- 21 1979-11 ¦ "Кошки" адмирала Фишера
- 22 1979-12 ¦ «Эскадренный крейсер»: борьба мнений
- 23 1980-01 ¦ Погибшие не в бою
- 24 1980-02 ¦ Последние катастрофы линейных кораблей
- 25 1980-03 ¦ Судьба немецких «городов»
- 26 1980-05 ¦ «Города» английские против немецких
- 27 1980-06 ¦ Уроки последних сражений
- 28 1980-07 ¦ Секретный приказ адмирала Дарлана
- 29 1980-08 ¦ «Карманный» линкор
- 30 1980-09 ¦ Бесславная девятка
- 31 1980-11 ¦ Сражение у мыса Матапан
- 32 1980-12 ¦ «Семнадцатого в семнадцать. Директор»
- 33 1981-01 ¦ Конец непотопляемой эскадры
- 34 1981-03 ¦ В огне тихоокеанских сражений
- 35 1981-04 ¦ В боях за Родину
- 36 1981-05 ¦ Последние представители класса крейсеро
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 11-1980
Выпуск: 31 Сражение у мыса Матапан
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание (вашингтонские)
- Описание (легкие)
- Служба
- "Больцано", Италия, 1932 г.
- 137 "Тренто", Италия, 1927 г.
- 138 "3ара", Италия, 1930 г.
- 139 "Луиджи Кадорна", Италия, 1931 г.
- 140 "Евгений Савойский", Италия, 1935 г.
- 141 "Аттилио Реголо", Италия, 1940 г.
Тяжелый Крейсер "Больцано", Италия, 1932 г.
Тяжелый крейсер «Больцано» заложен 11 июня 1930 года, спущен на воду 31 августа 1932 года, вступил в строй 19 августа 1933 года
Водоизмещение стандартное 11065 т, полное 13885 т,
4 гребных винта, мощность турбозубчатых агрегатов 150000 - 173 772 л. с., скорость хода 36 узлов.
Длина наибольшая 197 м, ширина 20.6, среднее углубление 6.1 м.
Бронирование:
пояс 75 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 100 мм, башни главного калибра 100 мм.
Вооружение:
8 - 203- мм орудий (максимальный угол возвышения 45", максимальная дальность стрельбы 31566 м), 12 - 100-мм зениток (с 1937-го - 16 100-мм зениток), 8-37-мм зениток, 8 - 13.2-мм зениток, 8 торпедных аппаратов, 2 самолета, 1 катапульта.
Принадлежал ко второй подгруппе тяжелых крейсеров типа "Тренто", отличаясь от них большей скоростью и дальнобойностью орудий главного калибра. С момента вступления Италии в войну участвовал во многих операциях на Средиземном море, пока 13 августа 1942 года не был тяжело поврежден торпедами английской подводной лодки "Анброкен". Заключение перемирия между Италией н союзниками в сентябре 1943 года застало "Больцано" на ремонте в Специи, и он попал в руки немцев. 21 июня 1944 года был уничтожен в гавани одной из двух английских человекоторпед, доставленных к Специи итальянским торпедным катером.
137. Тяжелый крейсер "Тренто", Италия, 1927 г.
Водоизмещение стандартное (без топлива и воды для котлов ) 10500 т, полное 13500 т,
4 гребных винта, мощность паровых турбин 150000 л. с., скорость хода 35 узлов.
Длина наибольшая 196.96 м, ширина 20.6, среднее углубление 5.9 м.
Бронирование:
пояс 75 мм, палуба 50 мм, боевая рубка 100 мм, башни 100 мм.
Вооружение:
8 - 203-мм орудий (угол возвышения 45 гр., максимальная дальность стрельбы 28 км), 12 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 8 - 13.2-мм зениток, 8 торпедных аппаратов, 3 самолета, 1 катапульта.
Всего построено 3 единицы.
138. Тяжелый крейсер "3ара", Италия, 1930 г.
Водоизмещение стандартное 11500 т, полное 14200 т,
2 гребных винта, мощность паровых турбин 95-122000 л. с., скорость хода 32- 35 узлов.
Длина наибольшая 182.8 м, ширина 20,6б среднее углубление 5.9 м.
Бронирование:
пояс 150 мм, палуба 70 мм, боевая рубка 150 мм, башни 150 мм.
Вооружение:
8 - 203-мм орудии (угол возвышения 45 гр., максимальная дальность 31.6 км), 12 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 8 - 13,2-мм зениток, 2 самолета, 1 катапульта.
Всего построено 4 единицы.
139. Легкий крейсер "Луиджи Кадорна", Италия, 1931 г.
Водоизмещение стандартное 5400 т, полное 7900 т,
2 гребных винта, мощность паровых турбин 95-122000 л. с., скорость хода 37-39 узлов.
Длина наибольшая 169.3 м, ширина 15.5, среднее углубление 4.32.
Бронирование:
пояс 42 мм, палуба 20 мм, боевая рубка 50 мм, башни 20 мм.
Вооружение:
8 - 152-мм орудий, 6 - 120-мм зениток, 12- 20-мм зениток, 4 торпедных аппарата, 2 самолета , 1 катапульта.
Всего построено 2 единицы.
140. Легкий крейсер "Евгений Савойский", Италия, 1935 г.
Водоизмещение стандартное 8597 т, полное 10834 т,
2 гребных винта, мощность паровых турбин 110-128000 л. с., скорость хода 36.5-37 узлов.
Длина наибольшая 186.95 м, ширина 17.49, среднее углубление 4.75 м.
Бронирование:
пояс 105 мм, палуба 35 мм, боевая рубка 100 мм, башни 100 мм.
Вооружение:
8 - 152 мм орудий, 6 - 100-мм зениток, 8 - 37-мм зениток, 12 - 20 мм зениток, 6 торпедных аппаратов, 100 - 146 мин, 2 самолета, 1 катапульта.
Всего построено 2 единицы.
141. Легкий крейсер-минзаг "Аттилио Реголо", Италия, 1940 г.
Водоизмещение стандартное 3747 т, полное 5420 т,
2 гребных винта, мощность паровых турбин 110-125000 л. с., скорость хода 41- 43 узла.
Длина наибольшая 142.8 м, ширина 14.4, среднее углубление 4,06 м.
Бронирование: нет
Вооружение:
8 - 135-мм орудий, 8 - 37-мм зениток, 8 - 20-мм зениток, 8 торпедных аппаратов, 70 мин, 1 гидросамолет,
Всего построено 3 единицы.
27 марта 1941 года английский самолет-разведчик радировал на свою базу в Александрии о появлении итальянских военных кораблей восточнее Сицилии. Он сообщил, что наперерез английскому конвою идет мощная эскадра. В ее составе линкор "Витторио Венето" - флагманский корабль адмирала Джакино, шесть тяжелых и два легких крейсера и тринадцать эсминцев. Получив это сообщение, командующий британским флотом на Средиземном море адмирал Каннингхэм немедленно вышел из Александрии со своими главными силами, а из Пирея на соединение с ним двинулся крейсерский отряд. В распоряжении английского адмирала находилось, таким образом, три линкора, авианосец, четыре легких крейсера и двенадцать эсминцев.
Утром 28 марта английские легкие крейсера обнаружили к югу от острова Крит итальянский передовой отряд из эсминцев и трех тяжелых крейсеров - "Триест", "Тренто" и "Больцано".
Вступив с ними в перестрелку, англичане вынудили итальянцев начать отход к главным силам адмирала Джакино. Около 11 часов того дня залпы "Витторио Венето", сделанные с предельной дистанции, заставили английские крейсера ретироваться, но элемент внезапности уже был утрачен. В 11.30 над итальянской эскадрой появились торпедоносцы с авианосца "Формидебл", и, хотя их атака была безуспешной, Джакино приказал своим кораблям отходить к базам. Расстояние между главными силами противника составляло 60 миль, и, если учесть рекордную быстроходность итальянских кораблей, у англичан не было никаких шансов их настигнуть...
Почти в течение четырех часов английские самолеты с "Формидебла" и с аэродромов на Крите безуспешно пытались атаковать итальянский линкор. Англичане добились успеха только в 15.00. когда удары пяти самолетов-торпедоносцев достигли цели - вывели из строя гребные винты левого борта линкора. "Витторио Венето" на время потерял ход и управление. В 18.30, когда костяк второй крейсерской группы итальянцев - тяжелые крейсера "Фиуме", "Зара" и "Пола", а также четыре эсминца - подошел к поврежденному линкору, расстояние между главными силами противника составляло уже 40 миль...
Построившись в ордер ПВО, итальянская эскадра уходила на запад, непрерывно подвергаясь атакам английских торпедоносцев. В 19.30 тяжелые повреждения получил крейсер "Пола": он потерял ход. Как только стемнело, Джакино направил на поиски "Пола" тяжелые крейсера "Зара" и "Фиуме" в сопровождении четырех эсминцев с приказанием взять его на буксир и прикрыть отход. Эти корабли шли навстречу своей гибели, их командиры не знали, что англичане уже давно следят за ними на экранах своих радиолокаторов, о которых итальянские моряки в то время не имели еще никакого представления. И когда в 22.58 яркий луч прожектора английского миноносца осветил итальянские крейсера, стволы их орудий все еще стояли в диаметральной плоскости кораблей, они не были даже направлены в сторону противника.
Линкоры стреляли почти прямой наводкой с дистанции 3 км. Из шести выпущенных 381-мм снарядов пять поразили цели: оба итальянских крейсера, не сделав ни единого выстрела, лишившись хода и охваченные пламенем, стояли, раскачиваясь на волнах. Через полчаса взорвался и исчез под водой "Фиуме". Еще через четыре часа эсминец "Джервис" торпедами добил "Зару", а спустя еще два часа такая же участь постигла и "Пола": по нему выпустил свои торпеды эсминец "Хавок".
Это морское сражение, вошедшее в историю второй мировой войны как сражение у мыса Матапан, получило высокую оценку Британского адмиралтейства: "Первая искусная координация морских операций и авиационных атак, благодаря которым преимущество вражеских кораблей в скорости было ликвидировано и наши главные силы смогли нанести удар по противнику". Нетрудно также понять, что львиная доля успеха этой операции обусловлена впервые примененным на море радиолокационным управлением артиллерийским огнем. Таким образом, с марта 1941 года радиолокация и морская авиация аннулировали преимущество в скорости кораблей, чему так много внимания уделялось в итальянском флоте в промежутке между первой и второй мировой войнами.
...В начале 20-х годов расстановка сил на Средиземноморском театре была довольно сложной. Прежде всего здесь претендовала на господство Франция, раньше всех стран приступившая к строительству нового послевоенного флота, основу которого должны составить легкие крейсера, быстроходные лидеры эсминцев, эсминцы и подводные лодки. Значительно вырос флот Испании, не принимавшей участия в войне и все это время строившей новые линейные корабли, крейсера, миноносцы и подводные лодки. Не избежали новых веяний в строительстве флота и итальянцы. Они отказались от завершения линейных кораблей и сосредоточили усилия на создании миноносного флота и авиации. - Курс, взятый итальянским правительством, должен был со временем привести к появлению воздушных эскадр, способных уничтожить любой неприятельский флот, осмелившийся вторгнуться в Средиземное море Но Вашингтонское морское соглашение изменило взгляды итальянского правительства: обуреваемый мечтой о превращении Средиземного моря в итальянское море, фашистский диктатор Муссолини потребовал создания самых мощных, по тогдашним временам, тяжелых "вашингтонских крейсеров".
Первыми из них были "Тренто" (137) и "Триест", заложенные в 1925 году. Если в "вашингтонских крейсерах", строившихся тогда во многих странах, бронирование и живучесть были принесены в жертву вооружению и скорости, то в итальянских тяжелых крейсерах типа "Тренто" эта диспропорция достигла крайнего предела. Это были корабли весьма изящных, гармоничных архитектурных форм, снабженные рекордно мощной по тем временам машинной установкой - 150000 л. с. и развивавших рекордную же для таких крупных кораблей скорость - 35- 36 узлов. Спустя пять лет был заложен еще один тяжелый крейсер такого же типа. То был "Больцано", он отличался от головного корабля более дальнобойными орудиями главного калибра и установкой, мощность которой можно было форсировать до 173000 л. с., достигая редчайшей для тех лет скорости 37-38 узлов.
Но какой ценой приходилось расплачиваться за эти показатели! Толщина бортовой брони на первых итальянских тяжелых крейсерах достигала всего 75, а палубы - 50 мм. Неудивительно, что позднее в итальянском флоте, как и во многих других, возобладали более трезвые взгляды, и за первой серией крейсеров последовала вторая - "Зара" (138), "Фиуме", "Гориция" и "Пола", - с которой итальянские кораблестроители предприняли попытку устранить первоначальные недочеты. За счет снижения мощности до 95-122 тыс. л. с. и скорости до 32-35 узлов бронирование крейсеров второй серии было усилено: толщина бортового пояса достигла 150, а палубы - 70 мм.
Постройкой семи тяжелых крейсеров Италия исчерпывала весь лимит водоизмещения, отведенный ей Вашингтонским морским соглашением, поэтому одновременно с закладкой "Зара", "Фиуме", "Гориция" и "Пола" на итальянских верфях начинается работа над первыми послевоенными легкими крейсерами, вошедшими в историю кораблестроения под названием "кондотьери-класс". Эти изящные, быстроходные корабли строились на протяжении примерно десяти лет и по различиям в тактико-технических данных распадались на пять серий - А, В, С, D и Е.
Начало положили четыре легких крейсера типа "кондотьери" серии А: "Аль-берико де Барбиано", "Альберто ди Джуссано", "Бартоломео Коллеони" и "Джиованни делле Банде Нере", спущенные на воду в 1930 году. Считая, что главным противником итальянского флота в будущей войне станут французские корабли, морские стратеги фашистской Италии предназначали легкие крейсера главным образом для борьбы с большими и быстроходными французскими эсминцами и лидерами. Поэтому, как и в первых тяжелых крейсерах, основное внимание уделили достижению высокой скорости, в жертву которой была принесена защита. При водоизмещении 5200-7000 т "кондотьери" серии А развивали мощность 95 000 - 123 000 л. с. и скорость 37 - 42 узла, неся 8 - 152-мм орудий, 6 - 100-мм, 8 - 37-мм и 8 - 13,2-мм зениток. Цена этих высоких показателей - ослабление бронирования: пояс 25 мм, палуба 20.
Дальнейшее развитие проекта серии В - "Луиджи Кадорна" (139) и "Армандо-Диац". Имея такую же силовую установку и вооружение, как и их предшественники, они развивали меньшую скорость за счет усиления бронирования. Когда обеспокоенные французы приступили к разработке крейсеров типа "Эмиль Бертен" (127), итальянцы заложили следующую серию "кондотьери" - "Муцио Аттендоло" и "Раймондо Монтекуколи", которые сошли на соду в 1934 году. При водоизмещении 7550-8900 т эти корабли несли броневой пояс толщиной 85 мм и палубу 30 мм, за счет чего их скорость снизилась до 34-37 узлов.
На это французы ответили крупной серией легких крейсеров типа "Ла галиссоньер" (123). Италия противопоставила им "кондотьери" серии D - "Эмануэле Филиберто дюка Д'Аоста" и "Евгений Савойский" (140) - корабли почти с прежним вооружением, но с толщиной бортовой брони, увеличенной до 105 мм. За ними последовали два легких крейсера "кондотьери" серии Е - "Луиджи ди Савойя дюка дельи Абруцци" и "Джузеппе Гарибальди", несшие не только более толстую броню - 130 мм, но и более мощное вооружение - десять 152-мм орудий.
Непрерывное увеличение водоизмещения легких крейсеров, усиление их бронирования и снижение скорости побудило итальянцев разработать быстроходный легкий крейсер наподобие английского крейсера-минзага типа "Эбдиел" (133) специально для взаимодействия с эсминцами. В 1939 году состоялась закладка большой серии таких крейсеров, так называемого "Капитана-романи класса". Однако до выхода Италии из войны из двенадцати заложенных кораблей в строй удалось ввести только три: "Аттилио Реголо" (141), "Помпео Магио" и "Сципионе Африкано".
10 июня 1940 года Муссолини объявил о вступлении Италии во вторую мировую войну, а уже 19 июля 1940 года неподалеку от Крита два итальянских легких крейсера столкнулись с английским легким крейсером "Сидней" и отрядом эсминцев. На этот раз высокая скорость не помогла итальянцам: после короткого артиллерийского боя "Бартоломео Коллеони" пошел ко дну, став первым итальянским крейсером, погибшим во второй мировой войне.
Следующий год оказался для итальянцев годом настоящего побоища: из тринадцати кораблей этого класса, погибших за всю войну, на долю 1941 года приходится почти половина - шесть. Счет начался с легкого крейсера "Армандо Диац": 25 февраля, охраняя итало-немецкий конвой между побережьем Африки и Италии, он был пущен на дно торпедой английской подводной лодки "Апрайт". Спустя месяц список продолжили тяжелые крейсера "Зара", "Пола" и "Фиуме", уничтоженные у мыса Матапан, а в конце года настал черед для "Альберико да Барбиано" и "Альберто ди Джуссано". 13 декабря у мыса Бон, натолкнувшись на английские и голландские эсминцы они были превращены в пылающие факелы
Счет итальянских потерь следующего года открыл легкий крейсер "Джиованни деле Банде Нере": 1 апреля 1942 года у острова Стромболи его настигла торпеда английской подводной лодки "Юрдж". Таким образом, меньше чем за год все "кондотьери" серии А оказались уничтоженными. Теперь настал черед тяжелого крейсера "Тренто". Он был потоплен 15 июня английскими торпедами. Спустя два месяца итальянские крейсера "Больцано" и "Муцио Аттендоло" были атакована английской подводной лодкой "Анброкен" и получили тяжелые повреждения: у "Муцио Аттендоло", например, был полностью оторван нос.
Такая же судьба постигла впоследствии тяжелые крейсера "Триест" и "Гориция".
Из уцелевших легких крейсеров четыре - "Евгений Савойский", "Эмануэле Филиберто дюка Д'Аоста", "Аттилио Реголо" и "Сципионе Африкано" - в порядке репараций были переданы странам-победительницам, а остальные оставались в строю итальянского флота до 1950-1960 годов. "Кондотьери" серии Е - "Джузеппе Гарибальди" - после коренной модернизации стал первым итальянским ракетным крейсером.
Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Научный консультант И. А. Иванов