- 21 1979-11 ¦ "Кошки" адмирала Фишера
- 22 1979-12 ¦ «Эскадренный крейсер»: борьба мнений
- 23 1980-01 ¦ Погибшие не в бою
- 24 1980-02 ¦ Последние катастрофы линейных кораблей
- 25 1980-03 ¦ Судьба немецких «городов»
- 26 1980-05 ¦ «Города» английские против немецких
- 27 1980-06 ¦ Уроки последних сражений
- 28 1980-07 ¦ Секретный приказ адмирала Дарлана
- 29 1980-08 ¦ «Карманный» линкор
- 30 1980-09 ¦ Бесславная девятка
- 31 1980-11 ¦ Сражение у мыса Матапан
- 32 1980-12 ¦ «Семнадцатого в семнадцать. Директор»
- 33 1981-01 ¦ Конец непотопляемой эскадры
- 34 1981-03 ¦ В огне тихоокеанских сражений
- 35 1981-04 ¦ В боях за Родину
- 36 1981-05 ¦ Последние представители класса крейсеро
Статья из журанала "Моделист-Конструктор" № 06-1980
Выпуск: 27 Уроки последних сражений
- Схемы ТТХ
- Франция, Италия, Австро-Венгрия
- Россия
- Япония, США
- "Рюрик", Россия, 1906 г.
- 119 "Гельголанд", Австро-Венгрия, 1914 г.
- 120 "Хирадо", Япония, 1912 г.
- 121 "Тацута", Япония, 1918 г.
- 122 "0маха", США, 1921 г.
- 123 "Сендаи", Япония, 1923 г.
Броненосный Крейсер "Рюрик", Россия, 1906 г.
Броненосный крейсер "Рюрик" строился в Англии по заказу России.
Заложен в 1905 году, спущен на воду 17 ноября 1906 года, вступил в строй в 1908 году.
Водоизмещение 16930 т, мощность паровых машин тройного расширения 20670 л. с., скорость хода 21 узел.
Длина наибольшая 161.2 м, ширина 22.9, среднее углубленно 7.9м.
Дальность плавания 4000 миль.
Бронирование:
пояс 76-155 мм, палуба 38 мм, казематы 76 мм, башни 178-203, боевая рубка 127- 203 мм.
Вооружение:
4-254-мм, 8-203-мм, 20-120мм, 4-47мм орудия, 18 пулеметов, 2 торпедных аппарата и 500 мин.
С самого начала первой мировой войны "Рюрик" активно участвовал в боевых действиях на Балтике, ставя минные заграждения и ведя артиллерийские дуэли с немецкими крейсерами. В феврале 1915 года крейсер получил серьезные повреждения, напоровшись на камни близ острова Гогланд, а в ноябре 1916 года, - подорвавшись на немецких минах у острова Гогланд. Дважды после ремонта снова вступал в строй. Пошел на слом в 1922 году.
119. Легкий крейсер "Гельголанд", Австро-Венгрия, 1914 г.
Водоизмещение 3750 т, мощность паровых турбин 29565 л. с., скорость хода 27.3 узла.
Длина между перпендикулярами 125.2 м, ширина 12,8, среднее углубление 5.3 м.
Бронирование:
пояс 63 мм, палуба 20 мм.
Вооружение:
9-100-мм орудий, 6 торпедных аппаратов.
Всего построено четыре единицы.
120. Легкий крейсер "Хирадо", Япония, 1912 г.
Водоизмещение 4950 т, мошность паровых турбин 22500 .л. с., скорость хода 26,4 узла.
Длина между перпендикулярами 145 м, ширина 14.2 м, среднее углубление 5.1 м.
Бронирование:
палуба 57 мм.
Вооружение:
8 - 152-мм орудий, 4 - 12-фунтовых пушек, 3 торпедных аппарата.
Всего построено две единицы.
121. Легкий крейсер "Тацута", Япония, 1918 г.
Водоизмещение 3230 т. мощность паровых турбин 51 000 л. с., скорость хода 33 узла.
Длина между перпендикулярами 134 м, ширина 12.4, среднее углубление 4 м.
Бронирование:
пояс 37-51 мм.
Вооружение:
4 - 140 мм орудия, 1 - 76мм зенитка, 2 - 13-мм зенитки, 6 торпедных аппаратов.
Всего построены две единицы.
122. Легкий крейсер "0маха", США, 1921 г.
Водоизмещение 7620 т, мощность паровых турбин 90000 л. с., скорость хода 33.75 узла.
Длина наибольшая 169,3 м, ширина 16.86, среднее углубление 4.34 м.
Бронирование:
пояс 76 мм, палуба 37 мм, башни 37 мм.
Вооружение:
12 - 152- мм, 2 - 76 мм, 2 - 47-мм орудия, 10 торпедных аппаратов, 2 самолета, 1 катапульта.
Всего построено десять единиц.
123. Легкий крейсер "Сендаи", Япония, 1923 г.
Водоизмещение 5195 т, мощность паровых турбин 90000 л. с., скорость хода 35,25 узла.
Длина между перпендикулярами 150 м, ширина 14.2, среднее углубление 4,9 м.
Бронирование:
пояс 51 мм, боевая рубка 51 мм.
Вооружение:
7 - 140-мм орудий, 2 - 76-мм зенитки, 8 торпедных аппаратов, 1 самолет.
Всего построено три единицы.
Весной 1914 года на стратегических маневрах французского флота корреспондент парижской газеты "Пти републик" с изумлением выслушал признания главнокомандующего флота вице-адмирала Буэ де Лаперера. По словам последнего, цель маневров состояла в том, чтобы убедить морского министра в мысли: без линейных и легких крейсеров выполнение флотом каких-либо задач невозможно. И пожалуй, это признание, как ничто иное, свидетельствует о том драматическом положении, в котором находилось французское военное кораблестроение накануне первой мировой войны, в которую Франция вступила, не имея ни одного линейного и ни одного современного легкого крейсера.
Не лучше обстояло дело с легкими крейсерами и у другой средиземноморской державы - Италии. Сосредоточив после 1905 года усилия всех своих верфей на постройке дредноутов и броненосных крейсеров, эта страна не уделяла никакого внимания проектированию легких крейсеров. И когда разразилась мировая война, оказалось, что единственным современным легким крейсером, который можно было включить в состав итальянского флота, оказался "Либиа", строившийся фирмой "Ансальдо" для Турции и конфискованный после начала боевых действий.
Недостаток в кораблях этого класса Италия ощутила в мае 1915 года, вступив в войну на стороне Антанты и столкнувшись с военным флотом Австро-Венгрии - единственной, помимо Англии и Германии, европейской державы, уделявшей должное внимание постройке легких крейсеров в 1905- 1914 годах. Первым таким кораблем в австро-венгерском флоте стал "Адмирал Шпаун" - легкий крейсер нового типа, спущенный на воду в 1909 году. При водоизмещении 3500 т он нес семь 105-мм орудий и развивал скорость в 26 узлов. Этот корабль послужил прототипом для трех более сильных крейсеров - "Гельголанд" (119), "Сайда" и "Новара", получивших названия в честь былых побед австро-венгерского флота. Заложенные в 1911- 1912 годах, все эти крейсера, прекрасно рассчитанные для действий в Адриатике, к концу 1914 года вошли в состав австро-венгерского флота, силы которого по крайней мере вчетверо уступали объединенному англо-франко-итальянскому флоту на Средиземном море. При таком соотношении сил можно было бы полагать, что Австро-Венгрия не решится на сколько-нибудь серьезные шаги и ограничится набеговыми операциями, но получилось иначе: корабли ее действовали весьма активно...
Неприятности, причиненные немецкими и австрийскими легкими крейсерами, особенно остро ощутили Франция и Италия. Не случайно эти страны после окончания войны постарались заполучить побольше трофейных кораблей того класса, развитию которого они уделяли так мало внимания в предвоенные годы.
В прошлом номере журнала уже упоминалось, что Италия включила в состав своего флота три бывших немецких легких крейсера, а Франция - четыре. Такая же судьба постигла и австрийские крейсера: "Гельголанд" и "Сайда", переименованные соответственно в "Бриндизи" и "Венецию", пополнили итальянский флот, а "Новара" под новым названием "Тионвиль" - французский. Все эти три корабля пошли на слом только в 1937 году.
В то время как европейские морские державы со стороны, не торопясь, с ,анализировали боевой опыт русско-японской войны, российский флот, заплативший за этот опыт кровью своих моряков, не имел возможностей для такого скрупулезного изучения. Известия с театров войны требовали безотлагательных решений, и в этом заключалась причина того необычного положения, в котором оказалось русское крейсеростроение в промежутке между русско-японской и империалистической войнами. Так, не тратя времени на разработку новых проектов, морское ведомство в 1905 году, еще до окончания боевых действий, заложило три броненосных крейсера по чертежам хорошо себя зарекомендовавшего порт-артурского крейсера "Баян" (см. "М-К" № 3, 1979 г.). "Адмирал Макаров", стоявший на стапелях Тулона во Франции, вступил в строй в 1908 году, а два однотипных - "Паллада-II" и "Баян-II", строившиеся в Петербурге, вступили в строй в 1911 году.
Более полно боевой опыт русско-японской войны был учтен при проектировании броненосного крейсера "Рюрик-II" (см. № 5, 1979 г.), корабля, появление которого предугадал в своем дипломном проекте воспитанник Кронштадтского морского инженерного училища В. Костенко. Примерно в эти же годы крейсера подобного типа - переходного от броненосных 1890-х годов к линейным 1910-х-появились и в других флотах: "Теннесси" (70) в США, "Сан-Марко" (73) в Италии, "Блюхер" (103) в Германии. Логическим завершением этой линии развития стал, как мы уже писали, английский линейный крейсер "Инвинсибл" (101).
После вступления в строй в 1908 году "Рюрика-II", строившегося в Англии, в выпуске русских крейсеров наступил перерыв. В этот период все силы отечественного кораблестроения сосредоточились на выработке типа линейного корабля. И только в 1911 году, по завершении этой программы, взялись за крейсера, в первую очередь линейные. Техническое задание на такие корабли для Балтийского моря разработало Главное управление кораблестроения.
В конкурсе приняло участие семь отечественных и зарубежных заводов. Лучшим признали проект Адмиралтейского завода, по которому после доработки и были в декабре 1912 года заложены четыре русских линейных крейсера: "Измаил" и "Кинбурн" на Балтийском заводе, "Бородино" и "Наварин" на Адмиралтейском. Водоизмещение их составляло 32500 т, скорость 28 узлов и вооружение двенадцать 356-мм двадцать четыре 130-мм орудия. Постройка этих крупнейших в истории России кораблей велась ускоренными темпами: в июне 1915 года сошел на воду "Измаил", за ним в октябре - "Кинбурн" и "Бородино", а в конце 1916 года - "Наварин".
Должное внимание уделили русские кораблестроители и легким крейсерам. В 1913 году в Петербурге и Ревеле заложили четыре таких корабля для Балтийского флота - "Адмирал Бутаков", "Адмирал Спиридов", "Светлана" и "Адмирал Грейг". Это были современные по тем временам крейсера водоизмещением 6800 т, развивавшие скорость 29,5 узла, вооруженные пятнадцатью скорострельными 130-мм орудиями и несшие 76-мм броневой пояс и 25,4-мм броневую палубу.
По тому же проекту с незначительными изменениями строились и крейсера для Черноморского флота - "Адмирал Нахимов", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов". Два менее мощных легких крейсера - "Муравьев-Амурский" и "Адмирал Невельской" - были заказаны в Германии для Сибирской флотилии (водоизмещение 4300 т, 27,5 узла, восемь 130-мм и четыре 64-мм орудия).
До самого окончания войны ни один из этих крейсеров так и не вступил в строй российского флота. После Октябрьской революции недостроенные корпуса линейных крейсеров продали на слом. Еще в самом начале войны немцы конфисковали легкие крейсера "Муравьев-Амурский" и "Адмирал Невельской". Иная судьба выпала на долю "Адмирала Грейга" и "Адмирала Спиридова": их корпуса использовали при постройке первых советских танкеров "Азнефть" и "Грознефть". "Светлана" была достроена и получила название "Профинтерн". Позже этот корабль перевели на Черное море и переименовали в "Красный Крым". Крейсера "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Спиридов" после кардинальной переработки и модернизации проектов вошли в состав Черноморского флота под названиями "Червона Украина" и "Красный Кавказ".
В первые годы послевоенного затишья лихорадочная кораблестроительная деятельность вспыхнула в Японии и США - центр военно-морского соперничества переместился на Тихий океан.
Япония считалась четвертой по счету державой в мире, не прекратившей разработку и постройку легких крейсеров в 1905-1914 годах. Правда, кораблей было всего два - "Якаги" и "Хирадо" (120), и относились они к переходному типу. Подобно прежним бронепалубным крейсерам I ранга, предназначенным для действий на океанских коммуникациях, они были защищены только броневой палубой и не имели бортового пояса. Однако скорость их хода увеличили до 26-27 узлов, как у новейших легких крейсеров Англии, Германии и Австро-Венгрии. Заложенные в 1910 году, "Якаги" и "Хирадо" вступили в строй в 1912 году. Затем в разработке этого класса боевых кораблей настал пятилетний перерыв, конец которому положили тревожные для Японии вести из США...
После постройки четырех броненосных крейсеров типа "Теннеси" в 1904 году и трех бронепалубных крейсеров III ранга типа "Честер" в 1907 году США перестали уделять какое-ли6о внимание развитию крейсерского флота. Но события первой мировой войны не могли не повлиять на военно-морскую политику этой страны, и в 1916 году, когда в Европе уже бушевала война, в США был принят закон о флоте, предусматривавший постройку шести линейных крейсеров типа "Лексингтон" и десяти легких крейсеров типа "Омаха".
По-видимому, эта весть побудила японских адмиралов активизировать работы по созданию новых линейных и легких крейсеров. Японское правительство намеревалось строить линейные крейсера типа "Амаги" (водоизмещение 40 тыс. т, скорость хода 35 узлов и двенадцать 406-мм орудий). В 1917 году на государственных верфях Японии в Сасебо и Йокосуке заложили первые современные легкие крейсера "Тацута" (121) и "Тенрью".
Как мы уже знаем, в эволюции этих кораблей можно проследить две линии развития - немецкую и английскую. Первая приводит к разработке единого универсального типа, способного выполнять функции как разведчика при эскадре, так и собственно крейсера. Вторая ведет к созданию двух отдельных типов: "скаутов" для эскадр и "городов" для действий на коммуникациях. В ходе боевых действий англичане были вынуждены скорректировать свои морские программы и перейти к постройке легких крейсеров для Северного моря, близких по типу к немецким универсальным легким крейсерам. Зная это, японцы, также склонные к разработке такого же типа корабля, не мудрствуя лукаво, в качестве прототипа для "Тацуты" взяли английский крейсер типа "С". Первые японские легкие крейсера вступили в строй в 1919 году, когда американцы еще и не начинали их постройку.
Не имея никакого опыта в создании линейных крейсеров - по свидетельству специалистов, "самой трудной проблеме кораблестроения",- американцы приступили сразу к созданию корабля самых крупных размеров. Первоначальный проект линейного крейсера "Лексингтон" составлялся до изучения опыта Ютландского сражения, когда американцы, как и англичане, ставили во главу угла высокую скорость и мощь артиллерии. По этому проекту "Лексингтон" представлял собой корабль водоизмещением 35 300 т со скоростью хода 35 узлов, который нес восемь 406-мм и шестнадцать 152-мм орудий. В результате последующей переработки водоизмещение возросло до 44 200 т, а скорость хода за счет усиления бронирования снизилась до 28,5 узла.
Как следствие этих изменений закладка всех шести линейных крейсеров - "Саратога", "Лексингтон", "Конститьюшин", "Констеллейшн", "Рейнджер" и "Юнайтед Стейтс" - произошла лишь в 1920 году.
Большие трудности встретили американцы и в создании легких крейсеров. Из-за многократных переделок проекта и перегруженности верфей другими заказами строительство кораблей все время откладывалось. Лишь в 1918 году, после окончания боевых действий, были заложены первые десять - "Омаха" (122), "Цинциннати", "Рейли", "Детройт", "Ричмонд", "Конкорд", "Трентон", "Марблхед", "Мемфис" и "Милуоки".
Обеспокоенные японцы ответили закладкой пятитысячетонных легких крейсеров трех серий. Прототипом для первой стал крейсер "Тацута". Пять кораблей этой серии - "Кума", "Кисо", "Ои", "Китаками" и "Тама" - при водоизмещении 5870 т, скорости 31-32 узла несли семь 140-мм орудий, две 176-мм зенитки, 8 торпедных аппаратов. Бронирование состояло из 51-мм пояса и 37 - 51-мм броневой палубы. Начатые постройкой в 1918 году, эти крейсера вступили в строй через два года.
В 1920 году японцы приступили ко второй серии - "Абукума", "Исузи", "Кину", "Нагара", "Натори" и "Юра". При водоизмещении 5170 т и скорости 36 узлов они несли такое же вооружение и бронирование, как корабли предшествовавшей серии.
Шесть крейсеров последней серии, почти не отличаясь по своим тактико-техническим данным от кораблей типа "Кума", вошли в историю как первые и единственные в японском флоте четырехтрубные крейсера. Им суждено было «понести потери» еще до вступления в строй - их заложили в 1922 году, в том самом, когда было подписано Вашингтонское соглашение об ограничении вооружения на море. Из шести крейсеров серии три разобрали, а три других - "Сендаи" (123), "Зинту" и "Нака" вступили в строй в 1923-1925 годах. Вашингтонское соглашение положило конец и постройке линейных крейсеров. Из шести американских кораблей этого класса четыре были разобраны, а два вступили в строй в новом качестве. То были "Лексингтон" и "Саратога", - авианосцы, перестроенные из линейных крейсеров...
Под редакцией заместителя главнокомандующего Военно-Морского Флота СССР адмирала Н. Н. Амелько
Г. Смирнов, В. Смирнов, инженеры
Научный консультант И. А. Иванов