Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 12-1980

Выпуск: 32 «Семнадцатого в семнадцать. Директор»

  • Схемы ТТХ
  • Служба (Испания)
  • Описание (Испания)
  • Описание (Голландия)
  • Служба (Голландия)
  • "Красный Кавказ", СССР, 1932 г.
  • 142 "Альмиранте Сервера", Испания, 1926 г.
  • 143 "Канариас", Испания, 1931 г.
  • 144 "Суматра", Голландия, 1920 г.
  • 145 "Де Рейтер", Голландия, 1935 г.
  • 146 "Тромп", Голландия, 1937 г.
Легкий Крейсер "Красный Кавказ", СССР, 1932 г.
Легкий Крейсер "Красный Кавказ", СССР, 1932 г.

Легкий крейсер заложен в Николаеве 31 октября 1913 года, спущен на воду 21 июля 1916 года под названием "Адмирал Лазарев" , Вступил в строй Советского флота в 1932 году.

Водоизмещение 8000 т,

4 гребных винта, мощность паровых турбин 50000 л. с., скорость хода 29 узлов.

Длина наибольшая 158.4 м, ширина 15.4б среднее углубление 6,1 м.

Бронирование:

нижний пояс 76 мм, верхний пояс 25 мм, палуба 25 мм.

Вооружение:

4-180-мм орудия, 12-100-мм зениток, 2-76-мм зенитки, 4-45-мм зенитки, 8-37-мм зенитки, 2 трехтрубных торпедных аппарата, 100 мин, 1 самолет, 1 катапульта.

Однотипный с крейсерами "Красный Крым" и "Червона Украина", "Красный Кавказ" подвергся основательной модернизации. Вместо 15 130 мм орудий с броневыми щитами на нем были установлены четыре новейших 180-мм дальнобойных орудия, управляемых системой центральной наводки. Благодаря этому четыре орудия "Красного Кавказа" могли выпускать в минуту не меньше металла, чем 15 прежних орудий, причем с огромной точностью и на большее расстояние. Больнее внимание било уделено зенитной артиллерии: в результате водоизмещение крейсера увеличилось до 8000 т, а скорость снизилась на пол-узла.

До вступления в строй новых крейсеров типа "Киров" "Красный Кавказ" оставался самым совершенным и самым сильным из советских легких крейсеров. В годы войны он не раз прорывал блокаду и доставлял в Севастополь подкрепление и вооружение. В конце 1941 года "Красный Кавказ" ворвался в занятую фашистами Феодосию, ошвартовался под огнем и высадил десант. После войны был учебным кораблем.

142. Легкий крейсер "Альмиранте Сервера", Испания, 1926 г.
142. Легкий крейсер "Альмиранте Сервера", Испания, 1926 г.

Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов) 7475 т, полное 9297 т,

4 гребных винта, мощность турбин 83000л. с., скорость хода 33-35.2 узла.

Длина между перпендикулярами 177 м, ширина 16.4 м, среднее углубление 6,0 м.

Дальность плавания 15-узловыи ходом 5000 миль.

Бронирование:

пояс 38-76 мм, палуба 25-50 мм, боевая рубка 152 мм.

Вооружение:

8-152 мм орудия, 12-88-мм зениток, 16-37-мм зениток, 6 торпедных аппаратов, 1 катапульта, 1 самолет.

Всего построено 3.

143. Тяжелый крейсер "Канариас", Испания, 1931 г.
143. Тяжелый крейсер "Канариас", Испания, 1931 г.

Водоизмещение стандартное 10000 т, полное 12230 т,

2 турбозубчатых агрегата мощностью 90000 л. с., скорость хода 33-34 узла.

Длина между перпендикулярами 194 м, ширина 19.5 м, среднее углубление 5.5 м.

Дальность плавания 10-узловым ходом 8000 миль.

Бронирование:

пояс 50-38 мм, палуба 20 мм, погреба 102 мм, боевая рубка 25 мм.

Вооружение:

8-203-мм орудий, 8-120-мм зениток, 8 - 40-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 2 бомбомета, 1 катапульта, 2 самолета.

Всего построено 2.

144. Легкий крейсер "Суматра", Голландия, 1920 г.
144. Легкий крейсер "Суматра", Голландия, 1920 г.

Водоизмещение стандартное 6670 т,

3 турбозубчатых агрегата мощностью 72000 л. с., скорость хода 31 узел.

Длина наибольшая 152 м, ширина 16, среднее углубление 5.5 м.

Дальность плавания 12 узловым ходом 4800 миль.

Бронирование:

пояс 51-76 мм, палуба 25-51 мм, башни 100 мм, боевая рубка 125 мм

Вооружение:

10-150-мм орудий, 6 - 40-мм зениток, 2 двухфунтовые зенитные пушки, 4-12.7-мм зенитки, 12 мин, 2 самолета.

Всего построено 2.

145. Легкий крейсер "Де Рейтер", Голландия, 1935 г.
145. Легкий крейсер "Де Рейтер", Голландия, 1935 г.

Водоизмещение стандартное 6442 т, полное 7548 т,

2 турбозубчатых агрегата мощностью 66000 л. с., скорость хода 32 узла.

Длина наибольшая 172 м, ширина 15.3, среднее углубление 5.45 м.

Дальность плавания 12-узловым ходом 5000 миль.

Бронирование:

пояс 51-76 мм, палуба 32 мм, башни 51-100 мм, борная рубка 25 мм.

Вооружение:

7-150-мм орудий, 10-40-мм зениток, 8-12.7-мм зениток, 1 кататульта, 2 самолета.

146. Легкий крейсер "Тромп", Голландия, 1937 г.
146. Легкий крейсер "Тромп", Голландия, 1937 г.

Водоизмещение стандартное 5787 т, полное 7548 т,

2 турбозубчатых агрегата мощностью 56000 л. с., скорость хода 33,5 узла.

Длина наибольшая 132 м, ширина 12.4, среднее углубление 4.36 м.

Бронирование:

пояс 16 мм, главная палуба 25.4 мм, нижняя палуба 25- 16 мм, башни 16 мм, боевая рубка 12- 25 мм.

Вооружение:

6-150мм орудий, 8-40-мм зениток, 4 - 12,7 мм зенитки, 6 торпедных аппаратов, 1 самолет.

Всего построено 2.

"СЕМНАДЦАТОГО В СЕМНАДЦАТЬ. ДИРЕКТОР"

Десятки телеграмм такого содержания, отправленных утром 17 июля 1936 года из французского города Байона, были в тот же день получены в нескольких городах Испании и испанского Марокко. Это был сигнал к офицерскому мятежу против республиканского правительства Испании, по которому мятежники к вечеру того же дня захватили Мелилью, Сеуту и Тетуан на северном побережье Африки. На следующий день, 18 июля, мятеж перебросился на территорию самой Испании: он вспыхнул в Севилье, охватил всю Андалузию и ряд районов на северо-западе страны.

В руках мятежников оказалось несколько боевых кораблей, в числе которых были близкие к завершению новейшие тяжелые крейсеры "Канариас" и "Балеарес".

Возможность действий этих крейсеров против идущих из портов Советского Союза транспортов с оружием и боеприпасами беспокоила Н. Г. Кузнецова, известного советского военачальника, советника по военно-морским вопросам, и он часто обсуждал эту проблему с М. Буиса - бывшим капитаном вспомогательного судна, поставленным во главе командования республиканским флотом. "Я очень осторожно, чтобы не задеть самолюбия комфлота, спросил, как, по его мнению, лучше всего действовать, если республиканская эскадра встретит оба крейсера мятежников. Буиса заявил, что он не боится такой встречи и атакует корабли противника с разных направлений крейсерами и эсминцами. Забегая вперед, следует отметить, что он так и действовал, когда такая встреча произошла..."

Это случилось в ночь с 5 на 6 марта 1938 года к северо-востоку от Картахены близ мыса Палое. Эскадра мятежников - крейсеры "Балеарес", "Канариас", "Альмиранте Сервера" и 4 эсминца - вышла в море, чтобы навязать бой и уничтожить республиканскую эскадру - крейсеры "Либертад", "Мендес Нуньес" и 9 эсминцев. В 0.40 эсминец республиканцев "Санчес" обнаружил франкистские корабли и, сообщив об этом флагману, дал по ним двухторпедный залп. Атака оказалась безуспешной, и эскадры разошлись. Мятежники стремились выйти из под удара, а республиканцы жаждали сближения и боя.

В 2.15 эскадры снова сблизились, и республиканские эсминцы "Санчес", "Антекера" и "Лепанто" выпустили соответственно 4, 5 и 3 торпеды по вражеским крейсерам, а "Либертад" вступил в артиллерийскую перестрелку с "Балеаресом" и "Канариасом". Она была прервана страшным взрывом: три торпеды "Санчеса" угодили в "Балеарес", над которым тут же взвился столб пламени и дыма. Одна торпеда "Лепанто" тоже достигла цели, повредив "Канариас". Франкистская эскадра начала поспешно отходить, бросив на произвол судьбы охваченный пламенем флагманский крейсер. Он затонул через несколько часов. Патрулировавшим поблизости английским кораблям удалось поднять с воды всего 200 человек из команды "Балеареса", ставшего первым в истории "вашингтонским крейсером", уничтоженным в бою. Этому же кораблю принадлежит и другой "рекорд": от момента его вступления в строй до гибели прошло всего чуть более года...

В то время как большинство европейских держав истощало свои силы и ресурсы в сражениях империалистической войны, не участвовавшая в ней Испания, переоборудовав свои порты и верфи, приступила к лихорадочной постройке нового, современного флота. К началу мировой войны вступили в строй три линкора-дредноута и были намечены планы постройки трех весьма совершенных по тем временам легких крейсеров. Первым из них сошел на воду крейсер "Регина Виктория Евгения" - изящный трехтрубный корабль водоизмещением 5590 т, вооруженный девятью 150-мм орудиями и развивавший скорость 26 узлов. Через два-три года за ним последовали примерно такие же, но более легкие и мощные "Блас де Леро" и "Мендес Нуньес": при водоизмещении 4725 т они развивали 29 узлов.

После них по программе 1915 года намечалась постройка одного легкого крейсера "Принсипе Альфонсо", спроектированного под руководством известного английского кораблестроителя, создателя дредноута, сэра Филиппа Уаттса, который взял за прототип английский легкий крейсер типа "Эмеральд". Но потом было решено построить еще два таких корабля - "Альмиранте Сервера" (142) и "Мигуэль Сервантес". Все они были спущены на воду в 1925 году.

Через три года Испания приступила к постройке "вашингтонских крейсеров": не участвуя в подписании Вашингтонского морского соглашения, она тем не менее сочла для себя выгодным использовать установленные этим соглашением нормы. Первый испанский "вашингтонский крейсер" "Канариас" (143) сошел на воду в 1931 году, второй - "Балеарес" - в 1932 году. В строй флота они должны были вступить к 1935 году, но получилось иначе...

Когда 18 июля 1936 года в Испании вспыхнул мятеж, флот не поддержал франкистов: команды кораблей легко подавили сопротивление офицеров и заявили о своей верности республике. Но в руки франкистов попали крейсеры, находившиеся в Ферроле.

В конечном итоге из семи испанских крейсеров ("Блас де Леро" погиб в 1932 году) три сражались на стороне республики - "Либертад" (бывш. "Принсипе Альфонсо"), "Мигуэль Сервантес" и "Мендес Нуньес", а четыре оказались в лагере мятежников - "Канариас", "Балеарес", "Альмиранте Сервера" и "Республика" (бывш. "Регина Виктория Евгения"), переименованная в "Наварру". Позднее, после падения республики, "Либертад" получил новое название - "Галисия".

Следующее за испанским флотом место в предвоенной западной Европе занимала Голландия. Будучи тогда третьей колониальной державой мира, эта страна содержала два совершенно различных флота. Один предназначался для охраны метрополии и состоял в основном из кораблей, необходимых для защиты побережья. Другой должен был действовать в колониях, главным образом в Нидерландской Индии, как тогда называли Индонезию. Особенность этого морского театра состояла в том, что он представлял собою цепь крупных и мелких островов, охрана берегов которых и защита коммуникаций были немыслимы без военно-морских сил.

Голландцы не участвовали в первой мировой войне и имели возможность основательно и без спешки разрабатывать свой собственный, весьма специфический тип легкого крейсера. Понимая, что главным противником их дальневосточного флота будет, по всей вероятности, японский флот, голландцы начали уделять большое внимание огневой мощи своих крейсеров.

Эта тенденция ярко проявилась в 1916 году в проекте легкого крейсера "Суматра" (144), который, неся девять 150-мм орудий, мог в диаметральной плоскости, по носу и корме вести огонь одновременно 4-5 орудиями, а на каждый борт - 7 орудиями. Современные же "Суматре" английские и немецкие крейсеры по носу и корме могли вести огонь лишь 2-3, а на борт - 5 орудиями. Правда, такое усиление огневой мощи потребовало увеличения водоизмещения корабля почти в полтора раза. В конструкции "Суматры" заметно сильное немецкое влияние: именно Германия поставляла для этих кораблей машины и главную артиллерию.

Всего по проекту "Суматры" было заложено три корабля, но на воду в 1920 и 1921 годах сошли только два из них - "Суматра" и "Ява". Достройка их затянулась, и они вступили в строй только в 1925 году. К этому времени они уже не являлись сильнейшими легкими крейсерами в мире: строившиеся повсюду по вашингтонским нормам крейсеры значительно превзошли их как по водоизмещению, так и по огневой мощи.

На стапелях был заложен и третий корабль этого типа - "Целебес", но уже в процессе постройки он подвергся значительным изменениям. Сперва голландцы решили переделать "Целебес" в более легкий корабль, снизив его водоизмещение с 6670 т до 5250 т и вооружив шестью 150-мм орудиями в трех двухорудийных башнях. Однако эта попытка не удалась, и тогда они спроектировали совершенно новый корабль с более высокой скоростью, способный нести еще одно 150-мм орудие и самолет. В результате появился "Де Рейтер" (145) - весьма удачный легкий крейсер, который при одинаковой мощи бортового залпа нес на 3 орудия меньше, чем "Суматра", и развивал скорость на 2 узла больше.

Спущенный на воду в 1935 году, "Де Рейтер" послужил прототипом для разработки двух новых кораблей "Эендрахт" и "Де Зевен Провинсиен", которые должны были в недалеком будущем заменить устаревшие "Суматру" и "Яву". От "Де Рейтера" эти крейсеры отличались большим водоизмещением и числом орудий главного калибра.

Непрерывно ухудшавшееся международное положение в середине 30-х годов тревожило голландское правительство. Опасаясь, что на этот раз стране не избежать участия в боевых действиях и что она будет втянута в войну. руководители флота приступили к спешной постройке новых боевых кораблей, считая главным потенциальным противником Голландии милитаристскую Японию. В числе первых заложенных в связи с этим кораблей были два легких крейсера - "Тромп" (146) и "Якоб ван Хеемскерк".

Начало созданию этих весьма удачных кораблей положило проектирование 2500-тонных лидеров, начатое еще в 1931 году. Однако, когда в Нидерландах стало известно о том, что у японцев появились крупные и хорошо вооруженные эсминцы, голландцы решили усилить свои миноносные силы введением в строй быстроходных легких крейсеров, способных действовать с эскадрами эсминцев. Именно такими крейсерами и были – "Тромп" и "Якоб ван Хеемскерк". По мнению некоторых специалистов, они оказались одними из самых удачных легких крейсеров периода второй мировой войны.

Одновременно голландцы начали разработку проектов трех необычных линейных крейсеров, которые должны были своими высокими боевыми качествами компенсировать отсутствие в составе голландского флота "вашингтонских крейсеров". Предназначенные не для линейных сражений, а для борьбы с японскими тяжелыми крейсерами, эти корабли при водоизмещении 28318 т должны были развивать скорость 34 узла, нести 254-мм броневой пояс, 127-мм палубу и 305-мм башни, девять 280-мм и двенадцать 119-мм орудий. Не имея опыта в постройке столь сложных кораблей, Голландия надеялась заказать машины и главную артиллерию в Германии. После того как переговоры в Берлине сорвались, голландцы обратились к Италии. Но прежде чем из Рима пришел ответ, фашистские войска в мае 1940 года вторглись в Нидерланды.

Исход кампании решился в течение нескольких дней на суше, так что голландскому флоту не пришлось участвовать в боевых действиях в водах Европы. Недостроенный "Якоб ван Хеемскерк" удалось отбуксировать в Портсмут, и в руки немцев попали только стоявшие на стапелях корпуса легких крейсеров "Эендрахт" и "Де Зевен Провинсиен"...

После оккупации Голландии фашистскими войсками и бегства королевской семьи с правительством в Лондон в составе рассеянного по миру голландского флота осталось всего четыре боеспособных легких крейсера: "Суматра", "Ява", "Де Рейтер" и "Тромп". Кроме того, англичане в ходе войны достроили и ввели в состав действующего флота "Якоб ван Хеемскерк", переделав его в крейсер ПВО, вооруженный английскими зенитными орудиями.

"Суматра" была разрушена, а "Ява" и "Де Рейтер" уничтожены японцами в бою 27 февраля 1942 года.

Больше повезло "Тромпу" и "Якобу ван Хеемскерку", которые действовали на Дальнем Востоке вместе с союзниками до конца войны и состояли в списках голландского военно-морского флота до 1950-х годов.

Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько

Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры

Научный консультант И. А. Иванов