппа и 5 152-мм. (64-фунтовых) орудий.

2 легких пушки Армстронга.

Экипаж: 275 чел. (позже до 306 чел.)

Судьба корабля.

В январе 1870 года прибыл в Нагасаки, где в мае 1870 года куплен князем Higo. Назван "Ihosho Maru".

В конце 1870 года корабль был подарен японскому императору от княжества Кумамото.

Переименован в "Ryujo".

С 1894 года переклассифицирован в учебно- артил. судно.

В 1898 году разооружен и до 1902 года использовался как блокшив.

В 1904 году разобран на металл.

+ Колесный авизо "Kanko".

Канке - «достойный внимания »

Постройка: "Rijkswerf", Амстердам (Голландия).

1850 - 1852 - 1852.

D: 781 ts.(Hop).

L: 51,82 (пп), 52,70 (нб).

В: 9,14 (КВЛ).

Т: 4,0 (ср)

Корпус деревянный.

1 ГПМ, 1-цилиндровая, простого расширения.

Коробчатые котлы.

1 ДТ - 2 гребных колеса.

По проекту: 150 нлс.

Парусная оснастка барка.

Вооружение: 6 пушек, включая:

б0-фунтовую;

30-фунтовых длинных;

1 30-фунтовая короткая.

Судьба корабля.

Корабль построен в Голландии для своего флота, назывался "Soembing" и классифицировался как колесное паровое судно 3-го класса. В 1855 году подарен нидерландским королем японскому императору Сегуну (Shogun Iesada). В 1855 году прибыл в Японию, переклассифицирован в корвет и назван "Kanko" (возможно "Kanko-Maru"). Во флоте Сегуна использовался как учебное судно и базировался на Эдо (Edo). Во время гражданской войны остался на стороне правительственных сил. В 1869 году зачислен в созданный Императорский японский флот. Разобран в 1876 году.

Модель корабля хранится в Нидерландском государственном историческом музее в Амстердаме.

+ Колесный авизо "Kanrin"

Канрин - Учтивое обращение к сановнику, выполнившему желание просителя; иначе говоря "благодетель".

Постройка: "Fop Smit van Kinderdijk", Дордрехт (Голландия).

... - 1856 - 1857.

D: 600 т. (нор).

L: 49,10 (пп), 49,68 (нб).

В: 7,32 (КВЛ).

Деревянный корпус.

1 ГПМ, 1-цилиндровая, простого расширения.

Коробчатые котлы.

1 ДТ - 2 гребных колеса (позже винт).

По проекту: 100 нлс.

Парусное вооружение шхуны.

Вооружение:

12 гладкоствольных пушек.

Судьба корабля.

Шхуна была заказана для флота императора Shogun.

Передана Японии в 1857 году как авизо "Japan".

В августе 1857 года корабль прибыл в Японию и переименован в "Kanrin" (возможно "Kanrin-Maru").

В 1860 году авизо посетил Сан-Франциско, став первым японским кораблем, перешедшим Тихий океан.

В 1866 году на авизо заменили машинную установку.

В гражданскую войну, в 1868 году корабль оказался на стороне восставших кланов.

В апреле 1868 года в районе Шимоды (Shimoda) захвачен правительственными судами "Fuji", "Musashi" и "Hiryu".

После этого, с 1868 году используется как яхта департамента внутренних дел, а со следующего года как транспорт.

В 1872 году корабль погиб на камнях у побережья Хокайдо.

Корпус разобран.

+ Колесный авизо "Choyo"

Тюйо - « утреннее солнце »

Постройка: "C.Gips en Zonen", Дордрехт (Голландия).

... - 1856 - 1858.

D: 600 т.(нор), 700 т.(пол).

L: 49,10 (пп), 49,70 (нб).

В: 7,32 (КВЛ).

Деревянный корпус.

1 ГПМ, 1-цилиндровая, простого расширения.

Коробчатые котлы.

ДТ - 2 гребных колеса (позже винт).

По проекту: 100 нлс = 6,0 уз.

Парусное вооружение 3-мачтовой шхуны.

Вооружение:

12 гладкоствольных пушек.

Судьба корабля.

Шхуна была заказана для флота императора Shogun и называлась "Yedo". В октябре 1858 года корабль прибыл в Японию, где переименован в "Choyo" (возможно "Choyo- Maru") и переклассифицирован в корвет. Во время гражданской войны, с 1868 году авизо на стороне правительства, а с 1869 года используется как учебное судно. 11 мая 1869 года в перестрелке получил попадание в машинный отсек и погиб.

+ Колесный фрегат "Fuji"

Фудзи - « вулкан » Перевод дан в соответствии с японским словарем.

Сокращение от «Фудзияма» высочайшая гора на острове Хонсю, один из символов Японии.

Постройка: в Нью-Йорке. 1863 - 1864 - (?) 1865.

D: 1000 ts.(нор).

L: 56,4 (пп), 63,10 (нб).

В: 10,30 (КВЛ).

Т: 3,30 (ср)

Корпус деревянный.

1 ГПМ, простого расширения.

Коробчатые котлы.

1 ДТ - 2 гребных колеса (позже винт).

По проекту: 350 нлс «= 13,0 уз.

с 1876: 800 нлс = 9,0 уз.

Полная парусная оснастка фрегата.

Вооружение:

158-мм. казнозарядное орудие;

150-мм. казнозарядных орудия;

10 иных пушек.

Позже:

1 165-мм. и 2 152-мм. орудий.

Судьба корабля.

Фрегат строился по заказу императора Shogun, в состав флота которого и вступил по готовности.

В 1868 году фрегат примкнул к правительственным силам. В 1869 году перечислен в Императорский японский флот.

В 1876 году кардинально отремонтирован, заменена машинная установка.

Примерно с 1894 года используется как учебное судно.

Позже разобран.

+ Колесный фрегат "Kasuga

Касуга - « обитель бога (?) »

Знаменитая святыня Шинто в городе Nara.

Постройка: Коув (Cowes), Англия.

D: 1289 ts.(нор).

Д: 1015 BRT.

L: 64,6 (пп), 75,76 (нб).

В: 8,84 (КВЛ).

Т: 3,60 (ср).

1 ГПМ простого расширения.

Коробчатые котлы.

ДТ - 2 гребных колеса.

По проекту: 1217 иле = 9,0 уз.

Полная парусная оснастка фрегата, под парусами 11 узлов.

Вооружение:

177-мм.орудие.

4 114-мм.казнозарядных пушки;

30-фунтовых пушки.

Экипаж: 138 чел.

Судьба корабля.

Примерно в 1864 году фрегат вошел в состав китайского флота под наименованием "Kiang-tse" ("Chiangtzu" 1).

В 1867 году куплен кланом Daimyo из провинции Сатсума (Satsuma), переименован в "Kasuga".

В 1868 году в Хакодате попал в руки восставших, но в следующем году возвращен под правительственный флаг и вскоре зачислен в Императорский японский флот.

С 1894 года используется как посыльное судно.

Разооружен в 1896 году, разобран в 1898 году.

+ Винтовой авизо "Yoshun"

Джосун - несколько версий наименования корабля. Наиболее вероятные:

«месяц лунного календаря»

японское произношение китайского города Yang-Shun в провинции Kuang-tung (Квантун)

Постройка: США, шт.Massachusetts. ... - 1861 - (?) 1861.

D: 530 ts.(Hop).

L: 54,50 (нб).

В: 9,00 (КВЛ).

Т: 4,20 (ср).

Корпус деревянный.

ГПМ простого расширения.

По проекту: 280 иле = 12,0 уз.

Имел парусное вооружение.

Вооружение:

6 гладкоствольных пушек.

Судьба корабля.

Построен для американского флота, где носил имя "Sagamore".

В 1865 году приобретен японским кланом Akita и переименован в "Kaganokami".

В 1868 году зачислен в флот японского императора Shogun и переименован в "Yoahun".

Во время гражданской войны, с конца 1868 года, на стороне правительственных войск.

С октября 1870 года используется как яхта департамента обороны.

В 1871 продан на разборку.

+ Винтовой корвет "Tsukuba"

Цукуба - город и гора в префектуре Ibaraki

Постройка: Бирма (брит.), r.Moulmein. 1851 - 1851 - (?) 1853.

D: 1978 ts.(нор).

Ls 58,73 (пп), 60,00 (нб).

В: 10,59 (КВП).

Т: 5,49 (ср).

Корпус деревянный.

1 ГПМ простого расширения.

ДТ - 1 винт.

По проекту: 526 иле = 10,0 уз.

Полная парусная оснастка барка.

Вооружение:

6 114-мм.казнозарядных орудия;

2 30-фунтовых пушки;

2 24-фунтовых пушки.

Примерно с 1892 года: 4 152-мм.орудия.

Экипаж: 275 чел.

Судьба корабля.

Построен для британского колониального флота и назывался "Malacca".

В 1870 продан Японии и переименован в "Tsukuba".

Позже использовался как стационарное учебное судно для кадет.

В 1906 году исключен из списков и разобран.

+ Винтовой корвет "Nisshin"

Ниссин - « каждодневный успех »

Постройка: "C.Gips en Zonen", Дордрехт (Голландия).

D: 1490 ts.(Hop).

Д: 780 BRT.

L: 61,90 (нб).

В: 8,80 (КВЛ).

Т: 4,30 (ср).

Корпус деревянный.

ПМ и котлы.

ДТ - гребной винт.

По проекту: 710 и л с « 11,0 уз.

Парусное вооружение барка.

Вооружение:

1 177-мм. погонное орудие Armstrong;

6 30-фунтовых пушек.

С 1885 года:

6 120-мм. казнозарядных пушек Krupp.

Экипаж: 145 чел.

Судьба корабля.

Корабль заказан для флота императора Shogun, но в 1870 году выкуплен кланом Hizen.

Однако в мае того же года куплен правительством и зачислен в Императорский флот.

Разобран в 1893 году.

+ Винтовой корвет "Asama"

Асама - «пологое подножие горы »

Вулкан на территории префектур Nagano и Gumma.

Построен во Франции. 1868 - 1869 - ...

D: 1422 ts.(Hop).

L: 63,10 (пп), 69,70 (нб).

В: 9,70 (КВЛ).

Т: 4,80 (ср).

Корпус композитный.

1 ГПМ двойного расширения.

Паровые котлы.

ДТ - 1 винт.

По проекту: 300 нлс = 10,0 уз.

Парусная оснастка корвета.

Вооружение:

8 170-мм. казнозарядных пушек Krupp;

4 114-мм. казнозарядных пушки.

Судьба корабля.

Корвет строился для французского колониального флота.

Выкуплен Японией и переименован в "Hokkai-Maru".

В 1874 приобретен Императорским флотом и переименован в "Asama".

С 1877 года используется как учебно-артил. Судно.

В 1894 году исключен из списков и разобран.

+ Винтовой шлюп "Seiki"

Сейки - « ясный свет »

Постройка: казенная верфь в Йокосуке. проект французского инженера (приглашенный директор верфи) Verny. 1873 - 5.5.1875 - 6.1876

D: 897 ts.(Hop).

L: 58,60 (пп), 62,10 (нб).

В: 9,30 (КВЛ).

Т: 4,00 (ср).

Корпус деревянный.

ГПМ, 3-цилиндровая, двойного расширения.

цилиндрических котла. ДТ - 1 винт.

По проекту: 443 иле - 9,5 уз. Парусная оснастка барка.

Вооружение:

1 150-мм./22-кал. казнозар. пушка Krupp;

1 120-мм./25-кал. казнозар. пушка Krupp;

1 75-мм. и 1 47-мм. пушки.

Экипаж: 167 чел.

Судьба корабля.

Первый боевой корабль, построенный в Йокосуке. В декабре 1888 года погиб у побережья бухты Suruga-wan, в устье реки.

+ Вооруженная яхта "Raiden"

 Райден - «гром и молния»

Постройка: г. Blackwall (Англия). 1856 - 1856 - 1857.

D: 400 (нор).

Д: 370 BRT.

L: 41,15 (нб).

В: 6,70 (КВЛ).

Т: 2,60 (ср).

Корпус железный.

1 ГПМ, 1-цилиндровая, простого расширения.

Коробчатый котел.

ДТ - 1 винт.

По проекту: 60 илс = 9,0 уз.

Парусная оснастка шхуны-брига.

Вооружение:

4 малых пушки.

Судьба корабля.

Корабль построен для английского военного флота и числился как яхта "Emperor" Вскоре после постройки судно было подарено английским королем японскому императору Shogun.

В июле 1858 года яхта пришла в японский порт Shinagawa, где переименована в "Banryu" [« флажной дракон »].

В марте 1868 года зачислена в правительственный флот, но уже в октябре корабль перешел под флаг восставших кланов.

В конце мая 1869 года в Hakodate он был разрушен огнем правительственных кораблей и затонул в гавани.

Корпус поднят американской фирмой, восстановлен и далее судно использовалось как коммерческое под прежним наименованием "Emperor".

В 1873 году Япония выкупила его и до 1877 года корабль плавал под именем "Raiden-Maru".

Затем его зачислили в Императорский флот как канонерскую лодку 3-го класса, переименовав в "Raiden".

Позже лодка использовалась как транспорт.

В 1888 году корабль разооружен и продан на слом, но выкуплен частной фирмой и после специальной перестройки использовался как китобоец под именем "Raiden-Maru".

В 1899 году окончательно продан на слом и разобран в порту Osaka.

+ Канонерская лодка "Chiyoda"

Чиода - один из округов Токио.

Постройка: "Ishikawajima Zossen", Токио. 1861 - 2.7.1862 - .3.1863.

D: 138 ts.(Hop).

L: 29,69 (пп), 31,50 (нб).

В: 4,88 (КВЛ).

Т: 2,05 (ср).

Корпус деревянный.

ГПМ, 2-цилиндровая системы "Compound".

локомотивных котла. ДТ - 1 винт.

По проекту: 60,84 иле - 5,0 уз.

Парусная оснастка брига.

Вооружение:

140-мм.орудие;

малые пушки.

Экипаж: 35 чел.

Судьба корабля.

Первое боевое судно, построенное Японии. Известно также под наименовани "Chiyoda-gata".

Канонерская лодка 3-го класса.

Строилась для флота императора Shogun.

В м 1868 года, во время гражданской войны корабль поддержал императора, но 4 октября 1868 года перешел на сторону восставших кланов.

В июне 1869 года в Hakodate захвачен кораблями Императорского флота.

Исключен из списков в 1888 году, и в том же году продан частной фирме, использовался к китобоец.

В 1911 году продан на разоборку.

+ Канонерские лодки "Teibo"

Тейбо - «разрушительная волна»

Построены в Лондоне.

"Teibo Nr.l" - 1867 - 1867 - 1867.

"Teibo Nr.2" - 1866 - 1866 - 1867.

D: 236 ts.(Hop).

L: 35,58 (пп), 38,40 (нб).

В: 6,40 (КВЛ).

T: 2,30 (ср).

Корпус деревянный.

1 ГПМ, 1-цилиндровая, простого расширения.

Коробчатый котел.

ДТ - 1 винт.

По проекту: 60 нлс = 10,0 уз.

Парусная оснастка барка.

Вооружение различно: На "Teibo Nr.l":

1 150-мм. носовое орудие;

1 140-ым. орудие Krupp.

На "Teibo Nr.2":

2 165-мм.орудия Krupp;

2 малых пушки.

Экипаж: 65 чел.

Судьба корабля.

"Teibo Nr.l" - судно строилось для английского коммерческого флота под наименованием "Hinda".

В 1868 году перекуплено кланом Choshu и переименовано в "Teibo-Ma- ru Nr.l".

В 1868 году, в ходе гражданской войны, передано правительственному флоту.

Вооружено в марте 1869 года и зачислено в состав флота в качестве канонерской лодки 3-го класса.

В июле того же года возвращено клану.

В 1870 году клан подарил корабль Императору.

С 1873 года использовалось как обмерное судно.

В 1875 году выброшено на берег одного из Курильских островов и вскоре разрушено

"Teibo Nr.2" - судно строилось для английского коммерческого флота под наименованием "Assunta".

В 1868 году перекуплено кланом Choshu и переименовано в "Teibo-Ma- ru Nr.2".

В 1870 году клан подарил корабль Императору.

Корабль перечислен в канонерскую лодку 3-го класса.

В 1885 году лодка разооружена.

2 апреля 1885 года выброшена на побережье в районе Aomori (Shima).

+ Канонерская лодка "Moshun"

Мошун - «начальная пора весны» Первый месяц по лунному календарю.

Постройка: Лондон. 1865 - 1865 -1867.

D: 305 ts.(Hop), 357 ts.(non).

L: 39,93 (пп), 45,70 (нб).

В: 6,71 (КВЛ).

Т: 2,30 (ср).

Корпус композитный

1 ГПМ, 1-цилиндровая, простого расширения.

Коробчатый котел.

ДТ - 1 винт.

По проекту: 120 илc » 10,0 уз.

Парусная оснастка шхуны-барка.

Вооружение:

1 177-мм. носовое орудие Forbes;

1 140-мм. орудие Krupp;

2 малых пушки.

Экипаж: 65 чел.

Судьба корабля.

Судно строилось для английского коммерческого флота и называлось "Eugenie".

В феврале 1868 года перекуплено кланом Hizen и переименовано в "Moshun-Maru".

В гражданскую войну, с марта 1868 года - в составе правительственного флота как канонерская лодка 3-го класса.

В июле 1869 года судно возвращено клану, но в 1870 году клан подарил корабль Императору.

Лодка переименована в "Moshun".

До 1887 года использовалась как блокшив, затем разобрана.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ СЕКЦИЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ФЛОТА "БРИЗ - СПб"