- 21 1979-11 ¦ "Кошки" адмирала Фишера
- 22 1979-12 ¦ «Эскадренный крейсер»: борьба мнений
- 23 1980-01 ¦ Погибшие не в бою
- 24 1980-02 ¦ Последние катастрофы линейных кораблей
- 25 1980-03 ¦ Судьба немецких «городов»
- 26 1980-05 ¦ «Города» английские против немецких
- 27 1980-06 ¦ Уроки последних сражений
- 28 1980-07 ¦ Секретный приказ адмирала Дарлана
- 29 1980-08 ¦ «Карманный» линкор
- 30 1980-09 ¦ Бесславная девятка
- 31 1980-11 ¦ Сражение у мыса Матапан
- 32 1980-12 ¦ «Семнадцатого в семнадцать. Директор»
- 33 1981-01 ¦ Конец непотопляемой эскадры
- 34 1981-03 ¦ В огне тихоокеанских сражений
- 35 1981-04 ¦ В боях за Родину
- 36 1981-05 ¦ Последние представители класса крейсеро
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 09-1980
Выпуск: 30 Бесславная девятка
- Схемы ТТХ
- Вступление
- Описание (легкие)
- Описание (тяжелые)
- Служба
- "Таллин", СССР, 1939 г.
- 134 "Эмден", Германия, 1925 г.
- 135 "Карлсруэ", Германия, 1927 г.
- 136 "Нюрнберг", Германия, 1934 г.
Тяжелый Крейсер "Таллин", СССР, 1939 г.
Строился в Германии для немецкого флота как под именем "Лютцов". Продан в СССР в недостроеном состоянии в 1939 году.
Водоизмещение стандартное 13900 т,
3 гребных винта, мощность трех турбозубчатых агрегатов 132000 л. с., скорость хода 32 узла.
Длина между перпендикулярами 200 м, ширина 21,6, среднее углубление 4.57 м.
Дальность плавания 18-узловым ходом 6800 миль.
Бронирование:
пояс 127 мм, палуба 102 мм, башни 127 мм.
Вооружение:
8 - 203 мм орудий, 12 - 105 мм зениток, 12 - 37 мм, 3 - 20-мм автомата, 12 торпедных аппаратов, 3 самолета.
В июне 1941 года крейсер находился на достройке в Ленинграде. С началом войны было решено довести до конца лишь те работы, которые позволяли использовать его как плавучую батарею. Необходимые для этого первая и четвертая орудийные башни и механизмы для их обслуживания были быстро пущены в действие, и 7 сентября 1941 года "Таллин" нанес первый артиллерийский удар по скоплению фашистов у деревни Кипень. Позднее огонь крейсера сорвал наступление врага в районе Стрельны и Старо-Панова.
17 сентября фашисты обрушили на корабль огонь тяжелых орудий и, выпустив около пятидесяти 210 мм снарядов, нанесли ему тяжелые повреждения, в результате которых он сел на грунт неподалеку от переднего края обороны. Целый год тайком вели спасательные работы на поврежденном крейсере советские судостроители, и 17 сентября 1942 года темной ночью крейсер был снят с грунта н отбуксирован на Неву к Горному институту. Через год крейсер снова вступил в строй как плавучая батарея и в январе 1944 года выпустил более тысячи снарядов по врагу в районе Вороньей горы и Дудергофа. В 1959 году корабль пошел на слом.
134. Легкий Крейсер "Эмден", Германия, 1925 г.
Водоизмещение стандартное 5600 т,
2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 46 000 л с., скорость хода 29 узлов.
Длина наибольшая 152,5 м, ширина 14,3, среднее углубление 5,35 м.
Дальность плавания 18 узловым ходом 5300 миль.
Бронирование:
пояс 65-102 мм, башни 51 мм, боевая рубка 76 мм
Вооружение:
8 - 150-мм орудий, 3 - 88-мм зенитки, 4 - 37 мм зенитки, 4 торпедных аппарата.
135. Легкий Крейсер "Карлсруэ", Германия, 1927 г.
Водоизмещение стандартное 6650 т,
2 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 68000 л с., мощность дизелей экономического хода 1800 л. с., скорость хода 32 узла.
Длина наибольшая 174 м, ширина 15.1, среднее углубление 5,5 м.
Дальность плавания 19 узловым ходом 5200 миль.
Бронирование:
пояс 76-102 ми, башни 76 мм, боевая рубка 76 мм.
Вооружение:
9 - 150-мм орудий, 6 - 88 мм зениток, 8 - 37 ми зениток, 12 торпедных аппаратов, 2 самолета.
Всего построено 3.
136. Легкий Крейсер "Нюрнберг", Германия, 1934 г.
Водоизмещение стандартное 6980 т,
3 гребных винта, мощность двух турбозубчатых агрегатов 66000 л. с ., мощность дизелей экономического хода 124000 л. с., скорость хода 32 узла.
Длина наибольшая 184 м, ширина 16.4, среднее углубление 4.42 м.
Дальность плавания 19 узловым ходом 5700 миль.
Бронирование:
пояс 76-102 мм, башни 51 мм, боевая рубка 76 мм.
Вооружение:
9 - 150-мм орудий, 8 - 88-мм зениток, 3 - 37-мм зениток, 12 торпедных аппаратов, 2 самолета.
Всего построено 2.
7 апреля 1940 года английский самолет-разведчик обнаружил подозрительное оживление в немецких портах Северного и Балтийского морей. На следующий день британская подводная лодка потопила вблизи норвежских берегов немецкий транспорт с войсками, а неподалеку от Тронхейма в море с воздуха был обнаружен отряд немецких кораблей. Обеспокоенные этим, англичане выслали в море флот и авиацию, но помешать развитию событий уже не смогли: в ночь с 8 на 9 апреля немцы начали так называемую норвежскую операцию...
Когда отряд из трех фашистских крейсеров, трех миноносцев и флотилии тральщиков приблизился к входу в Осло-фьорд, норвежцы погасили все навигационные огни. Фашистская эскадра уменьшила ход, но упорно продолжала продвигаться к норвежской столице. Сражение началось в самом узком месте фьорда - в проходе Дрёбак. Здесь норвежские береговые батареи с дистанции всего 500 метров открыли по фашистским кораблям ураганный огонь. В течение нескольких минут в крейсер "Блюхер", на котором держал флаг командующий группой контр-адмирал Куметц, угодило около двадцати тяжелых снарядов. Нос корабля был разворочен, горел его самолетный ангар, но "Блюхер" продолжал медленно продвигаться вперед. И тут, перекрывая грохот орудий, раздались два мощных взрыва: торпеды, выпущенные из скрытого в скалах берегового торпедного аппарата, угодили в борт фашистского корабля. Потеряв ход и управление, он пошел ко дну с большей частью команды и адмиралом на борту.
Готовя захват важнейших портов и военно-морских баз Норвегии, немецко-фашистское командование создало шесть передовых отрядов, которые одновременно должны были нанести удары по Осло, Кристиансанну, Эгенсунну, Бергену, Тронхейму и Нарвику. В состав этих отрядов наряду с кораблями других классов были включены и шесть крейсеров. В операции против Осло, кроме "Блюхера", действовал легкий крейсер "Эмден". В ударе по Тронхейму участвовал тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", по Бергену - легкие крейсера "Кёльн" и "Кенигсберг" по Кристиансанну - легкий крейсер "Карлсруэ". Для многих из них события этих двух апрельских дней оказались столь же роковыми, сколь и для "Блюхера"...
Береговые батареи Бей-фьорда близ Бергена тоже встретили фашистские корабли огнем. И хотя их стрельба была менее точной, чем стрельба защитников Осло, крейсер "Кенигсберг" получил достаточно тяжелые повреждения, чтобы выйти из боя и немедленно возвратиться в Германию. Задержавшись в Бергене на сутки для ремонта, фашистский корабль остался здесь навсегда: 10 апреля английская авиация нанесла по порту сильнейший бомбовый удар. Две бомбы угодили в "Кенигсберг", крейсер опрокинулся и затонул на месте стоянки.
Легкому крейсеру "Карлсруэ", возглавлявшему высадку десанта в военно-морской базе Кристиансанн, на первый взгляд повезло больше: несмотря на огонь береговых батарей, он все же высадил на берег солдат и в тот же вечер вместе с миноносцами вышел в обратный путь. Но неподалеку от гавани этот корабль натолкнулся на английскую подводную лодку "Труант" и получил торпеду в правый борт. Спасти крейсер не удалось: сняв команду, немецкие миноносцы добили его торпедами.
Таким образом, норвежская операция оказалась губительной для крейсеров фашистских кригсмарине: в течение каких-нибудь двух суток на дно была отправлена треть всего фашистского крейсерского флота - три из девяти числившихся в списках крейсеров, построенных в промежутке между первой и второй мировыми войнами.
По Версальскому мирному договору побежденная Германия получила право иметь в составе действующих сил шесть легких крейсеров. Первым немецким военным кораблем среднего водоизмещения, построенным после заключения мира, стал легкий крейсер "Эмден" (134), сошедший на воду в 1925 году. Это был заурядный корабль, мало чем отличавшийся от легких крейсеров типа "Эмден-II", строившихся в конце первой мировой войны: примерно такие же водоизмещение, мощность, скорость и вооружение при несколько лучшей броневой защите.
В дальнейшем этот корабль использовался для подготовки офицерских кадров: с 1926 года до начала войны он совершил девять заграничных учебных плаваний. В то время как немецкая военщина готовила кадры для будущего флота, заправилы германской промышленности в обход требований стран-победительниц тайно готовились к открытой гонке вооружений. "Первый заказ на пушки, выполненный фирмой "Рейнметалл" после 1918 года, - хвастал в 1943 году один из ее руководителей, - был предназначен для крейсеров "Кенигсберг", "Карлсруэ", "Кельн", "Лейпциг" и "Нюрнберг". Мы выполнили этот заказ, к полному удовлетворению немецкого военного флота, и в то же время проложили путь в деле строительства в Германии трехорудийных башен".
И действительно первые в истории германского флота трехорудийные башни появились именно на трех однотипных крейсерах - "Карлсруэ" (135), "Кенигсберг" и "Кёльн", спущенных на воду в 1927-1928 годах. На них же опробовалась еще одна новинка - дизели для экономического хода.
Два таких двигателя мощностью по 900 л. с. были установлены в общем помещении позади машинных отделений, и каждый из них через зубчатую передачу и гидравлическую муфту можно было подключать к валу турбины.
Тогда считали, что, идя только на дизелях, крейсер приобретет большую дальность плавания. На практике же при этом все равно приходилось нередко держать в готовности и турбины. Когда же корабль шел на турбинах, крейсерские дизели оказывались лишним балластом.
Однако, мечтая о грядущих крейсерских операциях на дальних океанских коммуникациях, немецкие адмиралы настаивали на дальнейшем совершенствовании комбинированной силовой установки, и через два года на воду сошел новый легкий крейсер "Лейпциг", у которого паровые турбины и дизель сочетались более гармонично за счет трехвальной установки. Два внешних винта приводились в действие турбинами мощностью по 33 тыс. л. с. каждая, а средний винт - четырьмя двухтактными дизелями суммарной мощностью 12400 л. с.
По остальным показателям "Лейпциг" почти не отличался от своих предшественников: при водоизмещении 6980 т он нес такое же вооружение и броневую защиту, но имел большую дальность плавания - 5700 миль вместо 5200.
Затем в постройке легких крейсеров в Германии произошел пятилетний перерыв. А уже в декабре 1934 года стало известно, что немцы спустили на воду новый крейсер - "Нюрнберг" (136) К моменту ввода этого корабля в строй никаких данных по нему опубликовано не было, и лишь позднее выяснилось: "Нюрнберг" - увеличенная модификация "Лейпцига" с более совершенной зенитной артиллерией.
С 1935 года Германия сбрасывает все ограничения Версальского мира и приступает к постройке тяжелых крейсеров как раз в момент, когда другие страны перестали ими заниматься, сосредоточившись на строительстве легких крейсеров. К этому времени все предыдущие морские соглашения утратили силу, и немцы смогли беспрепятственно достичь более рационального сочетания калибра главной артиллерии, бронирования и водоизмещения.
Немцы тщательно скрывали все, что касалось тяжелых крейсеров. Говоря о водоизмещении, они называли цифру 10 тыс., хотя, как потом выяснилось, оно было более 13 тыс. т, скорость полного хода составляла около 32 узлов, а мощность силовой установки - выше 100 тыс. л. с.
Благодаря такой засекреченности англичане долгое время считали, что речь идет об увеличенном варианте "Нюрнберга" с дополнительной трехорудийной башней 150-мм калибра. И для них весьма неприятным сюрпризом стало сообщение о том, что в апреле 1939 года в строй немецкого флота вступил "Адмирал Хиппер" - тяжелый крейсер, вооруженный восемью 203-мм орудиями. За ним последовали "Блюхер" и "Принц Евгений" , а в 1939 году сошли на воду "Зейдлиц" и "Лютцов". Однако достройка последних двух кораблей приостановилась в 1939 году: их корпуса стояли у стенки с погруженными, но не смонтированными механизмами.
В это время была достигнута договоренность о продаже Советскому Союзу "Лютцова", причем немцы обязались достроить его в Советском Союзе и в согласованные сроки укомплектовать недостающим оборудованием, вооружением и боеприпасами. Недостроенный крейсер был переведен в Ленинград. Поставки недостающего оборудования в 1940 году вначале шли исправно, по согласованному графику, но с начала 1941 года начались перебои. До нападения Германии на Советский Союз фирма поставила лишь половину артиллерии главного калибра и часть боеприпасов. В связи с блокадой Ленинграда достройка крейсера, переименованного в "Таллин", была прекращена и он использовался при обороне города как плавучая батарея.
Не вошел в строй и оставшийся у немцев "Зейдлиц". Они пытались превратить его в авианосец, но переделка не удалась, и в конечном итоге "Зейдлиц" был затоплен в Кенигсберге при приближении Советской Армии. Три же остальных тяжелых крейсера вкупе с шестью легкими составили все крейсерские силы фашистской Германии во второй мировой войне. И, прямо скажем, судьба этой девятки оказалась бесславной.
Из легких крейсеров, как мы знаем, первыми нашли свою погибель в Норвежской операции "Кенигсберг" и "Карлсруэ". Но первыми получили боевые повреждения во второй мировой войне не они, а крейсер "Лейпциг": в декабре 1939 года, прикрывая эсминцы, ставившие мины у восточных берегов Англии, он был поражен торпедой английской подводной лодки "Салмон" и после долгого ремонта отправлен на Балтику. Здесь он присоединился к трем другим легким крейсерам - "Нюрнбергу", "Эмдену" и "Кёльну", переведенным в Балтийское море после минных постановок в Северном море и участия в Норвежской операции.
Если не считать скорой гибели "Блюхера", то разбойная карьера тяжелых крейсеров поначалу складывается более удачно. Так, первой операцией "Принца Евгения", вступившего в строй в августе 1940 года, стал рейд в Северную Атлантику в мае 1941 года, в котором он сопровождал крупнейший фашистский линкор "Бисмарк". В этом рейде "Бисмарк" был потоплен англичанами, а "Принц Евгений" сумел оторваться от преследования и добраться до французского порта Брест.
Отсюда в феврале 1942 года он вместе с линкорами "Гнейзенау" и "Шарнхорст" средь бела дня прорвался через Ла-Манш в Киль и сразу же был направлен в норвежские воды. 23 февраля 1942 года его настигла торпеда "крейсеробойца" - английской подводной лодки "Труант", и после ремонта "Принц Евгений" оказался тоже на Балтике.
Головной корабль серии тяжелых крейсеров "Адмирал Хиппер" накануне вторжения в Норвегию на пути к Тронхейму встретил в море английский эсминец "Глоуорм", предпринявший отчаянную попытку таранить врага. Отважный корабль нанес "Хипперу" повреждения, но был расстрелян орудиями крейсера и пошел ко дну. В дальнейшем при захвате Тронхейма "Адмирал Хиппер" получил несколько артиллерийских попаданий и стал на ремонт.
Позже судьба как будто начала улыбаться фашистскому корсару: в 1941-1942 годах за восемь месяцев рейдерства в Северной Атлантике он потопил 12 судов союзников общим водоизмещением 66 тыс. т. Но в декабре 1942 года разыгралось знаменитое сражение в Баренцевом море, когда конвой, охраняемый одними только английскими эсминцами, сумел отбиться от "карманного" линкора "Лютцов" и тяжелого крейсера "Хиппер" и дождаться подхода главных сил. Эта неудача привела Гитлера в неописуемую ярость и побудила его сгоряча отдать приказ о списании на слом всех тяжелых надводных кораблей немецкого флота. Однако вскоре он передумал, сменил лишь главнокомандующего флотом, а "Адмирала Хиппера" велел перевести на Балтику, где в 1944 году собрались остатки фашистской крейсерской эскадры.
Именно здесь в октябре 1944 года "Принц Евгений" в густом тумане случайно таранил потерявший ход "Лейпциг" неподалеку от Гдыни.
Целых 14 часов потребовалось фашистам для того, чтобы развести корабли и приступить к буксировке тяжело поврежденного "Лейпцига" в один из датских портов. Там он и капитулировал в мае 1945 года. Год спустя этот корабль был затоплен союзниками в Северном море с грузом отравляющих веществ. Такая же участь постигла "Эмден", затопленный после бомбардировки в Киле, "Кельн", затонувший от бомб в Вильгельмсгафене, и "Адмирала Хиппера", затопленного неподалеку от Киля с грузом запасных частей для подводных лодок.
"Нюрнберг" и "Принц Евгений" сдались в Копенгагене. Последний попал к американцам и был включен в состав подопытной эскадры из 87 кораблей, которая должна была подвергнуться действию взрывов атомных бомб у атолла Бикини. Выдержав надводный и подводный взрывы летом 1946 года, "Принц Евгений" получил, однако, такие повреждения, что через несколько месяцев сам затонул у атолла Кваджалейн...
Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Научный консультант И. А. Иванов