- 21 1979-11 ¦ "Кошки" адмирала Фишера
- 22 1979-12 ¦ «Эскадренный крейсер»: борьба мнений
- 23 1980-01 ¦ Погибшие не в бою
- 24 1980-02 ¦ Последние катастрофы линейных кораблей
- 25 1980-03 ¦ Судьба немецких «городов»
- 26 1980-05 ¦ «Города» английские против немецких
- 27 1980-06 ¦ Уроки последних сражений
- 28 1980-07 ¦ Секретный приказ адмирала Дарлана
- 29 1980-08 ¦ «Карманный» линкор
- 30 1980-09 ¦ Бесславная девятка
- 31 1980-11 ¦ Сражение у мыса Матапан
- 32 1980-12 ¦ «Семнадцатого в семнадцать. Директор»
- 33 1981-01 ¦ Конец непотопляемой эскадры
- 34 1981-03 ¦ В огне тихоокеанских сражений
- 35 1981-04 ¦ В боях за Родину
- 36 1981-05 ¦ Последние представители класса крейсеро
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 04-1981
Выпуск: 35 В боях за Родину
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание (СССР)
- Служба (СССР)
- Другие страны
- "Максим Горький", СССР, 1937 г.
- 157 "Альмиранте Браун", Аргентина, 1929 г.
- 158 "Ла Аргентина", Аргентина 1937 г.
- 159 "Готланд", Швеция, 1938 г.
- 160 "Тре Крунур", Швеция, 1945 г.
Легкий Крейсер "Максим Горький", СССР, 1937 г.
Легкий крейсер "Максим Горький" спущен на воду в Ленинграде в 1937 году.
Водоизмещение стандартное - 8800 т,
2 турбозубчатых агрегата мощностью 110 тыс. л. с., скорость хода 35 узлов.
Бронирование:
пояс 76 мм, палуба 50 мм, башни 100 мм, боевая рубка 100 мм.
Вооружение:
9 180-мм орудий, 8 100-мм зениток, 10 37-мм зениток, 12 пулеметов, 6 торпедных труб, 170 мин, 1 самолет, 1 катапульта.
Всего построено 4 единицы.
157. Тяжелый Крейсер "Альмиранте Браун", Аргентина, 1929 г.
Строился в Италии по заказу Аргентины.
Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов) 6800 т, полное 8600 т,
2 турбозубчатых агрегата мощностью 85 тыс. л с., скорость хода 32 узла.
Длина наибольшая 167 м, ширина 17.7 м, среднее углубление 4.95 м.
Бронирование:
пояс 70 мм, палуба 25 мм, башни 50 мм, боевая рубка 60 мм.
Вооружение:
6 190-мм орудий, 12 100-мм зениток, 6 40-мм зениток, 6 торпедных труб.
Всего построено две единицы.
158. Учебный Крейсер "Ла Аргентина", Аргентина 1937 г.
Строился в Англии по заказу Аргентины.
Водоизмещение стандартное 6000 т, полное 7500 т,
2 – турбозубчатых агрегата мощностью 60 тыс. л. с., скорость хода 31 узел.
Длина наибольшая 165 м, ширина 17.2 м, среднее углубление 5 м.
Бронирование:
пояс 76 мм, палуба 51 мм, башни 51 мм, боевая рубка 76 мм.
Вооружение:
9 152-мм орудия, 4 102-мм зенитки, 4 3-фунтовые пушки, 12 2-фунтовых зениток, 8 40-мм зениток, 6 торпедных труб, 2 самолета, 1 катапульта
159. Крейсер-Авиатранспорт "Готланд", Швеция, 1938 г.
Водоизмещение стандартное 4775 т, полное 5760 т,
2 турбозубчатых агрегата мощностью 33 тыс. л. с., скорость хода 27 узлов.
Длина наибольшая 144 м, ширина 15,2 м, среднее углубление 5.5 м.
Бронирование:
пояс 51 мм, палуба 51 мм, башни 51 мм, боевая рубка 51 мм.
Вооружение:
6 152-мм орудий, 4 75-мм зенитки, 4 23-мм зенитки, 4 пулемета, 6 торпедных труб, 100 мин, 1 катапульта, 11 самолетов.
160. Легкий Крейсер "Тре Крунур", Швеция, 1945 г.
Водоизмещение стандартное 8200 т, полное 9200 т,
2 турбозубчатых агрегата мощностью 90 тыс. л с., скорость хода 33.5 узла.
Длина наибольшая 180 м, ширина 16.5 м, среднее углубление 6.5 м.
Бронирование:
пояс 76-127 мм.
Вооружение:
7 152-мм орудий, 20 40-мм зениток, 9 20-мм зениток, 6 торпедных труб, 160 мин.
Всего построено 2 единицы.
12 ноября 1941 года, не дожидаясь отбоя воздушна тревоги, директор Севастопольского морского завода М. Сургучов поднялся наверх из бомбоубежища и увидел, что "юнкерсы" кружат над крейсером "Червона Украина". Они непрерывно пикировали на корабль, ожесточенно отбивавшийся от них огнем зениток и пулеметов. Матросы стреляли по немецким самолетам даже из винтовок...
"Все это происходило метрах в двухстах от того места, где я стоял, - вспоминал потом Сургучов, - нас разделяла Южная бухта. Неподвижный крейсер оказался в очень невыгодном положении. Бомбы рвались со всех сторон, вода вокруг бурлила. Задымили дымовые шашки, - видимо, в них угодили осколки. Потом взметнулся уже не столб воды, а столб огня и дыма - бомбы попали в район носовой трубы. Находившихся там краснофлотцев взрывной волной подбросило вверх и откинуло на несколько десятков метров. А бомбы все рвались и рвались. "Юнкерсы" продолжали наседать. После одного из взрывов носовая часть "Червоной Украины", заметно осела в воду, но корабль продолжав вести бой и держаться на плаву».
Воздушные налеты продолжались до наступления темноты, но больше ни одна бомба не достигла цели, и экипаж делал все для спасения корабля. Однако через две огромные пробоины в правом и левом бортах во внутренние помещения корабля проникло четыре тысячи тонн воды. В ночь на 13 ноября крен на левый борт достиг критических 40°, и командир "Червоной Украины" капитан II ранга Н. Заруба приказал покинуть корабль. В четыре часа утра, когда последний барказ отошел от крейсера, он, перевернувшись, ушел под воду с поднятым кормовым флагом. На дно Южной бухты лег крейсер, который первым ввели в состав флота после Великой Октябрьской революции. Он был единственным советским крейсером погибшим в годы Великой Отечественной войны.
В № 6 за 1980 год мы уже писали о восьми примерно однотипных крейсерах, заложенных на балтийских и черноморских верфях накануне первой мировой войны. Ни один из них не вступил в строй до октября 1917 года, но к этому сроку два - "Светлана" на Балтике и "Адмирал Нахимов" на Черном море - были доведены до высокой степени готовности: на "Нахимове" оставалось только установить артиллерию. Вот почему в тяжелом 1920 году, настаивая на общем сокращении судостроительно-судоремонтной программы, В. И. Ленин сделал для этого корабля исключение: "Меня убедили вполне в том, что крейсер "Нахимов" должен 6ыть в числе нашего флота..."
Однако достройка крейсера, поврежденного при попытке белогвардейцев увести его за границу, оказалась для истощенной гражданской войной и интервенцией страны непростым делом. Лишь 27 марта 1927 года в строй молодого советского флота вступил первый крейсер, получивший название "Червона Украина". На протяжении нескольких лет он оставался самой сильной боевой единицей Черноморского флота. Корабль не раз бывал в заграничных портах - в Стамбуле, Мессине, Пирее.
В 1930 году состоялось пополнение Черноморского флота: обогнув Европу, с Балтики в Севастополь пришел линкор "Парижская Коммуна" и однотипный с "Червоной Украиной" крейсер "Профинтерн". Этот корабль, носивший ранее, пожалуй, рекордное число названий - "Светлана", "Клара Цеткин", "Совнарком", - сошел на воду в Ревеле (Таллин) 27 ноября 1915 года. Во время первой мировой войны его достраивали в Петрограде, но в связи с гражданской войной работы были приостановлены и возобновились лишь через десять лет. Под новым названием "Профинтерн" крейсер вступил в строй 1 июля 1928 года.
Несмотря на то, что к 1930 году эти корабли считались самыми сильными отечественными крейсерами, они, конечно, были воплощением идей минувшей войны, в их конструкции не учитывались новейшие достижения боевой техники. Вот почему третий однотипный с ними крейсер "Адмирал Лазарев", спущенный на воду в Николаеве в 1916 году, решили подвергнуть модернизации, касавшейся главным образом артиллерийского вооружения. Вместо пятнадцати 130-мм орудий с броневыми щитами на нем установили четыре новейших 180-мм дальнобойных орудия, управляемых системой центральной наводки, а для запуска разведывательного гидросамолета впервые в отечественном флоте была применена катапульта. Под названием "Красный Кавказ" крейсер вступил в строй Черноморского флота в 1932 году и вместе с "Червоной Украиной" и "Профинтерном", переименованным в 1939 году в "Красный Крым", стал настоящей кузницей кадров. На этих крейсерах прошли хорошую школу многие офицеры, ставшие потом видными адмиралами: Н. Кузнецов, В. Алафузов, Н. Басистый, Ю. Пантелеев, И. Елисеев, П. Мельников и другие.
"Красный Кавказ" был, если так можно выразиться, предтечей новых советских крейсеров, занимавших особое место среди современных им иностранных кораблей. Если в промежутке между войнами во всем мире строились легкие крейсеры, которые при водоизмещении 5-10 тыс. т вооружались шестью-пятнадцатью 150-155-мм орудиями, то в нашей стране в середине 30-х годов начали проектироваться корабли, которые при водоизмещении 8600 т несли девять 180-мм пушек и развивали скорость хода в 35 узлов. Таким образом, они по водоизмещению и скорости были легкими крейсерами, а по артиллерийскому вооружению приближались к тяжелым.
К этому времени одна из итальянских судостроительных фирм, "Ансальдо", в Генуе взялась консультировать проектирование новых крейсеров и поставить машины для головного корабля.
Турбозубчатые агрегаты и часть вспомогательных механизмов, поставленные фирмой "Ансальдо" для головного корабля серии, оказались вполне удовлетворительными. Крейсер "Киров" вступил в строй на Балтике 28 сентября 1938 года. За ним последовал "Максим Горький" и на Черном море - "Ворошилов" и "Молотов". И когда грянула Великая Отечественная война, вместе с другими били по врагу и семь крейсеров, вступивших в строй в годы Советской власти.
В первый день Великой Отечественной войны орудия крейсера "Киров", стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыли огонь по фашистским самолетам, налетевшим на Ригу. В ночь на 29 июня "Киров" прорвался в Таллин и в конце августа вместе с другими кораблями совершил легендарный переход из Таллина в Кронштадт...
С 4 сентября 1941 года, когда фашисты вышли на ближние подступы к Ленинграду, до их разгрома в январе 1944 года орудия крейсера вели огонь по врагу. Последние залпы этот корабль, награжденный 27 февраля 1943 года орденом Красного Знамени, дал по вражеским войскам 15 января 1944 года, занимая позицию на Неве напротив Медного всадника.
В этой канонаде вместе с "Кировым", участвовал однотипный с ним крейсер "Максим Горький" - корабль, у которого 29 июня 1941 года взрывом мины оторвало носовую часть длиной 30 м. Однако носовая броневая переборка выдержала и корабль 14-узловым ходом дошел до Моонзундского плеса, на следующий день прибыл в Таллин, а потом своим ходом пришел в Кронштадт.
Компетентная комиссия отвела на ремонт крейсера три месяца, но труженики Балтийского и Кронштадтского морского заводов решили иначе: 1 августа корабль вышел из дока, а еще через десять дней начались испытания. Вся операция заняла не три месяца, а 43 дня!
В сентябре часть кораблей эскадры стала на огневые позиции в Невской губе - торговом порту на Неве выше Ленинграда, чтобы огнем своих орудий поддерживать наши обороняющиеся войска. "Максим Горький" вел огонь, стоя на якоре в Морском канале, соединяющем Ленинград с Кронштадтом. Взбешенные этой мощной поддержкой, немцы 23 сентября нанесли по Кронштадту массированный авиационный налет, а по Ленинграду и Морскому каналу - артиллерийский. В стоявший здесь "Максим Горький" попало семь 127-мм снарядов, и командир крейсера совершил почти немыслимый в мирное время маневр. Не разворачиваясь корабль прошел задним ходом по Морскому каналу, против течения реки вошел в Неву и стал на новую огневую позицию у станки Ленинградского порта.
В дальнейшем "Максим Горький" участвовал в обороне Ленинграда, поддерживал огнем своей артиллерии наши войска и вместе с другими кораблями флота громил врага во время прорыва блокады. Как и его собрат крейсер "Киров", он был награжден орденом Красного Знамени.
На Черном море, как и на Балтике, фашисты намеревались захватить с суши все порты от Одессы до Туапсе, лишить флот баз, обессилить его и уничтожить в море с воздуха. Свое намерение они продемонстрировали первым же налетом на Севастополь. С этой атаки в 3 часа 13 минут утра 22 июня 1941 года и началась война для черноморских крейсеров...
Всего через несколько часов после фашистского налета вышли на постановку мин вблизи Севастополя "Красный Кавказ" и "Червона Украина". В конце августа "Червона Украина" огнем своих орудий поддерживала войска, оборонявшие Одессу. Спустя еще 20 дней "Красный Крым" и "Красный Кавказ" высадили в районе Григорьевки морской десант, участвовавший в нанесении контрудара по немецко-румынским войскам, наседавшим на Одессу. 20 декабря 1941 года группа кораблей, в которую входили "Красный Крым" и "Красный Кавказ", прорвалась из Новороссийска в осажденный Севастополь, доставив свежие части, необходимые для обороны города. А спустя неделю - 29 декабря - оба эти крейсера участвовали в Керченско-Феодосийской операции.
"Красный Крым" высаживал войска, стоя на феодосийком рейде, а "Красный Кавказ" ворвался в порт и, ошвартовавшись, выгрузил десант прямо на мол. За два часа стоянки у мола в корабль попало 12 снарядов и 5 мин, на нем возникло 8 пожаров, были убитые и раненые. К полудню оба крейсера, стоя на рейде, вели огонь по обороняющимся гитлеровцам, отражая непрерывные налеты фашистских пикировщиков. Высадку советских десантов у Керчи и Феодосии фашистский фельдмаршал Э. Манштейн назвал "смертельной опасностью для армии в тот момент, когда все ее силы... вели бои за Севастополь".
Весной 1942 года эти крейсеры вместе с крейсером "Ворошилов" совершили прорыв в Севастополь, доставив в осажденный город войска, артиллерию и боеприпасы.
Часто прорывался в Севастополь доставляя войска и боеприпасы, и пятый черноморский крейсер "Молотов" - единственный корабль, оснащенный первой опытной радиолокационной станцией "Редут-К". Это громоздкое сооружение с вращающейся антенной из металлических прутьев было еще весьма несовершенно, но тем не менее "Молотов" не раз заблаговременно оповещал корабли о приближении вражеских самолетов.
Летом 1942 года во время обстрела Крымского побережья взрыв вражеской торпеды оторвал корму "Молотова". Казалось, корабль окончательно выведен из строя, но работники эвакуированного из Севастополя морзавода проделали удивительную операцию: они отрезали корму у недостроенного крейсера "Фрунзе", приделали ее поврежденному кораблю и снова ввели его в строй. Крейсер "Ворошилов" не раз возглавлял отряды, ходившие к румынским берегам на перехват вражеских конвоев.
После ремонта, в 1942 году, "Красный Крым" и "Красный Кавказ" входили в отряд прикрытия десанта у Южной Озерейки под Новороссийском, который был частью операции "Малая земля".
5 ноября 1944 года Черноморский флот вновь пришел в свою базу - освобожденный Севастополь. Двадцатью одним залпом из ста орудий возместила эскадра о возвращении. Линкор "Севастополь", крейсеры "Ворошилов", "Молотов" и "Красный Крым" вошли в Северную бухту, эсминцы - в Южную. На "Ворошилове" развевался краснознаменный флаг, на "Красном Крыме" - гвардейский. Не было в этот день другого гвардейского крейсера "Красного Кавказа", находившегося в ремонте. И не было первенца советского крейсерского флота "Червоной Украины", лежавшей на дне Южной бухты. Но подвиг этого корабля не забыт.
На Графской пристани в Севастополе установлена мемориальная доска из красного гранита: "Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер "Червона Украина". Личный состав со своими орудиями перешел на сухопутный фронт и героически защищал Севастополь до последнего дня обороны на батареях: № 112 и 113 - Максимова дача, № 114 - хутор Дергачи, № 115 - ст. Мекензиевы горы".
В промежутке между первой и второй мировыми войнами практика заказа крупных боевых кораблей за границей, обычная в прежние времена почти исчезла. Все страны, даже такие небольшие, как Голландия и Швеция, старались строить крейсеры на своих верфях, создавая порой весьма совершенные корабли - голландский "Тромп" и шведские "Готланд" и "Тре Крунур". Едва ли не единственным исключением из этой тенденции была Аргентина, заказавшая два новых крейсера в Италии и один в Англии.
Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Научный консультант И. А. Иванов