- 01 - 1995 / 01
- Первые программы броненосного флота
- "Британские крейсеры типа "Arethusa">
- Морская мощь Японии. Расцвет и падение
- Строительство Военно-Морского флота Японии в период войны 1941-1945 годов
- Линейные корабли
- Авианосцы
- Схемы
- Крейсера
- Схемы
- 02 - 1995 / 02
- Британские крейсеры типа "Arethusa"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 1. "Зарождение крейсеров-"скаутов" с 200-мм.орудиями.
- 03 - 1995 / 03
- Немецкие эскадренные миноносцы проектов "Z"
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- "Стратегия Японии"
- "Строительство военно-морского флота Японии в годы войны 1941-1945 годов"
Часть вторая
- 04 - 1995 / 04
- Корабль японского императорского флота "KONGO" (1912-1944)
- Французские контр-миноносцы межвоенного периода
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Список и описание кораблей японского флота
- 05 - 1995 / 05
- Потопление "Ostfriesland". Больше впечатлений, чем истины
- Линкоры и авиация
- Французские линейные корабли в 1910-1968 годах
- Легкий крейсер японского императорского флота "Oyodo"
- Список и описание кораблей японского флота Часть 2
- 06 - 1995 / 06
-
- 07 - 1996 / 07
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
Часть 2. "Победы Ушакова на Черном море". - "Первые программы броненосного флота.
Часть 2. Броненосные фрегаты "Defence" и "Resistance" - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Гибель эскадренных миноносцев "Z.1" и "Z.3"
- "Немецкие линейные корабли типа "Н".
Часть 2
- "Российский Черноморский флот в морских сражениях Русско-Турецкой войны 1787-1791 годоВ"
- 08 - 1996 / 08
- "Архангельские винтовые клиперы".
Часть 1. Проектирование и постройка - "Французские линейные корабли в 1910-1968 годах"
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
Часть 2/1. "Крейсера класса "А" типа "Furutaka"
- "Архангельские винтовые клиперы".
- 09 - 1996 / 09
- 10 - 1996 / 10
- "Архангельские винтовые клиперы".
- "Линейные корабли Германии в 1906-1945 годах".
- "Развитие крейсеров класса "А" японского императорского флота".
- 11 - 1996 / 11
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" довоенной постройки"
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- 12 - 1996 / 12
- "Эскадренные миноносцы проектов "Z" военной постройки"
- "Проекты эскадренных миноносцев типа "Z" военного времени"
- Последние проекты немецких эскадренных миноносцев "Z"
- "Артиллерийское вооружение германских эскадренных миноносцев"
-
1.2 Проект крейсера разведчика 1916-го года.
Японская кораблестроительная программа 1916 года предусматривала вместо крупных крейсеров постройку двух кораблей "малого типа" ("small-type" cruiser) в качестве быстроходных лидеров флотилий (flotilla leaders) новых эскадренных миноносцев, строящихся на японских верфях. Эти два крейсера были спроектированы кораблестроительным отделом (3-я секция) технического департамента ВМФ (Shipbuilding Section (Third section) of the Navy Technical Department) в 1915 году и почили название "Tenryu и "Tatsuia". Названия присвоены 13 мая 1916 года (6). Строительство более крупных крейсеров-разведчиков в то же время было отложено.
Однако работы по проектированию продолжались Одновременно с разработкой арсеналом Куре нового 200-мм орудия, которое должно было заменить орудие такого же калибра (200 cm/45cal.) образца 1908 года типа "41" ("41 Nendo Shiki") созданное в свое время на основе британских орудий фирмы "Vickers" (7), Технический Совет ВМФ (The Navy Technical Council) занимался эскизным проектированием крейсера-скаута. 22 сентября 19t6 года проектные наброски были представлены в МГШ и представляли собой следующий корабль (8):
Водоизмещение нормальное 7200 тонн
Скорость наибольшая 36 узлов
Броневой пояс (сталь повышенного сопротивления) 76 мм.
Броневая палуба над жизненно важными частями корабля ?
Дальность плавания максимальная при 14 узлах хода 6-8 тыс.миль
Главное вооружение планировалось по меньшей мере из 12 140-мм./50 типа "3" ("3 Nendo Shiki") в 4 спаренных башенных установках в носу и корме и несколько (как минимум 4) одинарных по бортам на палубных лафетах за щитами.. Как альтернатива рассматривались 200-мм. орудия, проектировавшиеся в арсенале.
Торпедное вооружение 4 двухтрубных аппарата для торпед калибром 610-мм в неподвижных надводных установках по бортам.
Постройку трех таких 7200-тонных скаутов предусматривала "Программа пополнения флота 8-4" ("8-4 Fleet Completion Program" - "8-4 Kantai Kansei Keikaku), принятая на 39-й чрезвычайной сессии парламента 14 августа 1917 года (9). Стоимость постройки каждого оценивалась в 6.915.078 йен.
В середине 1917 года в Японии стали известны основные характеристики 10 американских крейсеров- разведчиков, предусмотренных построить в соответствии с "актом военно-морских законодателей" (The Navy Appropriation Act ) от 29 августа 1916 года
Водоизмещение нормальное 7100 тонн
Скорость наибольшая 33 узла
Вооружение 8 152-мм/53 орудий,
2 двухтрубных 533-ым. ТА на поворотных станках,
2 катапульты и 2-4 самолета.
На основании этих данных МГШ решил модифицировать и усовершенствовать проект скаута 7200-тонного типа. А к концу 1917 года соответственно откорректировать и кораблестроительную программу. Включенные в "Программу 8-4" 3 крейсера по 7200-тонн 6 усовершенствованных "Tenryu" по 3500 тонн заменены на 8 кораблей водоизмещением по 5500 тонн и одним "малым" крейсером опытного проекта.
5500-тонный проект, созданный в 1917 году на основе "Tenryu" кораблестроительной секцией (4-я секция, технического департамента ВМФ (Shipbuilding Section (4th section) of the Navy Technical Department), пo мнению конструкторов, был более предпочтительным, чем 3500-тонный, как для роли разведчика, так и для роли лидера флотилии эсминцев (10). Поэтому не случайно в новую "Программу пополнения флота 8-6", утвержденную на 40-й сессии кабинета министров 12 марта 1918 года, были включены еще три крейсера в 5500 тонн (11).
"Chikuma" - Казенная верфь в Сасебо
"Hirado" - Верфь "Kawaeaki" в Кобе
"Yahagi" - Верфь "Mitsubishi" в Нагасаки
"Chikuma" - .1910 - 1.4.1911 - 17.5.1912
"Hirado" - .1910 - 29.6.1911 - 17.6.1912
"Yahagi" - .1910 - 3.10.1911 - 27.7.1912
Водоизмещение нормальное 4 400 ts.
Водоизмещение полное 5000 т.
Длина между перпендикулярами ... 134,11 м.
Длина наибольшая 140,50 м.
Ширина наибольшая 14,20 м.
Осадка при норм.водоизмещении .... 5,11 м.
Броневой пояс по КВЛ 76/51 мм.
Боевая рубка 102 мм.
Механизмы 2 ТЗА "Curtis"
на "Yahagi" 4 ТЗА "Parsons"
Котлы 16 "Kampon"
Во время ремонта заменены на 6 более производительных котлов "Kampon".
Количество винтов 2
на "Yahagi" 4
Мощность механизмов 22.500 SHP
Полная проектная скорость 26,0 уз.
Запасы угля/нефти 900 / 300 т.
Дальность плавания 10.000 (10) миль
Вооружение 8 152-мм/50;
4 76-мм/40; 2 пулемета; 3 457-мм.надв.ТА
Вооружение после модернизации
8 150-мм/50; 2 76-мм/40; 2 80-мм.зен.; 4 533-мм.надв.ТА
Экипаж 390/450 чел.
"Chikuma" - во время Первой мировой войны в боевых действиях участия не принимал.
В 1931 исключен из списков флота и вскоре разобран на металл.
"Hirado" - во время Первой мировой войны в боевых действиях участия не принимал. В 1939 исключен из действующего флота и использовался как портовое судно "Nr.12" в Куре. В июле 194 7 сдан на разборку.
"Yahagi" - во время Первой мировой войны в боевых действиях участия не принимал. В 1940 исключен из списков действующего флота и использовался как вспомогательное судно "Nr.12" в Этадзиме. С 1944 - учебное судно для подготовки экипажей подводных лодок в Отаке. 8.7.194 7 сдан на разборку на верфь в Касадо.
"Tenryu" - Казенная верфь в Йокосуке
"Tatsuta" - Казенная верфь в Сасебо
"Tenryu" - .1917 - 11.3.1918 - 20.11.1919
"Tatsuta" - .1917 - 29.5.1918 - 31. 3.1919
Водоизмещение нормальное 3230 ta.
Водоизмещение полное 3948 т.
Длина между перпендикулярами ... 134,11 м.
Длина наибольшая 139,56 м.
Ширина наибольшая . v,....... 12,34 м.
Осадка при норм.водоизмещении .... 3,96 м.
Броневой пояс по КВЛ 51 мм.
Броневая палуба 37 мм.
Механизмы: "Tatauta" 3 ТЗА "Curtia"
"Tenryu" 3 ТЗА "Parsons"
Котлы 10 "Kampon"
Количество винтов 3
Мощность механизмов 51.000 ВНР
Полная проектная скорость 33,0 уз.
Запасы топлива (уголь + нефть) ... 900 т.
Дальность плавания 6.000 (10) и
1250 (31) миль
Вооружение 4 140-мм/50;
1 76-мм/40; 2 пулемета; 6 533-мм. надв. ТА в мины. В 1939 году добавлены 2 13-мм.пулемета
Экипаж 332 чел.
"Tenryu" - участвовал в боевызх действиях Второй мировой войны. 18.12.1942 потоплен американской подлодкой "Albacore" в 10 милях восточнее Маданга.
"Tatauta" - участвовал в боевых действиях Второй мировой войны. Потоплен американской подводной лодкой "Sandlance" 13.3.1944 в 145 милях юго-западнее Йокосуки.